УДК 342; 351.81 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-191-193
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Николай Николаевич ПЕСТОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России pestov-nn@yandex.ru
Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс;
12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье рассматривается сфера правового регулирования по обеспечению транспортной безопасности. Отмечается, что сбалансированное и стабильное законодательство обеспечит защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства. Реализации мер безопасности на транспорте уделяется особое внимание, так как она является частью национальной безопасности России. Важно обеспечить бесперебойность функционирования транспортного комплекса страны.
В статье проводится анализ действующих нормативных правовых актов в данной сфере, раскрывается роль государственных органов в обеспечении безопасности на транспорте.
Ключевые слова: безопасность, виды транспорта, уровни безопасности, объекты транспорта, взаимодействие, транспортный комплекс, акты незаконного вмешательства.
Annotation. The article deals with the legal regulation of transport security. It is noted, that a balanced and stable legislation will ensure the protection of the vital interests of the individual, society and the state. Special attention is paid to the implementation of transport security measures, since it is part of the national security of Russia. It is important to ensure the smooth functioning of the country's transport complex. The article analyzes the current regulatory legal acts in this area, reveals the role of state bodies in ensuring transport safety.
Keywords: security, types of transport, security levels, transport facilities, interaction, transport complex, acts of illegal interference.
Г ложность обеспечения транспортной безопасности обусловлена проводимой «ре--^в.х'хтруктуризацией транспортного комплекса, которая усложняет систему управления транспортом»1. В этих условиях надежным способом обеспечения безопасности на транспорте выступает сбалансированное и стабильное законодательство, содержащее «нормы права, которые выполняют многочисленные функции в механизме правового регулирования»2.
Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» установлено понятие «бе-
зопасность», под которым понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»3.
Под обеспечением транспортной безопасности4 понимается «реализация системы правовых и организационных мер в сфере транспортного комплекса, которые направлены на минимизацию угроз в сфере незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса».
В указанном Федеральном законе сформулированы задачи борьбы с актами незаконного вме-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
шательства (далее — AHB) в деятельности объектов транспортной инфраструктуры.
Под AHB понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористического характера, угрожающие безопасности объектов транспорта, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровья граждан, материальный ущерб либо создающие угрозу наступления таких последствий. B связи с этим целью проведения государственной политики в области транспортной безопасности определена реализация национальных интересов в транспортной сфере, предотвращение (минимизация) вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде.
С учетом важности бесперебойной работы транспортного комплекса в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к приоритетному направлению обеспечения национальной безопасности государства отнесено совершенствование функционирования транспортной инфраструктуры5.
Указом Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» были созданы правовые и организационные основы в рассматриваемой области деятельности6.
Ряд положений комплексной системы были разъяснены и конкретизированы в распоряжении Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р7.
Перечень основных угроз, оказывающих влияние на состояние транспортной безопасности, раскрывается в содержании положений совместного приказа Минтранса, ФСБ, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/1348.
B системе формирования правовых мер, направленных на обеспечение системы транспортной безопасности, ведущая роль отведена Министерству транспорта Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что МВД России принимает активное участие в разработке ведомственных нормативных правовых актов, которыми регулируются отдельные вопросы и направления рассматриваемого вида деятельности.
Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представ-
лению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел9.
В постановлении Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 163310 определены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта, не отнесенных в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта и транспортных средств морского и речного транспорта указаны в постановлении Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 163711.
На субъект транспортной инфраструктуры возложена проверка сил обеспечения транспортной безопасности с целью недопущения к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, лиц, в отношении которых имеется негативная информация.
Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, определены в ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности». Перечень работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. № 1653-р12.
Минтрансом России совместно с МВД России в рамках механизма реализации федерального законодательства приняты меры к дальнейшему совершенствованию правовых основ данной деятельности.
Федеральным законом № 15-ФЗ «О внесении изменений по вопросам обеспечения транспор-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
тной безопасности» внесены существенные изменения не только в Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ, но и в Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Были урегулированы вопросы организации досмотровых мероприятий на отдельных видах транспорта. Этим же Законом введена уголовная и административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности13.
Федеральным законом «О транспортной безопасности» сформирована правовая основа для создания подразделений транспортной безопасности, под которыми понимаются организационные структуры, осуществляющие деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе на основании договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами14.
Перечень перечисленных актов федерального законодательства далеко не полный, но в целом представляет собой достаточно насыщенную правовую платформу, способную обеспечить в достаточной степени меры безопасности транспортной инфраструктуры. Однако при этом нельзя не отметить, что механизм их практической реализации далек от совершенства и требует интенсивной работы по повышению его эффективности в лице указанных выше федеральных органов исполнительной власти, ответственность которых определена законодательством Российской Федерации.
1 Пестов H.H., Соловьев A.A. Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения // Тр. Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 53.
2 Кирюхин В.В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: исторические, теоретические и правовые аспекты: Монография. М., 2019. С. 74.
3 О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-Ф3 // Рос. газ. 2010. 29 дек.
4 См.: ч. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-Ф3 (ред. 02.12.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 66069/2f4824efc5041cfd8c75f0cff9b8aefc62bd2376/
5 Кирюхин В.В., Пестов H.H., Ускова A.C. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 2020. С. 77.
6 О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 // Рос. газ. 2010. 5 апр.
7 Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 04.07.2019) // С3 РФ. 2010. № 32. Ст. 4359.
8 Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: Приказ Минтранса, ФСБ, МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134 // Рос. газ. 2010. 14 апр.
9 Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве: Постановление Правительства РФ от 15.08.2018 № 943 // С3 РФ. 2018. № 35 (ч. III). Ст. 5488.
10 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта: Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 // С3 РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6599.
11 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта: Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 // С3 РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6603.
12 Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности: Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р (ред. от 03.02.2020) // https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-05.11.2009-N-1653-r/
13 Пестов H.H. Нормативно-правовое регулирование в области транспортной безопасности. Участие органов внутренних дел в повышении защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконно вмешательства // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2017. № 15 (672). С. 40—46.
14 См.: ч. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-Ф3 (ред. 02.12.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 66069/2f4824efc5041cfd8c75f0cff9b8aefc62bd2376/
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021