дела в суде первой инстанции. Думается, что целесообразно включить аналогичную норму в действующее российское уголовное законодательство, что способствовало бы обеспечению задачи предупреждения соответствующих преступлений.
Библиографический список
1. АртемоваА. О. Банковское кредитование в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
2. Волков И.К. Незаконное получение кредита: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
3. Кобзев П.А. Квалификация преступлений, совершаемых в сфере финансово-кредитной деятельности путем обмана и (или) злоупотребления доверием: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
4. Кузъминов Д.А. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с банкротством (теоретико-прикладное исследование): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
5. Уголовный кодекс Республики Сан-Марино / пер. с итал. В.Г. Максимовой; науч. ред. C.B. Максимов. СПб., 2002.
6. Уголовный кодекс Франции / науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; пер. с фр. Н.Е. Крыловой. СПб., 2002.
7. Уголовный кодекс ФРГ / науч. ред. Д.А. Шестаков; пер. с нем. Н.С. Рачковой. СПб., 2003.
8. Уголовный кодекс Австрии / науч. ред. C.B. Милюков; пер. с нем. Л.С. Вихровой. СПб., 2004.
O.G. Ostapets
Administrative-Legal Aspects of Maintenance of Transport Safety in Modern Russia
Tendencies and problems of development of the transport safety maintenance system in Russia are considered. The necessity of formation of the transport safety maintenance organizational-legal basis at the present stage is grounded.
Key words and word-combinations: transport safety, certificates of illegal intervention in transport activity, transport safety government system.
Рассматриваются тенденции и проблемы развития системы обеспечения транспортной безопасности в России. Обосновывается необходимость формирования организационно-правовой основы обеспечения транспортной безопасности на современном этапе.
Ключевые слова и словосочетания: транспортная безопасность, акты
ность транспорта; система государственного управления транспортной безопасностью.
УДК 342.9:343.346.2 ББК 67.401:39.808
О. Г. Остапец
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Развитие транспортного комплекса Российской Федерации актуализирует проблему обеспечения транспортной безопасности, направленной на защиту интересов личности, общества и государства. Рост аварийности, травматизма, повышение транспортных издержек, высокая степень износа транспортных средств препятствуют устойчивому развитию российского транспорта. Серьезной
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
105
проблемой являются акты незаконного вмешательства в работу транспорта, наиболее опасным из которых является терроризм. Председатель Правительства РФ, выступая на совещании по вопросам транспортной безопасности, заявил о необходимости совершенствовать правовую базу, обеспечивающую антитеррористическую безопасность россиян на транспорте [1].
Следует отметить, что на сегодня только два из общего числа Федеральных законов, действующих в сфере транспорта, направлены на обеспечение безопасности - «О безопасности дорожного движения» и «О транспортной безопасности». При этом последний носит в большей степени концептуальный характер; его нормы во многом декларативны, а практика применения невелика. Транспортная безопасность в нем определяется как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» [2]. Данная формулировка, на наш взгляд, не в полной мере отражает суть транспортной безопасности, так как в ней упущен ряд существенных моментов.
Рассматриваемая дефиниция отражает лишь одну угрозу состоянию защищенности - акты незаконного вмешательства. Следует учитывать, что помимо актов незаконного вмешательства существуют и иные виды угроз транспортной безопасности, самой распространенной из которых является техногенная. Технические неисправности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры становятся основными причинами транспортных происшествий (аварий, крушений, катастроф). Другая немаловажная причина - стихийные бедствия и природные катаклизмы.
Кпючевое определение, применяемое в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, уже содержит указание не только на акты незаконного вмешательства, но и на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Неоднозначность толкования значимых понятий может порождать коллизии в правоприменительной практике, поэтому легальное определение транспортной безопасности должно предусматривать защиту от всех видов угроз.
На современном этапе Российская Федерация располагает достаточно развитым аппаратом государственного управления транспортной безопасностью на всех уровнях публичной власти - федеральном, региональном и местном (муниципальном). Государственное управление транспортной безопасностью осуществляют отраслевые и территориальные органы Министерства транспорта, Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, ряд других ведомств. Все федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы транспортной безопасности, условно разделяются на три группы - «гражданские» и «силовые» ведомства, надзорные органы. Основным надзорным и контролирующим органом в транспортном секторе, в том числе и в области транспортной безопасности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).
