Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РФ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Анна Игoревна

В статье раскрываются особенности правового регулирования поликультурного патриотического образования молодежи в Российской Федерации, приводится классификация правовых оснований такого образования в виде иерархической пирамиды. Кратко описываются нормативные документы по теме исследования, выделяется региональный правовой компонент в сфере поликультурного патриотического образования молодежи в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Дается определение понятия «патриотизм» и выделяются его компоненты. Делается вывод, что патриотизм является неотъемлемой составляющей современного образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенцева Анна Игoревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL FOUNDATIONS OF MULTICULTURAL PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Thе аrticlе rеvеаls thе lеgаl rеgulаtiоn fеаturеs оf yоuth multiculturаl pаtriоtic еducаtiоn in thе Russiаn Fеdеrаtiоn, prоvidеs а clаssificаtiоn оf thе lеgаl bаsеs оf such еducаtiоn in thе fоrm оf а hiеrаrchicаl pyrаmid. Thе аrticlе briеfly dеscribеs thе rеgulаtоry dоcumеnts оn thе tоpic оf thе study. Thе rеgiоnаl lеgаl cоmpоnеnt оf pаtriоtic еducаtiоn оf yоung pеоplе in thе Rеpublic оf Crimеа аnd thе fеdеrаl city оf Sеvаstоpоl is highlightеd. Thе dеfinitiоn оf thе “Pаtriоtism” cоncеpt is givеn аnd its cоmpоnеnts аrе highlightеd. It is cоncludеd thаt pаtriоtism is аn intеgrаl cоmpоnеnt оf mоdеrn еducаtiоn in thе Russiаn Fеdеrаtiоn.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РФ»

А. И. Мезенцева

УДК 37.032.5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РФ

О

О ведение. Патриотическое воспитание в современной России представляет собой дело государственной важности; аспекты нравственного воспитания в последнее время привлекают внимание государственных чиновников и педагогов-практиков. Приоритет патриотического образования был подчеркнут конкретными государственными программами и разработкой в 2001 году «Концепции патриотического воспитания граждан в России», послужившей идеологической основой для программ всех уровней.

Как отмечается в Концепции, патриотизм -это особая форма самореализации и социального поведения граждан, основными критериями которой являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности и устойчивого развития, ответственность и долг. Социальное конструирование современного российского патриотизма строится на основе исторического компонента. Патриотизм представлен как черта русского национального характера, которой присущи гуманистическая направленность, религиозная терпимость, соборность и упорядоченность. Являясь частью общего образовательного процесса, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность государственных институтов, включая социальные, функциональные, организационные и другие аспекты, охватывающие все сферы жизни.

В настоящее время в связи со сложной социальной обстановкой в обществе реализация

государственной политики в сфере патриотического образования молодежи является весьма актуальной проблемой. Многонациональность каждого региона Российской Федерации (в том числе в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь) требует усиленной работы по формированию единства граждан, особенно в молодежной среде. В связи с этим активно разрабатывается нормативно-правовая база патриотического образования, проектируется и реализуется программа поликультурного образования.

Формулирование цели статьи, ее актуальность. Целью статьи является определение особенностей правового регулирования поликультурного патриотического образования молодежи и определение правовых оснований, на основе которых действуют государственные органы исполнительной власти и учреждения, в компетенцию которых входят вопросы поликультурного патриотического воспитания молодежи в РФ. Научная значимость работы заключается в том, что выделены и описаны нормативные документы, регулирующие поликультурное патриотическое образование в России. Практическая значимость работы состоит в возможности применения выделенных документов как опоры для разработки учебно-методического обеспечения процесса патриотического образования в поликультурном мире. В статье используются теоретические методы исследования: анализ литературы по обозначенной теме, синтез, классификация и обобщение.

Изложение основного материала статьи. В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил: «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране» [16]. По мнению В. В. Путина, формирование патриотизма позволяет создать национально-ориентированное сознание граждан [16]. Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д. А. Медведев в своих высказываниях не раз отмечал, что патриотизм - это действия человека, а не только

слова, данное понятие неразрывно связано с Родиной. Кроме того, Дмитрий Анатольевич не единожды говорил о том, что образование в таком контексте не должно строиться по шаблону, так как ощущение патриотизма у каждого человека свое. Премьер-министр М. В. Ми-шустин ставит акцент на том, что вопросы формирования патриотизма у молодежи становятся все актуальнее и требуют незамедлительного решения. Более того, премьер-министр заявляет, что патриотизм - это важнейшая ценность, сочетающая в себе социальный, нравственный, культурный и другие компоненты.

Согласно документу «Нормативно-правовые основы патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи» патриотическое образование - это педагогический процесс, направленный на развитие обучающихся с целью формирования гражданских принципов, знаний норм поведения и готовности к несению службы на благо Родины [10].

