УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10124
ББК 67 © М.И. Никитин, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Мамука Иванович Никитин, старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о нотариате обосновано несколько суждений: организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности; в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат; положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.
Ключевые слова: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, законодательство, нормативный правовой акт, Закон РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г, государственный нотариат, экстраполяция.
NOTARIATE IN THE RUSSIAN SOVIET FEDERATIVE SOCIALIST REPUBLIC: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Mamuka Ivanovich Nikitin, Senior Researcher of the Department of Scientific Collaboration Support for NRO UONIRID Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In the article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Soviet Federal Socialist Republic about the notary several judgments are proved: the organization and activity of all law enforcement bodies, including the notary, in the Russian Soviet Federal Socialist Republic was based on the doctrine of priority of interests of the state in relation to interests of society and the person; in the Russian Soviet Federal Socialist Republic notarial actions were carried out, as a rule, by the state notary; regulations on the state notary can be extrapolated and in the legislation of the Russian Federation on implementation of notarial activity.
Keywords: Russian Soviet Federal socialist Republic, legislation, normative legal act, law of the RSFSR «On state notary» of August 2, 1974, state notary, extrapolation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никитин М.И. Нотариат в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике: проблемы правового регулирования. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):22-4.
Предметом данной статьи являются организация и деятельность нотариата в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР).
Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику необходимо отличать от Рос-
сийской Социалистической Федеративной Советской Республики1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика существовала с 30 декабря 1922 г.2 по 25 декабря 1991 г.3
Первоначально о состоянии теории.
Так, А.Я. Кодинцев исследовал нотариат в 30-е годы прошлого столетия: «Согласно нормативным актам, принятым в 20-е гг. XX в. (прежде всего по Постановлению ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об общих принципах организации государственного нотариата»), нотариат подчинялся судебным органам союзных республик. В Положении от 20 июня 1930 г. «О государственном нотариате РСФСР» и в Нотариальном положении УССР от 25 июля 1928 г. эта норма осталась без изменений. С 1929 г. возобладала установка на ликвидацию нотариата в рамках компании «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции. В РСФСР этим непосредственно занималось организационно-инструкторское управление НКЮ РСФСР (п. «а» ст. 10 Положения о НКЮ 1929 г.). Согласно Положению о государственном нотариате РСФСР 1930 г. нотариальные конторы и рай/горисполкомы были поставлены в равные условия при производстве нотариальных действий. Были приняты соответствующие инструкции. Например, НКЮ УССР утвердил специальную инструкцию для сельских и поселковых Советов. Хотя формально нотариатом должны были руководить областные/краевые/главные суды (далее — областные суды), в реальности им никто не управлял. В областных судах не предусматривалась даже должность инструктора по надзору»; «Восстановление системы нотариата проходило при безразличии руководящих органов. Политика в отношении нотариата не была разработана. Управление носило в целом хаотический характер. Статус нотариусов не был определен. Качество их работы было крайне неудовлетворительным из-за низкой квалификации. Тем не менее восстановление нотариальных органов было произведено. Были разработаны первые общесоюзные акты по нотариату. В тот период основное управление нотариатом осуществляли республиканские наркоматы юстиции»4.
Этот же автор исследовал нотариат в предвоенный период: «После прихода к управлению нотариатом СССР новых руководителей (в 1938 г.) первоочередной задачей стало принятие общесоюзных актов по нотариату. Новый проект Положения о государственном нотариате СССР был разработан отделом нотариата СССР летом 1938 г. Согласно Положению руководство должны были осуществлять старшие государственные нотариусы под контролем НКЮ республик. Проект поступил в СНК СССР и застрял в нем. После длительного ожидания было решено принять временные акты о нотариате в переходный период»; «В отличие от суда и адвокатуры руководство нотариатом административные органы юстиции СССР осуществляли напрямую. Несмотря на это, нотариат оставался одним из самых проблемных органов юстиции. В этой системе совершались многочисленные правонарушения, почти не было лиц с высшим юридическим образованием, мало кто работал свыше одного года. Можно выделить следующие причины такого положения. Во-первых, нотариусы получали самую низкую заработную плату среди сотрудников правоохранительных органов. Во-
вторых, НКЮ так и не смог наладить повседневный контроль над нотариусами. В-третьих, вопросы нотариата мало волновали руководство СССР. В то время как правовое регулирование деятельности судов и адвокатуры в целом завершилось, общесоюзные акты по деятельности нотариата так и не были приняты»5.
