Научная статья на тему 'Тенденции развития налоговой системы РФ'

Тенденции развития налоговой системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАТАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова М. А., Шевлякова С. М., Полинская М. В.

Основные системы налогообложения доходов в мире, этапы развития налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития налоговой системы РФ»

Список литературы:

1. Конституции РФ.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.

3. Федеральный закон от 27.12.2002 №182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес».

5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

6. Инструкция Госналогслужбы РФ от 28.08.1998 №50 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес».

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

© Черникова М.А.*, Шевлякова С.М.*, Полинская М.В.*

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Основные системы налогообложения доходов в мире, этапы развития налоговой системы.

Ключевые слова налоговая система, глобальная система, каталого-вая система.

В мире существует две основные системы налогообложения доходов: глобальная система, или унитарная, и англо-саксонская, или каталоговая, в некоторых источниках - континентальная.

Глобальная система налогообложения используется в таких ведущих странах, как США, Германия, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды и др.

Каталоговая система считается значительно более сложной и менее совершенной. Главные ее отличия от Глобальной заключаются, во-первых, в ином подходе к определению налоговой юрисдикции. Во-вторых, она основана на концепции, суть которой в том, что разные виды доходов обладают неодинаковыми качествами и, следовательно, облагаются налогами в соот-

* Студент факультета «Налоги налогообложение».

* Студент факультета «Налоги налогообложение».

" Профессор кафедры «Налоги и налогобложение», кандидат экономических наук.

ветствии с различными правилами и ставками. Каталоговая система применяется в странах Латинской Америки и Средиземноморского бассейна.

С точки зрения эффективности, задачей налоговой системы является установление таких беспристрастных норм налогообложения, которые бы не смогли действовать ни против, ни в пользу какого-либо вида деятельности. Концепция беспристрастного налогообложения содержит несколько правил:

- во-первых, беспристрастность в отношении экспорта капитала. При этом на выбор налогоплательщика между инвестированием у себя в стране или за рубежом не влияет вопрос о налогообложении.

- во-вторых, беспристрастность в отношении импорта капитала, именуемая иногда иностранной, или конкурентной беспристрастностью. Такое правило считается выполненным, когда все действующие на рынке фирмы облагаются налогом по одной ставке.

- в третьих, национальная беспристрастность. В соответствии с этим правилом если ставка американского налога на доход налогоплательщика составляет 34 % (у налогоплательщика - 66 % дохода), то обложение его иностранным налогом не изменит этой ставки [3].

Финансовый кризис надвигался медленно, но неуклонно. Начиная с 1987 г. поступлений доходов от хозяйства и от населения стало недоставать для сбалансирования бюджета. Государственный внутренний долг рос. Очевидно, что к концу 1980-х гг. советская налоговая система перестала выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную, т.е. она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы. Социальная функция налоговой политики, направленная непосредственно на человека, также не получала должного подкрепления финансовыми ресурсами.

При росте расходов масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. руб., внешний - 47 млрд. инвалютных рублей.

Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 19801990-х гг., интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

1 января 1992 г. была задействована полномасштабная налоговая система независимого российского государства. Она родилась очень быстро, поскольку революционная социально-экономическая обстановка не оставляла времени на раскачку. Отсюда - ошибки в политике, пробелы в законодательстве, злоупотребления, вульгарное заимствование зарубежного опыта обложения, неуважение к закону, недобор налогов и рост налогового бремени. Последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета [2].

Отсутствие ясной экономической программы в первые годы реформ низводило налоги до уровня грубого фискального рычага. Результатом стали налоги, не удовлетворяющие ни налогоплательщика, ни бюджет. Положение бюджета усугублялось неупорядоченностью распределения налогов по звеньям бюджетной системы.

Неспособность налоговой системы в тот период удовлетворять насущные потребности бюджета определялась не только растаскиванием налогов через бесчисленные льготы, но и множеством других причин, вплоть до исторических, национальных, социально-психологических и др. Однако, если говорить о наиболее существенных из них, то надо выделить следующие причины:

1. экономические - прежде всего общий кризис, падение производства, убыточность, неплатежи;

2. правовые, связанные с несовершенством нормативной базы - изменчивость налогового законодательства, неопределенность и неоднозначность положений, противоречивость законов;

3. технического характера - недостаточность опыта и квалификации налоговых работников, слабость материально-технической базы, отсутствие систем обучения и пропаганды;

4. политические - общая политическая нестабильность и, в частности, неупорядоченность федеративных отношений (к осени 1993 г. около 40 субъектов РФ приняли решение об «особых отношениях» с Москвой в области налогов).

В развитии налоговой система РФ можно выделить несколько этапов (рис. 1).

Этапы развития налоговой системы РФ

Этап становления (вторая половина 1980-х гг. - до 1993 г.)

Этап неустойчивого налогообложения (с 1993 г. по 1996 г.)

Этап подготовки налоговой реформы (с 1996 г. по 1998 г.)

Этап реформирования (с 1998 г. по настоящее время)

Рис. 1. Этапы развития налоговой системы РФ

Этап становления. Первые признаки начавшей формироваться налоговой системы РФ появились только во второй половине 1980-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 г., в соответствии с которым были установлены основные общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,

налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и др.

Этап неустойчивого налогообложения. В законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения не всегда были обоснованными. Так в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 1990-х гг. В РФ налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленные возможности для сокрытия доходов и неуплаты налогов. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики РФ.

Этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса РФ.

Этап реформирования. Это современный этап развития налоговой системы РФ. В 1998 г. была принята и с января 1999 г. вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами [4].

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. НК РФ - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ. С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

Следствием проведенных мер со стороны Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ стало обеспечение более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону как структуры налоговых поступлений, так

и структуры поступлений по отраслям экономики. Улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Прекращена практика заключения специальных соглашений по уплате налогов и сборов с крупнейшими налогоплательщиками [1].

Список литературы:

1. Евстегнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб: Питер, 2011. - 265 с.

2. Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2012. - 288 с.

3. Мельникова Ю.В. Развитие государственной налоговой политики // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 3. - С. 20.

4. Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 752 с.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

© Шурдумова Э.Г.*, Канкулова Д.М.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В работе рассмотрены теоретические основы налогового администрирования, обеспечивающего высокое качество контроля за соблюдением налогового законодательства. Определена роль и место налогового администрирования в системе налоговой политики РФ. Проведен анализ организационных элементов современной модели налогового администрирования. Предложены направления развития налогового администрирования на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова налоговое администрирование, регулирование, контроль, налоговое бремя, планирование, налоговые правонарушения, налоговая политика, налоговая культура.

Осуществление социальных обязательств государства перед населением в значительной степени достигается за счет эффективного налогового администрирования. Налоги не только формируют финансовые ресурсы для выполнения социальных обязательств, но и участвуют в целенаправленном перераспределении национального дохода, выступают частью единого про-

* Доцент кафедры Экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент.

* Кафедра Экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.