ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
А. Г. Нуриев*
ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА И ЕГО СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация. В статье анализируется развитие российского нотариата с учетом событий 1917 г., в результате которых был ликвидирован российский нотариат как нотариат латинского типа с последующим «перерождением» его в качестве государственного нотариата. Однако это не прервало традиции отечественного правозащитного института, и в 1993 г. принятие Основ законодательства РФ о нотариате закрепило дуализм профессии нотариусов в РФ и обеспечило поступательное развитие нотариата с учетом традиций и накопленного опыта как дореволюционного периода латинского нотариата, так и советского периода государственного нотариата. В статье анализируется роль современного российского нотариата в правовой системе РФ. Уделяется внимание процедурным гарантиям, которые создаются для участников материальных и процессуальных правоотношений. Исследуются доктринальные положения в рассматриваемой сфере и практический опыт реализации нововведений в нотариальной деятельности. Отдельно анализируются последние актуальные нововведения в данной сфере и отмечаются некоторые негативные аспекты.
Ключевые слова: Положение о нотариальной части 1866 г., Декрет о суде 1917 г., Закон СССР о нотариате 1922 г., нотариат латинского типа, государственный нотариат, нотариальная деятельность, органы общественной юрисдикции, процедурные гарантии, нотариальное удостоверение сделок, публичные реестры.
001: 10.17803/1729-5920.2018.138.5.109-116
История развития правового института нотариата в России полностью повторила сложные исторические перипетии нашего государства. В дореволюционный период деятельность органов нотариата регулировалась Положением о нотариальной части 1866 г.1 Это был первый кодифицированный акт, регу-
лирующий организационные основы российского нотариата (разд. 1 — «Об устройстве нотариальной части; разд. 4 — «О нотариальных издержках») и функциональные (разд. 2 — «О круге и порядке действия нотариусов»; разд. 3 — «О круге и порядке действия старших нотариусов»).
1 Положение о нотариальной части 1866 г. в ред. 1892 г. // Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: https://notariat.ru/ddata/file-file/Polozhenie_o_notarialnoy_chasti_1892.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
© Нуриев А. Г., 2018
* Нуриев Анас Гаптрауфович, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета [email protected]
420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Согласно п. 3, 4 Положения устанавливалось, что должность нотариусов учреждалась в столицах, уездных и губернских городах, а в случае необходимости — в уездах с учетом обстоятельств и народонаселения соответствующей местности. При этом нотариусами могли стать только совершеннолетние российские подданные, не опороченные судом или общественным приговором и не занимающие никакой другой должности в государственных или общественных службах (п. 5). Нотариусы назначались и увольнялись председателем судебной палаты, по представлениям председателя окружного суда и вступали в отправление должности по принесении присяги в публичном заседании окружного суда (п. 16). За совершение нотариальных действий взыскивались нотариальные издержки, которые включали: 1) казенную пошлину с актов (на основании Устава о пошлинах 1866 г.); 2) сбор с нотариальных актов по месту их совершения (сбор, который взимался сверх казенной пошлины в доход города или земства); 3) плата нотариусу за совершение актов и засвидетельствования и за выдачу выписей и копий (п. 193).
Круг нотариальных действий определялся в п. 65: 1) совершение для желающих всякого рода актов (договоров); 2) выдача выписок из актовых книг и копий актов; 3) засвидетельствование явки актов, протестов; 4) принятие на хранение представленных от частных лиц документов; 5) составление проекта раздела наследства в указанных законом случаях.
Несмотря на критику со стороны отечественных правоведов, как следствие приведшую к изменениям в указанном законодательном акте, нотариат того исторического периода соответствовал общемировым тенденциям
в развитии нотариата как нотариата латинского типа.
