РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.225
Гашенко И. В., Линник М. В., Пономарева С. В.
ДОСТИЖЕНИЕ БАЛАНСА ФИСКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Аннотация
Налоговая служба переходит на риск-ориентированный подход и принцип налогового администрирования по видам экономической деятельности. Вводимые налоговыми органами меры должны способствовать снижению налоговых правонарушений, уменьшению количества судебных споров, а также урегулированию налоговых конфликтов в досудебном порядке. Рассмотрен новый порядок взаимодействия налоговых органов, правоохранительных органов, таможенных органов и государственных внебюджетных фондов в РФ при законодательно закрепленных действиях налоговых органов по борьбе со схемами ухода от уплаты налогов.
Ключевые слова
Налоговый контроль, взаимодействие налоговых органов, налоговое законодательство, налоговые издержки, налогоплательщик, уклонение от уплаты налогов.
JEL: H25
Gashenko I. V., Linnik M. V., Ponomareva S. V.
FISCAL INTERESTS BALANCE ACHIEVEMENT OF STATE AND BUSINESS
UNDER REALIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION TAX POLICY
Abstract
Federal Tax Service of Russia is shifting to a risk-oriented approach and the sectoral principle of tax administration. Measures introduced by tax authorities should help reduce tax offenses, reduce the number of litigations, and resolve pre-trial tax disputes. A new order of interaction between tax authorities, law enforcement agencies, customs bodies and state non-budgetary funds in the Russian Federation is considered with the legislatively fixed actions of tax authorities to combat tax evasion schemes.
Keywords
Tax control, interaction of tax authorities, tax legislation, tax expenses, taxpayer, tax evasion.
Введение. Министерство Финансов РФ в основных направлениях развития бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2018 и плановые 2019-2020 годы предусматривает создание предска-
зуемой и устойчивой экономической среды, характеризующейся:
- низким уровнем восприимчивости внутренних экономических показателей к колебаниям цен на нефть;
- устойчиво низким уровнем инфляционных ожиданий и долгосрочных реальных процентных ставок;
- стабильными налоговыми (и неналоговыми, в том числе регуляторны-ми) условиями.
Основополагающим фактором любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы является принцип фискальной нейтральности, то есть стабильность и оптимальность налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, предсказуемость таких элементов фискальной системы, как налоговые вычеты и налоговые льготы, также является регулятором налоговой нагрузки. Актуальность исследуемой темы состоит в реформировании механизма налогового администрирования путем создания новых оптимальных и автоматизированных форм контрольных мероприятий при осуществлении налоговыми органами процедур камеральных и выездных налоговых проверок.
Результаты. Налоговый контроль -основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательной базы в вопросах налогового администрирования.
Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на основные и сопутствующие.
Основные - это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те меры контроля налоговых органов, в результате которых изменятся налоговые обязательства налогоплательщика.
Сопутствующие связаны с процессуальными действиями при проведении проверок с целью формирования доказательственной базы в рамках спора налогоплательщиков с налоговым органом. Сопутствующие мероприятия - это допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка документов, осмотр территории или помещений (складов, цехов, ангаров и т.д.), ответы на требования налогового органа о
предоставлении необходимых документов.
С 1 января 2016 года была введена новая форма налогового контроля и создан институт налогового мониторинга1. Эта форма налогового контроля осуществляется в добровольном порядке по согласованию с налогоплательщиком.
Такое нововведение поможет налоговым органам в автоматизированном режиме полностью контролировать крупные сделки налогоплательщика и контрагентов, с которыми заключались договора, а также позволит сократить временные и физические затраты на проведение налоговых проверок, снизить судебные издержки по причине сокращения налоговых споров.
При выборе налогоплательщиком такой формы налогового контроля, как мониторинг, по общему правилу налоговые органы не могут проводить в отношении него камеральные и выездные налоговые проверки, однако прозрачность сделок налогоплательщика с контрагентами не вызывает сомнения, а мониторинг подтверждает обоснованность налогооблагаемой базы.
В 2017 году участниками налогового мониторинга стали организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- добычи нефти и производства нефтепродуктов;
- добычи природного газа;
- производства и торговли;
- производства и передачи электрической энергии и тепловой энергии;
- оказания услуг связи, вещания и телевидения;
- осуществления финансовой деятельности.
