Научная статья на тему 'Методика подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе'

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ / ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В ОДИННАДЦАТОМ КЛАССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Светлана Марковна

В данной статье представлены методические рекомендации учителям-словесникам в виде систематизированной работы учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку. По нашему мнению, для привлечения интереса учащихся к чтению художественной литературы необходимо вводить в методическую систему работы ученика таблицу-дифференсацию произведений по различной проблематике в сюжетной линий прочитанных ими произведений. От выпускников общеобразовательных школ в различных итоговых работах на экзамене требуется аргументированная работа. Ведь сможет справиться только ученик, который с самого детства читал всевозможную художественную литературу. Поэтому предлагаем систематизированную работу для методики учителей словесности. Мировая литература разделяется на пять проблем, например: философская, нравственная, политическая, социальная и экологическая. Любой ученик среднего звена сможет определить тематику и проблематику художественного произведения. Но перед этим нужно на уроке попробовать проанализировать небольшой рассказ, который бы затрагивал основные проблемы (например, «Муму» И. С. Тургенева). Ведь в этом маленьком художественном произведении заключены такие темы, как крепостное право и безответная любовь, которое определенно затрагивает несколько проблем сразу такие, как социальная и нравственная. Если выпускник вспомнит и приведет пример в аргументации любое художественное произведение, то на итоговом экзамене по русскому языку и литературе он сможет получить положительную отметку. Наша работа нацелена на качественную подготовку выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе»

быть, из-за неточности ритма, ведь народ строго соблюдает его в пословицах и поговорках (в слове «кони» здесь ритмически ударение падает на слог «ни»).

Надо заметить, что толкование пословиц и поговорок и объяснение их происхождения вызывает живой и неподдельный интерес учащихся на занятиях по культуре речи, что является стимулом к их дальнейшей активной самостоятельной работе.

Литература

1. Гельвеций К. А. Соч. в 2-х томах. Наука. Москва, 1973. 2 том.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. Москва. ГИХЛ, 1957. с. V. (предисловие).

3. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. АН СССР. Москва, 1938-1952. 2 том. С. 130-131.

4. Успенский Л. Слово о словах. Детгиз. Ленинград, 1971. С. 387.

5. Чехов А. П. Соч. в 18 т. Наука. Москва, 1979. 16 том. С. 266-267.

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения

в 11 классе Сидорова С. М.

Сидорова Светлана Марковна / Бгйогоуа Svetlana Магкоупа - учитель-словесник, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

Аннотация: в данной статье представлены методические рекомендации учителям-словесникам в виде систематизированной работы учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку. По нашему мнению, для привлечения интереса учащихся к чтению художественной литературы необходимо вводить в методическую систему работы ученика таблицу-дифференсацию произведений по различной проблематике в сюжетной линий прочитанных ими произведений. От выпускников общеобразовательных школ в различных итоговых работах на экзамене требуется аргументированная работа. Ведь сможет справиться только ученик, который с самого детства читал всевозможную художественную литературу. Поэтому предлагаем систематизированную работу для методики учителей словесности. Мировая литература разделяется на пять проблем, например: философская, нравственная, политическая, социальная и экологическая. Любой ученик среднего звена сможет определить тематику и проблематику художественного произведения. Но перед этим нужно на уроке попробовать проанализировать небольшой рассказ, который бы затрагивал основные проблемы (например, «Муму» И. С. Тургенева). Ведь в этом маленьком художественном произведении заключены такие темы, как крепостное право и безответная любовь, которое определенно затрагивает несколько проблем сразу такие, как социальная и нравственная. Если выпускник вспомнит и приведет пример в аргументации любое художественное произведение, то на итоговом экзамене по русскому языку и литературе он сможет получить положительную отметку. Наша работа нацелена на качественную подготовку выпускников.

Ключевые слова: интерес к чтению художественной литературы, анализ проблематики художественных произведений, методика литературы, подготовка к экзамену в одиннадцатом классе.