Таким образом, можно сделать вывод из вышеизложенного, что патриотизм - это ценность, которая характеризует высокий уровень развития личности и проявляется в ее активной гражданской позиции [9].

Исходя из определения, можно выделить структурные компоненты патриотизма. На рисунке 1 представлено содержание понятия «патриотизм».

О роли образования в формировании патриотизма Президент РФ неоднократно упоминал в Посланиях Федеральному собранию, например, он заявлял, что система образования формирует личность, образ жизни нации, передает новым поколениям ее ценности [17].

Идеи по поводу патриотического воспитания Президента заложены во ФГОС ВО 3 поколения, которые реализуются в образовательном пространстве вузов. На принципах ФГОС ВО базируется «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой определяются отношение человека к народу, обществу, государству и основные понятия в области образования. Концепция является базовым норматив-

ным документом для разработки программ образования, так как в ней прописываются цели и задачи, а также принципы организации духовно-нравственного и патриотического образования, национальные ценности и т. д. [5].

Патриотизм

-уважительное отношение к родному языку и языкам народовРосснп:

- осознание долго перед Роди нон. отстаивание ее чести и достоинства, свободы н независимости;

- защита Отечества:

- гуманизм, милосердие. общечеловеческие ценности:

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине:

- гордость за свои многонациональный народ:_

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины. своего многонационального народа, его обычаям и традициям.

Рис. 1. Содержание понятия «патриотизм»

Необходимо отметить, что правовые аспекты патриотического образования определяются в нормативных документах РФ, которые регулируют процессы обучения и деятельность образовательных организаций и классифицируются по месту в общей системе права, представляя четкую иерархию, представленную на рисунке 2.

Итак, рассмотрим нормативные документы, которые регулируют основы поликультурного патриотического образования в РФ.

Конституция Российской Федерации является правовой основой поликультурного патриотического образования, в которой закреплено равенство прав и свобод граждан разных национальностей с разными родными языками, происхождением, религией и культурой. В преамбуле Конституции прописываются общечеловеческие ценности: «Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Ро-

^ 1?.!((011Ш<(/>/1ЫС /1<(//Ки

Рис. 2. Иерархия документов, регулирующих процессы обучения и деятельность образовательных организаций

дину перед нынешним и будущим поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу» [4].

В 2009 году была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая предполагает разработку и реализацию системы патриотического воспитания как основу безопасности государства [6].

Большую роль для реализации задач государственной политики в сфере патриотического образования играет Указ Президента «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия предполагает развитие Российского общества на основе многонацио-нальности и многокультурности. В документе указывается, что наша страна стремится укрепить гражданское единство и самосознание, сохранить поликультурность и языковое многообразие народов России [21].

С целью обеспечения эффективности процесса формирования патриотического образования Правительство разработало государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [14].

В программе подробно описано научно-исследовательское и методическое сопровождение такого образования [7].

В подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» закреплены понятие «Патриотическое воспитание», цели и задачи, мероприятия и механизмы реализации программ патриотического образования [12]. Также при организации мероприятий по патриотическому воспитанию необходимо руководствоваться письмами Минобразования РФ «О патриотическом образовании и воспитании» [13].

В 2020 году был утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [18]. В плане прописано развитие материально-технической базы и инфраструктуры патриотического образования: создание учебно-методических центров, патриотических парков, юношеских организаций, координационных центров и т. п.

В документе «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации» ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» раскрывается сущность патриотического образования, прописываются основные термины (такие, как «патриот», «патриотизм», «патриотическое образование» и т. п.) и обосновывается современная ситуация в сфере патриотического образования. Делается вывод, что «на текущий период в системе патриотического воспитания распространен определенный перекос в сторону военно-патриотического направления. Воспитание патриотов строится не столько на гражданском просвещении, устремленности в будущее и готовности разделить ответственность за него, сколько на гордости военными победами прошлого и военной героике. Од-нополярность в воспитании патриотизма сужает методологическое поле патриотической работы и исключает из патриотической работы часть социально-демографических групп, например, тех, кто в силу возраста, пола, состояния здоровья, мировоззрения не может защищать Родину с оружием в руках. Перечисленные тенденции формируют современный облик системы патриотического воспитания -многокомпонентной и динамично развивающейся сферы, требующей волевых политических решений и слаженной работы всех участников» [11].

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (от 21 мая 2003 г.) - это документ, который отражает основные направления в области патриотического образования и теоретические основы его формирования Согласно положениям Концепции, патриотизм - это основа формирования гражданского общества [7].

В Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2010 г.) указывается, что система образования является средством сохранения и развития культур и языков народов, а также интеграции иностранных культур в отечественное культурное пространство России. Кроме того, поликультур-

ность предполагает, согласно Концепции, сохранение многообразия культур, «создавая гуманитарный фундамент для гражданских принципов общественного устройства» [7].

