Научная статья на тему 'Нотариат в Союзе Советских Социалистических Республик: проблемы правового регулирования'

Нотариат в Союзе Советских Социалистических Республик: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
963
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союз Советских Социалистических Республик / Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика / законодательство / нормативный правовой акт / Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г. / Закон РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г. / государственный нотариат / экстраполяция / Union of Soviet Socialist Republics / Russian Soviet socialist Republic / legislation / normative legal act / law of the USSR «On state notaries» of July 19 / 1973 / The law of the RSFSR «On state notaries» of August 2 / 1974 / state notaries / extrapolation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамука Иванович Никитин

На основе анализа юридической литературы и законодательства Союза Советских Социалистических Республик о нотариате обосновано несколько суждений: организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Союзе Советских Социалистических Республик основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности; в Союзе Советских Социалистических Республик нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат; положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTARY IN THE UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Short abstract: in article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Union of Soviet Socialist Republics on notaries justified several judgments: the organization and activities of all enforcement authorities, including notaries, in the Union of Soviet Socialist Republics was based on the doctrine of priori-theta state interests against the interests of society and the individual; in the Union of Soviet Socialist Republics notarial act was performed, as a rule, the state notary’s offices; the provisions on notary public can be extrapolated also to the legislation of the Russian Federation on the implementation of notarial activities.

Текст научной работы на тему «Нотариат в Союзе Советских Социалистических Республик: проблемы правового регулирования»

УДК 34 ББК 67

© М.И. Никитин, 2018

Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

НОТАРИАТ В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Мамука Иванович Никитин, старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: mamuka_eriashvili@mail.ru

Рецензент: Эриашвили Нодари Дарчоевич, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, главный редактор издательства «ЮНИТИ-ДАНА».

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Союза Советских Социалистических Республик о нотариате обосновано несколько суждений: организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Союзе Советских Социалистических Республик основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности; в Союзе Советских Социалистических Республик нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат; положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.

Ключевые слова: Союз Советских Социалистических Республик, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, законодательство, нормативный правовой акт, Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г., Закон РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г., государственный нотариат, экстраполяция.

NOTARY IN THE UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Mamuka I. Nikitin, senior researcher of the Department for the Provision of Scientific Cooperation of the Research and Development Institute UONiRID

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) Reviewer: Eriashvili N.D., PhD, doctor of economic sciences, chief editor of «UNITY-DANA», e-mail — «nodari@unity-dana.ru».

Annotation. Short abstract: in article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Union of Soviet Socialist Republics on notaries justified several judgments: the organization and activities of all enforcement authorities, including notaries, in the Union of Soviet Socialist Republics was based on the doctrine of priori-theta state interests against the interests of society and the individual; in the Union of Soviet Socialist Republics notarial act was performed, as a rule, the state notary's offices; the provisions on notary public can be extrapolated also to the legislation of the Russian Federation on the implementation of notarial activities.

Keywords: Union of Soviet Socialist Republics, Russian Soviet socialist Republic, legislation, normative legal act, law of the USSR «On state notaries» of July 19, 1973, The law of the RSFSR «On state notaries» of August 2, 1974, state notaries, extrapolation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Д.С. Гольцев. Нотариат в Союзе Советских Социалистических Республик: проблемы правового регулирования. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):165-7

Предметом данной статьи является организация и деятельность нотариата в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР).

Первоначально о состоянии теории.

Так, А.В. Бегичев отмечает следующее: «В связи с переходом в 90-е годы XX века России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений

на должном уровне. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты действующие по настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современного германского и французского законодательства о нотариате»; «За достаточно короткий период в России практически не осталось

государственных нотариусов. Основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата — беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов»1.

Л.Ф. Лесницкая пыталась определить действи-ие нормативного правового акта, приятого в СССР: «Подлежит ли применению Инструкция «О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР» (утв. Приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. № 01/16-01) после принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.?»; «.. .следует признать, что данная инструкция хотя и не была отменена юридически, фактически все же утратила силу с момента принятия Основ, в которых среди нормативных актов, регулирующих порядок совершения нотариальных действий нотариусами, не указан такой, как инструкция. На этот счет действует общее правило Постановления Верховного Совета РФ о порядке введения Основ (ст. 2): существующее законодательство впредь до приведения его в соответствие с Основами применяется в первой части, в которой оно не противоречит Основам. Приведенное»2.

В Союзе Советских Социалистических Республик, как субъекте международного права, просуществовавшего в период с 1922 г.3 по 1991 г.4, относительно организации и деятельности нотариата действовало несколько нормативных правовых актов.

Одним из первых нормативных правовых актов о нотариате является Декрет СНК РСФСР «Положение о государственном нотариате» от 4 октября 1922 г. («1. Для совершения действий, предусмотренных настоящим Положением, учреждаются во всех городах Р.С.Ф.С.Р. государственные нотариальные конторы, число коих устанавливается местными исполнительными комитетами с утверждения Народного Комиссариата Юстиции»)5.

Декретом СНК РСФСР «О введении в действие Положения о государственном нотариате Р.С.Ф.С.Р. издания 1923 года» от 24. августа 1923 г.6 было введено в действие Положения о государственном нотариате Р.С.Ф.С.Р. («1. Ввести в действие Положение о государственном нотариате Р.С.Ф.С.Р. издания 1923 года»).

