Научная статья на тему 'НОУ начальной школы - площадка для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов'

НОУ начальной школы - площадка для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Елена Павловна

В статье анализируются формы организации социального взаимодействия одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе в рамках работы научного общества начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОУ начальной школы - площадка для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов»

Литература

1. Беляева Н. В., Зинин С. А., Новикова Л. В. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. Методические рекомендации. М.: Национальное образование, 2016.

2. Волкова О. В., Алексеева Я. В. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Казань: РИЦ Школа, 2015.

3. ЕГЭ 2008-2009. Литература. Справочник / Авт.-сост. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская. М.: Эксмо, 2008.

4. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные понятия в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

5. Педчак Е. П. Сложнейшие сочинения по русской литературе. Темы 2015 год. М.: Эксмо-Пресс, 2015.

НОУ начальной школы - площадка для развития творческих

и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов

Юдина Е. П.

Юдина Елена Павловна / Judina Elena Pavlovna - учитель начальных классов, руководитель научного общества учащихся начальной школы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются формы организации социального взаимодействия одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе в рамках работы научного общества начальной школы. Ключевые слова: научное общество учащихся, сотрудничество.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося -главная задача научного общества учащихся начальной школы. Каждый любознайка из научного общества становится самим собой, обретая свой образ.

Содержательные линии организации работы научного общества:

- целенаправленное раскрытие индивидуального потенциала воспитанников на основе изучения их особенностей и развитие выявленного потенциала;

- развитие социального взаимодействия;

- практическая направленность проектно-исследовательской деятельности.

Развитие социального взаимодействия - особое направление работы НОУ. Один из

четырех способов взаимодействия - сотрудничество в группе. Одаренному первокласснику, а также первокласснику с повышенной мотивацией к получению знаний предлагаем вступить в научное общество «Любознайки», побывав на «Экзамене для любознаек». На данном мероприятии в тесном контакте работают младшие и старшие. Младшие в качестве экзаменующихся, а старшие в качестве экзаменаторов. Юные Любознайки из первых классов с большим интересом проходят станции экзамена: «Рассуждай-ка!», «Отвечай-ка, не зевай-ка!», «Узнавай-ка!», «Угадай-ка!», «Объясняй-ка!», «Вылепляй-ка!». Экзамен принимают опытные Любознайки из четвертых классов. После успешного прохождения экзамена, первоклассников принимают в ряды любознаек из НЦЛ и знакомят с планом работы научного общества.

Следующая форма, которая собирает одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе - Устный журнал «Мои открытия».

Устный журнал - это площадка для индивидуальных открытий. Юные любознайки, работая по теме основного материала, используя различные источники информации (прежде всего свои наблюдения), совершают открытия в познании окружающего мира. Затем юный любознайка представляет на страничке устного журнала познавательную, интересную и необычную своего рода информацию (не часто встречающуюся, ту которую не каждый знает, ту, которая может поразить слушателей своими неожиданными фактами и неординарными выводами). Данная исследовательская работа рождается во время семейных бесед, совместных прогулок, семейных чтениях. Именно семья - двигатель процесса познания. Ведь «семья одаренного ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности» [1, с. 51].

Данные формы организации работы научного общества учащихся создают условия для развития наблюдательности, умения увидеть и построить правильно проблемный вопрос, создают условия для формирования умения работать с различными источниками информации, грамотно строить свою речь, создают условия для развития социального взаимодействия. А значит, данная работа обеспечивает продуктивную организацию самостоятельного добывания знаний с целью более эффективного их усвоения. Самые яркие открытия экологической направленности юные любознайки представляют на страницах Устного журнала ЭКОШКОЛы. «Это стало возможным благодаря богатому опыту системной работы в образовательных организациях ЭКОШКОЛы по формированию экологической культуры у дошкольников и младших школьников» [2, с. 43].

Развитие интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей - вот алгоритм работы педагогов с одаренными детьми.

Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы; в-третьих, они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах, в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

На сайте МАОУ СШ №72 оформлена страница - Научное общество учащихся начальной школы, где каждый желающий может получить информацию о работе данного общества.

Литература

1. Галацкова И. А., Журбенко Е. Ю., Лукьянова М. И., Пентехена Л. И., Табарданова Т. Б. Одаренный ребенок: психо лого-педагогические основы выявления и развития: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 146 с.

2. Юдина Е. П., Черных Л. А. Экошкола - инновационное пространство для объединения возможностей и ресурсов в продвижении инновационного педагогического опыта // Наука, образование и культура, 2015. № 3 (3). С. 43 -44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.