В Республике Крым поликультурное патриотическое образование регулируется следующими документами:

1. Указ главы республики Крым «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения». Цель Концепции - «...формирование в Республике Крым единого духовного пространства, базирующегося на принципах патриотизма и гражданственности, высокой культуры личности, сохранения и преумножения культурно-исторического достояния всех национальностей, проживающих в Российской Федерации, гармоничного межкультурного взаимодействия, традиционных морально-этических ценностей, соблюдения прав и свобод человека, уважения человеческого достоинства» [19].

2. Закон от 19 декабря 2022 г. № 377-3РК/2022 «О патриотическом воспитании граждан в Республике Крым» [3].

В городе федерального значения Севастополь патриотическое образование также регулируется нормативно-правовыми документами. Издан Указ «О создании Координационного совета по межведомственному взаимодействию в области духовно-нравственного, граж-данско-патриотического и военно-патриотического воспитания граждан при Губернаторе города Севастополя» [20]; закон «О патриотическом воспитании в городе Севастополе»; распоряжение о внесении изменения в статью 7 Закона города Севастополя от 29 ноября 2018 года № 462-ЗС «О патриотическом воспитании в городе Севастополе» [2]; Приказ «Об утверждении Концепции воспитания и социализации обучающихся города федерального значения Севастополя до 2025 года» [15]. В данных документах указывается, что патриотическое образование является важным и необходимым элементом государственной политики, целью которой является преобразование города-героя Севастополь в один из главных

патриотических центров страны. В Законе «О патриотическом воспитании в городе Севастополе» прописано, что целью такого воспитания является воссоздание системы патриотического образования с целью привития духовно-нравственных и социальных ценностей [2].

Все документы, описанные выше, составляют в совокупности нормативно-правовое поле, которое определяет процесс патриотического образования в поликультурном обществе, его цели, задачи и принципы, а также предлагает средства и формы его формирования. Нормативно-правовую базу формирования патриотизма также составляют следующие документы:

1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.;

2. Федеральный Закон Российской Федерации № 288-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 30 декабря 2012 г.);

3. Постановление правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 441 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 481) «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»;

4. Постановление правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «Об утверждении Положения о военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

5. Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России на период до 2020 г. (утверждена на бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 18 июня 2010 г.);

6. Концепция Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан РФ к военной службе в системе ДОСААФ России;

7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года (с изменениями на 31 января 2016 года);

8. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями на 5 апреля 2013 г.).

Выводы. Патриотическое образование -важный элемент политики нашей страны. Министерство образования РФ определяет направления патриотического образования молодежи, отраженные в нормативных документах, определяющие социальный заказ на формирование у обучающихся активной гражданской позиции. В Российской Федерации разработана и обоснована единая государственная политика патриотического образования, направленная на формирование нового поколения, уважающего свою страну, обладающего исторической памятью, чувством долга и имеющего четкую гражданскую позицию.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности правового регулирования поликультурного патриотического образования молодежи в Российской Федерации, приводится классификация правовых оснований такого образования в виде иерархической пирамиды. Кратко описываются нормативные документы по теме исследования, выделяется региональный правовой компонент в сфере поликультурного патриотического образования молодежи в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Дается определение понятия «патриотизм» и выделяются его компоненты. Делается вывод, что патриотизм является неотъемлемой составляющей современного образования в РФ.

Ключевые слова: поликультурное образование, патриотическое образование, молодежь, государственная политика, нормативно-правовые основы.

8ЦММАКУ

ТЪе агйск rеvеаls Ше kgd ге^а!^ tenures оf уоиШ multicultural райюйс е^са!юп in Ше Russiаn Fеdеrаtiоn, providеs а dаssificаtiоn оf Ше lеgаl bаsеs оf such еducаtiоn in Ше form оf а МегагсЫса pyrаmid. ТЪе агйск ЬпеАу dе-scribеs Ше rеgulаtоry dоcumеnts оп thе tоpic оf thе study. ТЪе rеgiоnаl lеgаl cоmpоnеnt оf ра!-

riotic education of young peo ple in the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol is highlighted. The definition of the "Patriotism" concept is given and its components are highlyg-hted. It is concluded that patriotism is an integral component of modern education in the Russian Federation.

Key words: multicultural education, patriotic education, youth, state policy, regulatory framework.

ЛИТЕРАТУРА

1. 3aKoH гoрoдa Сeвaстoпoля ot 29 юяб-ря 2018 гoдa № 462-ЗС «О narproTrnecKoM вocпитaнии в гopoдe Сeвacтошлe»; pacпopя-жeниe o внeceнии измeнeния в статью 7 3aKo-Ha гopoдa Сeвacтoпoля ot 29 нoябpя 2018 года № 462-ЗС «О narproTMecKoM BocnnraHrn в ropoдe Сeвacтoшлe» [^eKTpoHHbm pecypc]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/9200201811300001.

