СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О рынке ценных бумаг : Федеральный закон от 20 марта 1996 г. № 39-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 17, ст. 1918.
2. О товарных биржах и биржевой торговле: Федеральный закон от 20 февраля 1992 г. № 2383 - 1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1992. № 18, ст. 961.
3. О производных финансовых инструментах: Проект Федерального закона № 309366 - 3 / ИПС «Кодекс».
4. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации: Указ президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г.
№ 2063 // СЗ РФ. 1994. № 28, ст.2792.
5. Стратегия развития финансового рынка на 20062008 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р. // СЗ РФ 2006. № 24. ст. 2620.
6. О порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов): Приказ ФСФР от 24 августа 2006 г. № 06-95/пз - н. // СПС «Консультант Плюс».
7. Колб Р. Финансовые деривативы : пер. с англ. учебник ; изд. 2-е / Р. Колб М.: Филинъ, 1997.
Лавренчук Е.Н.
Проблемы формирования налоговой политики организации
Налоговая политика вообще может быть охарактеризована как система целей, задач и средств по их достижению, реализуемых субъектом политики в сфере налоговых отношений.
В Современном экономическом словаре дано следующее определение налоговой политики: «Налоговая политика (Tax policy) - курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых льготах».
Е.Н. Евстигнеев определяет налоговую политику как систему целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов
Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику.
Налоговая политика реализуется государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних видов деятельности и свертывание других, введение одних налогов и сборов и упразднение других.
Все налогоплательщики в РФ подлежат постановке на учет в налоговой инспекции по месту нахождения организации, месту жительства
физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет налогоплательщика в качестве организации и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических или индивидуальных предпринимателей одновременно с государственной регистрацией фирмы.
Таким образом, в момент регистрации между государством и налогоплательщиком заключается договор в котором, государство разрешает налогоплательщикам осуществлять предпринимательскую деятельность, а налогоплательщики, в свою очередь, обязуются платить налоги.
Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех.
Принципы налоговой политики будут сродни принципам налогообложения, разработанным еще А. Смитом:
1) хозяйственная независимость и свобода;
2) справедливость;
3) определенность;
4) удобность;
5) экономия.
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства, являясь составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества; социальными группами, стоящими у власти; стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики; международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
— фискальная - формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
— экономическая - регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
— социальная - снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
— экологическая - рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов;
— контрольная - проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
— международная - заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
Налоговая политика государства реализуется через методы: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития.
Информирование - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей (информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты).
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование - предоставление права отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги (сборы) или уплачивать их в меньшем размере.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение - деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование и консультирование, что является доказательством развития экономики и добросовестности налогоплательщиков.
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.
В экономической литературе отличают три типа государственной налоговой политики: политика максимальных налогов, политика экономического развития, политика разумных налогов.
Первый тип - политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики.
Данный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.
Второй тип - политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики - обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.
Третий тип налоговой политики - это политика разумных налогов, которая представляет собой нечто среднее между политикой максимальных налогов и политикой экономического развития. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при реальной одновременной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.
Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Налоговая политика государства вызывает необходимость формировать налоговую политику предприятия, так как хозяйствующие субъекты играют главную роль в поступлении налогов в бюджет.
Инструментом регулирования взаимоотношений со стороны государства является налоговая система.
Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих, прекра-
щающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в меньшей степени интересов налогоплательщиков.
Реализация функций налогов напрямую зависит от того, насколько оптимально построена налоговая система государства.
Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
— принципы налоговой политики и налогообложения;
— система и принципы налогового законодательства;
— порядок установления и ввода в действие налогов;
— порядок распределения налогов по бюджетам;
— системы налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов;
— права и ответственность участников налоговых отношений;
— порядок и условия налогового производства;
— формы и методы налогового контроля;
— система налоговых органов.
Следовательно, налоговая политика по своему
содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.
Поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает соучастия хозяйствующих субъектов в формировании экономических и иных правил налоговых отношений, цель налоговой политики хозяйствующего субъекта должна заключаться в адаптации экономических процессов хозяйствования к существующей налоговой системе и установленным правилам налоговых отношений, выражающейся в оптимизации величины и структуры налогового бремени.