К общим направлениям деятельности указанных органов власти в сфере обеспечения транспортной безопасности в России относятся:
- создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса; защита интересов личности, общества и государства в
106 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства и иных видов угроз;
- создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности;
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;
- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;
- содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности;
- гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами [3].
В ходе административной реформы актуализировались проблемы, касающиеся государственной системы обеспечения транспортной безопасности. В частности, было отмечено отсутствие единого органа, координирующего обеспечение транспортной безопасности на различных стадиях; выявилась малоэффек-тивность механизма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения транспортной безопасности. Наиболее критичной выглядела ситуация при осуществлении взаимодействия между «гражданскими» и «силовыми» ведомствами. Так, Минтранс России, будучи «гражданским» ведомством, не наделялся полномочиями по созданию совместно с силовым блоком таких временных органов, как комиссии и штабы, в период возникновения, развития и расследования кризисных ситуаций, в том числе террористических актов на транспорте. Поворотным пунктом послужила серия террористических актов в 2009-2010 гг. (крушение поезда «Невский экспресс», взрывы на станциях метрополитена в Москве). Как следствие была осознана необходимость выстроить единую для всего транспортного комплекса государственную систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Решение указанных проблем в первую очередь виделось в необходимости срочного принятия соответствующих правовых документов. В частности, Указом Президента РФ [4] Минтранс России был определен в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращение чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте. Путем внесения изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» [5] полномочия Правительства РФ по установлению требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, были переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по определению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта - Минтрансу России.
Впоследствии Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был разработан проект Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая утверж-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
107
дена распоряжением Правительства РФ 30 июля 2010 г. Следует отметить, что управление реализацией Программы построено по принципу единой вертикали управления по всем видам транспорта. Контроль за ее реализацией, в том числе и финансированием мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте, в качестве координатора Программы осуществляет Минтранс России.
Работа над указанными нормативными правовыми актами и принятие программного документа обусловливает необходимость дальнейшей корректировки и развития законодательства в сфере транспортной безопасности.
В контексте рассматриваемого вопроса особенно остро стоит проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Низкий уровень безопасности дорожного движения заметно влияет на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан. Автомобильный транспорт в Российской Федерации является самым опасным видом транспорта. По официальным данным ГИБДД МВД РФ, только за 11 месяцев (январь - ноябрь) 2010 г. в Российской Федерации произошло 182 480 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 24 109 человек, а 228 777 человек получили ранения [6]. Эти проблемы пока не нашли своего системного разрешения. Эффективное обеспечение безопасности дорожного движения должно рассматриваться в качестве общенационального приоритета. Первоочередными задачами в этой области должно стать сокращение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий и уменьшение количества погибших на дорогах.
Обязанности по организации дорожного движения в России сегодня возложены на МВД РФ, Минтранс России (сравнительно недавно наделенное полномочиями выполнения организационно-правовых мероприятий по управлению движением на дорогах), а также на иные органы исполнительной власти - как федеральные, так и региональные, в ведении которых находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть. В то же время непосредственной организацией дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и еще нескольких городов) в должной мере никто не занимается. Одной из причин аварийности на дорогах является несовершенство нормативной базы, регламентирующей как организацию самих перевозок пассажиров и грузов, так и безопасность дорожного движения. В связи с указанными причинами назрела необходимость принятия федерального закона «Об организации транспортного обслуживания населения на регулярных перевозках муниципальных и межмуниципальных маршрутов».
Не решен и ряд других проблем. Требуется развивать медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Необходимо внести изменения в Государственные образовательные стандарты общего образования по изучению правил безопасности поведения на дорогах детьми в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом в части ужесточения условий лицензирования и усиления контроля за соблюдением лицензионных требований. Не приняты меры по укреплению организационно-функционального единства системы Госавтоинспекции.
108 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
По мнению директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Г. Денисюка, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей транспортную безопасность - одна из приоритетных задач Минтранса России [7]. Принятие базовых документов позволит на практике приступить к реализации мероприятий, определенных Федеральным законом «О транспортной безопасности». Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ [8] в федеральных агентствах по видам транспорта, подведомственных Минтрансу России, созданы подразделения транспортной безопасности, а сами федеральные агентства - Росжелдор, Росавиация, Росморреч-флот, Росавтодор - наделены полномочиями компетентных органов в сфере обеспечения транспортной безопасности; они должны исполнять функции по оказанию государственных услуг в этой области на всех видах транспорта.
