«отстранения», позволяющий Грабалу задать особое восприятие изображаемого - свободное от каких-либо привычных и предвзятых оценок.
Я.Ю. Кресан
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Влияние философии Л.Н. Толстого на творчество Й.Г. Тайовского
Известно, что идеология Л.Н. Толстого получила широкое распространение в мире. Она также нашла своих активных последователей и в кругу интеллигентов Словакии, среди которых выделились Альберт Шкарван, Душан Маковицкий и Вавро Шробар. Й.Г. Тайовский начал знакомство с литературными и философскими трудами Л.Н. Толстого, учась в Праге и участвуя в обществе «Детван» (1882-1948), которое опиралось в своей деятельности на идеи Т.Г. Масарика, в частности на теорию «малых дел» и вероучение Л.Н. Толстого. По мнению словацкого исследователя Юрая Клаучо, участников группы интересовала этическая сторона учения русского классика и философа, а именно его христианское понимание веры, заключающееся в отказе от церковной обрядовости. Именно в этом они видели нравственное возрождение человека. С нашей точки зрения, в творчестве Й.Г. Тайовского интерес к философии Л.Н. Толстого нашел свое выражение в концепции смирного типа человека, который можно охарактеризовать следующими качествами: кротостью, смирением и незлобивостью. Есть целый ряд рассказов (например, «Мацо Млеч», «Скрытое богатство», «Матушка Поусткова», «Умер Томашик»), выводящий в центр повествования подобного героя. Задача нашего выступления будет заключаться в том, чтобы подробнее раскрыть концепцию смирного типа человека на словацком материале.
Н.А. Лунькова
(Институт славяноведения РАН)
Система художественных образов в сборнике «Болгарская модель» С. Стратиева
В центре внимания автора разобщенное болгарское общество в кризисный период своей истории - 1990-е годы. Нравственные принципы и идеалы болгар, национальные поведенческие особенности меняются на фоне социально-экономических трансформаций, что находит свое отражение в особой «болгарской модели» мира. В рамках этой «модели» Стратиев, с одной стороны, трактует изменения болгарского национального сознания в сатирическом ключе, с другой - его произведения не лишены трагизма. Активно используя метафорическую образность и пародийный модус повествования, Стратиев создает ряд ключевых для его творчества образов, которые и станут объектом данного доклада.