В настоящее время обучение учеников литературе затруднено многими обстоятельствами: во-первых, на ее изучение отводится малое количество времени в образовательных программах, во-вторых, современные школьники практически не

проявляют интереса к чтению художественных произведений самостоятельно, к изучению и рассмотрению их анализа на уроках литературы, что, безусловно, влияет на результаты экзаменационных сочинений одиннадцатиклассников. Поэтому возникает необходимость составления и реализации рекомендаций по подготовке учеников к предстоящей сдаче экзамена.

Не стоит скрывать и тот факт, что верно раскрытая и аргументированная основная мысль (тезис) является главным успешным фактором в оценке сочинения на «высокие баллы» ЕГЭ. А значит, перед учителем, проводящим подготовку к написанию сочинения такого плана, стоит большая задача - помочь ученику понять весь объем пройденного «литературного материала» [1:12] и, самое главное, запомнить его и уметь применять в примерах и аргументациях своей речи (письменной).

Стоит отметить, что объем «литературного материала», проходимого за все годы обучения в среднем и старшем звене школы, обширен и ученикам порой сложно сосредоточиться на каких-либо определенных произведениях и их особенностях.

Так, нами предлагается систематизировать все проходимые художественные произведения по основным проблемам. Вообще, под словом «проблема» понимается сложный вопрос, требующий изучения, разрешения; в литературе — это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него. Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы. В тексте может решаться несколько проблем, но все-таки следует выбрать одну и работать только с ней.

Отметим некоторые проблемы в текстах, предлагаемых на ЕГЭ:

Человек и общество.

Человек и природа.

Человек и культура/искусство.

Человек и язык/речь.

Человек и нравственные ценности.

Почему мы же предлагаем преподавать литературный материал учащимся изначально в классификации? Так, после прочтения перед ними стоит задача — формулировка основной проблемы произведения и аргументация своего выбора.

Вообще, художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора [4:46].

Художественная литература имеет своей особенностью и различные группы:

• Деление на роды: эпос, лирика, драма;

• Жанры текста: проза, поэзия;

• Совершенно своеобразное развитие в определенных отрезках времени.

Все это позволяет нам расширить предложенные рамки выдвинутых проблем в литературном материале и рассматривать их комплексно, в зависимости от рода, типа или года написания.

Таким образом, сформулированы следующие проблемы:

• Философские — затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;

• Нравственные (этические) — связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения;

• Социальные — касаются устройства жизни общества;

• Политические — связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;

• Экологические — отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

При проведении занятий по подготовке к сочинению по ЕГЭ учащиеся успешно

справились с классификацией пройденных произведений, в результате чего была составлены следующие группы, представленные для удобства (наглядности, вместительности и быстрому запоминанию) в виде таблиц:

• классические русские произведения;

• лирические русские произведения;

• различные зарубежные произведения.

Кроме того, при аргументации учащиеся смогли проследить и тематику произведений, например, тема мистики и одиночества относится к философской проблеме, а социальное неравенство в обществе или тема столкновений минувшего и нынешнего поколений поднимают проблему социальную, тема браконьерства и экологии затрагивают экологическую проблему, тему любви, дружбы и патриотизма мы можем отнести к нравственной проблеме, тему войны и борьбы за трон, за земли включим в политическую проблему. Таким образом, у нас получилось таблица из пяти проблем.

