Научная статья на тему 'Воздействие государства на развитие банковского налогообложения'

Воздействие государства на развитие банковского налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТAX / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / БАНК / НАЛОГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОД / ФИНАНСЫ / МОДЕЛЬ / ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAX SYSTEM / BANK / TAX INFLUENCE / CONCEPT / METHOD / FINANCE / MODEL / POLICY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкович Сергей Владимирович

В статье рассмотрены основные подходы формирования государственной финансово кредитной политики в развитии банковского налогообложения. Оп-ределено место налогов как одного из наиболее важных инструментов проведения данной политики. Кроме того в статье рассмотрены основные концепции и методы, используемые при построении налоговой системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the basic approaches of formation state financially the credit policy in development of the bank taxation. The place of taxes as one of the most important tools of carrying out of the given policy is defined. Besides in article the basic concepts and the methods used at construction of tax system of the state are considered.

Текст научной работы на тему «Воздействие государства на развитие банковского налогообложения»

С.В. Клюкович

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы формирования государственной финансово - кредитной политики в развитии банковского налогообложения. Определено место налогов как одного из наиболее важных инструментов проведения данной политики. Кроме того в статье рассмотрены основные концепции и методы, используемые при построении налоговой системы государства.

Annotation

The article considers the basic approaches of formation state financially - the credit policy in development of the bank taxation. The place of taxes as one of the most important tools of carrying out of the given policy is defined. Besides in article the basic concepts and the methods used at construction of tax system of the state are considered.

Ключевые слова

Налог, налоговая система, банк, налоговое воздействие, концепция, метод, финансы, модель, политика, законодательство.

Key words

Тax, tax system, bank, tax influence, concept, method, finance, model, policy, legislation.

При осуществлении налогового воздействия следует исходить из приоритетов государства и экономики в целом, в том числе отдельных субъектов, в частности, банков. Кроме того, необходимо анализировать возможные последствия нововведений в трех периодах: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном, и уже, исходя из полученных результатов исследования, определять эффективность и период действия тех или иных мер.

Исчисление и уплата налогов являются в банке частью финансового менеджмента и процесса управления финансовыми ресурсами и финансовыми потоками. По данным отчетности кредитных организаций основная часть налогов, сборов и иных обязательных платежей приходится на налог на прибыль, а также налоги и сборы в виде начислений на заработную плату, уплачи-

ваемые банками в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это обстоятельство определяет дальнейшую целесообразность более детального рассмотрения отдельных видов налогов в системе банковского налогообложения среди их общего количества.

Налоги в банковской системе как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства занимают важное место, регулируя следующие процессы:

1.Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления.

2.Взаимоотношения предприятий с бюджетом, переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предпри-

ятиями.

3.Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов в условиях рыночной экономики.

4.Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений НТП.

5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов.

6.Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.

Необходимо заметить, что банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления ряда налогов и их налогооблагаемых баз. В связи с этим системы налогообложения должны строиться на выборе наиболее эффективной типовой концепции. Рассмотрим основные из данных концепций .

Первая концепция под названием « компенсации выгод» предполагает прямую пропорциональную связь размеров налоговых поступлений и выгоды, получаемой налогоплательщиками от государства.

Вторая концепция равной доли налогового давления построена на пропорциональности налога и размера получаемого дохода. Эта концепция кажется, на первый взгляд, более справедливой, хотя нередко невозможно оценить степень значимости налога по уровням дохода.

В отличие от двух вышеприведенных концепций, третья - ресурсная концепция - ориентирована на связь налога с затратами на потребляемые ресурсы. При этом необходимо учитывать объем ресурсов, цены на них, основные и вспомогательные затратные элементы.

Приоритетность выбора концепции системы налогообложения является сложной задачей государственного воздействия на экономику в целом, и в ча-

стности, на деятельность коммерческих банков. Эта задача решается по-разному на разных этапах развития страны и зависит от выбора модели налоговой системы.

В мировой практике существуют четыре базисные модели налоговых систем в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская, смешанная.

Выполненный анализ сущности и содержания данных моделей показал, что особенностью англосаксонской модели является превалирование в налогообложении прямых налогов.

На высокой доле отчислений на социальное страхование, которые можно отнести к налоговым платежам, основана евроконтиненталъная модель, поскольку данные отчисления имеют все признаки налога. Следует отметить, что в данной модели, наоборот, весьма значительна доля косвенных налогов.

