счет существенного снижения коррупционных рисков в сфере ВЭД.
Использованные источники:
1. Договор о евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) [Электронный ресурс]. - URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186332;fld=1 34;from=170264-
6;rnd=184768.1066830032505095;;ts=018476834023409080691636 (дата
обращения 29.12.15).
2. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС отложили на год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.ru/2015Л2/23/вынырнуть-из-вакуума-вступление-в-сил/ (дата обращения 30.12.15).
3. Казахстан против наднациональных таможенных правил в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: http://novostink.ru/eaeu/132295-kazahstan-protiv-nadnacionalnyh-tamozhennyh-pravil-v-ramkah-eaes.html (дата обращения 28.12.15).
4. ЕЭК сохранит свою роль в новом Союзе [Электронный ресурс]. - URL: http://customsexpert.ru/articles/eek-sohranit-svoyu-rol-v-n.htm (дата обращения 30.12.15).
Вазирова Г. Р. студент 4 курса Минеева В. М., к. э.н. научный руководитель, доцент ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
РОССИИ И США Ключевые слова: налоговая система, США, Россия, налог, экономика, налогообложение.
Аннотация: в статье рассматриваются система налогообложения в России и США, их отличие и особенности.
Налоговая система считается одной из основных финансовых регуляторов, базой государственного регулирования экономики. От этого в какой мере верно заведена система воздействия фискальной политики и создана система налогообложения, зависит результативная деятельность народного хозяйства.
Значимость налогов в нынешней экономической системе очень велика. Налоги не только являются базой доходной части государственного бюджета. Налоговая система на сегодняшний день выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, так как с ее поддержкой государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.
Налоговая система появилась и формируется вместе с государством. Налоги считаются важным звеном экономических отношений в обществе.
Налогообложение — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта.
Проблема налогов одна из наиболее трудных и противоречивых в международной практике ведения народного хозяйства, так как налоги -главный ресурс бюджетных поступлений и, таким образом, финансирования социальных и других государственных программ.
Системы налогов отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать единым требованиям.
Налогообложение, как в России, так и в США не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится на стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.
Издавна налоги считаются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии хорошей нормативно-правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.
Налоговые органы считаются едиными законными сборщиками, которые и формируют бюджет всех уровней страны. От того, в какой мере верно создана система налогообложения, и система налоговых органов находится в зависимости эффективного функционирования в целом народного хозяйства.[5]
Налоговые органы Российской Федерации - целостная система за соблюдением налогового законодательства РФ, точностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных неотъемлемых платежей, платежей при пользовании недрами, и кроме того, контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, исполняемого в пределах компетенции налоговых органов.
Система налоговых органов РФ состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных налогов, также как и в США. В обеих странах права и обязанности налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе.
Федеральная налоговая служба РФ - федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
В США абсолютно всеми задачами, имеющие отношение к уплате налогов, занимается Налоговое управление США. Федеральным органом, который занимается администрированием налогов в США, является Служба внутренних доходов - крупнейшее структурное подразделение Министерства финансов США. В настоящее время эта служба осуществляет функции налоговой полиции и имеет полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении налоговых правонарушителей. [4]
Федеральная налоговая служба имеет возможность формирование осуществление необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения, давать физическим и юридическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Федеральная налоговая служба не вправе реализовывать в определенной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, помимо случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, и кроме того управление государственным имуществом и предоставление платных услуг.[3]
В США налоговая система имеет 3 уровня:
1. На верхнем уровне Служба внутренних доходов, реализовывает контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов - подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, акцизов;
2. На среднем уровне действует налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты штатов;
3. На нижнем уровне - местные налоговые органы. [2]
У налоговых систем РФ и США имеются некоторые общие функции:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- обеспечивать учет налогоплательщиков;
- контроль над соблюдением налогового законодательства;
- разъяснения по применению налогового законодательства;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов;
- соблюдать налоговую тайну.
Принципы деятельности налоговых органов могут также совпадать:
1. Принцип единства - с целью предоставления единообразного применения законодательства необходимо присутствие единого контрольного органа.
2. Принцип независимости понимается, как независимость от местных органов власти. Она является проявлением принципа разделения властей: праву местных органов вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций функционировать в жестком соответствии с законодательством. Местные органы и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также предоставлять им оперативные руководящие указания.
3. Принцип централизации. [1]
Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов проявляется в формировании специальной системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Состав и структура налоговой системы США и РФ имеют сходства, которые отображены ниже в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Виды налогов РФ [2]
Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
1 2 3
НДС Налог на имущество организаций Земельный налог
Акцизы Налог на игорный бизнес Налог на имущество физических лиц
НДФЛ Транспортный налог Торговый сбор
НПО
НДПИ
Водный налог
Государственная пошлина
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ.
Таблица 2. Виды налогов С ША [2]
Федеральные налоги Налоги штатов Местные налоги
1 2 3
Подоходный налог Подоходный налог Подоходный налог
Налог на прибыль Налог на прибыль Налог на прибыль
корпораций корпораций корпораций
Налог на социальное Акцизы Акцизы
страхование
Акцизы Налоги на наследство и Налоги на наследство и
дарение дарение
Таможенные пошлины Налог с продаж Налог с продаж
Налоги на наследство и Поимущественные налоги Поимущественные налоги
дарение
Налоги с владельцев Экологические налоги
автотранспорта
Самую крупную статью доходов бюджета США составляет подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья.
Налоговая система США является наиболее справедливой и наиболее эффективной налоговой системой в мире. В связи с этим, для системы налогообложения государства свойственен значительный уровень добровольной уплаты налогов большинством налогоплательщиков.
Таким образом, можно подвести итог всему вышесказанному и выделить, что у налоговых систем России и США имеется довольно большое количество сходств. По устройству, основным принципам, функциям налоговых органов они почти схожи. На практике, безусловно, существуют значительные отличия. США имеет наиболее обычную налоговую систему, но уровень эффективности ее деятельности и многие другие в сравнении с другими мировыми державами очень высокие. России же в этом плане еще есть над чем трудиться.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 16.07.1998 : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.: (ред. от 26.11.2008): (с изм. и доп., вступающими в силу с 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс».
2. Русакова, И.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / И.Г. Русакова. - Москва, «ЮНИТИ». 2013 г. - 48 с.
3. Минеева, В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст] / В.М. Минеева, Р.И. Максютова // Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2014. 166-169 с.
4. Минеева, В.М. Зарубежный опыт налогообложения в части налога на добавленную стоимость [Текст] / В.М. Минеева // Налоги-журнал. № 1. 2008 г. - 24-26 с.
5. Черник, Д.Г. Налоги [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Д.Г. Черник. - Москва, «Финансы и статистика». 2014 г. - 83 с.