Научная статья на тему 'Нормативное регулирование обращения косметических товаров'

Нормативное регулирование обращения косметических товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5704
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТИКА / КОСМЕТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеева В. В.

Косметические средства прочно вошли в ассортимент аптечных организаций. Каждый третий покупатель при посещении аптеки наряду с лекарственным средством приобретает и парфюмерно-косметическую продукцию. В настоящее время доля косметических средств в ассортименте аптек составляет 10-15% при ежегодном темпе прироста около 20%. Если данная тенденция сохранится, то уже через год четверть ассортимента товаров в аптечных организациях будет представлена косметической продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование обращения косметических товаров»

В.В.ДОРОФЕЕВА, к.ф.н., РУДН

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

Косметические средства прочно вошли в ассортимент аптечных организаций. Каждый третий покупатель при посещении аптеки наряду с лекарственным средством приобретает и парфюмерно-косметическую продукцию. В настоящее время доля косметических средств в ассортименте аптек составляет 10—15% при ежегодном темпе прироста около 20%. Если данная тенденция сохранится, то уже через год четверть ассортимента товаров в аптечных организациях будет представлена косметической продукцией.

ТЕРМИНОЛОГИЙ

Что же такое «косметическое средство»? Четкое определение этого понятия дает ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования». Парфюмерно-косметическое изделие — это препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии. Данное определение полностью соответствует законодательству стран Евросоюза (Косметическая директива 76/768/ЕЭС).

Последнее время активно обсуждается новый класс продукции, называемый «космецевтика» (лечебная косметика, дермокосметика, активная косметика, аптечная косметика) и занимающий промежуточное место между косметикой и лекарственным средством. К кос-мецевтическим относят средства, содержащие биологически активные вещества, которые не являются лекарственными в определенных концентрациях. При этом космецевтики обладают функциональными, измеряемыми лечебными и профилактическими свойствами.

Следует отметить, что в России и других странах термин «космецевтика» юридически не выделен. Косметические средства, содержащие биологически активные вещества, согласно Общероссийскому классификатору продукции, относятся к группе 915800 «Продукция косметическая», вид 915811 «Кремы по уходу за кожей лица питательные и с биологически активными веществами жидкие» и вид 915812 «Кремы по уходу за кожей лица питательные и с биологически активными веществами густые».

Health and beauty goods have become a common part of a pharmacy assortment. Every third person visiting a pharmacy buys not just drugs, but cosmetic goods as well. At present cosmetic goods make up 10 to 15% of a pharmacy assortment with the annual increase of about 20%. Provided that such a trend keeps on, cosmetic goods will make a quater of a pharmacy assortment in a year. The author of the article gives a detailed review of the regulations for developing and maintaining the quality of cosmetic products, considers the factors of sales volume increase and cosmetics market prospects.

V.V.DOROFEEVA, PhD in Pharmacology, Russian Peoples’ Friendship University. Regulations for cosmetic goods circulation.

Сравнительная характеристика лекарственных и косметических средств представлена в таблице 1.

Таким образом, косметика просто изменяет внешность человека, создает более привлекательный вид, но при этом она не должна влиять на структуру и функцию кожи и организма в целом. Косме-цевтики уже надо рассматривать как препараты, затрагивающие как внешность, так и структуру/функцию кожи или других тканей. Действие средств лечебной косметики (космецевтиков) основано на применении высокоактивных веществ, которые в определенных концентрациях могут иметь лечебный эффект.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Определение рецептуры и выбор сырья разработчиками проводятся с учетом требований Косметической директивы 76/768/ЕЭС (для импортной продукции) и СанПиН (для отечественной продукции). Эти документы содержат перечни веществ, не разрешенных к применению в косметике, подлежащих ограниченному применению при соблюдении ряда условий, и списки красителей, консервантов и других веществ, разрешенных к применению в косметическом производстве.

Так, санитарные правила и нормы Сан-ПиН 1.2.681-97 «Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 20.11.1997 г. устанавливают требования к производству, хранению и транспортировке парфюмерно-косметической продукции, а также правила контроля качества, обеспечивающие ее безопасность. Настоящие санитарные правила содержат общие требования

таблица і| Сравнительная характеристика лекарственных и косметических средств

Параметры сравнения Лекарство Космецевтика Косметика

Назначение Используются для профилактики или лечения болезни Служит для украшения и улучшения внешнего вида через активное воздействие Служит для украшения и улучшения внешнего вида

Область воздействия Может воздействовать на нижние дермальные слои Может воздействовать на нижние дермальные слои Проникает не глубже базальной мембраны, не должна влиять на строение и функции кожи

