Научная статья на тему 'Исторические предпосылки становления и реализации системы налогового администрирования в России'

Исторические предпосылки становления и реализации системы налогового администрирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СБОРЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАВКИ НАЛОГА / НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ / TAXES / FEES / TAX ADMINISTRATION / HISTORICAL AND ECONOMIC PRECONDITIONS / TAX SYSTEM / TAX POLICY / TAX RATIO / TAX RATES / TAX THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гашенко И.В., Давидян А.В.

Статья посвящена историческим предпосылкам становления налогового администрирования в России, содержит характеристику некоторых этапов реформ финансовых (налоговых) органов, связанных с их деятельностью в сфере налогового права и контроля. Определен понятийный аппарат налогового администрирования как системы управления налоговыми отношениями. Методы налогового администрирования сформулированы с позиции реализации задач налоговой политики государства. Обозначены задачи современных налоговых органов, осуществляющих функции налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to historical prerequisite for the development of tax administration in Russia, includes profiles of some of the stages of financial reform (tax) authorities related to their activities in the field of tax law and control. Defined the conceptual apparatus of the tax administration is tax relationship management system. tax administration methods are formulated from the perspective of achieving the objectives of the tax policy of the state. Designated task of modern tax authorities exercising tax administration functions.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки становления и реализации системы налогового администрирования в России»

Гашенко И.В.,

д.э.н., профессор кафедры налогов и налогообложения РГЭ У (РИНХ) E-mail: gaforos@rambler.ru Давидян А.В.,

студент аспирант кафедры налогов и налогообложения РГЭУ (РИНХ) E-mail: dav121192@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ

Статья посвящена историческим предпосылкам становления налогового администрирования в России, содержит характеристику некоторых этапов реформ финансовых (налоговых) органов, связанных с их деятельностью в сфере налогового права и контроля. Определен понятийный аппарат налогового администрирования как системы управления налоговыми отношениями. Методы налогового администрирования сформулированы с позиции реализации задач налоговой политики государства. Обозначены задачи современных налоговых органов, осуществляющих функции налогового администрирования.

Ключевые слова: налоги, сборы, налоговое администрирование, истори-ко-экономические предпосылки, налоговая система, налоговая политика, налоговые отношения, ставки налога, налоговые теории.

Gashenko I.V., Davidyan A.V.

HISTORICAL BACKGROUND OF FORMA TION AND

IMPLEMENTATION OF TAX ADMINISTRA TION IN RUSSIA

The article is devoted to historical prerequisite for the development of tax administration in Russia, includes profiles of some of the stages of financial reform

(tax) authorities related to their activities in the field of tax law and control. Defined the conceptual apparatus of the tax administration is tax relationship management system. tax administration methods are formulated from the perspective of achieving the objectives of the tax policy of the state. Designated task of modern tax authorities exercising tax administration functions.

Keywords: taxes, fees, tax administration, historical and economic preconditions, the tax system, tax policy, tax ratio, tax rates, tax theory.

Любое государство во все времена нацелено на развитие и укрепление своего экономического потенциала, а также усовершенствование систем государственного управления. На современном этапе развития экономики Россия прилагает огромные усилия для усовершенствования взаимоотношений государства и граждан. Известно, что налоги являются основным источником бюджетных доходов государства, поэтому процедуры налогового администрирования должны быть качественными, эффективными и обеспечивающими экономический баланс между налогоплательщиками и государством для целей исполнения доходов бюджетов всех уровней.

Основы налогообложения были сформированы еще в 17 веке, а вопрос научно выверенного результативного применения мер по управлению налоговой системой государства до сих пор остается открытым. Наука о налогообложении и управлении налоговой системой исторически развивалась на основе классических экономических учений и налоговых теорий, согласно которым были определены предметные направления налоговой науки, налогового администрирования и налоговой политики.

Детерминантность налоговых и производственных отношений, обуслов-

ливающих общественное и государственное развитие, оказала влияние на отношение людей к налогообложению в разные исторические периоды [1]. В данной научной статье предлагается ис-торико-экономические исследования основных индикативных налоговых событий, которые способствовали и сформировали пути дальнейшего совершенствования всей системы налогов и сборов и их администрирования в РФ.