Е. Н. Клячин выделяет следующие основные системные признаки, характеризующие любой национальный нотариат латинского типа:
— нотариус — это публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем;
— нотариус — это лицо, самостоятельно организующее свою работу;
— основная функция нотариуса — придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса;
— нотариус за совершение им нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливается государством;
— нотариусы объединяются в коллективные органы — нотариальные палаты, выполняющие административные и контрольные функции2.
Забегая немного вперед, отметим, что жизнеспособность данного типа самоорганизации нотариусов доказала свою эффективность и в настоящее время большинство стран, включая и РФ, относится именно к латинскому типу нотариата3.
С принятием 22 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров Декрета о суде4, упразднявшего общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, — произошла изначально полная ликвидация нотариата, а в последующем создание на территории нашего государства совершенно нового типа нотариата — государственного.
См.: Клячин Е. Н. Нотариат в изменяющемся мире // Международное сотрудничество в нотариальной и судебной сфере. СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. С. 11.
В 1948 г. в Буэнос-Айресе был образован Международный союз латинского нотариата, переименованный в 2005 г. в Международный союз нотариата, включающий в настоящее время следующие страны: Австрия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Армения, Бельгия, Беларусь, Бенин, Болгария, Боливия, Бразилия, Буркина Фасо, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Габон, Гаити, Гватемала, Гвинея, Германия, Гондурас, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Индонезия, Испания, Италия, Камерун, Канада, Китайская Народная Республика, Колумбия, Конго, Коста Рика, Кот д'Ивуар, Куба, Латвия, Литва, Лондон (Соединенное Королевство), Луизиана (США), Люксембург, Республика Македония, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Нигер, Нидерланды, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Пуэрто Рико, Португалия, Республика Сан Марино, Россия, Сальвадор, Сенегал, Словакия, Словения, Того, Турция, Украина, Уругвай, Франция, Хорватия, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Чехия, Чили, Швейцария, Эквадор, Эстония, Япония // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Нотариат#Международный_союз_латинского_нотариата (дата обращения: 17.11.2017). См.: Декреты Советской власти. М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. 1. С. 124.
2
3
4
Как отмечают Н. Н. Черногор, Д. А. Па-шенцев, затормозив процесс формирования целостной иерархичной системы формально-юридических источников права, революция в то же время породила новое — советское — право, повлекла интенсивное развитие его системы, в том числе послужила катализатором для формирования новых отраслей права и ранее не существовавших форм права — конституции и кодексов5. В 1922—1923 гг. проводится масштабная отраслевая кодификация советского законодательства6, в рамках которой принимается и Декрет СНК РСФСР от 04.10.1922 «Положение о государственном нотариате»7.
Указанный Декрет устанавливал, что для совершения действий, предусмотренных названным Положением, учреждаются во всех городах РСФСР государственные нотариальные конторы, число которых устанавливается местными исполнительными комитетами с утверждения Народного комиссариата юстиции. При этом исполнительным комитетам предоставлялось право учреждать нотариальные конторы и в более значительных сельских местностях, на узловых станциях, пристанях. В местностях, где нотариальные конторы не учреждались, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе (п. 1). Общее руководство и надзор за деятельностью нотариальных контор возлагалось на Народный комиссариат юстиции.
Если ранее доход нотариуса формировался изначально как составная часть нотариальных издержек, то есть фактически нотариус осуществлял свою деятельность на принципах самофинансирования, то в советских реалиях это было невозможно. Прямо устанавливалось, что нотариальные конторы содержались лишь за счет поступлений от сборов за совершение нотариальных действий в пределах сметы, утвержденной президиумом совета народных судей. При этом такса оплаты нотариальных действий и сборов устанавливалась Советом Народных Комиссаров по представлению Народного комиссариата юстиции (п. 35, 36).