Содержание антибиотиков и гормонов Разрешено Ограничено использованием фитоэстрогенов Запрещено

Побочные действия Может иметь некий токсический эффект и оказывать сопутствующее негативное влияние на организм Риск нежелательных последствий сведен к минимуму Риск нежелательных последствий сведен к минимуму

для всех видов парфюмерно-косметической продукции, а также органолептические и физико-химические параметры отдельных видов парфюмернокосметической продукции. Кроме того, для отечественной косметической продукции содержание основных веществ регламентируют ГОСТы. Например, для кремов регламентируется массовая доля воды, для лосьонов и тоников — массовая доля этанола, для шампуней — массовая доля ПАВ и т.д. Все остальные компоненты определяются той или иной конкретной рецептурой.

В целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 г. №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» и от

27.08.99 г. №967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)» Минздравом РФ были утверждены:

♦ Порядок государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий (Приказ МЗ РФ от 26.03.01 г. №89).

♦ Положение о проведении государственной регистрации спиртосодержащей парфюмерно-косметической про-

дукции (средств) (Приказ МЗ РФ от

16.09.99 г. №344).

Государственная регистрация продукции предусматривает следующие стадии: прием и рассмотрение заявления о государственной регистрации продукции; проведение экспертной оценки документации представленной на государственную регистрацию продукции; внесение в Государственный реестр и

выдачу регистрационного удостоверения на продукцию заявителю. Свидетельство о государственной регистрации (Удостоверение о государственной регистрации спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции) является разрешительным документом на право производства и оборота косметических средств, поэтому аптекам, принимающим косметические средства от поставщиков, следует требовать копии данного документа.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения поступления на потребительский рынок опасной для человека продукции приказом МЗ РФ от 15.08.01 г. №325 утвержден порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также перечень продукции, подлежащей санитарноэпидемиологической экспертизе. В этот перечень вошли и парфюмернокосметические средства. По результатам экспертизы выдается санитарноэпидемиологическое заключение установленного образца. Парфюмерно-косметическая продукция представляет собой многокомпонентные составы натуральных, химических, биологически активных и других веществ и предназначена для нанесения на различные наружные участки тела человека, что делает ее потенциально опасной для здоровья населения. Поэто-

му Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 02.02.2001 г. №11 утверждены «Правила по проведению сертификации парфюмерно-косметической продукции», целью которых, в частности, является подтверждение безопасности продукции для жизни и здоровья населения. Настоящие Правила устанавливают, в соответствии с Законом «О сертификации продукции и услуг», порядок процедуры сертификации как отечественной, так и импортируемой парфюмерно-косметической продукции, что предусмотрено Законом «О защите прав потребителей», «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации». Этот документ предназначен для проведения обязательной и добровольной сертификации парфюмернокосметической продукции. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. В настоящее время в этот перечень товаров включена вся косметическая продукция, кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии (Постановление Правительства РФ №1031 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2005 г. № 775). Сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Парфюмерно-косметическая продукция, подлежащая обязательной сертификации, классифицирована в рамках Системы сертификации парфюмернокосметической продукции и разделена на 7 групп однородной продукции:

« продукция для ухода за кожей лица и тела;

Ф продукция для ухода за волосами;

+ продукция декоративной косметики; + специальная косметическая продукция;

Ф продукция для гигиенического ухода и придания запаха;

+ продукция для защиты кожи от воздействия вредных факторов;

Ф продукция для интимной гигиены. Добровольная сертификация подразумевает проведение клинических испытаний косметической продукции на эффективность. Объектом доброволь-

ной сертификации может быть любая парфюмерно-косметическая продукция.

Результаты обязательной и добровольной сертификации оформляются сертификатом соответствия.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА | КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Перечисленная нормативно-правовая база регламентирует процессы создания и производства косметической продукции. К наиболее важным факторам, сохраняющим качество парфюмерно-косметических товаров, относятся упаковка, хранение и реализация. Требования к упаковке и хранению парфюмерно-косметических товаров устанавливаются для каждого вида в зависимости от консистенции и других особенностей в следующих нормативных документах — ГОСТах и ТУ:

♦ ГОСТ Р 51577-2000: Средства гигиены полости рта жидкие. Общие технические условия;

♦ ГОСТ Р 51578-2000: Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия;

♦ ГОСТ Р 51579-2000: Изделия косметические жидкие. Общие технические условия;

♦ ГОСТ 28303-89: Изделия косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение;

♦ ГОСТ 28767-90: Изделия декоративной косметики на жировой основе. Общие технические условия;

♦ ГОСТ 28768-90: Изделия декоративной косметики порошкообразные и компактные. Общие технические условия;

♦ ГОСТ 29189-91: Кремы косметические. Общие технические условия;

♦ ГОСТ 5972-77: Порошок зубной. Технические условия;

♦ ГОСТ 7983-99: Пасты зубные. Общие технические условия;

♦ ГОСТ 28546-2002: Мыло туалетное твердое. Общие технические условия.