Актуальность выбранной темы исследования основана на исторических периодах развития налогообложения, которое непосредственно связано с экономикой и политикой каждого государства.

Объектом исследования является налоговое администрирование, то есть система управления налоговыми отношениями на законодательной основе деятельности налоговых органов (НК РФ).

Предметом исследования являются отношения налоговых субъектов под воздействием проводимой налоговой политики, реализуемой с помощью методов управления (администрирования).

Налоговое администрирование -это система управления налоговыми отношениями на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях с целью обеспечения бюджетных доходов.

С научной точки зрения базисом российского налогообложения выступает эпоха Петра I, поскольку именно в этот период начинает формироваться система представлений о целях и принципах взимания налогов, что находит свое отражение в работе русского экономиста и публициста И.Т. Посошкова «Книга о скудности и богатстве», где были изложены его экономические взгляды и содержался проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России, основным инструментом которых являлось бы развитие промышленности и торговли.

Анализируя систему налогообложения того периода, многие эксперты считают, что тяжесть несения бремени подушной подати, соляного налога и питейных сборов, многочисленность налогов оказывали тормозящее воздействие на дальнейшее состояние экономики в целом. Эти факторы вкупе оказывали губительное воздействие на государственные финансы. Критике подвергались инициаторы установления новых налогов и сборов.

Налоговая система петровского периода не обеспечивала полностью финансовой потребности государства, что объясняется прежде всего жесткой эксплуатацией крестьян. Кроме того, многие прогрессивные нововведения Петра I осуществлялись без каких-либо согласований и не опирались на поддержку как властных кругов, так и граждан, что значительно затрудняло внедрение в жизнь проводимых организационных мероприятий и не способствовало эффективному развитию налогообложения государства.

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов. Относительно незначительные доходы приносила подворная подать и другие прямые налоги. Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения -гильдейской подати. В 1794 году подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным сбором.

В екатерининскую эпоху прямые налоги играли второстепенную роль в отношении к косвенным налогам. Такое соотношение в принципе соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределения

налогового бремени и правильности построения налоговой системы.

Представляют интерес взгляды В.Н. Татищева на существовавшую налоговую политику России того периода. Он был сторонником равномерного распределения налогового бремени среди податного населения, а также настаивал на необходимости учитывать в налоговой политике экономическое положение налогоплательщиков. Однако в целом можно заключить, что налоговая политика проводилась без взвешивания положительных и отрицательных факторов административного увеличения налогов и не отвечала сбалансированности субъектов налоговых отношений.

Научно обоснованным массивом в области налогообложения стали реформы П.А. Столыпина, а именно - отмена круговой поруки для сельского населения. До 1903 года основной особенностью организации сбора прямых налогов в России был существующий механизм круговой поруки, который подразумевал способ обеспечения своевременного и полного сбора налогов путем возложения ответственности за их уплату на общину, которая впоследствии (при неуплате налога одним из членов общины) была обязана вносить сумму налога в полном размере путем деления между остальными плательщиками.

Особенным этапом являются происходящие события во время Первой мировой войны. Бюджет лишился доходов от винно-водочной монополии (поскольку был введен сухой закон), сократились таможенные доходы и поступления от эксплуатации железных дорог. Снижение бюджетных доходов вследствие запрещения продажи водки, роста убытков железнодорожного транспорта и снижения поступлений от таможенных пошлин в 1914 году по сравнению с 1913 годом составило 524 миллиона рублей [3]. Соответственно, это привело к сложностям при распределении расходов бюджета.

История свидетельствует, что ухудшение финансового состояния государства проявилось в увеличении сумм внешних и внутренних займов, снижении покупательной способности рубля, снижении золотого запаса, росте эмиссии рубля. Для покрытия растущих военных расходов правительство было вынуждено систематически повышать ставки действующих налогов и сборов, в особенности на предметы первой необходимости, а также вводить новые чрезвычайные налоги, такие как военный налог, налог на прирост прибылей, подоходный налог. Широкое распространение чрезвычайные налоги получили в периоды и других мировых войн в форме налога на сверхприбыль, резкого повышения ставок прямых и косвенных налогов. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Это относится, в частности, к подоходному налогу с физических лиц. Военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах.