На нотариальные конторы возлагались следующие обязанности:
а) совершение всякого рода актов, для которых действующими узаконениями устанавливался нотариальный порядок совершения;
б) засвидетельствование всякого рода договоров, заключаемых государственными и общественными учреждениями и предприятиями как между собой, так и с частными лицами и их объединениями, для которых действующими узаконениями установлен нотариальный порядок засвидетельствования;
в) совершение и засвидетельствование, по желанию сторон, таких договоров, которые могут быть совершены и без участия нотариуса;
г) совершение протестов векселей;
д) засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписей из торговых книг, а также подлинности подписей;
е) удостоверение по требованиям должностных лиц и учреждений, а также частных лиц бесспорных обстоятельств: времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и т.п.;
ж) выдача выписей и копий из нотариальных книг и реестров и т.п.;
з) принятие на хранение представленных разными лицами документов.
Таким образом, события столетней давности предопределили дуализм современного российского нотариата и позволили ему воплотить в себе традиции дореволюционного российского нотариата латинского типа и государственного нотариата Советского государства. Во многом преемственность в истории развития нотариата позволила ему эффективно отвечать на вызовы времени и на современном этапе стать действенным правозащитным институтом.
Действующее законодательство определяет, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъ-
5 См.: Черногор Н. Н., ПашенцевД. А. Октябрьская революция и эволюция российского права // Журнал российского права. 2017. № 10. С. 5.
6 См.: Черногор Н. Н., Пашенцев Д. А. Указ. соч. С. 9.
7 URL: https://www.lawmix.ru/sssr/17789.
ектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате (далее по тексту — Основы)8 защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанное легальное определение раскрывает потенциал нотариата как правозащитного института, который, благодаря межведомственному взаимодействию с иными органами, реализует единый механизм защиты прав, свобод и законных интересов.
В настоящее время в РФ существуют два вида нотариусов:
1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом (ст. 7 Основ);
2) нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 8 Основ).
Объем полномочий нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой, совпадает, различия существуют лишь в вопросах привлечения к гражданско-правовой ответственности, нотариальных тарифов, а также случаев принудительного прекращения полномочий нотариусов.
Спецификой деятельности органов нотариата является то, что это единственный орган общественной юрисдикции, который, наряду с органами государственной или муниципальной власти, достигает поставленной законодателем цели — «защиты прав» путем совершения нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия при этом выступают одновременно как юридическая процедура и как элемент юридической процедуры (смешанная юридическая процедура). Если рассматривать нотариальное действие как юридическую процедуру, то она включает в себя множество фактов, в со-
вокупности влекущих за собой выполнение необходимого нотариального действия. Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным выполнение указанной процедуры. Как элемент юридической процедуры нотариальное действие9 будет выполнять служебную роль, например удостоверения договора купли-продажи объекта недвижимого имущества в случаях, установленных законом.
Нотариат, будучи институтом гражданского общества, созданным с целью обеспечения охраны прав и законных интересов, выступает органом, реализующим несудебную форму защиты прав. Исключена какая-либо конкуренция или коллизия подведомственности между судебными и нотариальными органами. Это обусловлено действующим законодательством: в соответствие со ст. 41 Основ по заявлению лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое лицо, совершение нотариального действия откладывается, при подтверждении заявления совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.
Нотариат является специфичным институтом, вбирающим в себя одновременно частные и публичные начала. Как отмечает председатель национального совета нотариата Италии Д. Лаурини, деятельность нотариата должна быть «антипроцессуальной» и нотариат должен развивать свою роль носителя весьма специфической публичной функции по отношению к государству, которое нуждается в нем как в «охранителе» своих главных общих интересов и самого существования гражданского общества, но при этом нотариат должен быть близок к гражданам как защитник их прав на развитие с правильной долей автономии и свободы их общественных, семейных и имущественных отношений10.
По мнению В. М. Жуйкова, нотариат реализует свой защитный потенциал, во-первых, до обращения в суд, и в этом проявляются важная функция нотариата как института, предупреждающего необходимость обращения к правосудию, и, во-вторых, облегчает осуществление
8 Основы РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ от 11 марта 1993 г. № 10. Ст. 357.
