Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЛЬГОТЫ / СТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минеева В. М., Галиуллина Л. И.

Налоговая система - является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

решения» Ульяновск, 2015. - С. 150-152

9. Лапшина Г.В. Анализ кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2013.-№ 3. -С. 71-74.

10. Лапшина, Г.В. Программно-целевой подход к социальному развитию села Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.Р. Александрова, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2013. -№1. -С. 61-66

11. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международная научно-практическая конференция «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых» Москва, 2014. - С. 146-149

12. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 76-79.

13. Лапшина, Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849

14. Старостина Т.А., Н.И. Размахнина, И.Г. Торганова И.Г. Планирование семьи. - М., - «Медицина»., - 2014. - 78 с

15. Тольц, М.С. Взаимосвязи брачного и репродуктивного поведения // Детность семьи / Под ред. А.И. Антонова. М.: Мысль, 2006.

16. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2001

17. Шленкин, К.В. Программы охраны труда и социальная ответственность менеджмента / К.В. Шленкин, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). - С. 596-599

18. Шленкин, К.В. Психофизиологические аспекты охраны труда / К.В. Шленкин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). С. 593596

19. Эффективный менеджер. Материалы Международного Центра Дистанционного обучения «ЛИНК». Книга 1 «Управление собой» ...Книга 11 «Управление изменениями». 2013. -1100с.

Минеева В .М., к.э.н.

доцент Галиуллина Л. И. студент 4 курса ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация: Налоговая система — является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития,

внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, бюджет, налоговая политика, льготы, ставки.

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.

Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами [4].

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют региональное имущество, средства регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта. Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в табл. 1.

Нормативы отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 г._

Налог Доля поступлений в бюджет субъекта Федерации, %

Налог на имущество организаций 100

Налог на игорный бизнес 100

Транспортный налог 100

Налог на прибыль организаций ( в части бюджета субъекта) 100

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла 72

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) и т.д. 100

Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов. При рассмотрении норм законодательство, необходимо отметить, что имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, налоговых отношений имеет конституционное законодательство. В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является исходной для формирования принципов и механизмов нормативно-правового регулирования налоговых отношений [6].

Основным документом устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый кодекс. Согласно, ст. 1 НК РФ устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации:

- Налоговый кодекс Российской Федерации (основной нормативно-правовой акт в области налогообложения);

- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом России;

- законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. В Российской Федерации Налоговым кодексом установлены следующие виды налогов и сборов:

- федеральные;

- региональные;

- местные [5].

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением

специальных налоговых режимов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные налоги зачисляются в доходы субъектов России по нормативу 100 %.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено Кодексом. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах [3] .

Как было отмечено выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено на рис. 1.

Региональные налога устанавливаются

Налоговый кодекс Российской Федерации

Глава 28. Транспортный налог Глава 29. Налог на игорный бизнес Глава 30. Налог на имущество организаций

вводятся в действие на территориях субъектов Российской Федерации законами субъектов о налогах

Закон Закон "О налоге на Закон "О налоге на

"О транспортном налоге" игорный бизнес" имущество организаций"

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

в России.

Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются определенными полномочиями при установлении региональных налогов. Они имеют право в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской

Федерации, устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Установление данных элементов производится с учетом интересов и государства, и субъектов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом. Нормативно правовое регулирование

региональных налогов представлено в табл. 2 [1].

Порядок установления элементов региональных налогов

Элемент налог Законодательный акт, регулирующий элементы

Транспортный налог Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес

Налогоплательщики ст. 357 НК РФ ст. 373 НК РФ ст. 365 НК РФ

Объект налогообложения ст. 358 НК РФ ст. 374 НК РФ ст. 366 НК РФ

Налоговая база ст. 359 НК РФ ст. 375 НК РФ ст. 367 НК РФ

Ставки налога ст. 361 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 380 НК РФ, закон субъекта РФ статьи 369 НК РФ, закон субъекта РФ

Льготы ст. 358 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 381 НК РФ, закон субъекта РФ

Отчетный период закон субъекта РФ ст. 383 НК РФ ст. 370 НК РФ

Налоговый период ст. 360 НК РФ ст. 379 НК РФ ст. 368 НК РФ

Срок уплаты ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 371 НК РФ

Таблица показывает, какие элементы налога регулируются только федеральными законодательными актами, какие устанавливаются федеральными законодательными актами, но при этом корректируются законами субъектов России и какие устанавливаются только законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что субъекты Российской Федерации имеют право принять закон о предоставлении инвестиционного налогового кредита в отношении региональных налогов. То есть, разрешить отдельным

налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сферах, оговоренных в ст. 67 НК РФ, уплачивать налоги частями с последующей уплатой процентов по данному налоговому кредиту. С одной стороны, предоставление налогового кредита способствует развитию приоритетных направлений производства на уровне региона, и как следствие, рост налоговых поступлений в последующие периоды. С другой стороны, субъекты обеспечивают тем самым стабильность поступления налоговых платежей в бюджет, поскольку соблюдение сроков уплаты установленных налогов является одним из условия применения инвестиционного налогового кредита [2].

Поэтому, посредством регулирования отдельных элементов, применения льгот, использования инвестиционного налогового кредитования субъекты Российской Федерации могут активно проводит экономическую политику, влияя на экономическую и социальную сферы развития регионов.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 г. № 146 ФЗ [Электронный ресурс]: ( ред. от 13.07.2015 г.) // СПС Консультант Плюс». Версия Проф

2. Минеева В.М. Роль налогов в общественном секторе экономики [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. - РИНЦ, 2014.- 63-66с.

3. Минеева В.М. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. - РИНЦ, 2014. - 42 - 45с.

4. Минеева В.М. Особенности ведения личного подсобного хозяйства с точки зрения налогообложения [Текст]: научная статья / В.М. Минеева. -РИНЦ, 2014, - 91- 93с.

5. Орлова В.М. Особенности управления кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М. Орлова. - РИНЦ, 2014. - 134- 136с.

6. Орлова В.М. Эффективное управление кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М.Орлова. - РИНЦ, 2014. - 422 - 425с.

Мирзоян Г.А. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВО РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА В статье рассматриваются вопросы социального и экономического развития города-героя Волгограда. Проблемы законодательного направления. Писк решения по привлечению инвестиций. Предложения по разработке стратегических планов с целью устойчивого развития. Ключевые слова: стратегия, план, программа, развитие, кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.