№ 4 (34)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
апрель, 2017 г.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДОУ
Масесьянц Елена Петровна
аспирант, Южного Федерального Университета, Академия психологии и педагогики, 344065, Ростовская область, Ростов-на-Дону, переулок Днепровский, 116
E-mail: [email protected]
RIGHTS AND LIABILITIES OF SUBJECTS INVOLVED INTO JUNIORS' RIGHTS PROTECTION IN THE PRE-SCHOOL GENERAL EDUCATION INSTITUTION
Elena Masesyants
postgraduate student, Southern Federal University, Academy ofpsychology and pedagogy,
344065, Rostov region, Rostov-on-don, Dneprovsky lane, 116
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена правам и обязанностям субъектов дошкольного образовательного учреждения. Проанализирована статья 33 Федерального Закона «Об Образовании» № 273 - ФЗ. Чётко прописаны права, соблюдение которых является обязанностью образовательной организации, и её работников. Проанализирована деятельность педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях.
ABSTRACT
The article is devoted to rights and liabilities of subjects of the pre-school general educational institution. The article 33 of the Federal Law "On Education" № 273-FL is analyzed. Rights are clearly spelled out compliance of which is the responsibility of the educational organization and its employees. The activity of teachers in pre-school educational institutions is analyzed.
Ключевые слова: образовательный процесс, образование, дошкольная образовательная организация, права воспитанников, человеческое достоинство, уважение, бесплатное пользование, круг прав и обязанностей.
Keywords: educational process, education, preschool educational institution, rights of students, human dignity, respect, free use, range of rights and responsibilities.
Участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.
Согласно ст.33 Федерального закона «Об Образовании» №273-ФЗ воспитанники - это в том числе лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования. Указанный Федеральный закон не содержит каких-либо специальных положений, конкретизирующих права и обязанности воспитанников, формулируя их в целом в отношении обучающихся. Вместе с тем следует отметить неотъемлемые права, соблюдение которых является обязанностью и образовательной организации, и её работников. Это, в частности:
• право на предоставление условий для обучения с учётом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
• право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
• право на бесплатное пользование библио-течно-информационными ресурсами;
• право пользования в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта образовательной организации;
• право на развитие творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, выставках, физкультурных и спортивных мероприятиях и т.д.
Более широкий круг прав и обязанностей установлен в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, поскольку последние, в силу возрастных особенностей, нуждаются в представительстве своих интересов взрослыми.
Федеральный закон №273-ФЗ достаточно подробно регламентирует права и обязанности этой категории лиц. Так, родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право:
• дать ребёнку дошкольное образование в семье. При этом ребёнок, получающий образование в семье, на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
Библиографическое описание: Масесьянц Е.П. Права и обязанности субъектов, участвующие в охране прав несовершеннолетних в ДОУ // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 4(34). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580
№ 4 (34)
• знакомиться с Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
• знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
• защищать права и законные интересы воспитанников;
• получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
• принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой Уставом этой организации и др.
Родители, осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребёнка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Родительские права могут быть прекращены и до достижения ребёнком 18 лет в случае приобретения им полной дееспособности в порядке эмансипации либо при вступлении в брак до достижения совершеннолетия.
Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами. Вместе с тем они должны представить суду доказательства, подтверждающие их родство с ребёнком. Такими доказательствами являются свидетельство о рождении ребёнка и документ, подтверждающий личность родителей.
Представлять интересы и права ребёнка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причём родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей. [5]
В целях обеспечения гарантированности осуществления родителями (законными представителями) своих прав в образовательном процессе Федеральный закон №273-ФЗ предусматривает комплекс мер, направленных на их защиту, в числе которых
апрель, 2017 г.
право направлять в органы управления образовательной организации обращения о нарушениях в ходе образовательного процесса.
Федеральный закон №273-ФЗ в целях полноценной и эффективной реализации образовательными организациями своей деятельности, кооперации усилий родителей и образовательных организаций по обучению и воспитанию обучающихся возлагает на родителей (законных представителей) несовершеннолетних определённые обязанности, в частности: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность; требования локальных нормативных актов; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение названных обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Что касается прав и обязанностей педагогических работников дошкольных образовательных организаций, то они сформулированы Федеральным законом №273-ФЗ безотносительно к специфике того или иного типа образовательной организации. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Поскольку деятельность педагогических работников дошкольных образовательных организаций связана с воспитанием и уходом за особой категорией детей, находящихся в силу возраста в достаточно уязвимом физиологическом, эмоциональном и психологическом положении, обязанности педагогических работников следует рассматривать сквозь призму названной особенности.
Так, педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья и др.
Список литературы:
1. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/comm/8541 (Дата обращения 07.07.2015г).
№ 4 (34)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
апрель, 2017 г.
2. Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 года // Права человека. Сборник международных договоров. Том I (части первая и вторая) Универсальные договоры. ООН Нью-Йорк и Женева. 1994. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=25426#0 (дата обращения 17.03.2016г).
3. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) (Кузнецова О.В.) из информационного банка "Постатейные комментарии и книги". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16378#0 (дата обращения 16.06.2016г).
4. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125826/ (дата обращения 17.02.2016г).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 Ш23-Ф3 (ред. от 30.12.2015). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 21.08.2016г).
6. Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (в ред. 20.07.2000) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 17.12.2016г).