9 См.: Нуриев А. Г. Гражданско-правовые нормы в комплексных отраслях права, на примере нотариального права. Казань, 2010. С. 126.
10 См.: Лаурини Д. Нотариат в третьем тысячелетии // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 22.
правосудия при необходимости судебной защиты права11.
Необходимо отметить, что нотариальные действия, будучи материальными по своей природе, создают дополнительные гарантии для участников материальных правоотношений, призванные обеспечить стабильность гражданского оборота за счет личной имущественной ответственности нотариуса за каждое совершенное нотариальное действие. При этом гарантии имеют своей целью: 1) обеспечение стабильности гражданского оборота в целом; 2) защиту имущественных интересов участников материальных отношений; 3) упрощение процедуры реализации материальных прав; 4) создание дополнительных преференций в рамках процессуальных отношений при возникновении спорных правоотношений с участием сторон либо одной стороны нотариального производства.
Нотариальные действия в силу этих особенностей наделяются правозащитным потенциалом, они позволяют регулятивные материальные отношения, осложненные участием нотариуса, обозначить в качестве охранительных материальных правоотношений. Совершая нотариальные действия, лица, участвующие в нотариальном производстве, являются равными участниками материальных правоотношений, имеют одинаковый объем прав и обязанностей. Однако исполнение обязанности, вытекающей из обеспеченного нотариусом правоотношения, предполагает придание дополнительной удостоверительной силы с точки зрения как правоотношения, так и создания дополнительных нотариальных гарантий, установленных нормами материального права. В ряде случаев нотариальные действия являются обязательными юридическими фактами, с которыми норма материального правоотношения связывает возникновение, изменение, прекращение материального правоотношения. Так, например, с 2016 года при продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, а также при продаже
доли в праве общей собственности нотариальная форма сделки является обязательной12. Несоблюдение нотариальной формы будет означать отсутствие юридического состава, необходимого для регистрации перехода прав.
В. В. Ярков, выделяя правоохранительную функцию нотариата, отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле. Нотариат в силу жесткой процедурной урегулированно-сти порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности13.
К. С. Юдельсон нотариат определяет как органы управления, деятельность которых состоит в юридическом закреплении субъективных гражданских прав, долговременном хранении документов, в которых они выражаются, в удостоверении бесспорных обстоятельств, имеющих значение для осуществления правомочий, в производстве охранительных действий, обеспечении выполнения обязательств и способствовании их осуществлению, принуждении к исполнению бесспорных обязательств и совершению ряда других действий, тесно связанных с гражданским оборотом14.
Нотариат, будучи институтом гражданской юрисдикции, реализуя предусмотренную законодателем функцию, находится в более выгодном положении по сравнению с другими органами государственной власти, так как способен в кратчайшие сроки отреагировать на запросы общества в части защиты прав с учетом постоянного развития и усложнения общественных отношений. Законодательные изменения, например последних лет, укрепили роль нотариата в области защиты прав граждан в области информационных технологий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Так, по словам А. Приданкина, заместителя руководителя Федеральной службы государственной
11 См.: Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 33.
12 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. I). Ст. 11.
13 См.: Настольная книга нотариуса : в 4 т. / под ред. И. Г. Медведева. М. : Статут, 2015. Т. 1 : Организация нотариального дела. С. 35—36.
14 См.: Юдельсон К. С. Избранное : Советский нотариат. Проблема доказывания в советском гражданском процессе. М. : Статут, 2005. С. 56.
регистрации, кадастра и картографии, «наши фронт-офисы — это нотариусы и МФЦ, нотариусы — наша лучшая фокус-группа для отладки цифровых технологий. При взаимодействии с нотариусом у нас всего 0,2 % отказов — это очень хороший показатель. Остальные источники документов дают до 20 % отказов в регистрации»15.