Особое внимание органы государственной власти федерального уровня уделяют профилактике аварийности различных видов транспорта. Подтверждением этому является деятельность Ространснадзора. Так, в октябре 2010 г. Управлением Ространснадзора было направлено письмо руководителям субъектов транспортной инфраструктуры с указанием о проведении целевых мероприятий по контролю и надзору за аварийным, поисково-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса в осенне-зимний период 2010-2011 гг. [9].
Рассматривая административно-правовые аспекты управления транспортной безопасностью, следует учитывать, что на Минтранс России возложено осуществление государственной политики (в первую очередь нормативно-правовое регулирование) в указанной сфере. Практическая же деятельность по перевозкам пассажиров и обеспечению их безопасности с учетом федеративного устройства государства осуществляется субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Проблема заключается в том, что при исполнении федерального законодательства на местах часто отсутствует инициатива и понимание общегосударственных задач. В большинстве регионов не приняты комплексные программы, направленные на обеспечение транспортной безопасности. Руководители субъектов РФ не учитывают тот факт, что именно применение программно-целевого метода управления на федеральном и региональном уровнях позволит осуществить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения транспортной безопасности.
Завершение формирования нормативно-правовой базы обеспечения транспортной безопасности в сочетании с фактическим применением ее положений компетентными органами, а также исполнение ее требований субъектами транспортной инфраструктуры будут способствовать значительному повышению уровня безопасности транспортного комплекса России. К проблеме обеспечения транспортной безопасности необходимо подходить комплексно и системно, охватывая все виды транспорта. В целях обеспечения транспортной безопасности следует решить три основные задачи: во-первых, создать эффективную и полную нормативно-правовую базу в этой области; во-вторых, выстроить государственную систему, обеспечивающую реализацию принятых законов и подзаконных актов, и, в-третьих, наладить эффективное управление этой системой. Она
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
109
M.А. Липчанская
должна оперативно реагировать на все вызовы и проявления актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, а главное - предупреждать их.
Библиографический список
1. Селекторное совещание с руководителями министерств и ведомств по вопросу транспортной безопасности (Москва, 30 марта 2010 г.): выступление В.В. Путина. URL: http:// www.kremlin.ru/ (дата обращения: 15.10.2010).
2. О транспортной безопасности: Федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 17-ФЗ (в ред. от 29 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
3. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р (в ред. от 20 дек. 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4359.
4. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1637.
5. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»: Федер. закон от 29 июня 2010 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3415.
6. Официальная статистика аварийности за одиннадцать месяцев (январь - ноябрь) 2010 г. в Российской Федерации. Официальный сайт МВД РФ. URL: http://www.gibdd.ru/section/stat/ (дата обращения: 15.12.2010).
7. Озун С. Транспортная политика // Транспорт России. 2010. № 7, 11 февр.
8. О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности: постановление Правительства РФ от 22 апр. 2009 г. № 354 // СЗ РФ. 2009. № 18, ч. 2. Ст. 2249.
9. О профилактике аварийности и снижении тяжести последствий влияния чрезвычайных ситуаций на работу транспорта: письмо Ространснадзора от 14 окт. 2010 г. № ГК-10/9-3625. URL: http://www. rostransnadzor.ru/security/ (дата обращения: 16.12.2010).
M.A. Lipchanskaya Elections as an Institution of Citizen's Participation in Managing State Affairs
The institution of elections is analyzed in terms of citizen's participation in managing state affairs. Proposals to improve guarantees of electoral rights of citizens are formulated.
Key words and word-combinations: state affairs, citizen's participation in governance, electoral legislation.
Институт выборов анализируется с точки зрения обеспечения участия граждан в управлении делами государства. Формулируются предложения, направленные на совершенствование гарантий избирательных прав граждан.
Ключевые слова и словосочетания: дела государства, участие граждан в управлении, избирательное законодательство.
УДК 342.722.32+342.8 ББК 67.400.8
М.А. Липчанская
ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА*
условиях проводимых реформ вопросы участия граждан в управлении делами го-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-03-00344а «Реализация конституционной политики в сфере модернизации федеративных отношений»).
1 10 2011 • ВЕСТНИК ПАГС