Научная статья на тему 'Нормативный акт как инструмент государственного управления '

Нормативный акт как инструмент государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / нормативный акт / ведомственное правотворчество / федеральные органы исполнительной власти / state governance / regulatory act / departmental law-making / federal executive authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье отмечается, что нормативные акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, не только отражают отраслевую компетенцию данных ведомств, но и определяют как возможные варианты принимаемых решений на различных уровнях государственного управления, так и варианты поведения заинтересованных лиц в решении текущих вопросов в рамках правового поля. Акцентируется внимание также на том, что нормативный акт как инструмент государственного управления определяет контекст моделирования общественных отношений, форму взаимодействия государства и граждан, а также предопределяет непосредственно формат работы в государственном секторе. Обращается внимание на необходимость соблюдения соответствующих ведомственных методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектируемых актов. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory acts as a tool of state governance

The article notes that regulatory acts that regulate the activities of federal executive authorities not only reflect the sectoral competence of these authorities but also determine the possible options for decision-making at various levels of state governance and the behavior of stakeholders in resolving current issues within the legal framework. Attention is also drawn to the fact that a regulatory act, as a tool of state governance, defines the context of modeling social relations, the form of interaction between the state and its citizens, and directly predetermines the format of work in the public sector. Emphasis is placed on the necessity of complying with the relevant departmental methodological recommendations for the legal and technical formulation of the designed acts. Conclusions regarding the researched issues are presented.

Текст научной работы на тему «Нормативный акт как инструмент государственного управления »

Закон и право. 2024. № 4. С. 15-19. Law and legislation. 2024;(4):15-19.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-15-19 EDN: https://elibrary.ru/FDHWVC

NIION: 1997-0063-4/24-182 MOSURED: 77/27-001-2024-3-382

Нормативный акт как инструмент государственного управления

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечается, что нормативные акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, не только отражают отраслевую компетенцию данных ведомств, но и определяют как возможные варианты принимаемых решений на различных уровнях государственного управления, так и варианты поведения заинтересованных лиц в решении текущих вопросов в рамках правового поля. Акцентируется внимание также на том, что нормативный акт как инструмент государственного управления определяет контекст моделирования общественных отношений, форму взаимодействия государства и граждан, а также предопределяет непосредственно формат работы в государственном секторе. Обращается внимание на необходимость соблюдения соответствующих ведомственных методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектируемых актов. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: государственное управление, нормативный акт, ведомственное правотворчество, федеральные органы исполнительной власти.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Нормативный акт как инструмент государственного управления // Закон и право. 2024. № 4. С. 15—19. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-15-19 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ РБИШУС

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. The article notes that regulatory acts that regulate the activities of federal executive authorities not only reflect the sectoral competence of these authorities but also determine the possible options for decision-making at various levels of state governance and the behavior of stakeholders in resolving current issues within the legal framework. Attention is also drawn to the fact that a regulatory act, as a tool of state governance, defines the context of modeling social relations, the form of interaction between the state and its citizens, and directly predetermines the format of work in the public sector. Emphasis is placed on the necessity of complying with the relevant departmental methodological recommendations for the legal and technical formulation of the designed acts. Conclusions regarding the researched issues are presented.

Keywords: state governance, regulatory act, departmental law-making, federal executive authorities.

For citation: Gvozdetsky D.S. Regulatory acts as a tool of state governance // Law and legislation. 2024; (4): 15—19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-15-19 EDN: https://elibrary.ru/FDHWVC

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Regulatory acts as a tool of state governance

© Гвоздецкий Д.С. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

Текущее реформирование государственного сектора непосредственно отражается на законодательной и нормативной регламентации разнообразных сфер общественных отношений. В связи с этим для достижения наибольшей эффективности реализации положений нормативного акта как инструмента государственного управления целесообразно придерживаться его плановости и системности, основанной на решениях органов государственной власти, в компетенцию которых входит определенная сфера общественных отношений, требующая законодательного и подзаконного регулирования соответственно.

Наряду с этим в научной литературе отмечается, что государственное управление оказывает серьезное воздействие на рассматриваемые правоотношения, видоизменяя их и придавая им новые свойства: системность, организованность, наличие единого порядка действий [7, с. 12—15], что является одним из ключевых факторов повышения эффективности работы органов власти [4, с. 109], выработки подхода в государственном управлении, исключающем излишнее административное регулирование [6, с. 54].

На сегодняшний день в целях обеспечения своевременной подготовки и принятия нормативных актов федерального уровня действует многоступенчатая система контроля по планомерному процессу проектирования нормативных источников. Наряду с этим в действующем федеральном законодательстве вопросы нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов урегулированы достаточно полно. При этом на региональном уровне имеется своя специфика подготовки проектируемых актов и, соответственно, отдельное законодательство, регламентирующее в том числе средства повышения эффективности подготовки соответствующего нормативного материала (например, Постановление Правительства Вологодской области от 11.07.2011 № 822 «О мерах по совершенствованию нормативных правовых актов области»). В связи с этим наилучший правотворческий региональный опыт возможно также применить и на федеральном уровне.