Необходимо отметить, что с 1993 г., с введением института частнопрактикующих нотариусов, у российского нотариата начался новый этап развития; законодательные изменения последних лет в сфере нотариальной деятельности позволяют утверждать о начале следующего этапа, расширяющего функционал нотариата как правозащитного института.
На очередной конференции, организованной Федеральной нотариальной палатой, была отмечена важная роль создаваемых публичных бесплатных сервисов. Реестр уведомлений о залоге движимого имущества превратился в эффективный механизм проверки кредитной чистоты движимого имущества и пресечения мошенничества, связанного с умышленным сокрытием факта залога. Уже после года работы реестр уведомлений о залоге вошел в топ-5 позитивных реформ российской экономики по результатам рейтинга Всемирного банка Doing Business. Сегодня в нем содержится почти 3,5 млн уведомлений. Бесплатно проверить то или иное движимое имущество (в том числе автомобиль, оборудование, ценные бумаги, станки, крупный рогатый скот, товары в обороте и др.) на предмет залога может каждый желающий в любое удобное время на сайте реестра. За три года такой онлайн-проверкой граждане и предприниматели воспользовались почти 8 млн раз. А с 2017 г. функционирует сервис проверки доверенности по ее реквизитам, что обеспечива-
ет оперативную проверку юридически значимых сведений и, как следствие, стабилизирует гражданский оборот16.
В силу изменений в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»17 сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, кроме того, обязательной нотариальная форма стала и по сделкам, связанным с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также по сделкам по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.
Нововведения в материальном праве сопровождались также упрощением процедуры нотариального удостоверения договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества. В настоящее время удостоверение таких договоров производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта РФ, на территории которого находится указанное имущество.
При этом сейчас для удостоверения сделки с недвижимостью ее участникам достаточно лишь посетить нотариальную контору. Нотариус с помощью единой информационной системы сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы в Росреестр для регистрации права собственности. Причем сделать это можно также в электронном виде, что позволит сократить срок регистрации права до 1 рабочего дня18.
15 Слушания в Совете Федерации: сделать рынок жилой недвижимости в России цивилизованным и прозрачным // Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/ slushaniya-v-sovete-federacii-sdelat-rynok-zhiloj-nedvizhimosti-v-rossii-civilizovannym-i-prozrachnym (дата обращения: 01.07.2017).
16 Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/elektronnyj-notariat-dlya-cifrovoj-ekonomiki (дата обращения: 01.07.2017).
17 Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/razvitie-elektronnykh-tekhnologii-i-modernizatsiia-prava-osnovnye-temy-mezhdunarodnoi-notarialnoi-konferentsii-v-sankt-peterburge (дата обращения: 01.07.2017).
18 Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/ elektronnoe-vzaimodejstvie-notariata-s-sozdavaemym-edinym-gosudarstvennym-reestrom-zags-predostavit-grazhdanam-novyj-uroven-komfortnogo-servisa-i-stanet-sereznoj-pregradoj-dlya-moshennikov (дата обращения: 01.07.2017).
С 2018 г. обсуждается введение единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, который облегчил бы работу нотариусов: 1) при оформлении семейных и наследственных прав; 2) при проверке подлинности документов19.
Несмотря на огромное количество нововведений в нотариальной сфере, преобразующих российский нотариат в современный правозащитный институт, следует отметить и негативные аспекты, которые все же влияют на нотариальную форму защиты права. Вплоть до сегодняшнего дня отсутствует единая концепция развития отечественного нотариата и квазинотариальных органов. Проводимая кодификация, несмотря на свою значимость, не отличается системностью.
Второй очень важный аспект — это низкая компетенция квазинотариальных органов, которые создают приравненные к нотариальным актам документы, при этом не обладая достаточной степенью знаний в правоприменительной сфере. Здесь необходимо отметить,
что есть позитивный момент: органы нотариального самоуправления проводят форматно-логический контроль внесенных сведений. Если проверка прошла успешно, информация заносится в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата20.