Рассмотрим практическое применение такой классификации на примере отрывков из сочинений учащихся, выполненных после рассмотрения ими произведений в таком контексте:

- нравственная проблема - тема любви: «А в любви даже минусы превращаются в плюсы <...> Вспомним и сравним скептичного, ни во что не верящего героя рома И. С. Тургенева «Отцы и дети» в начале и в конце произведения: его противоречивая личность раскрывается с другой стороны — можно сказать «скрытый романтик» облачается на смертном одре перед Одинцовой совершенно ранимым, разбитым и, что самое главное, любящем ее до безумства <...> и пусть так поздно и с такими большими потерями, «минус» Базарова растворился в чувствах, преданности и нежности любви...» (ученик 10 класса);

- нравственная проблема — тема мужества, примеры из произведений Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и «Старуха Изергиль» М. Горький (ученица 11 класса);

- политическая — тема войны: «В пример можно привести произведение «А зори здесь тихие» Б. Васильева, где поднимается проблема не только политическая, но и нравственная: молодые девушки, жертвуя собой, до последнего вздоха защищают границы Родины <...> Невольно вспоминается произведение «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланова, где также молодые люди добровольно уходят на фронт, чтобы защищать Родину <...> Я пришла к выводу, что в сложные исторические моменты в жизни нашей страны весь народ становится одним целым, каждый понимает, что нужно защищать Родину от врагов, каждый становится нравственно чище, каждый начинает ценить мир и спокойствие, ценить саму жизнь...».

Отметим, что практические работы учеников в виде таблиц оцениваются учителем по баллам, отмечая верно/неверно отнесенные произведения

Таким образом, составленные нами методические рекомендации для подготовки старшеклассников к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе напрямую связаны с одним из приемов анализа художественных произведений. Они решают ряд следующих проблем современного литературного образования: во-первых, актуализируют и систематизируют опорные знания по предмету, развивают репродуктивные и эвристические возможности учащихся при анализе произведений, помогают учителям организовывать подготовку одиннадцатиклассников к экзаменационному сочинению.

Литература

1. Беляева Н. В., Зинин С. А., Новикова Л. В. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. Методические рекомендации. М.: Национальное образование, 2016.

2. Волкова О. В., Алексеева Я. В. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Казань: РИЦ Школа, 2015.

3. ЕГЭ 2008-2009. Литература. Справочник / Авт.-сост. Т. В. Надозирная, Л. А. Скубачевская. М.: Эксмо, 2008.

4. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные понятия в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

5. Педчак Е. П. Сложнейшие сочинения по русской литературе. Темы 2015 год. М.: Эксмо-Пресс, 2015.

НОУ начальной школы - площадка для развития творческих

и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов

Юдина Е. П.

Юдина Елена Павловна / Judina Elena Pavlovna - учитель начальных классов, руководитель научного общества учащихся начальной школы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются формы организации социального взаимодействия одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе в рамках работы научного общества начальной школы. Ключевые слова: научное общество учащихся, сотрудничество.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося -главная задача научного общества учащихся начальной школы. Каждый любознайка из научного общества становится самим собой, обретая свой образ.

Содержательные линии организации работы научного общества:

- целенаправленное раскрытие индивидуального потенциала воспитанников на основе изучения их особенностей и развитие выявленного потенциала;

- развитие социального взаимодействия;

- практическая направленность проектно-исследовательской деятельности.

Развитие социального взаимодействия - особое направление работы НОУ. Один из

четырех способов взаимодействия - сотрудничество в группе. Одаренному первокласснику, а также первокласснику с повышенной мотивацией к получению знаний предлагаем вступить в научное общество «Любознайки», побывав на «Экзамене для любознаек». На данном мероприятии в тесном контакте работают младшие и старшие. Младшие в качестве экзаменующихся, а старшие в качестве экзаменаторов. Юные Любознайки из первых классов с большим интересом проходят станции экзамена: «Рассуждай-ка!», «Отвечай-ка, не зевай-ка!», «Узнавай-ка!», «Угадай-ка!», «Объясняй-ка!», «Вылепляй-ка!». Экзамен принимают опытные Любознайки из четвертых классов. После успешного прохождения экзамена, первоклассников принимают в ряды любознаек из НЦЛ и знакомят с планом работы научного общества.

Следующая форма, которая собирает одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе - Устный журнал «Мои открытия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.