Одним из элементов упаковки является маркировка. Перечень информации, предоставляемой с парфюмерно-кос-

метическим изделием, и ее содержание регламентируется ГОСТом Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей. Общие требования».

Настоящий стандарт распространяется на парфюмерно-косметические изделия отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории РФ в оптовой и розничной торговле, в системе прямых продаж, а также распространяемые бесплатно, поставляемые парикмахерским, косметическим салонам и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей. Он устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.

Данный ГОСТ предназначен для использования при производстве, торговле, хранении и сертификации (идентификации) парфюмерно-косметических изделий.

Обязательным требованием при маркировке данной группы товаров является наличие следующих сведений:

1. Наименование и назначение изделия. Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать изделие, позволяя отличить его от других. Наименование может включать название изделия, соответствующее нормам русского языка. При наличии отличительных свойств изделия (например, «гель для укладки волос», «тальк для тела», «карандаш для глаз» и др.) их включают в основное наименование. Не допускается в наименовании парфюмерно-косметического изделия (ПКИ) указывать, что оно является продукцией, аналогичной другой известной продукции (например, духи типа «Клима» или имитация духов «Клима», косметический крем типа иОгеа1, шампунь типа Ба и т.д.). Не допускается использование в названии или наименовании продукции слова «спирт». Изготовитель несет ответственность за использование в наименовании ПКИ таких указаний, как, например, «от перхоти», «увлажняющий», «солнцезащитный», «от морщин», «противокариесная», «устраняет запах пота», «водостойкая», «длительного действия», «изготовлен только из природного сырья» и других, характеризующих потребительские свойства и эф-

фективность изделий. Назначение ПКИ не указывается в том случае, если это очевидно (например, мыло туалетное, зубная паста). Наименование изделия, сформированное в соответствии с вышеизложенными требованиями, может быть дополнено названием продукции и/или фирменным наименованием, написанным буквами латинского алфавита.

2. Наименование, местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя и местонахождение

(адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя.

Наименование изготовителя и его адрес могут быть написаны буквами латинского алфавита с одновременным указанием фирмы-изготовителя, страны, а также названия буквами русского алфавита, обеспечивающими правильное произношение на русском языке. Если изготовленная на одном предприятии продукция проходит техническую обработку, которая превращает ее в готовое изделие, на другом предприятии, то при нанесении информации на упаковку последнее предприятие указывают как изготовителя. Если изготовитель сам принимает претензии, то указывают только адрес изготовителя.

3. Товарный знак изготовителя (при наличии).

4. Масса нетто, объем, количество.

5. Состав изделия.

Списку ингредиентов и парфюмерных (ароматических) композиций должен предшествовать заголовок «Состав», после него должен быть представлен перечень всех ингредиентов в порядке

уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия, а также парфюмерных (ароматических) композиций. При этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава. Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех составляющих, концентрация которых превышает 1%. Красящие вещества могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета

или принятыми обозначениями. Перечень ингредиентов может быть представлен в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (ШС1) с использованием букв латинского алфавита. Для изделий декоративной косметики, которые выпускают в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака [+/-].

6. Условия хранения.

Условия хранения указывают для ПКИ, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).

7. Срок годности.

Срок годности ПК изделий исчисляют с даты изготовления. Срок годности может быть указан следующим образом: «Годен (Использовать) до (месяц, год)» или «Срок годности... (месяцев, лет)» с обязательным указанием в последнем случае «Дата изготовления (месяц, год)». Срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает изготовитель.

8. Указание нормативного или технического документа.

Указывают нормативный (ГОСТ, ОСТ) или технический (ТУ) документ, в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие. Для зарубежных ПК изделий это требование не обязательно.

9. Информация о сертификации. Информация о сертификации должна представляться изготовителем (продавцом) в соответствии с правилами сертификации парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены полости рта, зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ.

10. Информация о правильном применении и предостережения. Информация о правильном применении должна быть приведена в обязательном порядке для ПКИ, правильное использование которых без этой информации может быть затруднено. Предостережения обязательно должны быть доведены до сведения потребителя в том случае, если использование продукта без принятия мер предосторожности может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу или привести к порче самого товара. Особенности продажи парфюмернокосметических товаров определены Правилами продажи отдельных видов товаров (раздел V).