Необходимо обратить внимание, что возрастание роли ведомственного правотворчества на площадках федеральных органов исполнительной власти находит свое отражение в содержании моделируемых общественных отношений. В то же время понимание целей и задач реализации ключевых направлений государственной

политики — это первостепенное условие для разработки процедурного нормативного акта как инструмента государственного управления, направленного на эффективное регулирование разнообразных сфер общественных отношений. Без реализации указанного с высокой степенью вероятности может иметь место нарушение баланса между качеством осуществления государственного управления и требованиями социума [3, с. 38—40].

Многоплановость и сложность общественных отношений обусловливает наличие многоступенчатой системы нормативных актов различной юридической силы, являющихся основой для деятельности федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим представляется необходимым отметить, что нормативному акту как регулятору общественных отношений и как инструменту реализации положений государственной политики отведено ключевое место в системе государственного управления федерального и регионального уровней, и это определяет контекст моделирования общественных отношений, форму взаимодействия государства и граждан, а также формат работы в государственном секторе.

Наряду с этим эффективность реализации государственной политики является объективированным отражением правотворческой деятельности. В частности, в процесс правотворчества вовлечен значительный круг участников, обладающих соответствующими полномочиями [2, с. 23—28]. Среди них ключевое место отводится федеральным органам исполнительной власти, разрабатывающим по поручениям Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, а также в инициативном порядке законодательные и иные нормативные акты.

Одновременно с этим необходимо обратить внимание, что в официальных источниках под нормативным актом понимается «письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм» [5]. При этом название акта должно соответствовать его содержанию и раскрывать тему правового регулирования (п. 6 Методических указаний по юри-дико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минюста России от 31.08.2023 № 222).

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

Кроме того, для выработки единообразной правотворческой практики по подготовке нормативных актов федеральными органами исполнительной власти на системной основе обсуждаются в рамках текущих семинар-совещаний актуальные проблемы ведомственного правотворчества в части проведения правовой и антикоррупционной экспертиз. Помимо этого, проходит обсуждение соответствующих структурных единиц, терминологии и словосочетаний проектируемых актов. На площадках федеральных органов исполнительной власти на систематической основе также прорабатываются собственные подходы к понятию и соотношению нормативных и не нормативных актов. При этом формируемые государственными органами признаки нормативных актов, их закрепление на уровне соответствующих методических рекомендаций позволяет придерживаться единообразия в ведомственном правотворчестве.

Данные методические рекомендации разрабатываются на площадках соответствующих федеральных органов исполнительной власти с целью наилучшего применения средств повышения эффективности проектируемых актов и, соответственно, соблюдения правил юридической техники, а также выработки практических подходов к подготовке нормативного массива, что непосредственным образом отражается на функционировании государственного сектора, определении возможных вариантов принимаемых решений на различных уровнях государственного управления и вариантов поведения заинтересованных лиц при решении текущих вопросов в рамках правового поля.

Также вышеуказанные методические рекомендации разработаны с целью определения состояния нормативного регулирования, исключения возможной зарегулированности определенной сферы общественных отношений и, соответственно, целесообразности в разработке соответствующего проектируемого акта.

Кроме того, необходимо отметить, что проведение правовой экспертизы как средства повышения эффективности нормативного акта целесообразно осуществлять в редакции предполагаемых изменений.

В периодической научной литературе монографического и диссертационного уровней обращается внимание на то, что нормативные акты не только регламентируют решения в системе государственного управления, но и содержат возможные варианты моделирования соответ-

ствующих общественных отношений, и федеральным органам исполнительной власти отведена важная роль в практической реализации отраслевого законодательства.

Представляется целесообразным отметить, что необходимо предусмотреть критерии разработки законодательных и иных нормативных актов, позволяющие еще на предпроектной стадии выявить негативные последствия от их принятия для действующего отраслевого законодательства. Для реализации данного предложения представляется возможным использовать современные цифровые технологии, позволяющие еще на предпроектной стадии облегчить текущую техническую и правовую работу по проектированию соответствующих структурных единиц акта.

С учетом реализации ряда государственных программ по цифровизации ведомственного правотворчества необходимо также отметить, что цифровые технологии с учетом их совершенствования имеют определенный потенциал для государственного управления. В частности, практическое значение имеют вопросы внедрения понятийного аппарата и, соответственно, имплементации нормативных положений, регламентирующих процедуру применения «цифры» в государственном управлении, синхронизации информационных систем федерального и регионального уровней в процессе взаимодействия.

В то же время цифровые технологии целесообразно также внедрять в российскую практику государственного управления, поскольку их применение в перспективе позволит проводить «обкатку» практически всех мер государственной политики и получать достоверную оценку их эффективности со стороны граждан [3, с. 38-40].

Применение цифровых технологий в нормативно-правовом проектировании законодательных и иных нормативных актов в системе федеральных органов исполнительной власти непосредственным образом влияет на снижение правотворческих ошибок, связанных с человеческим фактором.

