Научная статья на тему 'Егэ в 4 классе: за и против'

Егэ в 4 классе: за и против Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ / СЛУЖБА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АУДИТА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисина Галина Алексеевна

В статье рассматривается проблема отслеживания качества образования в начальной школе, обеспечения преемственности, повышения объективности оценивания уровня подготовленности учащихся. Автор рассматривает возможности проведения ЕГЭ в 4 классе, положительные и отрицательные черты данного тестирования в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисина Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Егэ в 4 классе: за и против»

13. «Человек». Переправившись на северный берег пруда, делаем остановку, где видны следы негативного воздействия человека. На стоянке оборудован щит с информацией, напоминающей о правилах поведения в лесу и на природе.

14, «Пруд». Заканчивается экскурсия на берегу пруда изучением водной и окол овод ной растительности, видов животных обитающих в водоёме. Установленный щит гласит: «Вода - это самый важный минерал».

Содержание занятий на тропе разнообразно, индивидуально в соответствии с возрастом ребенка, его физическими возможностями. На ней имеются объекты и средства для включения эмоционально-чув-ственной сферы ребенка. Вхождение ребенка в мир через общение с ближайшим природным окружением является бесценным опытом его жизнедеятельности. В этой среде мы стремимся не к успехам в учебной деятельности с оцениванием знаний (хотя этот процесс также присутствует), а к развитию умений управлять эмоциями, к рефлексии, эмпатии и толерантности. Занятия на этой тропе имеют исключительное значение для здоровьесбережения и здоровьесозидания детей.

По итогам областного смотра-конкурса учебных заведений 2009 года, МОУ СОШ № 23 г. Дегтя река было присвоено звание «Образовательное учреждение высокой экологической культуры»

Литература

1. Гэрдина Л.С. Единая картина мира - основа мировоззрения III тысячелетия. // сб. «На орбите познания». Ростов н/Д.: Феникс, 2006 С.325-333.

2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, №12.

3. Сикорская Г.П., Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург, Изд-во Уральского У-та, 2007, с. 202

4. Сикорская Г.П. Оновные методологические подходы к содержанию экологического образования / Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 9, с. 11

5. Курносенко В.И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010. - №4.

6. Мальцева Г.Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса // Эксперимент и инновации в школе.// Эксперимент и инновации в школе.-2008. - №1.

7. Попова О. А Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

8. Тимофеева О.Ю. Аспекты компетентности о го подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» // Эксперимент и инновации в школе.-2008. - №3.

В статье рассматривается проблема отслеживания качества образования в начальной школе, обеспечения преемственности, повышения объективности оценивания уровня подготовленности учащихся. Автор рассматривает возможности проведения ЕГЭ в 4 классе, положительные и отрицательные черты данного тестирования в начальной школе.

Лисина Галина Алексеевна

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 97 с полным днём пребывания детей» г.Ижевск,Удмуртская Республика, [email protected]

ЕГЭ В 4 КЛАССЕ: ЗА И ПРОТИВ

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Какие возможности для этого есть?

Ключевые слова: ЕГЭ, качество знаний, независимая экспертиза качества, мониторинг образовательных достижений учащихся, психологическое сопровождение тестирования, служба педагогического аудита, диагностический мониторинг.

Современному человеку необходимы новые обширные знания, умение усваивать всё новые и новые способы познания и виды деятельности для того, чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям времени. С помощью качественного образования можно вырастить человека мыслящего, твор-

ческого, созидающего и гуманного. Задача школы состоит в том, чтобы дать ученику толчок к развитию, помочь раскрыть его дарования и способности.

Начальная школа - фундамент основного общего образования и должна обеспечивать качественное усвоение младшими школьниками предметных знаний,

умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В рамках реализации данного направления особое внимание уделялось повышению качества обученности учащихся начальной школы, обеспечению преемственности, повышению объективности оценивания уровня подготовленности учащихся, созданию системы работы с одаренными детьми.

