Научная статья на тему 'Анализ сопутствующих товаров фармацевтического рынка в аптечных учреждениях'

Анализ сопутствующих товаров фармацевтического рынка в аптечных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
396
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COSMETIC MEANS / BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бат Н. М., Чекунова О. И.

The pharmaceutical market is not only medical products; the wide choice of accompanying production is presented: products of medical purpose, cosmetic means, biologically active additives, etc. the Assortment of cosmetic means in drugstores totals more than 10 thousand names. Biologically active additives БАД to food preparations on the basis of the natural products possessing improving action, intended for preventive maintenance of diseases. It is necessary for chemist's establishments to form precise ассортиментную a policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the accompanying goods of the pharmaceutical market in the chemist's network

The pharmaceutical market is not only medical products; the wide choice of accompanying production is presented: products of medical purpose, cosmetic means, biologically active additives, etc. the Assortment of cosmetic means in drugstores totals more than 10 thousand names. Biologically active additives БАД to food preparations on the basis of the natural products possessing improving action, intended for preventive maintenance of diseases. It is necessary for chemist's establishments to form precise ассортиментную a policy.

Текст научной работы на тему «Анализ сопутствующих товаров фармацевтического рынка в аптечных учреждениях»

Также имеет тенденцию к снижению доля группы лекарственных препаратов в стоимостных показателях, средняя цена которых лежит в пределах 26,0-130,0 руб. за упаковку. В натуральных единицах эти препараты растут в своем объеме. В этом сегменте находятся более дешевые брендированные дженерики ключевых фармакотерапев-тических групп. Количественное потребление этих препаратов растет. Единственным механизмом воздействия на конечного потребителя является ценовой фактор. В среднем темпы роста рынка дженериков определены на уровне 8-10% [6]. В ценовом диапазоне упаковка лекарственного средства выросла в цене в 2006 г. на 13% по сравнению с 2005 г. Причем рост стоимости упаковки лекарственного препарата отечественного производства выше, чем зарубежных лекарственных средств. Ценовое распределение фармацевтического рынка отображает тенденцию смещения покупательского спроса. В натуральных показателях продукция стоимостью до 26,0 руб. (1 дол. США) занимает объем до 75% всего рынка.

таким образом, можно сделать следующее заключение. В последние годы отмечается подъем производства лекарственных средств. Отечественные фармацевтические предприятия не в состоянии конкурировать с иностранными производителями из-за недостатка опыта построения финансовых механизмов. Задача государства -увеличение доли лекарственных средств отечественного производства на фармацевтическом рынке: конкурентоспособных, качественных, эффективных.

Поступила 09.04.07

ЛИТЕРАТУРА

1. Быковенко И. Инновации - основа развития российского фармбизнеса // Ремедиум. 2004. С. 54-55.

2. Влияние ДЛО на развитие фармрынка // Фармац. вестн. 2006. № 17 (422). С. 6-8.

3. Денисова М. Н. Структурные изменения на российском фармрынке в I квартале 2005 года / Денисова М. Н., Соколова В. В. // Ремедиум. 2005. № 7. С. 41-45.

4. Коковин Л. Глобальные компании на российском фармрынке: точки приложения сил // Ремедиум. 2004. № 9. С. 6-11.

5. Мелик-Гусейнов Д. В. Страна долгосрочных перспектив // Фармац. вестн. 2004. № 28 (349). С. 14-15.

6. Мелик-Гусейнов Д. В. Фармрынок на подъеме // Маркетинг PRO. 2005. № 5. С. 19-23.

7. Падалкин В. П. Аптечная сеть России: Проблемы и возможные пути реформирования // Экон. вестн. фармации. 2001. № 9. С. 15-21.

8. Парканский А. Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей // Ремедиум. 2003 № 3. С. 69-71.

9. Пархоменко Д. В. Ситуационный анализ российской фармацевтической промышленности // Фармация. 2002. № 6.. С. 8-10.

10. Аникина Е. М. и др. Эффективные продажи фармацевтических препаратов: Сборник. М.: Литтера, 2005. 194 с. (Серия «Фармбизнес»).