В целом инновационные решения положительно отражаются в ведомственном правотворчестве, что в итоге влияет и на государственное управление, способствуя его большей открытости [8], а также на формы информационного взаимодействия государства и граждан. При этом применение инновационных решений в нормативно-правовом проектировании - это новый

ЬАМ & LEGISLATION • 04-2024

этап цифровой трансформации ведомственного правотворчества, сочетающий элементы предыдущих цифровых технологий [1, с. 15—19].

Помимо изложенного, повышению качества нормативного акта как одного из инструментов государственного управления отведено ключевое место в реализации текущих государственных программ и концепций, в том числе затрагивающих вопросы цифровизации ведомственного правотворчества и машиночитаемого права.

На основании вышеизложенного возможно сделать ряд выводов

1. Нормативный акт как один из инструментов государственного управления направлен, прежде всего, на единообразие принимаемых решений в определенных сферах общественных отношений, в том числе с учетом внедрения «цифры» в ежедневную работу федеральных органов исполнительной власти, а также ряда правовых институтов, затрагивающих жизнедеятельность гражданского общества. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что происходящие изменения в государственном управлении, связанные с внедрением инновационных решений в ведомственное правотворчество, требуют новых практических подходов, а также внесения ряда изменений в отдельные законодательные и иные нормативные акты.

2. Рассматривая ведомственную правотворческую деятельность под призмой государственного управления, следует отметить, что нормативно-правовое проектирование законодательных и иных нормативных актов ставит своей целью, прежде всего, получение конкретного результата, выраженного в эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в исполнении текущих контрольных поручений по разработке соответствующего нормативного массива и, соответственно, развитию разнообразных социально-экономических сфер.

3. Основанное на систематической основе межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по вопросам проработки соответствующего нормативного массива в рамках закрепленных полномочий, включая участие в данных процессах представителей научного сообщества, экспертов, представителей бизнеса, — это одно из условий для эффективного осуществления текущей правотворческой политики и, соответственно, государ-

ственного управления в разнообразных сферах общественных отношений.

4. Цифровые технологии, применяемые в ежедневной работе ведомств, — это последующий этап в дальнейшем развитии государственного управления, его преобразовании в новый формат информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти между собой, а также с гражданами по вопросам участия их в общественном обсуждении проектируемых актов.

Итоговый вывод состоит в том, что инновационные решения, в том числе реализуемые в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», находят свое положительное отражение в ведомственной правотворческой практике и в последующем правоприменении.

Список источников

1. Гвоздецкий Д. С. Цифровизация регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти / / Закон и право. 2024. № 1. С. 15—19.

2. Ермолаева А.В. Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов // Делопроизводство. 2023. № 1. С. 23—28.

3. Канунникова Н.Г. Государственное управление в условиях цифровизации: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития / / Административное право и процесс. 2023. № 6. С. 38—40.

4. Майоров В.И. Административная реформа в России: совершенствование государственного управления на основе концепции нового государственного менеджмента // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41).

5. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // consultant.ru/

6. Сафонов А.Л., Попков С.Ю. Вопросы эффективности функционирования системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2016. № 2.

7. Ушакова А.П. Государственное управление на стадии установления публичного сервитута // Правовые вопросы недвижимости. 2021. № 2. С. 12—15.

8. Эффективность государственных управленческих решений в условиях цифровизации:

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

Монография / Отв. ред. С.М. Зуберев. М.: Проспект, 2023. 184 с.

References

1. Gvozdetsky D.S. Digitalization of regulatory procedures in the law-making activities of federal executive authorities // Law and legislation. 2024. № 1. Pp. 15-19.

2. Ermolaeva A. V. Work with documents included in the system of normative legal acts // Office work. 2023. № 1. Pp. 23-28.

3. Kanunnikova N. G. Public administration in the context of digitalization: foreign experience, problems and prospects of development // Administrative law and process. 2023. № 6. Pp. 38-40.

4. Mayorov V.I. Administrative reform in Russia: improving public administration based on the concept

of new public management // Legal Science and law enforcement practice. 2017. № 3 (41).

5. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation dated 11.11.1996 № 781-II of the State Duma «On appeal to the Constitutional Court of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/

6. Safonov A.L., Popkov S.Yu. Questions of the effectiveness of the functioning of the system of federal executive authorities in the Russian Federation // Socio-political Sciences. 2016. № 2.

7. Ushakova A.P. Public administration at the stage of establishing a public easement // Legal issues of real estate. 2021. № 2. Pp. 12-15.

8. The effectiveness of public management decisions in the context of digitalization: Monograph / Ed. by S.M. Zuberev. Moscow: Prospekt, 2023. 184 p.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д.С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 06.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 06.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность. 10-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. —351 с. / Под ред. О.В. Зиборова, А.И. Стахова.

ISBN: 978-5-238-03851-3

Рассматриваются ключевые вопросы административной ответственности как института административного права. Анализируются материально-правовые и процессуальные основания административной ответственности, система и виды административных наказаний, общие и особые правила их назначения, структура и механизм производства по делам об административных правонарушениях. Исследуется специфика административно-деликтного производства в арбитражных судах. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, сотрудников органов, обладающих административно-юрисдикционнными полномочиями, а также всех интересующихся проблемами административной ответственности.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.