Кроме того, латиноамериканская налоговая модель ориентирована на обложение косвенными налогами с целью зашиты бюджетных поступлений от инфляции, что предполагает значительный уровень инфляции, характеризующей ее специфические черты.

Применение так называемой смешанной модели налоговой системы определяет тот факт, что многие страны, не желая ставить бюджетные поступления страны в зависимость от конкретного вида налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру доходов бюджета.

Анализ механизма формирования и исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствует о том, что в России сложилась смешанная модель налоговой системы, сочетающая в себе отдельные признаки прочих моделей. Можно утверждать, что данная модель более аморфна, ее основные признаки как бы размыты.

Почему же в России было отдано предпочтение данной модели? Положительные стороны данной модели определяются тем фактом, что российская экономика развивается нестабильно, и в зависимости от специфики ее развития корректируется система налогообложения.1 В определенные периоды, когда растет инфляция, упор делается на косвенные налоги, при более стабильной экономике - налоговое бремя перекладывается с физических лиц на юридических.

В настоящее время российская налоговая система проходит очередной этап реформирования, поэтому совершенствование налоговой системы идет эволюционным путем, без кардинального изменения основ налоговой системы. Государство старается отменить неэффективные налоги либо заменить одни налоги на другие ( нередко группу налогов).

Таким образом, воздействие государства на банки в реализуемой смешанной модели может осуществляться различными методами, в основном изменением налоговых ставок и порядка определения налоговых баз, а также предоставлением или отменой льгот ( рис.1 ). Один из этих методов -метод льготирования следует рассмотреть немного шире.

В определенные периоды банки активно использовали предоставляе-

мые им по налогам льготы в целях снижения отчислений в бюджет ( использование кредитными организациями льгот по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы, по финансированию определенных затрат на такие объекты).

1 Майбуров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Майбуров и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

При этом большинство таких объектов либо фактически принадлежали банкам и использовались для собственных нужд, либо затраты по финансированию компенсировались

встречными обязательствами финансируемых организации. В результате бюджет недополучал существенные средства.

В то же время не все льготы используются банками для целей ухода от налогообложения. Например, предоставление льготы по налогу на доходы физических лиц по приобретению жилья (включая проценты за кредиты) способствует в настоящее время развитию ипотечного кредитования, несмотря на противников льгот .

Понимание сущности налоговых льгот как потенциальных стимулов позволяет возразить тем авторам, которые считают применение налоговых льгот нецелесообразным, объясняя это тем, что «... налоговые льготы разъедают нашу налоговую систему ,..»2.

Осуществление политики ликвидации налоговых льгот лишило российскую налоговую систему возможности определять и стимулировать приоритетные инновационные направления развития отечественного производства.

Так, изменяя систему налогообложения (введение или отмена налогов), а также ставки налогов, государство воздействует на банковскую систему в целом. Изменение налоговой базы может быть направлено как на банковскую систему в целом, так и на отдельные операции банков (в зависимости от изменений, например, при общем изменении порядка определения налоговой базы воздействие оказывается на все банки; при изменении порядка налогообложения срочных сделок - только на указанные операции банков-участников срочного рынка).

2 Шаталов С. Д. Налоговая реформа и направления налоговой политики // ЭКО. - 1999. - № 1. -С. 13.

законодательный судебный административный

ормы проявления налогового воздействия.

изменение анализ по- налоговые

налоговой ступления проверки

базы налогов

изменение системы санкции за на- разъяснение на- обязательные

налогообложения рушение зако- логового законо- аудиторские

нов дательства проверки

Рис.1.Методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность и формы их проявления

Предоставлением или отменой льгот государство может воздействовать как на банковскую систему в целом (по тем льготам, которые касаются всех банков, например, существовавшая ранее льгота по отчислениям в резервный фонд), так и на отдельные банки (например, льгота по налогу на прибыль по убыткам предыдущих лет) и отдельные операции банков (льгота по государственным ценным бумагам). Аналогично определяется и обратная зависимость: при определении направлений воздействия вырабатываются и соответствующие методы.

