Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / TAX FEDERALISM / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / REGIONAL TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирбудагова Д.Ш., Гаджирагимова З.Д.

Статья написана на актуальную в наши дни проблему правового регулирования института налоговых отношений на уровне субъектов Российской Федерации. В ней исследуются конституционные принципы налогового федерализма, при этом отмечается, что исходным началом налогового федерализма выступает демократическая централизация, позволяющая учитывать как общегосударственные интересы Российской Федерации в целом, так и интересы всех ее субъектов. Дается общий анализ конституционных принципов, лежащих в основе налогового федерализма, а также отраслевых принципов налогообложения и сборов, в том числе принцип единства налоговой политики, принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогов и сборов в РФ и др. Описываются общие понятия налоговой системы Российской Федерации, дается сравнение региональных и федеральных налогов, указывается перечень нормативно-правовых актов, регулирующих региональные налоги, анализируются налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассматриваются признаки законодательства субъектов РФ о налогах и сборах. Дается анализ конституционных и правовых оснований наличия полномочий субъектов Российской Федерации в области регулирования налогов и сборов. Представлен общий анализ системы региональных налогов в целом, порядок установления этих налогов, а также отдельных полномочий субъектов Российской Федерации в этой сфере. На основе исследования авторами сделан вывод о необходимости создания единой системы управления социально-экономическими отношениями, проведения единой государственной налогово-бюджетной политики, разграничения налоговых доходов всех уровней бюджетной системы, обеспечения единого экономического пространства, консолидации финансового потенциала всех политико-территориальных образований в целях обеспечения экономического благосостояния государства и выполнения его социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE UNITY OF LEGAL AND ECONOMIC SPACE IN THE ISSUES OF REGULATION OF TAX RELATIONS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article written on actual in nowadays problem of legal regulation of institute of the tax relations on the level of territorial subjects of the Russian Federation. In it researched the constitutional principles of tax federalism, at the same time noted that the initial beginning of tax democratic centralization appears allowing to consider as state interests of the Russian Federation in whole, so and interests of all its subjects. Also provides an analysis of the constitutional principles based on tax federalism, and also branch principles of the taxation and fees, including the principle of unity of tax policy, the principle of implementation of joint jurisdiction of the Federation and its subjects in establishment the general principles of taxes and fees in the Russian Federation and others. In work describes the general concepts of the tax system of the Russian Federation, provides a comparison of regional and federal taxes, specifies a list of normative and legal acts regulating the regional taxes, analyzed the tax income of the consolidated budget of the Russian Federation. The attributes are considered of the legislation of subjects of the Russian Federation about taxes and fees. Also the analysis of the constitutional and legal basis of existence of powers of subjects of the Russian Federation in the field of regulation of taxes and fees. The general analysis of the system of regional taxes in whole, the procedure for establishing of these taxes, as well as separate powers of subjects of the Russian Federation in this sphere. On the basis of the research authors suggested the creation of a uniform economic and social relationship management system, the uniform of state fiscal policy, the demarcation of the tax income of all levels of the budget system, providing a single economic space, consolidation of financial potential of all political and territorial entities in order to ensure economic the welfare of the state and execution of its social tasks.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пирбудагова Д.Ш., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

kafedraconst@mail. ru

Гаджирагимова З.Д., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, zgadjiragimova@mail. ru