Оценивание работы учеников остается камнем преткновения для педагогов всех уровней. Все мы понимаем, без независимой проверки итогов невозможно функционирование государственной системы образования. И такая система проверки есть во всех цивилизованных странах. ЕГЭ - это один из первых шагов к единой Болонской системе. Эксперимент по внедрению единого государственного экзамена длился восемь лет. Восемь лет на всех уровнях противостояли друг другу преподаватели и чиновники. Первые утверждали, что ЕГЭ - далеко не идеальная форма финального экзамена в средней школе и вступительного в высшей, вторые с завидным упрямством ее внедряли,

Нужно признать, что 8 лет эксперимента с ЕГЭ обнажили главные проблемы в современном российском образовании. И этих проблем как минимум пять.

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ: единый итоговый экзамен требует ЕДИНОГО уровня подготовки во всех регионах России. Подход к ЕГЭ должен быть дифференцированным, с учетом региональных особенностей.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ: дифференцированный подход необходим не только по географическому, но и по профильному принципу: выпускник математической школы готов к ЕГЭ по математике лучше, чем выпускник школы обычной.

Во Франции, например, где, как и во всех цивилизованных странах, существует независимый экзамен, четыре разных уровня математики. А у нас одна.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ: ряд школьных предметов непригоден для тестового экзамена: специфика их в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы. Преподавание литературы, например, не сводится к банальному пересказу литературного текста. Пересказ, запоминание фактов и героев, сюжетных линий - это уровень начальной школы. В старших классах ученик должен уметь делать сложнообобщенные выводы на основе личного опыта. Поэтому тесты при оценивании таких предметов как минимум неуместны. Современные дети не умнее, не проще, они просто другие. Многие из них стали внутренне свободными. Но с другой стороны, они стали меньше читать, потому что есть Интернет. Сегодня знания, к сожалению, не всегда престижны. И зачастую умный и образованный человек в реальной жизни не всегда успешен.

ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: качество образования. За последние годы количество детей, не готовых к обучению, выросло на 70%. Специалисты уже говорят о специфических проблемах школьников: дислексии (неумении овладеть навыками чтения), дисграфии (проблемах с письмом и грамматикой), дискалькулии (когда ребенок не может освоить математические дис-

циплины). И речь в данном случае идет о ребятах из вполне нормальных семей.

ПРОБЛЕМА ПЯТАЯ: утечка информации: процветает возможность сдать на 100 баллов ЕГЭ по любому предмету, не особо напрягаясь.

У ЕГЭ правильная цель - исключить при поступлении неравные возможности и взяточничество. Однако ЕГЭ всех пугает, и учеников, и родителей, и учителей.

Возможно, в будущем система ЕГЭ будет использоваться для внешней оценки знаний школьников начальных классов. Это помогло бы выяснить, каков уровень усвоения программы, чтобы восполнить пробелы в знаниях. По данным Рособрнадзора, в 5-м классе успеваемость резко падает, это говорит либо о плохой подготовке в младших классах, либо о том, что в средней школе требования учителей завышены или принципиально иные. В этом случае ЕГЭ позволит выяснить, действительно ли у школьников в это время снижается интерес к учебе. Введение единого экзамена в начальной и школе не должно наказывать школьника за плохие оценки. Цель такого испытания - провести мониторинг качества работы школы.

В этом году в качестве эксперимента, с целью изучения уровня подготовленности четвероклассников, выпускники начальной школы ряда регионов будут писать единый экзамен по русскому языку. Известно, что экзамен будет организован в форме тестирования, как ЕГЭ в 11 классе. Единственное отличие, ему не придают статус переводного. И, скорее всего, его результаты не повлияют на итоговые оценки младших школьников.

Ещё одно новшество - введение независимой системы оценки качества образования поможет объективно оценить качество обучения четвероклассников. Судить о том, как ученики усваивают программу в других параллелях, можно только по оценкам учителей. А они могут быть весьма субъективны.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Какие возможности для этого есть? Эти вопросы мы задали себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Как известно, в течение нескольких последних лет Министерство образования РФ проводило эксперимент, нацеленный на поиск новых форм проведения выпускных экзаменов в XI классе. Одна из форм - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Экзамен состоит из трёх частей:- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии, словообразованию и. т. д.). В экзамен включен анализ текста, создание небольшого письменного высказывания. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, можно сделать вывод о возможности начала подготовки к этому виду проверки знаний уже в начальной школе. Часть первая заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка. Все задания - это тесты с выбором ответа; в каждом дано 4 варианта ответов, из которых правильным является только один. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с новым видом заданий уже в начальной школе.