С целью предупреждения поступления в аптеку некачественной продукции проводится приемочный контроль, который заключается:

♦ В проверке поступающих косметических товаров на соответствие требованиям по показателям: «Описание», «Упаковка», «Маркировка». До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковывают, путем внешнего осмотра проверяют качество каждой единицы, целостность упаковки, наличие необходимой информации и ее соответствие действующим требованиям.

♦ В проверке правильности оформления сопроводительных документов, а также наличия сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих качество косметических товаров в соответствии с действующи-

ми нормативными документами. Экспертиза правильности оформления сертификата соответствия и его подлинности очень важна при приемке товара в розничной аптечной организации. Ошибки в оформлении сертификата, как правило, свидетельствуют

о нарушениях проведения сертификации (например, неполные испытания) или выпуске фальсифицированной продукции. Экспертиза подлинности сертификата проводится путем сопоставления сведений, приведенных в маркировке товара и в сертификате.

ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ■ ПРОДАЖ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Как показали наши исследования, более 80% покупок косметической продукции являются нечетко спланированными и спонтанными. Поэтому доход аптечной организации по данной группе товаров зависит от ряда факторов.

1. Формирование ассортимента косметики.

По данным наших исследований, группа косметических средств по получаемой выручке попадает в категорию прибыльных товаров (небольшое число покупок, высокая выручка), но маржа при этом минимальная. Поэтому при формировании ассортимента необходимо представлять косметику разного ценового диапазона, а также учитывать сезонные колебания спроса.

2. Размещение и выкладка косметических средств.

Они могут быть разнообразными: от создания специализированных отделов до традиционного расположения в витринах. Наиболее эффективным способом выкладки является группировка косметической продукции по функциональным свойствам.

3. Квалифицированное консультирование.

Продажа такого товара, как косметика, всегда сопровождается рекомендациями потребителю. Наличие грамотного консультанта — один из самых сильных факторов в процессе продаж. Персонал аптеки должен владеть исчерпывающей информацией о продукте, «показаниях» к применению,

совместимости с другими продуктами и т.д. (то есть располагать значительно большим объемом сведений, чем указано в рекламном буклете), чтобы полно ответить на все вопросы покупателя и выгодно представить продукт. Замечено, что товарооборот в аптечных организациях, в которых работают консультанты, заметно больше, чем там, где товары молча взирают на покупателя с переполненных полок. Поэтому многие компании проводят презентации, организуют обучение персонала аптек, а также стажируют непосредственно на рабочем месте в процессе работы.

4. Рекламное сопровождение.

Осваивая наш рынок, иностранные фирмы-производители проводят большую работу по выпуску и распространению каталогов своей продукции. Анализ такой печатной продукции показал, что только небольшая ее часть носит информативно-обучающий характер.

Информационное продвижение в местах продаж активно осваивается. В частности витрины для демонстрации па-рафармацевтической продукции долж-

1

V

ны давать общую информацию об отдельных товарах и фирмах-производи-телях. То есть, кроме товара и ценников в них должны быть представлены и другие сведения в виде мини-аннотаций, табличек-указателей и пр.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА КОСМЕТИКИ

В настоящее время российское законодательство в области косметической продукции переживает переходный период. Наметились первые шаги по преодолению несоответствия существующей нормативной базы требованиям времени. Российской парфюмерно-косметической ассоциацией, одной из первых, разработан проект Федерального закона (технического регламента) «О парфюмерно-косметической продукции и ее производстве». Он содержит требования к парфюмерно-косметической продукции, ее потребительской упаковке и маркировке, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации, а также указывает способы оценки соответствия парфюмернокосметической продукции (в форме принятия декларации о соответствии и сертификации).

По нашим оценкам, произойдут структурные изменения косметического рынка: значительно расширится ассортимент детских косметических товаров, появится косметика для мужчин, в том числе лечебная. Все это повлияет на портрет типичного потребителя косметической продукции.

Увеличение и расширение доли косметических товаров в ассортименте аптек повлечет и предоставление дополнительного сервиса, связанного с реализацией косметической продукции (наличие консультантов, услуги по диагностике кожи, консультации врача-дерма-толога и др.).

Что же касается лечебной косметики, то, с учетом современной ситуации на мировом и европейском рынке, результатов дискуссий ведущих специалистов по этой проблеме, можно предположить, что вряд ли будет выделен отдельный класс космецевтиков, скорее всего, будет пересмотрена сама концепция косметики.

<$>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.