Статья написана на актуальную в наши дни проблему правового регулирования института налоговых отношений на уровне субъектов Российской Федерации. В ней исследуются конституционные принципы налогового федерализма, при этом отмечается, что исходным началом налогового федерализма выступает демократическая централизация, позволяющая учитывать как общегосударственные интересы Российской Федерации в целом, так и интересы всех ее субъектов. Дается общий анализ конституционных принципов, лежащих в основе налогового федерализма, а также отраслевых принципов налогообложения и сборов, в том числе принцип единства налоговой политики, принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогов и сборов в РФ и др. Описываются общие понятия налоговой системы Российской Федерации, дается сравнение региональных и федеральных налогов, указывается перечень нормативно-правовых актов, регулирующих региональные налоги, анализируются налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассматриваются признаки законодательства субъектов РФ о налогах и сборах. Дается анализ конституционных и правовых оснований наличия полномочий субъектов Российской Федерации в области регулирования налогов и сборов. Представлен общий анализ системы региональных налогов в целом, порядок установления этих налогов, а также отдельных полномочий субъектов Российской Федерации в этой сфере. На основе исследования авторами сделан вывод о необходимости создания единой системы управления социально-экономическими отношениями, проведения единой государственной налогово-бюджетной политики, разграничения налоговых доходов всех уровней бюджетной системы, обеспечения единого экономического пространства, консолидации финансового потенциала всех политико-территориальных образований в целях обеспечения экономического благосостояния государства и выполнения его социальных задач.

Ключевые слова: конституция, налоговый федерализм, налоговая система, региональные налоги. UDC 342.4

ENSURING THE UNITY OF LEGAL AND ECONOMIC SPACE IN THE ISSUES OF REGULATION OF TAX RELATIONS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Pirbudagova D.Sh., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, kafedraconst@mail.ru Gadjiragimova Z.D., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, zgadjiragimova@mail.ru

The article written on actual in nowadays problem of legal regulation of institute of the tax relations on the level of territorial subjects of the Russian Federation. In it researched the constitutional principles of tax federalism, at the same time noted that the initial beginning of tax democratic centralization appears allowing to consider as state interests of the Russian Federation in whole, so and interests of all its subjects. Also provides an analysis of the constitutional principles based on tax federalism, and also branch principles of the taxation and fees, including the principle of unity of tax policy, the principle of implementation of joint jurisdiction of the Federation and its subjects in establishment the general principles of taxes and fees in the Russian Federation and others. In work describes the general concepts of the tax system of the Russian Federation , provides a comparison of regional and federal taxes , specifies a list of normative and legal acts regulating the regional taxes, analyzed the tax income of the consolidated budget of the Russian Federation. The attributes are considered of the legislation of subjects of the Russian Federation about taxes and fees. Also the analysis of the constitutional and legal basis of existence of powers of subjects of the Russian Federation in the field of regulation of taxes and fees. The general analysis of the system of regional taxes in whole, the procedure for establishing of these taxes, as well as separate powers of subjects of the Russian Federation in this sphere. On the basis of the research authors suggested the creation of a uniform economic and social relationship management system, the uniform of state fiscal policy, the demarcation of the tax income of all levels of the budget system, providing a single economic space, consolidation of financial potential of all political and territorial entities in order to ensure economic the welfare of the state and execution of its social tasks.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 18. 2016. № 2.

Key words: the constitution, the tax federalism, the tax system, regional taxes.

Налоговая система РФ занимает особое место в доходной части бюджетной системы и представляет собой один из эффективных механизмов государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики. Разграничение налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы производится на федеральном уровне федеральным законом, устанавливающим многоуровневую налоговую систему. В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами находит свое выражение в налоговом федерализме, организация которого имеет большое значение при регулировании налоговых доходов между центром и регионами и формировании доходной части любого уровня. Основное исходное начало налогового федерализма - демократическая централизация, предполагающая всесторонний учет как интересов Российской Федерации, так и условий, особенностей и интересов всех субъектов Федерации. Субъекты РФ обладают большой самостоятельностью, что позволяет им в децентрализованном порядке решать многие важные вопросы политического, экономического, социального и культурного значения.

В Конституции Российской Федерации принцип налогового федерализма закреплен в ст. 71, 72, 73, 75, 76, 77. При этом, как отмечает А.Л. Саксон, важнейшие положения налогообложения -федерализм, всеобщность, равенство, справедливость, запрещение применять налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика к отношениям, возникающим до принятия закона, закреплены Конституцией Российской Федерации [1, с. 27].