Н. М. BATH, O. I. CHEKUNOVA

THE ANALYSIS OF THE MODERN CONDITION OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION ON MANUFACTURERS OF MEDICAL PRODUCTS

The pharmaceutical market in the Russian Federation is characterized by the features connected as with the inheritance of out-of-date structure in branch, frequent reforming of its all parts. In the basic motive power of the pharmaceutical market of the Russian Federation, innovative medical products are. On pharmaceutical the market besides traditional hi-tech medical products is available a wide choice of accompanying production: products of medical purpose etc.

Key words: the pharmaceutical market, innovative medical products, distributors.

Н. М. БАТ, О. И. ЧЕКУНОВА

АНАЛИЗ СОПУТСТВУЮщИХ ТОВАРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кафедра фармации Кубанского государственного медицинского университета

Фармацевтический рынок в России представлен не только лекарственными средствами, но и большой номенклатурой сопутствующих товаров: изделиями медицинского назначения, космецевтикой, биологически активными добавками (БАДы) и др.

Цель наших маркетинговых исследований нелекарственных форм товаров - наличие их в ассортименте аптечного учреждения: (космецевтика и биологически активные добавки к пище).

В межрегиональных аптечных сетях доля нелекарственного ассортимента в среднем составляет 37%, а в таких, как «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», этот показатель достигает 45% и выше. Средняя доля нелекарственного ассортимента у региональных сетевых структур составила по итогам 2006 г. 22% [2].

Аптечный рынок косметических средств несопоставим по объемам продаж лекарственных средств. Разнообразие косметических средств уже давно стало нормой в российских аптеках. Некоторые покупатели приобретают товары этой группы вместе с лекарственными средствами, другие целенаправленно идут в аптеку за лечебной косметикой. Ассортимент косметических средств в аптеках насчитывает более 10 тысяч наименований. Количество представленных на российском фармацевтическом рынке производителей: российских - 100 и иностранных - 130. Анализ, проведенный в 12 аптечных учреждениях Краснодарского края и Республики Адыгея, представлен на рисунке.

С 2005 по 2006 год снизилась доля косметических средств отечественного производства - с 14% до 12% за счет поставок зарубежных.

2Z'ILZV\-9'YIV§\-9 Xt/A

При анализе рейтинга объемов продаж косметических средств в первом полугодии 2006 г. выявилась следующая картина (табл. 1).

В ТОР-13 косметических средств, лидирующих по объемам продаж, попали и российские торговые марки: крем «Детский», который выпускают более 30 производителей, «Себозол» и «Малавит» лосьон.

Динамика аптечных продаж косметических средств растет, и рынок далек от насыщения.

В улучшении структуры питания нуждается до 60% населения Российской Федерации. Консультативный центр по биологически активным добавкам к пище дает определение: БАД к пище - это пероральные препараты на основе натуральных продуктов. Они обладают оздоровительным действием, предназначены для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний путем подавления хронических патологических процессов и коррекции основных функций организма. Рынок биологически активных добавок (БАДов) в сравнении с рынком лекарственных препаратов довольно хаотичен. Причин этого несколько. Во-первых, до сих пор государством не определены основополагающие нормативные акты, регламентирующие рынок БАД. Во-вторых, простота регистрационных процедур делает рынок доступным большинству производителей. Схема работы производителей проявляется в продвижении нового продукта, далее - его активная рекламная раскрутка с привлечением ведущих специалистов. Как только потребитель начинает осознавать бесперспективность применения средства, рыночные показатели объемов продаж стремительно падают, БАДы оказываются в строчке аутсайдеров рынка, и бренд постепенно умирает. В-третьих, в Российской Федерации до сих пор нет менталитета применения БАДов.