Все сказанное позволяет сделать вывод о важном поступательном развитии российского нотариата в качестве правоохранительного органа и об увеличении функционала, направленного на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Проведенное исследование с учетом богатого исторического опыта установило динамику развития нотариата как правоохранительного института, в результате последних законодательных изменений наделенного возможностью создавать дополнительные материальные и процессуальные гарантии как за счет расширения полномочий в материальной сфере, так и за счет упрощения самой нотариальной процедуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ЖуйковВ. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. — 1998. — № 6.
2. Клячин Е. Н. Нотариат в изменяющемся мире // Международное сотрудничество в нотариальной и судебной сфере — СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
3. ЛауриниД. Нотариат в третьем тысячелетии // Российская юстиция. — 2002. — № 11.
4. Нуриев А. Г. Гражданско-правовые нормы в комплексных отраслях права, на примере нотариального права. — Казань, 2010.
5. Черногор Н. Н., Пашенцев Д. А. Октябрьская революция и эволюция российского права // Журнал российского права. — 2017. — № 10.
6. Юдельсон К. С. Избранное : Советский нотариат. Проблема доказывания в советском гражданском процессе. — М. : Статут, 2005.
Материал поступил в редакцию 12 декабря 2018 г.
IMPACT OF THE OCTOBER 1917 EVENTS ON THE RUSSIAN NOTARY SYSTEM AND ITS MODERN HUMAN RIGHTS CAPACITY
NURIEV Anas Gaptraufovich — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Environmental Law, Labor Law and Civil Procedure of the Kazan Federal University (Volga Region) [email protected]
420008, Russia, Kazan, ul. Kremlevskaya, 18
19 Приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. № 159 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
20 Приказ Минюста России от 29 июня 2015 года № 159.
Abstract. The article examines the development of the Russian notaries, given the events of 1917 resulting in the liquidation of the Russian notary system as notary of the Latin type, followed by its "rebirth" as public notaries. However, this did not interrupt the tradition of domestic human rights institute. In 1993 the adoption of the Fundamental Principles of Russian Legislation on Notaries cemented the dualism of the profession in the Russian Federation and provided the ongoing development of the Notorial system with the traditions and experiences both the pre-revolutionary period of Latin notaries, and the Soviet period of state notaries. The article examines the modern role of the Russian notaries in the legal system of the Russian Federation. Attention is given to the due process that are created for the participants of the substantive and procedural legal relations. The author explores the doctrinal provisions in this sphere and the practical experience of implementing innovations in notarial activities. The recent innovations in this field are analyzed separately, some negative aspects are mentioned.
Keywords: Regulation on Notarial Part of 1866, Decree of the Court of 1917, the USSR Law on Notaries of 1922, Latin type of notaries, public notary, notaries, bodies of public jurisdiction, due process, notarial certification of transactions, public registries.
1. Zhuykov V. Notariat kak institut preventivnogo pravosudiia : obshchie tseli, printsipy i polnomochiia. 1998. Rossiiskaia iustitsiia. No. 6.
2. Klyachin E. N. Notariat v izmeniaiushchemsia mire. 2006. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v notarialnoi i sudebnoi sfere. St. Petersburg : Izd. dom St.-Peterb. gos. universiteta.
3. Laurine D. Notariat v tretem tysiacheletii. 2002. Rossiiskaia iustitsiia. No. 11.
4. NurievA. G. Grazhdanskopravovye normy v kompleksnykh otrasliakh prava, na primere notarialnogo prava. 2010. Kazan.
5. Chernogor N. N., Pashentsev D. A. Oktiabrskaia revoliutsiia i evoliutsiia rossiiskogo prava. 2017. Zhurnal rossiiskogo prava. No. 10.
6. Yudelson K. S. Izbrannoe : Sovetskii notariat. Problema dokazyvaniia v sovetskom grazhdanskom protsesse. 2005. Moscow : Statut.
REFERENCES