Необходимо отметить, что на механизм налогообложения влияют не только льготы, но и ставки налога, учетная политика, порядок определения затрат и формирования финансовых результатов, методы расчета налога и его уплаты. Конкретный финансовый инструмент выбирается с учетом специфики поставленной задачи, вида дея-

тельности, типа организационно-

правового оформления плательщиков.3

Налоговая практика подтверждает, что инвестиции направляются в те сферы экономики, где выше доходность и меньше сроки окупаемости, и не- обязательно в те области, где больше налоговых льгот.

Подтверждением данного суждения может служить отечественный опыт стимулирования развития малого бизнеса (в том числе и посредством кредитования банками), который, несмотря на широкие, разнообразные и ощутимые налоговые льготы, не занял сколько-нибудь заметного места в экономике.

Кроме того, примером по данному случаю является установление дифференцированных ставок налога на

3 Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение/ Е. Н. Евстигнеев. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

прибыль по различным группам налогоплательщиков при разных нормах прибыли.

Обычно государства, в том числе и Россия, не облагают налогом на добавленную стоимость экспортируемые товары, заключают соглашения по налогам на определяющие виды товаров, работ, услуг внешней торговли, об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Указанное особенно актуально и для банков, которые все активнее выходят на международные финансовые рынки.

Под административным методом налогового воздействия на деятельность банков понимается комплекс мер и мероприятий органов исполнительной власти, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов.

Следует заметить, что данный метод подразумевает не только контрольную работу налоговых органов, но и учетно-аналитическую и консультационную деятельность органов исполнительной власти.

Таким образом, административный метод реализуется посредством:

- работы налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (ответы на вопросы, разъяснение налогового законодательства: издание инструкций, методических рекомендаций, писем и т.п.);

- камеральных и выездных налоговых проверкок деятельности коммерческих банков;

- анализа эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков;

- обязательных аудиторских проверок.

Направления и методы налогового воздействия находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости: использование конкретного метода определяет направление воздействия, выбор конкретного направления подра-

зумевает использование определенного метода воздействия.

Определение направлений и методов налогового воздействия на деятельность банков требует рассмотрения границ воздействия, поскольку любое воздействие имеет свои пределы. При этом очень важно финансовое состояние, ликвидность банка.

Границы налогового воздействия на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и объемами предоставляемых льгот.

Анализ действующей системы налогообложения российских банков показывает, что небольшое снижение налогового бремени приведет не только к снижению показателей банков, но и к снижению доходов бюджета.

В целях увеличения налоговых поступлений и развития банков необходимо более резкое снижение налогового бремени. Небольшое увеличение налогового бремени будет способствовать росту доходов бюджета до того момента, пока уплата налогов в соответствии с законодательством не приведет к убыточной деятельности налогоплательщика. При этом дальнейшее усиление налогового бремени будет иметь результатом значительное сокращение доходов бюджета.

Значение и необходимость стабилизации и развития банковской деятельности очевидны. Регулирование и стимулирование любой деятельности, в том числе и банковской, должны исходить из факторов, определяющих и влияющих на данный вид деятельности.

Анализируя данные факторы в теоретических, практических и исторических (что немаловажно) аспектах, можно выработать соответствующие меры и рычаги воздействия на ту или иную деятельность.

При этом от выбора той или иной налоговой концепции, направлений и методов налогового воздействия на дея-

тельность коммерческих банков зависит и развитие промышленности, и рост благосостояния населения, и сильная социальная политика государства, а также степень выполнения государством своих функций (поскольку основной источник доходов государства - налоговые платежи) и научнотехнический прогресс.

В результате проводимой финансово - кредитной политики государства на развитие системы банковского налогообложения на современном этапе функционирования коммерческих банков сложилась система налогообложения, включающая в себя следующие налоги:

- федеральные - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, государственная пошлина, налог на доходы физических лиц;

- региональные - налог на имущество организаций, транспортный налог;

- местные - земельный налог.

Система налогообложения носит в коммерческих банках комплексный характер и опирается на социальноэкономические свойства, факторы и источники банковского продукта. В процессе его формирования складывается и система налогообложения, при условии проведения государством оптимальной финансово - кредитной политики.

Определяя ту или иную налоговую политику исходя из приоритетов экономики и страны в целом, государство может способствовать развитию или, наоборот, сдерживанию определенных отраслей промышленности и финансовых секторов экономики.

С целью совершенствования модели налогообложения государство прибегает нередко к ее законодательному изменению. Изменять законодательно систему налогообложения можно как путем введения или отмены от-

дельных налогов, так и вносить корректировки в уже действующие законы.

