А.Г. Квятковская
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Новаторское воплощение темы войны в романе В. Зупана «Менуэт для двадцатипятизарядной гитары».
Пространственно-временная организация текста
В 1970-е годы в словенской литературе начинается постепенный процесс переосмысления событий Второй мировой войны, поиск новых художественных средств изображения национальной истории. В романе «Менуэт для двадцатипятизарядной гитары» (1975) В. Зупан одним из первых изображает военные годы через призму современности. В центре его внимания - судьба бывшего партизана, в воспоминаниях которого воссоздаются эпизоды минувшего. Военные реминисценции героя прерываются картинами настоящего времени: находясь на отдыхе в Испании, он знакомится с бывшим офицером Вермахта, воевавшего на территории Югославии. Одним из новаторских художественных приемов произведения является пространственно-временная организация текста, которая включает географическое и психологическое пространство, связанные с двумя временными планами. События прошлого развиваются на территории оккупированной Югославии, современность представлена картинами испанской жизни 1970-х годов. При этом военное время насыщено и динамично, а современное - растянуто и статично. Важную роль в романе играет также психологическое пространство героя: его размышления, фантазии, сны, ассоциации.
С.А. Кожина
(Российский государственный гуманитарный университет)
Ранний Б. Грабал: к формированию художественной манеры
Доклад посвящен рассмотрению ранней прозы Богумила Грабала, одного из крупнейших чешских писателей ХХ в. «Секрет» его художественной манеры не вполне раскрыт до сих пор, несмотря на большое количество специальных работ. Мы полагаем, что на материале именно ранних произведений Грабала можно проследить формирование как важнейших мировоззренческих принципов писателя, так и основных черт его стилистики. Раскрыть их мы попытаемся на примере рассказа «Странные люди», опубликованного в 60-е годы ХХ в.
Анализ подтверждает, что уже в ранних текстах Грабала изображение частной ситуации (будни завода, обычный вечер в кафе и т.д.) раскрывает широкую социально-философскую проблематику и в конечном итоге создает особое грабаловское ощущение «грандиозности бытия» - величия мира во всей его сложности и противоречивости. Созданию подобного эффекта способствует целый ряд художественных средств, в числе которых мы выявим и охарактеризуем сюжетно-композиционные схемы, сочетание различных планов повествования, индивидуализацию речи персонажей, а также принцип