Этот же автор исследовал нотариат в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы): «Великая Отечественная война негативно сказалась на развитии советского нотариата. Накануне войны система нотариата СССР находилась в стадии становления. Не были приняты многие важные нормативно-правовые акты, положение нотариуса было принижено»; «Война привела к резкому сокращению числа нотариальных действий, совершаемых в СССР»; «Во время войны продолжалось складывание общесоюзной системы советского нотариата. В тот период были приняты нормативно-правовые акты, которые регулировали нотариальные действия в пределах всего СССР. Нехватка кадров, средств обусловила низкую эффективность нотариальной деятельности управления нотариатом. Фактически состояние нотариальной системы являлось продолжением предвоенного периода. Только с принятием Положения о нотариате СССР 1947 г. завершилось правовое оформление советского нотариата»6.
Этот же автор исследовал нотариат и в послевоенный период: «Окончание войны позволило руководству юстиции вновь поставить вопрос о принятии актов по нотариату. Проект Положения о нотариате СССР, разработанный до войны, так и не был принят. Возможно, что советское руководство решило оставить этот вопрос на уровне союзных республик. Кроме того, вопрос о нотариате советское руководство не интересовал вовсе. Общесоюзный акт так и не был принят»; «В первые послевоенные годы нотариат, как и остальные органы юстиции, оставался дискриминированным правоохранительным органом. Не хватало квалифицированных кадров, помещений, инвентаря. Органы юстиции так и не смогли наладить эффективное управление. Из-за низкой оплаты труда сохранялась высокая текучесть кадров и совершались многочисленные правонарушения. Тем не менее в это время были приняты важные НПА, которые зафиксировали изменившийся статус нотариусов. С 1948 г. предпринимались усилия по повышению образовательного уровня нотариусов, а с 1952 г. — по улучшению их работы»7.
Этот же автор исследовал нотариат с середины 50-х годов прошлого столетия: «Смена режима, происходившая в середине 50-х годов XX в., вызвала к жизни новые проекты изменения системы нотариата. В феврале 1955 г. СМ РСФСР предложил Министерству юстиции ... РСФСР разработать в месячный срок новое положение о государственном нотариате. Началось обсуждение проекта. В первом варианте проекта МЮ и Управления МЮ ... сохраняли все административные права в отношении нотариусов. Замечания на проект прислали:
Магаданский облисполком (и еще пять облисполкомов), Министерство коммунального хозяйства РСФСР, Прокуратура РСФСР, Министерство финансов РСФСР, МИД СССР»; «В середине 50-х годов изменилась система управления нотариатом. После ликвидации министерств и управлений юстиции контроль над нотариусами вновь переходит к судебной системе. В какой-то степени это привело к ослаблению управления. В то же время именно в этот период нотариат становится стабильной структурой в системе органов советской юстиции. Повышается качественный уровень нотариусов, постепенно уменьшается количество правонарушений в нотариальной сфере»8.
Первым Законом РСФСР о нотариальной деятельности являлся Закон РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г.9. В ст. 1 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. закреплялись «задачи государственного нотариата: «охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий».
Положения ст. 11 «Сеть и штаты государственных нотариальных контор» («Сеть государственных нотариальных контор РСФСР утверждается в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Штаты государственных нотариальных контор утверждаются министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов в пределах установленных для государственных нотариальных контор штатной численности и фонда заработной платы, с соблюдением схем должностных окладов») фактически являлись бланкетными нормами.
В Российской Федерации нормативным правовым актом о нотариате является: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.10. По нашему мнению, следовало бы экстраполировать11 отдельные положения Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. (в частности, сохранение исключительных полномочий за государственным нотариатом).
Таким образом, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике организация и
деятельность нотариата регулировалась в нормативных правовых актах, причем с учетом господствовавшей доктрины приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности.
Во-вторых, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат.
В-третьих, положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.
1 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
2 См.: Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30.12.1922 г. (Съезды Советов в документах. 1917-1936. Т. III. М, 1960. С. 18-22).
3 См.: Закон РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» от 25.12.1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.
4 Кодинцев А.Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX века // Нотариус.
2006. № 3; № 4.
5 См.: Кодинцев А.Я. Управление системой советского нотариата накануне Великой Отечественной вой-ны // Нотариус.
2007. № 2.
6 См.: Кодинцев А.Я. Советский нотариат в годы войны // Нотариус. 2007. № 6.
7 См.: Кодинцев А.Я. Советский нотариат в послевоенный период // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 1.
8 См.: Кодинцев А.Я. Советский нотариат в середине 50-х годов XX века // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 3.
9 См.: Ведомости ВС РСФСР 1974. № 32. Ст. 852.
10 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
11 Об экстраполяции как методе научного познания подробнее см.: Галузо В.Н. О допустимости исполь-зования метода экстраполяции при осуществлении историко-правовых исследований в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 8. С. 155-181.