В законодательстве СССР и РСФСР гипетрофиро-валась роль «принципов» организации государственного нотариата, что закреплялось в постановлении ЦИК СССР, СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата» от 14 мая 1926 г.7 («1. Для нотариального удостоверения сделок и выполнения иных нотариальных действий (ст. 8) учреждаются государственные нотариальные конторы, действующие в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик на основе настоящего Постановления»). Правда, в названном нормативном правовом акте «принципы» организации государ-

ственного нотариата не выделялись.

Постановление ВЦИК, СНК РСФСР «О нотариальных действиях волостных (районных) исполнительных комитетов и сельских советов» от 26 сентября 1927 г.8 право осуществления нотариальных действий возлагалось на иные, помимо государственного нотариата, органы («1. Возложить на волостные (районные) исполнительные комитеты, а также на городские (поселковые) советы тех городов и поселков, которые не являются волостными или районными центрами, следующие нотариальные функции: 1) удостоверение сделок и учинение на них исполнительных надписей; 2) совершение протеста векселей с местом платежа в районе волостного исполнительного комитета и учи-нение на них исполнительных надписей; 3) засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг; 4) засвидетельствование подлинности подписей; 5) передачу заявлений лиц и учреждений другим лицам и учреждениям и выдачу удостоверений по поводу переданных заявлений; 6) принятие денежных сумм для передачи по принадлежности в платеж по предъявленным к протесту векселям; 7) регистрацию сделок об отчуждении внегородских строений, расположенных в районе волости»).

По существу аналогичным нормативным правовым актом является и Постановление ВЦИК, СНК РСФСР «О нотариальных действиях райисполкомов, сельских и городских советов, не являющихся районными центрами» от 28 февраля 1930 г.9 («3. На сельские и соответствующие им советы возлагается: 1) удостоверение доверенностей; 2) удостоверение заключаемых отдельными гражданами между собой или с кооперативными организациями, земельными обществами, крестьянскими обществами взаимопомощи и государственными учреждениями и предприятиями или вышеуказанными юридическими лицами договоров: а) купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма на срок до одного года и поставки продуктов сельского хозяйства, если сумма этих сделок не превышает 500 рублей; б) купли-продажи строений на снос на сумму до 600 рублей; 3) удостоверение договоров по контрактации зерновых и технических культур без ограничения сумм; 4) удостоверение заключаемых крестьянами-земледельцами с органами НКПТ договоров о перевозке почты на сумму до 3000 рублей; 5) засвидетельствование подлинности подписей; 6) засвидетельствование верности копий документов; 7) удостоверение личности получателей корреспонденции; 8) выдача исполнительных надписей по письменным трудовым договорам о найме пастухов и батраков или соответствующим книжкам или расчетным листкам по взысканию заработной платы на всякую сумму, а также взносов в профсоюзы на сумму до 20 рублей в тех случаях, когда уплата этих взносов предусмотрена в договоре»).

И лишь спустя многие годы был принят первый закон СССР о нотариальной деятельности: Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г.10.

В ст. 1 Закона СССР от 19 июля 1973 г. закреплялись «задачи» государственного нотариата: «Задачами государственного нотариата являются охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий».

На следующий год был принят фактически аналогичный (и по форме, и по содержанию) нормативный правовой акт в ведущей союзной республике — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)11. Речь идет о Законе РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г.12. В ст. 1 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. закреплялись «задачи» государственного нотариата: «Задачами государственного нотариата являются охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий».

Таким образом, в Союзе Советских Социалистических Республик организация и деятельность нотариата регулировалась в нормативных правовых актах, причем с учетом господствовавшей доктрины приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Союзе Советских Социалистических Республик основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности.

Во-вторых, в Союзе Советских Социалистических Республик нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат.

В-третьих, положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.

1 Бегичев А.В. Истоки возникновения нотариата латинского типа в России // Нотариус. 2017. № 1. С. 44-47.

2 Лесницкая Л.Ф. О применении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государ-ственными нотариальными конторами // Право и экономика. 2000. № 6.

3 См.: Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30.12.1922 г. (Съезды Советов в документах. 1917-1936. Т. III. М, 1960. С. 18-22).

4 См.: О денонсации Договора об образовании СССР: Постановление ВС РСФСР от 12.12.1991 г. // Ве-домости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

5 См.: СУ РСФСР. 1922. № 63. Ст. 807.

6 См.: СУ РСФСР. 1923. № 75. Ст. 726.

7 См.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. 26 мая.

8 См.: СУ РСФСР. 1927. № 100. Ст. 668.

9 См.: СУ РСФСР. 1930. № 11. Ст. 143.

10 См.: Ведомости ВС СССР. 1973. № 30. Ст. 393.

11 Некоторые ученые предлагают две аббревиатуры: «РСцФСР» и «РСФСцР», для обособления субъекта международного права - Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, суще-ствовавшей в период с 1917 г. по 1922 г. (см. об этом: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

12 См.: Ведомости ВС РСФСР. 1974. № 32. Ст. 852.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.