Заглянув в интернет, мы убедились, насколько актуальны эти вопросы. Среди пользователей сети Интернет идет весьма бурное обсуждение по данной проблеме. Сейчас почти во всех учебно-методических комплектах для начальной школы и в методических рекомендациях к ним введено тестирование по основным предметам (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика). Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу Осуществление мониторинга образовательных достижений выпускника начальной школы должно опираться на следующие положения:

•общие подходы к разработке инструментария мониторинга образовательных достижений по различным предметам и анализ его результатов;

•обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;

•разностороннее представление образовательных достижений;

•открытость и доступность информации о качестве учебных достижений.

В работу нужно включать проверку только тех умений, которые входят в утвержденный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, а также национально-региональный компонент ГОС.

В процессе сдачи ЕГЭ требуются следующие значимые характеристики:

высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

четкость и структурированность мышления, комби-наторность;

сформированность внутреннего плана действия. Следовательно, необходимо построить так психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные наиболее значимые характеристики были развиты у детей в начальной школе к моменту сдачи ЕГЭ.

Однако, по исследованиям учёных, слабый уровень визуально-структурного мышления показали 29% учащихся начальной школы. Визуально-струк-турное мышление - позволяет анализировать закономерности и улавливать направленность изменений информации, «видеть» структуру, мыслить по аналогии. Чтобы у детей развивалось визуально-структур-ное мышление необходимо использовать в обучении и коррекции таблицы, графики для лучшего усвоения материала.

Слабый уровень абстрактного мышления показали 34% учащихся. Абстрактное мышление позволяет посредством выделения различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) оперировать ими. Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой. Это частично касается и развития визуально-структурного

мышления, Например, если у ребенка хорошо развито визуально-структурное мышление, он быстро «схватывает» принцип организации таблицы сложения и преобразует его в числовое поле. В результате ребенок значительно продвигается в устном счете и далее легко усваивает таблицу умножения.

Развитию абстрактного мышления также способствует обучение решению задач в общем виде (с буквами, без чисел). Решение задачи в общем виде должно предшествовать различным вариантам конкретных численных решений (так делается по программе В.Л. Давыдова и, частично, по программе Л.Г. Петерсон). Только в этом случае абстрактное мышление ребенка будет развиваться (сцепка между образным и понятийным мышлением). Идеально для развития абстрактного мышления подходят традиционные программы.

Слабый уровень скорости переработки информации показали 27% учащихся. Скорость переработки информации - позволяет узнать, насколько быстро выполняются тестовые задания. Необходимо автоматизировать сложные навыки (чтение, письмо, устный счет) на ранних этапах обучения в школе и обязательно формировать понятийное мышление.

Слабый уровень внимательности у 11 % учащихся. Внимательность - позволяет узнать, насколько точно выполняются тестовые задания. Необходимо учить детей мысленно планировать свою деятельность, вырабатывать способность к самоуправлению

Высокий уровень тревожности у 11% учащихся. Тревожность - позволяет узнать, насколько комфортно чувствует себя ребенок во время тестирования. Необходимо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, оптимальный режим дня, снизить или убрать травмирующие факторы.

Таким образом, наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ, весьма слабо развиты у учеников начальной школы. Ведь ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

Многие учителя используют тестовые программы оценки уровня знаний учащихся, при этом взаимодействуя с педагогами-психологами.

Работа психологов строго состоит из 4 направлений деятельности (диагностика, коррекция, просвещение, консультации). Активное взаимодействие психологов и педагогов дадут хорошую результативность в плане развития учащихся. При планировании работы психологического сопровождения ЕГЭ, необходимо будет проводить дополнительные мониторинговые исследования интеллектуальных способностей учащихся, в процессе обучения начиная с 1 класса. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи ЕГЭ не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяя более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Главная задача школы первой ступени научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.

• научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

• самостоятельно разбираться в учебной задаче;

• находить способ её решения;

• сравнивать свой результат с правильным ответом;

• адекватно оценивать себя и свои действия.

