Научная статья на тему 'Ранний Б. Грабал: к формированию художественной манеры'

Ранний Б. Грабал: к формированию художественной манеры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранний Б. Грабал: к формированию художественной манеры»

А.Г. Квятковская

(Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)

Новаторское воплощение темы войны в романе В. Зупана «Менуэт для двадцатипятизарядной гитары».

Пространственно-временная организация текста

В 1970-е годы в словенской литературе начинается постепенный процесс переосмысления событий Второй мировой войны, поиск новых художественных средств изображения национальной истории. В романе «Менуэт для двадцатипятизарядной гитары» (1975) В. Зупан одним из первых изображает военные годы через призму современности. В центре его внимания - судьба бывшего партизана, в воспоминаниях которого воссоздаются эпизоды минувшего. Военные реминисценции героя прерываются картинами настоящего времени: находясь на отдыхе в Испании, он знакомится с бывшим офицером Вермахта, воевавшего на территории Югославии. Одним из новаторских художественных приемов произведения является пространственно-временная организация текста, которая включает географическое и психологическое пространство, связанные с двумя временными планами. События прошлого развиваются на территории оккупированной Югославии, современность представлена картинами испанской жизни 1970-х годов. При этом военное время насыщено и динамично, а современное - растянуто и статично. Важную роль в романе играет также психологическое пространство героя: его размышления, фантазии, сны, ассоциации.

С.А. Кожина

(Российский государственный гуманитарный университет)

Ранний Б. Грабал: к формированию художественной манеры

Доклад посвящен рассмотрению ранней прозы Богумила Грабала, одного из крупнейших чешских писателей ХХ в. «Секрет» его художественной манеры не вполне раскрыт до сих пор, несмотря на большое количество специальных работ. Мы полагаем, что на материале именно ранних произведений Грабала можно проследить формирование как важнейших мировоззренческих принципов писателя, так и основных черт его стилистики. Раскрыть их мы попытаемся на примере рассказа «Странные люди», опубликованного в 60-е годы ХХ в.

Анализ подтверждает, что уже в ранних текстах Грабала изображение частной ситуации (будни завода, обычный вечер в кафе и т.д.) раскрывает широкую социально-философскую проблематику и в конечном итоге создает особое грабаловское ощущение «грандиозности бытия» - величия мира во всей его сложности и противоречивости. Созданию подобного эффекта способствует целый ряд художественных средств, в числе которых мы выявим и охарактеризуем сюжетно-композиционные схемы, сочетание различных планов повествования, индивидуализацию речи персонажей, а также принцип

«отстранения», позволяющий Грабалу задать особое восприятие изображаемого - свободное от каких-либо привычных и предвзятых оценок.

Я.Ю. Кресан

(Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)

Влияние философии Л.Н. Толстого на творчество Й.Г. Тайовского

Известно, что идеология Л.Н. Толстого получила широкое распространение в мире. Она также нашла своих активных последователей и в кругу интеллигентов Словакии, среди которых выделились Альберт Шкарван, Душан Маковицкий и Вавро Шробар. Й.Г. Тайовский начал знакомство с литературными и философскими трудами Л.Н. Толстого, учась в Праге и участвуя в обществе «Детван» (1882-1948), которое опиралось в своей деятельности на идеи Т.Г. Масарика, в частности на теорию «малых дел» и вероучение Л.Н. Толстого. По мнению словацкого исследователя Юрая Клаучо, участников группы интересовала этическая сторона учения русского классика и философа, а именно его христианское понимание веры, заключающееся в отказе от церковной обрядовости. Именно в этом они видели нравственное возрождение человека. С нашей точки зрения, в творчестве Й.Г. Тайовского интерес к философии Л.Н. Толстого нашел свое выражение в концепции смирного типа человека, который можно охарактеризовать следующими качествами: кротостью, смирением и незлобивостью. Есть целый ряд рассказов (например, «Мацо Млеч», «Скрытое богатство», «Матушка Поусткова», «Умер Томашик»), выводящий в центр повествования подобного героя. Задача нашего выступления будет заключаться в том, чтобы подробнее раскрыть концепцию смирного типа человека на словацком материале.

Н.А. Лунькова

(Институт славяноведения РАН)

Система художественных образов в сборнике «Болгарская модель» С. Стратиева

В центре внимания автора разобщенное болгарское общество в кризисный период своей истории - 1990-е годы. Нравственные принципы и идеалы болгар, национальные поведенческие особенности меняются на фоне социально-экономических трансформаций, что находит свое отражение в особой «болгарской модели» мира. В рамках этой «модели» Стратиев, с одной стороны, трактует изменения болгарского национального сознания в сатирическом ключе, с другой - его произведения не лишены трагизма. Активно используя метафорическую образность и пародийный модус повествования, Стратиев создает ряд ключевых для его творчества образов, которые и станут объектом данного доклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.