Содержащиеся в Конституции РФ основы федеративного устройства получают свое развитие в отраслевых принципах налогообложения и сборов, направленных на обеспечение, реализацию и соблюдение начал федерализма:

- принцип единства налоговой политики;

- принцип единства системы налогов и сборов;

- принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогов и сборов в РФ;

- принцип самостоятельности органов местного самоуправления в сборе налогов и распоряжении своими бюджетными средствами.

Неотъемлемым элементом конституционного института общих принципов налогообложения, который в соответствии со ст. 72 Конституции

РФ находится в совместном ведении РФ, является разграничение налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы, результат которого состоит в закреплении за каждым бюджетом на постоянной основе определенного количества налогов и сборов. Анализируя нормы ст.72 и ст.76 Конституции РФ в их взаимосвязи, можно сделать вывод, что, так как институт общих принципов налогообложения и сборов является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, последние наделены полномочиями, хоть и более узкими по сравнению с полномочиями Федерации, но все же достаточными для участия в построении общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Не столь важным представляется тот факт, что законы субъектов не должны противоречит федеральному законодательству, сколько то, что субъекты РФ имеют возможность участвовать в строительстве общих принципов налогообложения и сборов [2, с. 122].

С.А. Кадыханова выделяет следующие признаки законодательства субъектов РФ о налогах и сборах [3, с. 70]:

1. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из единственных правовых актов - законов субъекта РФ.

2. Законодательство о налогах и сборах состоит только из законов о налогах, т.е. о таких обязательных платежах, которые отвечают признакам, установленным в п. 1 ст. 8 НК РФ.

3. Акты регионального законодательства о налогах принимаются только в соответствии с НК РФ и не могут ему противоречить.

Региональные налоги и сборы по сравнению с федеральными налогами наиболее динамичны, так как находятся в зависимости от нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ. Существенное значение при формировании бюджета субъекта РФ, а также в становлении инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития имеет наличие у субъекта РФ возможности самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей [4, с. 527].

Формирование доходной части бюджетов субъектов РФ в виде поступления региональных налогов и сборов осуществляется в соответствии с законодательством РФ, прежде всего, в соответствии с Конституцией РФ, с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами [5, с. 128].

Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих

правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации [6].

Налоговый Кодекс РФ - это основной документ, который устанавливает и регулирует налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов. Исходя из ст. 1 НК РФ, устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, осуществляющие основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоги, установленные Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов, называются региональными налогами. Действие и прекращение этих налогов на территории субъектов РФ производится в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах. Они в полном объеме поступают в бюджет субъекта РФ.

В соответствии с ст. 12 ч. 1 НК РФ и законами субъектов РФ о налогах региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов.

Так, региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ, транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций в отношении субъектов РФ вводятся соответствующими законами субъектов РФ о налогах [7, с. 45].

У законодательных органов государственной власти имеются определенные полномочия при установлении региональных налогов.

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов можно представить в виде порядка установления элементов региональных налогов, который, в свою очередь, включает следующие элементы налога:

- налогоплательщики;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- льготы;

- отчетный период;

- налоговый период;

- срок уплаты налога.

Транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес предусмотрены как Налоговым кодексом РФ, так и законодательством субъектов РФ о налогах и сборах в зависимости от элемента налога [8, с.111].

Следует также подчеркнуть, что субъекты РФ имеют право принять закон о предоставлении инвестиционного налогового кредита в отношении региональных налогов. С одной стороны, предоставление налогового кредита способствует развитию приоритетных направлений производства на уровне региона, и как следствие, рост налоговых поступлений в последующие периоды. С другой стороны, субъекты обеспечивают, тем самым, стабильность поступления налоговых платежей в бюджет, поскольку соблюдение сроков уплаты установленных налогов является одним из условия применения инвестиционного налогового кредита [9, с. 122].

Учитывая федеративную форму государственного устройства, можно выделить в качестве важнейшего принципа создание единой системы управления социально-экономическими отношениями, складывающимися на федеральном и региональном уровнях [10].

