Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
нормативно-правовые документы в области охраны здоровья детей / функциональная здоровье сберегающая грамотность / regulatory documents in the field of child health / functional health-saving literacy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулина С.Н.

В статье рассматриваются нормативно-правовые документы, которые устанавливают основные гарантии прав ребенка, цели государственной политики в интересах физического, нравственного, духовного развития детей. В статье идет речь о формировании культуры здоровья школьников, о планируемых личностных результатах обучения в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY LEGAL REASON FOR ACHIEVEMENT OF A NEW EDUCATIONAL RESULT IN THE FIELDHEALTH SAVINGS

The article discusses regulatory documents that establish the basic guarantees of the rights of the child, the goals of state policy in the interests of the physical, moral, and spiritual development of children. The article is about the formation of a schoolchildren's health culture, about the planned personal learning outcomes in the framework of the Federal State Standard of the second generation in an educational organization.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»

УДК 37.062.2

Кулина С. Н., к.пед.н.

доцент

кафедры ДПО НФ ККИПК Россия, г. Норильск

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ОБЛАСТИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются нормативно-правовые документы, которые устанавливают основные гарантии прав ребенка, цели государственной политики в интересах физического, нравственного, духовного развития детей.

В статье идет речь о формировании культуры здоровья школьников, о планируемых личностных результатах обучения в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения в образовательной организации.

Ключевые слова: нормативно-правовые документы в области охраны здоровья детей, функциональная здоровье сберегающая грамотность.

Kulina S. N., candidate of pedagogics associate professor of DPO NF CCIPC Russia, Norilsk

REGULATORY LEGAL REASON FOR ACHIEVEMENT OF A NEW

EDUCATIONAL RESULT IN THE FIELDHEALTH SAVINGS

Annotation: The article discusses regulatory documents that establish the basic guarantees of the rights of the child, the goals of state policy in the interests of the physical, moral, and spiritual development of children.

The article is about the formation of a schoolchildren's health culture, about the planned personal learning outcomes in the framework of the Federal State Standard of the second generation in an educational organization.

Key words: regulatory documents in the field of child health, functional health-saving literacy.

В 2018 году, в России приняты национальные проекты федерального масштаба по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» президент России выделил сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколениях.

Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 02.12.2019)

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований.

Сложившаяся ситуация диктует настоятельную необходимость пропагандировать школу, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе.

И сегодня работа по укреплению здоровья проводится по двум главным направлениям: обучение здоровью и здоровье укрепляющая государственная политика2.

Подписав «Конвенцию о правах ребенка» 15.09.1990 года3, «Конвенцию о правах инвалидов»03.05.2012 года4и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию здоровье сберегающей среды.

Правовое регулирование охраны детства и здоровья в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции Российской Федерации (Конституция РФ).

В Конституции РФ закрепляются такие нравственные ориентиры для деятельности ребенка, как жизнь (ст.20), достоинство (ст.21), материнство, детство, семья (ст.38),здоровье (ст.41) и образование (ст.43)5.

В соответствии с «Семейным кодексом Российской Федерации» родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст.63)6.Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Основным нормативно-правовым документом, который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных

2 [Электронный ресурс]: https://www.rostobr.ru/activity/zdorovesberezhenie in education/

3 Международная конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09Л990.[Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/(дата обращения: 13.05.2019).

4 Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006.Вступила в силу 03.05.2008.Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов 03.05.2012 г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 196727/ (дата обращения: 13.05.2019).

5 Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 года. Вступила в силу 25.121993г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(датаобращения: 26.03.2019).

6 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 02.12.19)

Конституцией РФ, является Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Федеральный закон № 124).

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. В Федеральном законе № 124 прописаны цели государственной политики в интересах детей:

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст.4).

Федеральный закон № 124 регулирует:

- вопросы обеспечения прав детей на охрану здоровья (ст.10), на отдых и оздоровление (ст.12)

- вопросы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст.14)

- меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст.14.1)7.

В соответствии с целями государственной политики, представленными в Федеральном законе № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в области образования избрала курс на распространение здоровье сберегающих технологий обучения детей и молодежи, что отразилось в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании).

Закон об образовании провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (ст.3, п.1).

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или

7 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558/(дата обращения: 26.03.2019).

ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ст.28, п.5-7).

Законом об образовании устанавливает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (ст.34) и подчеркивает, что образование должно быть направлено на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (ст.34, п.1).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения ...(п.41).

По закону «Об образовании» на образовательную организацию возлагается:

- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст.42)

- организация получения образования обучающимися с ОВЗ (ст.79).

Кроме обязанностей образовательной организации, Закон «Об

образовании» определяет обязанности и ответственность обучающихся, родителей и педагогических работников:

1. Обучающиеся должны: «.заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию...» (ст.43, п.1).