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений - сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

На шестом этапе мониторинга учебных достижений учащихся, заканчивающих третий класс, задания предлагались 3 уровней сложности:

• базового

• повышенного

• высокого и 3 типов:

• с выбором ответа

• с кратким ответом

• с развернутым ответом.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее, необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя -научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные

связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов. Кроме того, учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые войдут в него.

Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т.п).

Структура заданий должна определяться значимостью изученного учебного материала: чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьет остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности.

Таким образом, составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам.

Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к «переносу» знаний и умений в нестандартные ситуации, Все задания проблемного характера не должны требовать от учащихся знания информации, не изучаемой в начальной школе.

Необходимость решения новых задач повышения качества образования на школьном уровне, постепенный переход к Единому Государственному Экзамену в рамках проведения школьной реформы, потребовали выработки ряда новых подходов, а также организации отдельной службы в структуре общешкольной службы сопровождения. Возникает необходимость создания Службы педагогического аудита.

Цель деятельности службы - подготовка учеников к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, проведение независимой экспертизы знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормативными требованиями и анализ полученных данных; индивидуальные консультации с учителями, руководителями методических и цикловых объединений по результатам тестирования,

Задачи службы - осуществление независимого контроля над состоянием преподавания предметов, преодоление психологического барьера у учителей и выработка навыков у учащихся выполнять срезо-вые, контрольные работы и проходить итоговую аттестацию в форме тестов. Помощь в непрерывном повышении профессионального уровня учителей и выявление трудностей в преподавании предметов различными преподавателями, контроль за ростом профессиональной деятельности учителей, определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирования по различным предметам, подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения материала.

Педагогический аудит призван помочь методистам в определении основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов, выработать организационно-методические рекомендации, направленные на устранение выяв-

ленных в результате анализа недостатков в учебном процессе.

Таким образом, независимое инспектирование -одно из основных направлений в работе Службы педагогического аудита. Оно дает возможность проследить уровень подготовки учащихся по различным предметам в течение всего учебного года. Кроме того, оно позволяет своевременно обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.

Одним из основных условий успешного проведения педагогического аудита является конфиденциальность, Даже при неблагоприятных результатах проведенного тестирования соблюдается секретность и на совещаниях методических объединений говорится только о тенденциях, но не о конкретных результатах. Это снимает напряженность в отношениях учителя и аудитора.

Анализ проведенных тестов дает возможность получить обратную связь с учителем, выяснить уровень успеваемости и качество преподавания, Обсуждение результатов анализа тестирования происходит с председателями методических объединений, учителями -предметниками, выявляются самые уязвимые места в структуре и объеме знаний учащихся, предупреждаются регулярно встречающиеся ошибки.

Выработку навыков выполнения срезовых и контрольных работ в такой форме можно начинать уже с первого класса.

Деятельность педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников.

На сегодняшний день среди ученых-педагогов в нашей стране появилось понимание того, что теория педагогических измерений - наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, необходимым для разработки качественных педагогических тестов. Сегодня большими тиражами издаются инновационные работы по педагогическим тестам отечественных ученых и зарубежных авторов, а также сборники материалов КИМ ЕГЭ, специальные журналы по тестовой проблематике. Таким образом, можно считать, что на данный момент в России сформировалось сообщество профессионалов-специалистов по разработке и применению тестов.

В современном понимании качество образования - это соответствие того, что делает школа, потребностям общества, запросам детей и родителей. А у нас государство планирует содержание образования и контролирует качество его усвоения. Без этого тоже нельзя, но процесс должен быть двухсторонним - государственно-общественным .

Сегодня во всем мире больше внимания уделяют не контролю качества образования, а управлению качеством образования, а для этого необходимо изучить образовательную среду, выявить факторы, которые влияют на эффективность образования.

В большинстве стран мира с помощью национальных и международных тестирований выявляют детей с низкими результатами, выясняют причины их отставания и стараются компенсировать пробелы

в знаниях. Почему финны, японцы, новозеландцы имеют столь высокие результаты в исследовании Р1ЭА? Именно в этих странах для детей созданы равные условия в получении образования. Различия в результатах разных школ, в отличие от России, там несущественные.