В 1916 году впервые в России был принят Закон о подоходном налоге. Временное правительство утвердило постановление об увеличении ставок подоходного налога и о введении дополнительного временного налога на прирост прибылей. Налог на прирост прибылей представляет собой разновидность налога на сверхприбыль. Взимание этих налогов должно было начаться с 1918 года.

Позднее ввиду тяжелого экономического состояния государства, вызванного истощением казны из-за ведения войны, пришлось вводить обложение избытка прибылей (сверх средней прибыли) для торговых и промышленных предприятий. Предполагалось, что этот

налог будет действовать в течение ограниченного срока лет. Ставки налога устанавливались в пределах от 30 до 60% (в 1917 году временное правительство увеличило максимальную ставку налога до 80%). Фактически устанавливались четыре самостоятельных вида налогообложения:

- налогообложение прироста доходов служащих высшего управленческого звена акционерных предприятий;

- налогообложение прироста доходов от подрядов и поставок;

- налогообложение прироста прибылей торгово-промышленных предприятий;

- налогообложение прочих видов прибыли, превышающих средние объемы оплаты труда.

От налогообложения были освобождены оптовые склады, заводы и фабрики, производившие оплачиваемую акцизом продукцию, плательщики, имевшие неустойчивую прибыль, торговые и промышленные предприятия, расположенные в малолюдных населенных пунктах.

Налогообложение прироста прибыли для предприятий подразделялось на обложение торгово-промышленных предприятий, которых обязали публично отчитываться о результатах финансово-хозяйственной деятельности, облагаемых дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8% на основной или его заменяющий капитал. Облагаемый доход исчислялся как разница между фактической прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал. Кроме того, закон разрешал списывать из прибыли повышенные в 3 раза амортизационные отчисления.

Особого внимания в налоговой истории России заслуживают действия Временного правительства, проводившего налоговые мероприятия в сфере налогообложения. Были разработаны и предложены повышенные ставки подо-

ходного налога, установлен единовременный налог и пересмотрена система временного налога на прирост прибылей. Депутатами Государственной думы под председательством М.В. Ро-дзянко был сформирован Временный комитет Государственной думы. Временный комитет принял на себя управление государством и по договоренности с руководством Петроградского совета создал Временное правительство -центральный орган власти. Четыре состава Временного правительства пытались стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране. При этом формировать налоговую систему с переходом к НЭП приходилось практически на пустом месте, преодолевая инерцию политики «военного коммунизма» [2].

Период «военного коммунизма» завершился переходом к новой экономической политике и ознаменовался заменой продразверстки продовольственным налогом. Продналог - натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой базис для перехода к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян был удовлетворен тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного сельскохозяйственных продуктов оставалась в их распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на промышленные товары содействовал укреплению крестьянских хозяйств.

Продналог был меньше объемов продразверстки и устанавливался с расчетом удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Моби-

лизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота сборы по продналогу должны были снижаться.

В начале 20-х годов прошлого столетия налоги взимались различными органами. Как такового единого центрального органа, обеспечивающего взимание всех налогов, не было. В период новой экономической политики централизованное управление налогами и государственными доходами осуществлялось Народным комиссариатом финансов, на местах - финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. В 1921 году в составе Народного комиссариата финансов создается управление налогов и государственных доходов. Должности податных инспекторов при уездных финансовых отделах упраздняются. Контроль над взиманием налогов возлагается на финансовых инспекторов, переданных в подчинение губернских финансовых отделов. Нужно четко представлять, что основой налоговой системы новой экономической политики была налоговая система Российской империи. И несмотря на многие послабления, она страдала пережитками прошлых структурных несовершенств.

С 1930-х годов в российской финансовой науке стало господствующим марксистское учение. Хотя специальных работ по налогообложению у К. Маркса и Ф. Энгельса не было, все же классики марксизма неоднократно подчеркивали, что налоги являются бременем для всех трудящихся, орудием дополнительной эксплуатации. Оценивая отдельные виды налогообложения, К. Маркс отдавал предпочтение прямым налогам, прежде всего подо-

ходному, предлагая введение резко прогрессивной шкалы налогообложения. Как классики марксизма, так и практически все его последователи резко критиковали косвенные налоги как наиболее тяжелые для населения. Важно отметить, что теоретические воззрения лидеров марксизма-ленинизма не нашли отражения в практике налогообложения СССР.