2. Родители (законные представители) «.обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст.44, п.1).

3. Педагогические работники обязаны:«...развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями»(ст. 48, п.1).

Исходя из целей, содержание образования должно быть направлено, в том числе, на охрану здоровья детей на разных уровнях образования.

Дошкольное образование на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных

качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ст.64, п.1)

Начальное общее образование на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (ст.66, п.1,2).

Дополнительное образование детей и взрослых на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ст.75, п.1)8.

Таким образом, Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 223 «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральный Закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» -документы высочайшего педагогического значения. Они призывают и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его здоровью. Одновременно данные документы утверждают необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов, ценностных установок, прав и обязанностей людей.

Реализация законодательной базы осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования II поколения (ФГОС).

Стандарт включает, кроме требований к структуре и условиям реализации, требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Впервые в рамках национального проекта «Образование» грамотность в области здоровье сбережения обозначена как планируемый образовательный результат.

8 «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(датаобращения: 26.03.2019).

Формирование культуры здоровья школьников в рамках ФГОС предполагает ориентацию на достижения планируемых личностных результатов обучения:

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (ФГОС НОО: ч.2, п.10)9.

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ФГОС ООО: ч.2, п.9)10.

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь (ФГОС СОО: ч.2, п.7)11.

Основой формирования культуры здоровья является функциональная здоровье сберегающая грамотность, как обязательное условие успешного выполнения требований ФГОС.

Грамотность (в традиционном понимании) - есть умение читать, писать, а также владеть необходимыми знаниями. В данном случае предполагается владение знаниями в вопросах здорового и безопасного образа жизни. Функциональная (unctio «исполнение, обязанность», от fungi «осуществлять, выполнять», синоним - назначение) грамотность в вопросах здорового и безопасного образа жизни (здоровье сберегающая) - это готовность и способность, направленная на осознанные умения использовать необходимые знания о здоровом и безопасном образе жизни в процессе жизнедеятельности.

Здоровье сберегающая грамотность предполагает:

- представления о ценностях, в том числе и о ценности здоровья;

- представления о здоровье и правилах здорового образа жизни в рамках возрастных возможностей;

- наличие «Я - концепции» - системы представлений обучающегося о самом себе, осознаваемой, рефлексивной части личности;

- овладение начальными навыками здорового образа жизни на основе знаний и деятельности на основе УУД в рамках предметного содержания

9Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 96801/(дата обращения: 26.04.2019). 10Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897[Электронный ресурс]:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 26.04.2019). 11Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.12.2019).

- формирование установки на профилактику заболеваний и травматизма, стремление к здоровому образу жизни;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию как в физическом, психологическом, социальном и нравственном плане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, функциональная здоровье сберегающая грамотность -есть результат обучения и воспитания личности, отражающий приобретенный опыт (знания, умения и навыки) и способы деятельности к решению учебных и жизненных задач в вопросах здорового и безопасного образа жизни, направленный на выживание человека в современном мире.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране и формирование грамотности были разработаны следующие документы: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Национальная доктрина) была подготовлена Министерством образования по поручению Правительства Российской Федерации. Национальная доктрина - основополагающий государственный документ, который определяет:

- цели обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования,

- ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества и поэтому в Доктрине излагаются государственные задачи в сфере образования - всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов12.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (Стратегия воспитания) направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной доктрины» и отражают:

- приоритеты государственной политики в области воспитания детей,

- основные направления развития воспитания,

- механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.

В Стратегии представлены 9 направлений развития воспитания, в том числе физическое развитие и культура здоровья:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

12Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (дата обращения 21.06.2019).

- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях (гл.3, п.2)13.

Таким образом, мы видим, что «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» развивают перспективные подходы, позволяющие реализовать методологический потенциал, заключенный в определении образовательного результата в области здоровье сбережения.

Использованные источники:

1. Международная конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons do c LAW 9959/ (дата обращения: 13.05.2019).

2. Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006.Вступила в силу 03.05.2008.Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов 03.05.2012 г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196727/ (дата обращения: 13.05.2019).

3. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 года. Вступила в силу 25.121993г. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 26.03.2019).

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 02.12.19).

5. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ. [Электронный ресурс]: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19558/(дата обращения: 26.03.2019).

6. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ. [Электронныйресурс]:http://www.consultant.ru/docume nt/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 26.03.2019).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009

13 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 26.04.2019).

№373. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LA W 96801/(дата обращения: 26.04.2019).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_110255/ (дата обращения: 26.04.2019).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.12.2019).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»[Электронный ресурс] :http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 21.06.2019).

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996 -р. [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 26.04.2019).

12. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 02.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.