БАДы необходимо принимать постоянно и длительно при острых заболеваниях лишь в качестве вспомогательных средств [1 ]. Характерной особенностью рынка БАДов в Российской Федерации являются более высокие динамические показатели развития, чем у всего фармацевтического рынка в целом. Как следствие, доля БАДов на фармацевтическом рын-

ке растет с каждым годом как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Однако обращает на себя внимание тенденция к замедлению роста доли БАДов за последние два года в аптечном ассортименте товаров. Еще одной интересной особенностью БАДов в Российской Федерации является достаточно низкий рост средней цены за упаковку. С 2004 г. по 2006 г. рост цены на БАДы составил около 29%. Для сравнения: средняя цена лекарственного препарата за этот же период возросла более чем на 55%. В 2005 г. рост средней цены за упаковку БАДа составил более 18% и приблизился к показателю роста цены лекарственных средств, который тогда же был рекордным за последние три года - 25%.

Лидером продаж по итогам 2005 г. среди фирм -производителей БАДов стала компания «Диод». Лидерство компании обеспечивается наличием в ассортименте сразу нескольких сильных брендов (табл. 2).

Все лидеры-производители активно работают на рынке, применяя для продвижения своих препаратов агрессивные методы рекламы, работая со всей цепочкой товаропроводящей сети: от дистрибьютора до конечного потребителя.

Нами изучено потребительское поведение при покупке БАДов к пище, с целью выявления мотивов спроса проведены пилотажные исследования общественного мнения посетителей аптек.

Экспресс-опрос и анкетирование проведены в 2007 году в 12 крупных аптеках г. Краснодара и г. Майкопа. По результатам исследования более 150 человек выявлено, что при покупке БАДов внимание уделяется: эффективности - 35,3%, стоимости - 26% и побочным эффектам - 23,8%. От БАДов покупатели ожидают: повышения иммунитета - 30%, повышения тонуса организма - 24%, улучшения состояния сердечно-сосудистой системы - 19%. При покупке БАДов респонденты руководствуются рекомендациями врача - 31% и знакомых - 33%, 72% уже приобрели БАДы и применяют не менее 1 месяца, более 53% оценивают действие добавок как хорошее. Цены считают доступными 39%, высокими - 61%. Средний уровень заработка пациента составляет 4500-6000 руб. Вышеуказанные

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

полугодие полугодие

2006 г. 2005 г.

■ импортные

■ отечественные

Структура аптечного рынка косметических средств на примере Краснодарского края и Республики Адыгея

Таблица 1

ТОР-13 косметических средств по объемам продаж в аптеках в I полугодии 2006 года

№ п/п Продукт Отечественный/ импортный Рейтинг

I полугодие 2006 года II полугодие 2005 года

1 «Виши лифт актив PRO» Импортный 1 7

2 «Френчи», лак для ногтей Импортный 2 5

3 «Виши миокин», крем Импортный 3 4

4 «Виши нормодерм» Импортный 4 2

5 «Джонсон бэби», масло Импортный 5 45

6 «Виши липозин» Импортный 6 1

7 «Виши новадиол», ночной крем Импортный 9 9

8 «Себозол», шампунь от перхоти Отечественный 10 8

9 «Бельведер», лак Импортный 11 6

10 «Бельведер», бальзам для губ Импортный 12 15

11 Крем «Детский» Отечественный 13 14

12 «Виши деркос аминексил» Импортный 14 17

13 «Малавит», лосьон Отечественный 15 13

Источник: мониторинг продаж косметических средств в аптеках ЦМИ «Фармэксперт»

Таблица 2

Показатели 10 производителей БАДов на рынке Российской Федерации в 2003-2005 гг.

Место в рейтинге Производитель Объем продаж в 2006 г. (млн. руб.)

2004 г. 2005 г. 2006 г.

2 2 1 «Диод» ОАО 483,6

3 1 2 «Эвалар» 470,6

7 3 3 «Фора-Фарм» 377,0

4 4 4 «Натур продукт» 231,4

95 12 5 «Источник долголетия» НПО 130,0

144 55 6 «Курортмедсервис» 124,8

10 6 7 «Индофарма» 117,0

15 14 8 «Ферросан» 111,8

12 16 9 «Фармамед ЛТД» 111,8

6 13 10 «Европа-Биофарм» ЗАО 83,2

Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

УДК 618.2:612.172.2+612.2+215.216

данные свидетельствуют о желании пациентов приобретать БАДы и оздоравливаться.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что аптечное учреждение, имеющее в своем ассортименте помимо лекарственных средств и нелекарственные формы товаров народного потребления, является более притягательным для пациентов. Аптечным учреждениям необходимо формировать четкую ассортиментную политику, которая в последующем будет удовлетворять посетителей и приносить прибыль.