Анализируя исторический период действовавшей налоговой науки советского правления, можно сделать вывод, что большая часть исследовательских работ в области налогов посвящена критике буржуазных, реформистских и ревизионистских теорий. Целая группа фундаментальных работ была направлена на выявление принципиальных различий между налогами при капитализме и при социализме.

В период 1990-х годов в советской налоговой практике произошли реформы, связанные с перестройкой, а система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести установление платы за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью [3]. Таким образом, государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан.

После развала Союза Советских Социалистических Республик Россия перешла к совершенно иному экономическому пространству, основой которого явился рынок. Изменились приоритеты государства, а вместе с ними экономические цели и задачи.

С тех пор и до настоящего времени происходит реформирование и совершенствование налоговой системы в России. Цели проводимой налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстанов-

ка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику, основанную на:

- обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- участии государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

- осуществлении государственной политики регулирования доходов.

При проведении налоговой политики участие государства в регулировании экономики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая база, налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые вычеты и некоторые другие [4].

Налоговые органы РФ проводят постоянную, планомерную работу, направленную на укрепление налоговой системы и установление партнерских взаимоотношений налогоплательщиков с государством, действующих в развитых налоговых системах на международном уровне. В России утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», в которой предусмотрено выполнение отдельных мероприятий:

- улучшение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

- сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и предоставление налоговой отчетности, уплату налогов;

- оптимальное сближение налогового и бухгалтерского учета;

- повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

- стимулирование на постоянной основе перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

- совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Реализация дорожной карты позволит сократить время непосредственного контакта налогоплательщиков с налоговыми органами, упростить правила ведения учета налогоплательщиками, что позволит оптимизировать принятие инвестиционных решений участниками рынка [5].

Преобразование структуры налоговой инспекции в единую по всей России, понятную для налогоплательщика и эффективно использующую новые технологии налогового администрирования, является важным направлением программы развития налоговых органов.

ФНС России утвердила типовую структуру территориальных инспекций, при которой установлен функциональный принцип налогового администрирования.

Налоговая служба России участвует в программе «Электронное правительство» и предоставляет налогоплательщикам и гражданам широкий спектр услуг в электронном виде. По информационной значимости ФНС России считается одним из основных «поставщиков» данных для различных структур экономики.

Налоговое администрирование можно представить как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики или как систему управления налоговыми отношениями [6].

Важнейшей задачей является внедрение бесконтактных форм взаимодействия инспекции с налогоплательщиками, а в дальнейшем - максимальный перевод такого взаимодействия

субъектов налоговых отношений в бесконтактный формат.

Все перечисленные аспекты (при их грамотной реализации) будут способствовать повышению уровня доверия граждан к налоговым администраторам; привлечению дополнительных финансовых средств в государственный бюджет, при этом уровень административного давления на структуры бизнеса должен максимально снизиться.

Таким образом, стратегические задачи в области повышения качества налогового администрирования должны быть направлены на:

- снижение уклонения от налогообложения;

- повышение собираемости налогов (на основе их добровольной уплаты);

- снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики;

- снижение рисков в сфере налогообложения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алиев Б.Х., Абдулгали-мов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. - С. 3.

2. Петухова Н.Е. История налогообложения в IX-XX вв. : учеб. пособие.

- М.: Вузовский учебник 2008. - С. 216.

3. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.: Юристъ, 2001. -С. 186, 287.

4. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КНОРУС, 2016. -С. 9.

5. http://government.ru/docs/103 62/

6. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. - М.: Омега, 2005. - С. 33.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Aliev B.H., Abdulgalimov A.M., Aliyev M.B. Theory and history of taxation : Textbook. - M.: University textbook, 2008. - P. 3.

2. Petukhova N.E. The history of taxation in the IX-XX centuries : textbook.

- M.: University textbook, 2008. - P. 216.

3. Tolkushkin A.V. History taxes Russia. - M.: Jurist, 2001. - P. 186, 287.

4. Tax : textbook / M.S. Vlasov, O.V. Sukhans. - M.: KNORUS, 2016. -P. 9.

5. http://government.ru/docs/103 62/

6. Mironova O.A., Khanafeev F.F. Tax administration. - M.: Omega, 2005. -P. 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.