Это возможно путем проведения единой государственной налогово-бюджетной (финансовой) политики, разграничение налоговых доходов всех уровней бюджетной системы, обеспечения единого экономического пространства, консолидации финансового потенциала всех политико-территориальных образований в целях обеспечения экономического благосостояния государства и выполнения его социальных задач. В целом федеральное законодательство в сфере налогового регулирования и практика его применения еще далеки от совершенства и требуют дальнейшего развития на основе конституционных принципов.

- ставки налога;

Литература

1. Саксон А.Л. Конституционные принципы как основа налоговой политики федеративных государств // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 27-28.

2. Чепурнова Н.М., Затулина Т.Н. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в российской Федерации: монография // Закон и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 121-125.

3. Кадыханова С.А. Конституционные основы формирования законодательства субъектов РФ о налогах // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 64. С. 70-75.

4. Сапрыкина Т. В., Андреев Б. Е. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов // Молодой ученый. 2014. №3. С. 527-529.

5. Брызгалин А. В. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах / под общ. ред. А.В. Брызгалина. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2012. С. 128.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 1S. 2016. № 2.

6. Мусалова З.М. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в России: федеральный и региональный аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

7. Минеева В.М., Галиуллина Л.И. Нормативное регулирование регионального налогообложения // Экономика и социум. 2015. № 5 (1S). С. 45.

S. Тарасова В. Ф., Сапрыкина Т.В. Региональное налогообложение как фактор развития субъектов малого предпринимательства // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № S (52). С. 111-113.

9. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т. В. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина, Л. Н. Семыкина. М.: "Проспект", 2013. С. 122.

10. Затулина Т.Н. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

References

1. Sakson A.L. Konstitutsionnye printsipy kak osnova nalogovoi politiki federativnykh gosudarstv // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2013. № 3. S. 27-2S.

2. Chepurnova N.M., Zatulina T.N. Konstitutsionno-pravovye osnovy regulirovaniya nalogovykh otno-shenii v rossiiskoi Federatsii: monografiya // Zakon i pravo. M.: YuNITI-DANA, 2010. C. 121-125.

3. Kadykhanova S.A. Konstitutsionnye osnovy formirovaniya zakonodatel'stva sub"ektov RF o nalogakh // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2014. № 64. S. 70-75.

4. Saprykina T. V., Andreev B. E. Normativno-pravovoe regulirovanie regional'nykh nalogov // Molodoi uchenyi. 2014. №3. S. 527-529.

5. Bryzgalin A. V. Regional'nye nalogi i zakonodatel'stvo sub"ektov RF o nalogakh / pod obshch. red. A.V. Bryzgalina. Ekaterinburg: Nalogi i finansovoe pravo, 2012. C. 12S.

6. Musalova Z.M. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie ekonomicheskikh otnoshenii v Rossii: feder-al'nyi i regional'nyi aspekty: dis . ... kand. yurid. nauk. M., 2011.

7. Mineeva V.M., Galiullina L.I. Normativnoe regulirovanie regional'nogo nalogooblozheniya // Ekono-mika i sotsium. 2015. №5 (1S). S. 45.

S. Tarasova V. F., Saprykina T.V. Regional'noe nalogooblozhenie kak faktor razvitiya sub"ektov malogo predprinimatel'stva // Izvestiya TRTU. Tematicheskii vypusk «Sistemnyi analiz v ekonomike i upravlenii». Taganrog: Izd-vo TRTU, 2005. № S (52). S. 111-113.

9. Tarasova V. F. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik / T. V. Tarasova, M. V. Vladyka, T. V. Saprykina, L. N. Semykina. M.: "Prospekt", 2013. S. 122.

10. Zatulina T.N. Konstitutsionno-pravovye osnovy regulirovaniya nalogovykh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii: voprosy teorii i praktiki: dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2009.

Поступила в редакцию 18 мая, 2016 г.

Received 18 May, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.