Поступила 30.04.07

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардин-Денисов И. Н. Роль биологически активных добавок к пище в оздоровлении населения / И. Н. Бардин-Денисов, С. Г. Сбоева, Т. В. Серова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: Сб. науч. тр. Пятигорск, 2004. Вып. 59. С. 336.

2. Мелик-Гусейнов Д. В. Фармрынок на подъеме // Маркетинг PRO. 2005. № 5. С. 19-23.

Н. М. BATH, O. I. CHEKUNOVA

THE ANALYSIS OF THE ACCOMPANYING GOODS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE CHEMIST’S NETWORK

The pharmaceutical market is not only medical products; the wide choice of accompanying production is presented: products of medical purpose, cosmetic means, biologically active additives, etc. the Assortment of cosmetic means in drugstores totals more than 10 thousand names. Biologically active additives БАД to food — preparations on the basis of the natural products possessing improving action, intended for preventive maintenance of diseases. It is necessary for chemist’s establishments to form precise ассортиментную a policy.

Keywords: cosmetic means, biologically active additives.

Г. А. ПЕНЖОЯН, А. А. ТАЙМАСУКОВА, С. Ч. МЕЗУЖОК, Ю. М. ПЕРОВ

ПРОБА СЕРДЕЧНО-ДЫХАТЕЛЬНОГО СИНХРОНИЗМА В ИНТЕГРАТИВНОЙ ОЦЕНКЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Кубанский медицинский институт

К концу второго триместра морфофункциональное состояние фетоплацентарной системы достигает своего максимального развития, от которого полностью зависят ее адаптационные резервы на дальнейших этапах прогрессирования беременности вплоть до срока родоразрешения. У беременных с фетоплацентарной недостаточностью формирование плаценты исходно нарушено, что в разной степени может сказываться на адаптационных резервах плода в третьем триместре и в родах. В поздних сроках гестации опасность исходит от гипоксии, неминуемо возникающей из-за несоответствия между потребностями растущего плода и возможностями функциональной системы «мать - плацента - плод» по их удовлетворению [3].

Дезадаптация к беременности находит отражение в самых разных параметрах состояния организма матери [9]. Исследование деятельности регуляторных систем и возникающих при этом сложных функциональных связей в системе «мать - плацента - плод» является основой методического подхода к контролю беременности и коррекции ее протекания. Особый акцент делается на развитие интегративных методов оценки функционально-адаптационных возможностей организма матери [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время для оценки компенсаторных возможностей организма пациентов в ряде клиник города Краснодара применяется проба сердечнодыхательного синхронизма [5]. Используется она и в акушерстве. Проба позволяет просто и быстро про-

вести объективную интегративную оценку состояния регуляторной системы и компенсаторных возможностей организма беременной женщины, ее готовность к родам.

Целью работы явилось выяснение возможностей использования пробы сердечно-дыхательного синхронизма для оценки компенсаторных возможностей у беременных 38-40 недель с хронической плацентарной недостаточностью для выбора оптимальной тактики родоразрешения.

Материалы и методы исследования

Наблюдения были выполнены на базе перинатального центра КМЛДО города Краснодара на 69 беременных 38-40 недель с хронической плацентарной недостаточностью.

Диагноз плацентарной недостаточности устанавливался на основании данных анамнеза, течения беременности, клинико-лабораторного обследования [7]. Для интегративной оценки компенсаторных возможностей проводилась проба сердечно-дыхательного синхронизма [4].

Полученные результаты и их обсуждение

Среди этого контингента женщин 15 (21,7%) человек имели возраст старше 30 лет и 7 (10,1%) моложе 18 лет. Почти половина всех женщин испытывала высокие психоэмоциональные нагрузки. 9 (13,0%) женщин были не замужем. 15 (21,7%) человек курили. Из данной группы женщин 20 (29,0%) плохо питались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.