Поэтому надо проводить не только итоговые аттестации, но и диагностические срезы - на федеральном и региональном уровнях, на уровне каждой отдельной школы, например, в конце 4 класса. Мы считаем эту задачу более важной, чем ЕГЭ и международные исследования. Диагностический мониторинг позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащегося, выяснить причины его ошибок и построить учебный процесс так, чтобы он корректировал и компенсировал эти проблемы. Мы убеждены, что оценка качества образования во всех его формах должна стимулировать развитие школы, а не ориентироваться на жесткий контроль и административные наказания.

Начальная школа дает достаточно высокий уровень сформированности умений чтения и понимания текстов. Но при переходе из четвертого класса в пятый ученик попадает к учителям-пред-метникам, чья цель - передать максимальный запас знаний. У педагогов нет времени развивать общеучебные умения, они не организуют целенаправленной работы с текстом, с информацией. Поэтому ученики постепенно теряют навыки, полученные в начальной школе, и к концу 9 класса демонстрируют очень низкий уровень овладения ими. Основная школа требует очень серьезной реформы - именно в этом звене прослеживается значительное ухудшение результатов по сравнению с начальным звеном.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что ЕГЭ, как форма итогового тестирования, не корректен в рамках начальной школы. Напротив, единое мониторинговое исследование выпускника начальной школы - это потребность школы, учителей, общества в целом.

Литература

1. Алешина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная школа. 1993. - №1 - С.42-45.

2. АнастазиА. Психологическоетестирование.-М., 1982.

3. Валыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии.-М., 2000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Волошина О.И. Русский язык. Тесты: Начальная шко-ла.1-4 кл.:

5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Быстрова М.Н. и др. Тесты: Начальная школа. 4 кл.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., «Народное образование», 2000.

7. Макарова Т.Д., Степанова Г.А. Математика. Итоговое тестирование для учащихся 3 (4) класса. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М.,1995 Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Статья посвящена компетентностному подходу в системе образования от дошкольного до высшего профессионального в свете ФГОС нового поколения. Авторы рассматривают развитие компетенций педагогов как основу повышения качества образования.

И ш муха мето в Рустам Рифатович

ректор, Институт развития образования Республики Башкортостан Галанов Александр Борисович

проректор по научной работе Институт развития образования Республики Башкортостан

[email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Как формирование и развитие компетенций реализуется в системе образования?

Ключевые слова: Федеральные Государственные образовательные стандарты, дошкольное образование, начальное образование, средняя и старшая школа, всшее профессиональное образование, компетенции.

В модели «Российское образование 2020» отмечается, что профессиональное образование заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время на всех уровнях образования разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения,

В системе дошкольного образования планируются две группы федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. ФГТ утверждены и вводятся в действие приказом Министерства образования и науки РФ за № 655 от 23 ноября 2009. Федеральные государственные требования определяют социальный портрет будущего первоклассника в основе которого лежат интегративные качества развития личности ребенка. Те. речь идет о стандарте качества дошкольного образования.

Начиная с сентября 2009, Институтом развития образования Республики Башкортостан кафедрой дошкольного и пред школьного образования на курсах повышения квалификации проводятся занятия по знакомству с ФГТ Дошкольные образовательные учреждения испытывают трудности, связанные с необходимостью реализации федеральных государственных

требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Совместно с Министерством образования РБ Институтом развития образования сегодня разрабатывается план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ. В условиях введения ФГТ и Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) необходима продуманная, преемственная работа дошкольного и начального образования,

Ядром модернизации дошкольного образования, как и образования в целом, является повышение его качества и доступности в современных условиях. Повышение качества связано со стандартизацией. Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляется дошкольное образование. Сегодня система дошкольного образования Республики Башкортостан претерпевает большие изменения, С появлением новых альтернативных видов дошкольного воспитания и образования изменяется и его содержание, что воспринимается общественностью положительно. В условиях вариативности возникает проблема разработки программ но-методического обеспечения разных форм образования, При этом необходимо создание в дошкольных учреждениях необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности педагогов и родителей в области воспитания.

Федеральные государственные стандарты для начальной школы приобрели юридическую силу. Сейчас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.