Для обеспечения эффективной реализации этой цели налоговая политика хозяйствующего субъекта должна быть основана на системном подходе. Основные принципы ее построения в некоторой степени естественным образом перекликаются с распространенными принципами налогового планирования:
1. Принцип экономической целесообразности. В соответствии с этим принципом из всего многообразия управленческих решений, допустимых в хозяйственной деятельности субъектов, в мероприятия налоговой политики должны включаться только те решения, принятие и реализация которых имеет в качестве основной либо побочной цели управление налоговым бременем.
2. Принцип эффективности. Реализация этого принципа представляется особенно важной применительно именно к налоговой политике хозяйствующих субъектов, поскольку мероприятия, ее составляющие и реализующие, являются неотъемлемой частью общей финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Вследствие этого предпосылками разработки и реализации подобных мероприятий могут выступать не только задачи управления налоговым бременем, но и запросы, порождаемые текущей хозяйственной ситуацией. При этом в последнем случае вероятность разработки и реализации хозяйствующим субъектом неэффективного решения резко возрастает.
3. Принцип законности. Соблюдение данного принципа безоговорочно необходимо. Суть принципа - разрабатываемые мероприятия налоговой политики должны предполагать действия налогоплательщика, полностью находящиеся в рамках существующего правового поля.
Однако в силу сложившихся правил в распоряжении хозяйствующего субъекта находятся в основном неналоговые инструменты реализации налоговой политики. Большая часть из них естественным образом будет находиться в сфере экономических свобод налогоплательщика, и в отношении них требовать соблюдения принципа законности не только нецелесообразно, но и недопустимо.
4. Принцип обоснованности. Основные концептуальные правила налоговой политики хозяйствующих субъектов - осознанность, целенаправленность и системность, т.е. мероприятия, осуществляемые в рамках экономической деятельности, должны осознаваться, прежде всего, самим хозяйствующим субъектом.
5. Принцип временного соответствия. Заключается в обеспечении адекватности времени разработки, и реализации отдельного мероприятия налоговой политики времени получения результатов от его реализации.
6. Принцип комплексного учета корреляций между налогами. Имеет своей целью констатацию не только экономической целесообразности, но и необходимости учета при разработке любых
хозяйственных решений не ограниченной совокупности, а всего спектра налогов, уплачиваемых хозяйствующим субъектом.
Анализ документов предприятия, которые регулируют его налоговые взаимоотношения с государством, показал, что чаще всего это приказ по учетной политике по налоговому учету.
Учетная политика организации в целом - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности.
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Следует отметить, что Налоговый Кодекс РФ не формирует единые нормы учетной политики, которые касались бы всех налогов. Нормы учетной политики, изложенные в соответствующей главе НК РФ, распространяются только на налог, которого касается данная глава.
Учетная политика имеет большое значение для понимания содержания отчетности организации: от реальной оценки ее имущественного и финансового состояния до конечного финансового результата. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям.
Приказ по учетной политике на предприятии для целей налогообложения - ориентирован на бухгалтерский учет, а для предприятия необходим документ, который влияет на экономику в среднесрочном периоде.
Таким образом, цель налоговой политики хозяйствующего субъекта должна заключаться в адаптации экономических процессов хозяйствования к существующей налоговой системе и установленным правилам налоговых отношений.
На формирование концепции налоговой политики организации будет влиять государство, в частности приказ Федеральной налоговой службы РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
В данной концепции определены 11 критериев и 4 показателя, которые будут существенно влиять на финансово-хозяйственную деятельность предприятия через формирование налоговой политики.
Рассмотрим предложенные концепцией критерии:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в экономической отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)
9. Непредставление налогоплательщиком пояснение на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения («миграция» между налоговыми органами)
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Исходя, из перечисленных критериев можно определить следующие положения налоговой политики организации:
■ Установление единого темпа роста доходов от реализации расходов.
■ Пересмотр договорной деятельности с учетом возможных налоговых последствий.
■ Установление достижимых условий.
■ Рентабельности продаж
■ Рентабельности активов, которые не будут отклоняться от установленных более чем на 10%.
■ Недопущение убытков в бухгалтерской отчетности
■ Формирование показателя налоговой нагрузки на основании собственной статистической базы и особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что на современном этапе развития налоговых взаимоотношений государства и налогоплательщика, существует элемент государственного регулирования налоговой политики предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ 3. Началов A.B. Налоговый словарь. М: Изда-
2. Приказ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/33 «Об ут- тельско-консультационная компания «Статус-Кво 97», верждении концепции системы планирования выездных 2004. 400 с.
налоговых проверок»