Кроме того, меняется сама стратегия ФНС по вопросам организации налоговых проверок, налоговая служба постепенно переходит на риск-ориен-
1 Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
тированный подход и отраслевой принцип развития реальной экономики.
Федеральная налоговая служба уделяет в настоящее время первостепенное значение юридическим лицам и предпринимателям, которые уклоняются от уплаты налогов либо необоснованно занижают налоговую базу. Например, всероссийские дата-центры обработки данных позволяют налоговым органам полностью автоматизировать контроль за движением финансовых потоков, анализировать и выявлять взаимосвязанные компании и сделки между ИП. Высокая эффективность комплексов подтверждена на практике. Доначисления НДС, штрафов и пени по итогам проверок предприятий, занимающихся экспортом зерна, составили столь внушительную сумму, что в 2018 году алгоритм машинного интеллектуального поиска внедряется повсеместно, одновременно работая над расширением возможностей программного поиска. В структуре самой налоговой службы создано новое подразделение из шести тысяч аналитиков. Основными функциями созданных аналитических отделов являются:
- осуществление контроля за своевременностью, достаточностью и качеством проведения контрольных мероприятий в отношении участников схем уклонения от налогообложения;
- направление в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по федеральному округу мотивированных заключений о некорректности установленных выгодоприобретателей;
- осуществление анализа проведенных территориальными налоговыми органами мероприятий налогового контроля в рамках отдела предпроверочно-го анализа предполагаемых доначисленных сумм налогов и фактически начисленных сумм налогов по акту отделом выездных налоговых проверок, а также эффективность и результативность проведенной проверки.
Если до ноября 2017 года для возбуждения уголовных дел по факту неуплаты налогов установленного законом размера Следственный комитет России был обязан провести дослед-ственную проверку, запросить встречные документы, проанализировать отчетные данные и лишь потом вынести свой вердикт, то теперь все компании под пристальным контролем «машины интеллектуального поиска». В случае если программный комплекс отражает нарушения или нестыковку данных отчетности, то на этом основании налоговый инспектор практически может самостоятельно сформировать все материалы для их передачи в следственные органы РФ для возбуждения (отказа в возбуждении) уголовного дела в соответствии с действующим законодательством.
В 2018 году большая часть проверок будет носить экстерриториальный характер: теперь контрольные мероприятия могут проводиться налоговыми инспекторами из других районов и городов с учетом формирования единого федерального ресурса налоговой службы.
Еще одним новшеством можно назвать появление института предварительного контроля1. Данный институт будет предоставлять налогоплательщику информацию о налоговых последствиях при планировании сделки. По мнению налоговых органов, институт предварительного контроля позволит осуществлять контроль за деятельностью налогоплательщиков и сократить издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В какой форме будет реализован данный институт в России, пока неизвестно. Однако законодателю необходимо будет предусмотреть подробную процедуру, включая сроки, порядок исполнения разъяснений налоговых органов и
1 Федеральный закон от 01.05.16 № 130-Ф3.
др., чтобы механизм предварительного налогового контроля принес свои благотворные плоды [1].
С 1 июня 2016 года информация о налоговых нарушениях перестала быть налоговой тайной1. 04.08.2017 ФНС запустила сервис «Прозрачный бизнес», в тестовом режиме сервис проработал один день и был закрыт на доработку. В этом сервисе можно будет проверить данные о партнерах по бизнесу, работодатели, банки и другие заинтересованные лица смогут увидеть:
- какие пени и штрафы не оплачены;
- когда и за что штрафовала налоговая;
- какой спецрежим применяется;
- сколько человек работает в организации;
- доходы и расходы из отчетности;
- сколько налогов и взносов фирма перечислила;
- сколько денег и за что осталась должна налоговой;
- сколько взносов перечислено в бюджет (с 25.02.2018).
Сервис «Прозрачный бизнес» заработает с 1 июня 2018 года .