2. 3aKoH ropoдa Сeвacтoпoля «О narpro-TH4ecKoM вocпитaнии в ropoдe Сeвacтoшлe» [Элeктpoнный pecypc]. - URL: https://sevza-kon.ru/view/laws/bank/2018/zakon_n_462_zs_o t_29_11_2018/tekst_zakona/.

3. 3aKoH Рecпyбликж KpbiM o narproTme-ckom вocпитaнии гpaждaн в Рecпyбликe KpbiM [Элeктpoнный pecypc]. - URL: https://rk.gov. ru/ru/document/show/37819.

4. KoHcmTyn^ Рoccийcкoй Фeдepaции [Элeктpoнный pecypc]. - URL: www.constitu-tion.ru/.

5. KoH^nu;ra дyхoвнo-нpaвcтвeннoгo pa3-вития и вocпитaния личнocти гpaждaнинa Poc-cии [Элeктpoнный pecypc]. - URL: https:// schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_ii les/5dc90b2cd145a.pdf.

6. Koнцeпция нaциoнaльнoй 6e3onacHociM Poccийcкoй Фeдepaции дo 2020 года PneK-тpoнный pecypc]. - URL: https://yandex.ru/ sear-ch/?text=Koнцeпция+нaциoнaльнoй+бeзoпacнoc ти+Poccийcкoй+Фeдepaции+дo+2020+ гдa&lr=-959&clid=2323951-40&win=547.

7. Koнцeпция narproTmecKoro вocпитaния гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции. [Элeктpoн-ный pecypc] // «rocnarproTnporpaMMa. РФ». -URL: www.gospatriotprogramma.ru/.

8. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://wwwmоngоv.ru.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lеxеd.ru/dоc.php?id=32 06#/Центр образовательного законодательства.

10. Нормативно-правовые основы патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи (2016 г.) [Электронный ресурс]. -URL: https ://ccs 1601.т5коЬгтЯ1^/погтайу-nоprаvоvyе_оsnоvy_pаtriоtichеskоgо_i_grаzhd аnskоgо_vоspitаniyа_dеtеj_i_mоlоdеzhi1.pdí/.

11. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. - URL: https://782329.sеlcdn.ru/lеоnаrdо/uplоаdsFоrSit еЫ/200968/сойейШ3с2а^^-4957-ЪЪ95-7c96fb7074d8.pdf.

12. Постановление правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 (Ред. от 06.09.2004) «О Федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001-2005 годы)» [Электронный ресурс]. - URL: https://zаkоnbаsе.ru/cоntеnt/pаrt/ 391882.

13. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 188373/.

14. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2020 г. № 369 «О внесении изменений в государственную программу, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: https://bаsе.gаrаnt.ru/73825962/.

15. Приказ от 12 августа 2020 г. № 2536-П Об утверждении Концепции воспитания и социализации обучающихся города федерального значения Севастополя до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: https://wwwsеv-iro.m/ filеs/28.07.2022-prikаz-dоin-оt-12.08.2020-25 36-p-оb-utvеrzhdеnii-kоntsеptsii-vоspitаniyа-i-sоtsiаlizаtsii-оbuchаyushchikhsyа-gоrodа-fеdе-rаlnоgо-znаchеniyа-sеvаstоpоlyа-dо-2025-gо -d&pdf.

16. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://nеxtms.ru/intеrеs/916-еjеgоdюе-pоslаmе-prеzidеntа-2013.Ыт^1ай= 1.

17. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.m/еvеnts/prеsidеnt/trаnscrip ts/mеssаgеs/1968.

18. Распоряжение от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://stаtic.gоvеrnmеnt.ru/mе-diа/filеs/LkiАgАЕLFriG0оАFgKCjKdАWdi6jb ZU5.pdf.

19. Указ Главы Республики Крым «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым» [Электронный ресурс]. - URL: https://rk.gоv.ru/rus/íilе/pub/ pub_23790 6.pdf.

20. Указ Губернатора города Севастополя от 11.02.2019 г. № 09-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора города Севастополя от 18.05.2017 г. № 24-УГ "О создании Координационного совета по межведомственному взаимодействию в области духовно-нравственного, гражданско-патриотическо-го и военно-патриотического воспитания граждан при Губернаторе города Севастополя"» [Электронный ресурс]. - URL: http://publicа-tiоn.prаvо.gоv. ru/Dоcumеnt/Viеw/92002019022 00024?rаngеSizе=1.

21. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.krеmlin.ru/аcts/bаnk/36512.

IsÜäl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.