Научная статья на тему 'Анализ проблем реализации лечебно-косметической продукции в аптечных организациях города Перми'

Анализ проблем реализации лечебно-косметической продукции в аптечных организациях города Перми Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / АССОРТИМЕНТ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ / MEDICAL-COSMETIC PRODUCTION / ASSORTMENT / CLASSIFICATION GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Разепина Яна Анатольевна, Вихарева Елена Владимировна, Сульдин Александр Владимирович

Анализ реализации лечебно-косметической продукции (ЛКП) в аптечных организациях г. Перми выявил ряд проблем, связанных с обращением ЛКП отсутствие классификации ЛКП по товарным группам, недостаточный уровень знаний специалистов аптечных организаций о свойствах данных товаров, что приводит к снижению объема продаж лечебно-косметической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the problem of the reference of medical-cosmetic production on the example of the chemist's organizations cities of Perm

The analysis of realisation of medical-cosmetic production in the chemist's organisations of Perm has revealed a number of the problems connected with reference absence of classification on the commodity groups, insufficient level of knowledge of experts of the chemist's organisations about properties of the given goods that leads to decrease in a sales volume of medical-cosmetic production.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем реализации лечебно-косметической продукции в аптечных организациях города Перми»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА ПЕРМИ

Я.А. Разепина, Е.В. Вихарева,

А.В. Сульдин

Кафедра фармацевтической технологии Пермская государственная фармацевтическая академия ул. Крупской, 46, Пермь, Россия

Анализ реализации лечебно-косметической продукции (ЛКП) в аптечных организациях г. Перми выявил ряд проблем, связанных с обращением ЛКП — отсутствие классификации ЛКП по товарным группам, недостаточный уровень знаний специалистов аптечных организаций о свойствах данных товаров, что приводит к снижению объема продаж лечебно-косметической продукции.

Ключевые слова: лечебно-косметическая продукция, ассортимент, классификационные группы.

В настоящее время все большее значение в ассортименте аптек приобретает лечебно-косметическая продукция (ЛКП), называемая «лечебной», или «аптечной» косметикой. Специалистами прогнозируется значительный рост рынка ЛКП в ближайшие годы. Однако реализация ЛКП через аптечные организации может сдерживаться рядом факторов, в частности, недостаточными знаниями аптечных работников о товарах данной категории и, как следствие, невысоким уровнем консультационных услуг. Проблемы, связанные с обращением ЛКП на фармацевтическом рынке, уже рассматривались в различных работах, как зарубежных, так и российских авторов [1, 2]. Цель настоящей работы — анализ ассортимента ЛКП в аптечных организациях г. Перми и изучение влияния уровня знаний специалистов аптечных организаций на процесс реализации ЛКП.

Для достижения поставленной цели нами в течение 6 мес. (с сентября 2009 г. по март 2010 г.) было проведено социологическое исследование среди специалистов аптечных организаций г. Перми. Программа стандартизованного опроса включала: разработку анкеты, проведение опроса, сбор статистического материала, обработку и анализ полученной информации. Гипотезой исследования являлось предположение о влиянии на процесс реализации ЛКП уровня знаний специалистов аптечных организаций о свойствах товаров данной категории.

Объем выборки составил 1086 сотрудников пяти аптечных сетей г. Перми — «Планета здоровья» (75,6%), «Лекса» (24,4%), «Будь здоров!» (20,73%), «Таймер» (4,88%) и «Сандра» (2,44%). Все респонденты занимались отпуском лекарственных средств, изделий медицинского назначения и ЛКП, большинство из них были моложе 30 лет (92,24%), 81,24% имели высшее фармацевтическое образование.

Результаты исследования показали, что более 50% сотрудников не идентифицируют ЛКП как отдельную товарную группу. Следует отметить, что в «Общероссийском классификаторе продукции» регламентировано определение только одной категории — «продукция косметическая» [3]. Многие специалисты ап-

течных организаций (87,7%) также затрудняются в определении свойств ряда компонентов ЛКП, что отрицательно влияет на уровень консультационных услуг, а, следовательно, и объемы продаж данной группы товара.

Следует отметить, что в настоящее время качество ЛКП, как и парфюмерно-косметической продукции, регламентируется одинаковыми нормативными документами — санитарно-эпидемиологическим заключением и сертификатом соответствия. Около половины респондентов (45,29%) считают, что данных нормативных документов достаточно для обращения ЛКП на фармацевтическом рынке, 592 опрошенных (54,71%) отмечают, что необходимо наличие специальных нормативных документов.

Как было установлено в ходе исследования, непригодная к использованию лечебно-косметическая продукция имеется у 5,82% респондентов. Основной причиной непригодности ЛКП является истечение срока годности. Основной способ утилизации непригодной к использованию ЛКП — выбрасывание в мусоропровод, не освобождая от упаковки. При этом большинство из них считает необходимым наличие системы управления данными отходами

Как показали результаты анкетирования, ЛКП в аптечных организациях г. Перми ЛКП наиболее широко представлена несколькими торговыми марками, среди которых более известными являются: Vichy (92,7%), Lierac (70,15%), Bioderma (66,64%), La-Roshe (59,43%) и менее известными Ducray (8,87%), Avene (6,93%) и Galenik (6,01%).

При анализе ассортимента ЛКП сети аптек «Планета здоровья» установлено отсутствие распределения данной продукции по товарным группам. В соответствии с классификацией «Общероссийского классификатора продукции» ОК 005-93 (код 91 5800 «Продукция косметическая») в настоящее время выделено несколько групп средств: средства по уходу за кожей (лица, рук, ног, тела), средства по уходу за зубами и полостью рта, средства по уходу за волосами [3]. Такую же классификацию можно предложить для ЛКП. Планируются к разработке методические рекомендации для провизоров и консультантов, позволяющие упорядочить существующее множество ЛКП по товарным группам и регулировать процесс реализации данного вида продукции.

Выводы. Установлено наличие ряда факторов, сдерживающих процесс реализации лечебно-косметической продукции через аптечные организации: недостаточный уровень знаний специалистов аптечных организаций о свойствах данных товаров и отсутствие классификации ЛКП по товарным группам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Rivers J.K. The Role of Cosmeceuticals in Antiaging Therapy // Skin Therapy Letter. — 2008. — № 13.

[2] Бехорашвили Н. Разработка оценочных показателей лечебно-косметической продукции аптечной организации: Автореф. дисс. ... канд. фарм. наук. — М., 2009. — 29 с.

[3] Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

THE ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE REFERENCE OF MEDICAL-COSMETIC PRODUCTION ON THE EXAMPLE OF THE CHEMIST’S ORGANIZATIONS CITIES OF PERM

J.A. Razepina, E.V. Vihareva,

A.V. Suldin

Chair of pharmaceutical technology

Perm state pharmaceutical academy Krupsky str., 46, Perm, Russia

The analysis of realisation of medical-cosmetic production in the chemist's organisations of Perm has revealed a number of the problems connected with reference — absence of classification on the commodity groups, insufficient level of knowledge of experts of the chemist’s organisations about properties of the given goods that leads to decrease in a sales volume of medical-cosmetic production.

Key words: medical-cosmetic production, assortment, classification groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.