Таким образом, можно определить, что законодательный метод реализуется через изменение, отмену ряда отдельных элементов системы банковского налогообложения :

- введение или отмену налогов (изменение системы налогообложения);

- изменение налоговых ставок;

- предоставление или отмену

льгот;

- изменение налоговой базы;

- установление санкций за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, налоговое воздействие на банки в приоритетных для государства направлениях и определенными методами в настоящее время весьма актуально. При этом следует исходить из особенностей функционирования банков в настоящее время и увеличения рисковых операций, считая «элементом неопределенности, отражающейся на деятельности субъекта» 4. Отметим, что бытует и мнение, согласно которому «...налоговый риск в категорию финансовых рисков не входит, так как сам по себе не следует из природы финансовых операций, а обусловлен действиями налогоплательщика или органов государства по отношению к налогоплательщику»5.

Другие авторы считают, что такое утверждение спорно , ведь налоговый риск означает вероятность ущерба , ослабления его финансово-

экономического потенциала, из-за неадекватных действий (бездействия) на-

4 Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология / Пер. с франц. В 2-х т. Т.2. М.: Международные отношения, 1994. — С. 500.

5 Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. Пепеляева С.Г. М.: «Статут», 2007. — С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логоплательщиков и уполномоченных

6

государственных органов .

Библиографический список

I.Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая// принят ГД ФС РФ 16.07.1998г., в ред. от 03.06.2009 г.

2.Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ// принят ГД ФС РФ 03.02.1996г., в ред. от 03.06.2009 г.

3. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология / Пер. с франц. В 2-х т. Т.2. М.: Международные отношения, 1994. — С. 500.

4. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение/ Е. Н. Евстигнеев. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

5. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Майбуров и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

6. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы.-2009.-№2.-С.44.

7.Романова М.В. Первичные документы для налогообложения прибыли ; журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», №12, 2008 г.

8.Смирнов Е.Е. Изменения второй части Налогового кодекса РФ// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». - 2009. - №7. - с. 61

9. Шаталов С. Д. Налоговая реформа и направления налоговой политики // ЭКО. - 1999. - № 1. - С. 13.

10. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. Пепеляева С.Г. М.: «Статут», 2007. — С. 8.

II.Ясин Е.Г. Модернизация и общество: доклад к VIII Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3-5 апреля 2007 г. / Е. Ясин; Гос.

6 Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы.-2009.-№2.-С.44.

ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ,- 114 с.

12.www.nalog.ru

13.www.gks.ru

14.www.minfin.ru

15.www.cbr.ru

Bibliographic list

1. The tax code of the Russian Federation: parts the first and the second//GD FС Russian Federation 16.07.1998, from 6/3/2009

2. The law of Russian Federation «About banks and bank activity» № 17-FZ// by GD FС Russian Federation 03.02.1996, from 6/3/2009

3. Bernard I, Collie Zh. K. Sensible economic and financial dictionary: French, Russian, English, German, the Spanish terminology / International relations, 1994.

— p. 500.

4. Yevstigneyev E.N. Taxes and taxation E.N.Evkstigneev's /. — SPb.: Peter, 2008.

— 304 p.

5. I.A.Majburov Taxes and taxation / I.A.Majburov, etc. - М: JUNITI-IS, 2008. -511 p.

6. Pinsky River M. Tax risk: essence and displays//Finansy.-2009.- № 2.-p.44.

7. Romanov M.V. The primary documents for the profit taxation; magazine «Taxation, the account and the reporting in commercial bank», №12, 2008

8. Smirnov E.E. Change of the second part of the Tax code of the Russian Federa-tion//Specialized methodical magazine «Taxation, the account and the reporting in commercial bank». - 2009. - №7. - p. 61

9. Shatalov S. D. Tax reform and tax policy directions//EKO. - 1999. - № 1. - p. 13.

10. Shekin D.M. Tax risks and development tendencies of tax rights / Under the editorship of Pepeljaeva М: "Statute", 2007. — p. 8.

11. Yasin E.G. Modernization and a society: the report to VIII International scientific conference «Modernization of economy and social development», Moscow, on April, 3-5rd, 2007 / E.Yasin; Economy Higher school. -GU-VSHE, - 114 p.

2

. www.nalog.ru . www.gks.ru

14. www.minfin.ru

15. www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.