В 2017-2018 гг. продолжается введение онлайн-касс, обязательных для применения большинством организаций и предпринимателей. Теперь все торговые операции мгновенно передаются в базу оператора фискальных данных -ОФД. Этот оператор передает информацию в Федеральную налоговую службу. На чеке указывают не только информацию о покупке и продавце, но и ссылку на сайт ФНС (с помощью такого
1 Налоговый кодекс РФ. Статья 102. Налоговая тайна (в ред. от 03.07.2016 №243-Ф3).
2 Приложение к приказу ФНС России от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@ «Сроки и период размещения, порядок формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в пункте 1.1 Статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
народного контроля налоговые органы надеются вычислить всех недобросовестных предпринимателей). До сих пор в закон вносятся изменения, в том числе увеличивающие срок для перехода на новую систему учета кассовых операций для некоторых категорий налогоплательщиков, в частности, срок введения онлайн-касс для малого бизнеса перенесен на 1 июля 2019 года . Для государства применение предпринимателями онлайн-касс - несомненный плюс. Исключается возможность применения всяких серых схем, уклонения от уплаты налогов, повышается прозрачность финансовых операций, а для проверки фактической деятельности теперь нет необходимости лично посещать бизнес-офис, магазин или предприятие. Вся отчетная информация доступна на экране монитора в ФНС.
Рост эффективности стал возможен прежде всего за счет создания новой цифровой модели налогового администрирования, основанной на современных технологиях, таких как Big Dаta и другие. Это позволяет Службе внедрять новые инструменты налогового администрирования, основанные на риск-ориентированном контроле, прежде всего АСК НДС-2 и онлайн-ККТ, а также реализовывать проекты отраслевой аналитики, стимулируя тем самым налогоплательщиков к добровольной корректировке своих обязательств.
Таким образом, отвечающая требованиям современной экономики система налогового администрирования обладает большей стрессоустойчиво-стью и способна противостоять внешним вызовам, следовательно, обеспечивать стабильные доходы бюджетов всех уровней .
3 О внесении изменений в положения ст. 7 Закона № 290-ФЗ от 15 ноября 2017 года.
4 Влияние внешних факторов на динамику налоговых поступлений постепенно снижается. Режим доступа: www.analytic.nalog.ru.
Поступления налогов в федеральный бюджет РФ увеличились в 2017 году более чем на 33 % и составили 5,2 трлн рублей. Согласно данным ФНС, в них зарегистрированы 25,8 млн физических лиц, 485 тыс. юридических лиц и более 770 тыс. индивидуальных предпринимателей. Также можно отметить, что при росте налоговых поступлений в 2017 году выросла и налоговая задолженность (табл. 1).
Заключение. В итоге можно отметить, что меры, вводимые налоговыми органами, должны способствовать снижению налоговых правонарушений и, как следствие, уменьшению количества судебных споров и урегулированию налоговых конфликтов в досудебном порядке. На практике еще не ясно, насколько все указанные меры повлияют на сознательность налогоплательщиков, а также насколько нововведения будут способствовать повышению доходности бюджетов всех уровней, а их реализация обеспечению достижения баланса фискальных интересов государства и бизнеса.
Библиографический список
1. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К че-
му готовиться налогоплательщикам? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id =8304.
2. Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат-лы IV Меж-дунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - Режим доступа: http://www.seun.ru/content/ nauka/modernizatia_Rossii.pdf.
Bibliographic list
1. Gorkina T. New ways of tax control of the state. Why prepare for taxpayers? [Electronic resource]. - Access mode: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?i d=8304.
2. Modernization of Russia: topical issues of fiscal and financial regulation of the economy: Proceedings IV Intern. scientific-practical. conf. - Saratov: Saratov Social and Economic Institute (branch) G.V. Plekhanova, 2016 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.seun. ru/content/nauka/modernizatia_Rossii.pdf.
Вид задолженности 01.01.16 01.01.17 01.10.17 Изменение с начала года
% млрд руб.
Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) 1155,2 1402,1 1817,5 129,6 415,5
Неурегулированная задолженность 643,4 834,3 1576,3 188,9 742,0
Не подлежит взысканию налоговыми органами 511,8 567,8 241,3 42,5 -326,5
1 По данным: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
Таблица 1 - Структура задолженности в бюджетную систему РФ в 2016-2017гг.
в млрд руб.1