Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации'

К вопросу о правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL AND REGULATORY BASE / КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / SAFETY-CRITICAL OBJECTS / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT SAFETY / CONTROL AND SURVEILLANCE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азанов Сергей Николаевич, Савченков Сергей Николаевич

Оценивается состояние нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением безопасности критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Рассмотрен пакет проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в области осуществления контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора в рамках осуществления им основных целей и задач государственного контроля (надзора) за безопасностью критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азанов Сергей Николаевич, Савченков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE AREA OF ​​SAFETY-CRITICAL OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Assesses the state of the legal and regulatory base governing the relations connected with safety-critical objects transport infrastructure of the Russian Federation. Considered a package of draft normative legal acts of the Government of the Russian Federation and interested federal executive authorities, in the implementation of control and supervisory activities Rostransnadzor in the implementation of their main goals and objectives of state control (supervision) over the safety-critical objects transport infrastructure of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации»

УДК 531.86: 614.8

С.Н. Азанов, С.Н. Савченков К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Оценивается состояние нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением безопасности критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Рассмотрен пакет проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в области осуществления контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора в рамках осуществления им основных целей и задач государственного контроля (надзора) за безопасностью критически важных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, критически важные объекты, нормативная правовая база, совершенствование законодательства, транспортная безопасность.

S. Azanov, S. Savchenkov ON THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE AREA OF SAFETY-CRITICAL OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Assesses the state of the legal and regulatory base governing the relations connected with safety-critical objects transport infrastructure of the Russian Federation. Considered a package of draft normative legal acts of the Government of the Russian Federation and interested federal executive authorities, in the implementation of control and supervisory activities Rostransnadzor in the implementation of their main goals and objectives of state control (supervision) over the safety-critical objects transport infrastructure of the Russian Federation.

Keywords: control and surveillance activities, safety-critical objects, legal and regulatory base, the improvement of legislation, transport safety.

Очевидно, что обеспечение безопасности на транспорте и транспортной инфраструктуре Российской Федерации невозможно без:

своевременного прогнозирования и выявления внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

реализации оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних по отношению к транспортной системе Российской Федерации угроз безопасности;

осуществления мер, направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

реализации международных требований к обеспечению транспортной безопасности, путём разработки и осуществления комплекса мер, направленных на качественное повышение уровня

транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

Краеугольное место в решении вопросов обеспечения транспортной безопасности занимает нормативное регулирование отношений в рассматриваемой области и его совершенствование в связи с развитием общественных отношений, науки и техники.

Нормативную правовую основу обеспечения транспортной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Важнейшей составляющей обеспечения транспортной безопасности является контрольно-надзорная деятельность как одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности [1 - 4].

Эту функцию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» [5] Ространснадзор находится в ведении Минтранса России.

Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Российской Федерации показал, что в законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие особые правила обеспечения безопасности и контрольно-надзорной деятельности на критически важных объектах транспортной инфраструктуры Российской Федерации (КВО ТИ).

Необходимо отметить, что Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 г. № Пр-3400) относят повышение уровня защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера к одной из основных целей государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера.

Поскольку КВО ТИ занимают особое место среди объектов транспортного комплекса России, то представляется целесообразным в первую очередь расширить понятийный аппарат Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [6] их определением. В качестве прототипа можно рассматривать определение понятия «критически важные объекты

топливно-энергетического комплекса», закреплённого в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [7], как «объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведёт к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, её необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения».

Определение текущего технического состояния зданий, сооружений и оборудования объектов, отнесённых к КВО ТИ является одной из важнейших задач для обеспечения их безопасности. Решение этой задачи особенно актуально для объектов, работающих сверх нормативного срока службы.

Радикальным способом обеспечения необходимого уровня эксплуатационной надёжности конструкций является создание системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ.

Одним из направлений развития правового регулирования в области создания сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ является формирование и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в целях реализации единой государственной политики в рассматриваемой области. Нормативная правовая деятельность в указанной сфере правового регулирования формируется по следующим основным направлениям:

разработка и принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой области;

внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к вопросам обеспечения безопасности транспортной инфраструктуре Российской Федерации.

В ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработаны проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области. Далее предлагаем рассмотреть эти проекты более детально.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке сбора и обмена информацией в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации» определяет, что сбор и обмен информацией осуществляется между федеральными органами исполнительной власти, Ространснадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в целях принятия мер по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Рассматриваемым проектом предусматривается утверждение Порядка, который определяет основные правила сбора и обмена информацией в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Проект постановления включает в себя следующие основные нововведения:

Минтранс России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливает сроки и формы представления информации в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти должны привести ведомственные нормативные акты, регламентирующие сбор и обмен информацией в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации в соответствие с проектом постановления;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется утвердить порядок сбора и обмена информацией в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на их территориях.

Проектом постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» [8] реализуются предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9] полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по установлению порядка сбора и обмена информацией в целях принятия мер по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

С целью правового регулирования и развития норм и положений федерального законодательства в области создания сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ разработаны проекты ряда подзаконных актов Минтранса России и Ространснадзора, призванные развивать и конкретизировать нормы и положения федерального законодательства в рассматриваемой области.

Так, проектом приказа Ространснадзора о создании рабочей группы по созданию и развитию сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ, утверждается Положение о рабочей группе по вопросам выполнения мероприятий по созданию сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ в Ространснадзоре и его территориальных органах, а также её состав.

В соответствии с приказом Ространснадзора от 16.02.2011 № АК-124фс «Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (текст приказа официально опубликован не был), во исполнение мероприятий по началу опытной эксплуатации сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ в Ространснадзоре и его территориальных органах разработанным проектом распоряжения назначаются ответственные должностные лица, которым поручено обеспечить опытную эксплуатацию, аккредитацию и технологическую поддержку, эксплуатацию программно-технических средств, необходимых средств связи пользователей, а также финансирование работ, необходимых для опытной эксплуатации сегмента системы комплексного мониторинга в части КВО ТИ.

Проект приказа Ространснадзора об утверждении регламента о предоставлении сведений о состоянии безопасности КВО ТИ регламентирует порядок их предоставления.

В целях развертывания защищённых каналов связи и работы с аппаратурой шифрокодирования информации разработан проект приказа Ространснадзора о внесении изменений в приказ Ространснадзора от 02.02.2011 № ГК-76фс «Об организации мобилизационной подготовки в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (текст приказа официально опубликован не был) с целью создания в автоматизированных центрах контроля и надзора на транспорте подразделений шифрокодирования 2 класса.

Проект приказа о внесении изменений в некоторые акты Минтранса России предполагает внесение дополнений в административные регламенты, регулирующие надзорную деятельность в области обеспечения транспортной безопасности с целью запрещения или ограничения размещения (предоставления), в том числе в сети Интернет, информации о планировании проведения проверок

КВО ТИ и их результатах в соответствии с законодательством Российской Федерации по защите государственной тайны.

Проект соглашения между Минтрансом России и МЧС России об осуществлении информационного обмена о результатах оценки уровня безопасности КВО ТИ разработан с целью совершенствования контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой области.

Таким образом, совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с осуществлением контрольно-надзорной деятельности на КВО ТИ является важнейшим элементом обеспечения транспортной безопасности, а также безопасности жизнедеятельности населения. Рассмотренный пакет проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в рамках осуществления основных целей и задач государственного контроля (надзора), призван обеспечить:

наблюдение за деятельностью подконтрольных (поднадзорных) объектов с целью получения данных о выполнении ими своих полномочий;

изучение и анализ собранной информации с целью выявления недостатков и нарушений, их причин и условий, выработку тактики и стратегии взаимодействия с подконтрольными (поднадзорными) объектами, корректировку их деятельности;

принятие мер по устранению, пресечению и предотвращению нарушений требований законодательства, установленных правил осуществления деятельности;

учёт выявленных нарушений, их причин и условий;

выявление и привлечение виновных к различным видам юридической ответственности.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. С. 3.

2. Жмакин А.Ю. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации // Законы России. 2009. № 9. С. 104.

3. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2001. С. 23.

4. Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации / А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012. - 480 с.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3345.

6. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. № 7. С. 837.

7. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4604.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1477.

9. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Рецензент: доктор юридических наук, Заслуженный юрист РФ Терещенко Л.К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.