Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ И ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ И ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / профилактика употребления психоактивных веществ / примерная программа воспитания / образовательная организация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Ольга Юрьевна

в рамках данной статьи рассмотрен комплекс вопросов, связанный с обеспечением нормативной правовой базы, разработкой соответствующих программ и их реализацией по различным направлениям формирования навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, а также региональные практики, представленные в ходе мониторинга по оценке состояния реализации задач государственных программ по профилактике употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) и формированию навыков ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ И ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ И ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Мартынова О.Ю.

Мартынова Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, начальник отдела, отдел общего образования, ООО «Альмира», г. Москва

Аннотация: в рамках данной статьи рассмотрен комплекс вопросов, связанный с обеспечением нормативной правовой базы, разработкой соответствующих программ и их реализацией по различным направлениям формирования навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, а также региональные практики, представленные в ходе мониторинга по оценке состояния реализации задач государственных программ по профилактике употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) и формированию навыков ЗОЖ. Ключевые слова: здоровый образ жизни, профилактика употребления психоактивных веществ, примерная программа воспитания, образовательная организация.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья нации является одним из приоритетных направлений государственной политики и одним из факторов социально-экономического развития нашей страны. Ресурсы системы образования и сфера ее социального влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры детей и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 (в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование»), одной из стратегических целей развития образования является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»; в сфере демографии (там же) - «увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни»; одной из стратегических задач (там же) - «формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; одним из основополагающих компонентов успешной социализации и социально ответственной личности являются ценности и мотивационные установки на здоровый и безопасный образ жизни, культура безопасности».

Одним из мероприятий Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 гг. является «создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи»; одним из целевых показателей Программы «Десятилетие Детства» - «увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни; рост вовлеченности обучающихся в деятельность общественных объединений, ориентированных на формирование здорового образа жизни (включая волонтерские отряды)».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ регламентирует «полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования» (ст.6), «полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» (ст. 8) в части разработки и проведения единой государственной политики на разных уровнях управления, реализации государственных и региональных программ в сфере образования, в том числе по вопросам профилактики употребления ПАВ, формирования навыков ЗОЖ, а также вопросы «охраны здоровья обучающихся» (ст. 41) по данному направлению.

В области воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, одним из приоритетов государственной политики является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности». В этом документе среди основных направлений развития воспитания выделяется «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций», где немаловажное внимание уделяется «физическому воспитанию и формированию культуры здоровья», которое включает:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения и

др.

В плане мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2020 №2945-р, зафиксированы основные тематические мероприятия, в том числе направленные на совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания. Дополняют этот перечень нормативных правовых документов по вопросам профилактики ПАВ и формированию ценностных ориентаций и навыков ЗОЖ федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), требования которых учитываются при разработке и реализации основных образовательных программ. В контексте действующих ФГОС общего образования и обновленных ФГОС начального и основного общего образования формирование ценностных ориентаций и навыков ЗОЖ предполагает достижение как личностных, так и метапредметных результатов.

В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года №712 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования по вопросам воспитания обучающихся, которые в основном касаются рабочей программы воспитания и ее компонентов. Изменения вступили в силу в январе 2021 года.

В настоящее время ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» разработаны примерные рабочие программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и основного общего образования, а также примерная рабочая программа воспитания для профессиональных образовательных организаций. Программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протоколы от 1 июля 2021 года №2/21; от 2 июня 2020 года №2/20).

Рассматривая более подробно примерную программу воспитания для общеобразовательных организаций, отметим, что в ней выделены целевые приоритеты в воспитании обучающихся для каждого уровня общего образования в части формирования ценностных установок на ЗОЖ (раздел 2), а именно:

- «соблюдение правил личной гигиены, режима дня, ведение здорового образа жизни» (уровень НОО);

- «создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и, прежде всего, ценностных отношений ... к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир» (уровень ООО);

- «создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.», в том числе «опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице (уровень СОО).

Важно отметить, что согласно методическим рекомендациям, разработанным ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», рабочая программа воспитания включает как инвариантные, так вариативные модули, среди которых также могут быть модули, посвященные вопросам профилактики ПАВ и формирования ценностей и мотивационных установок на здоровый и безопасный образ жизни и культуру безопасности. Вместе с тем, реализация этого направления возможна и через курсы внеурочной деятельности (один из вариативных модулей), например, авторами-разработчиками предложены курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых (спортивно-оздоровительная деятельность). В качестве стратегических ориентиров для реализации соответствующего направления в образовательных организациях могут служить также Концепции преподавания учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура», концепции развития дополнительного образования детей и др.

Таким образом, в принятых на федеральном уровне документах вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профилактики ПАВ среди детей и обучающейся молодежи определены как приоритетные и регулируют в целом образовательную деятельность образовательных организаций в этом направлении.

Сегодня в субъектах Российской Федерации на основе федеральных документов разработаны и достаточно успешно реализуются региональные программы по укреплению и сохранению здоровья

детей, формированию стимулов у обучающихся к здоровому образу жизни, профилактике и предупреждению употребления психоактивных веществ, например:

- Постановление Правительства Саратовской области от 19 июля 2012 года №422-П «О Концепции здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года»; Закон Саратовской области от 01.02.2016 №5-ЗСО «О реализации на территориях муниципальных образований Саратовской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни» и др.;

- Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 №42 «Об утверждении региональной программы Республики Коми «Укрепление общественного здоровья»; Закон Республики Коми от 23.12.2008 года №148-РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми» и др.;

- Постановление Правительства Тульской области от 26.01.2018 №35 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Повышение общественной безопасности населения в Тульской области»; Закон Тульской области от 17 декабря 2007 года №936-ЗТО «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Тульской области» и др.

Далее рассмотрим некоторые региональные практики на примере образовательных организаций Саратовской, Тульской областей, Республики Коми, обобщенные в рамках мониторинга по оценке состояния реализации задач государственных программ по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования» (Саратовская область) в качестве практики представлена деятельность стажировочной площадки (далее - СП) по теме «Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», цель которой - организация и сопровождение дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций Саратовской области.

Для достижения цели коллективом поставлены следующие задачи: 1) проведение курсов повышения квалификации, обучающих мероприятий для руководящих, педагогических работников и специалистов образовательных организаций для осуществления работы по охране и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни; 2) организация и проведение в базовых организациях СП мероприятий профилактической направленности для всех участников образовательных отношений; 3) разработка и издание учебно-методических и научно-методических пособий, программ, материалов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся; 4) апробация на базе образовательных организаций Саратовской области отработанных на СП моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

В качестве позитивных тенденций и положительных результатов по достижению поставленных цели и задач можно отметить: включенность родительской общественности в процессы реализации технологии ЗОЖ; актуализацию родительского контроля по реализации школьного питания; усиление межведомственного взаимодействия по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ; оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям в вопросах формирования психологической устойчивости, преодоления экзаменационных стрессов, профилактики насилия и экстремистских проявлений; использование педагогами образовательных организаций области инновационных технологий профилактики употребления ПАВ и приобщения к ЗОЖ.

Интересный опыт был представлен МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Балаково (Саратовская область), которая реализует проект «Социальное партнерство СОШ №25 по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ у обучающихся» (модель по реализации сетевого взаимодействия с автономной некоммерческой организацией содействия развитию и популяризации физической культуры и спорта «ДРОЗД-Балаково» «Детям России - образование, здоровье, духовность»). Проект посвящен формированию здоровьесберегающей среды посредством социального партнерства школы с бизнес-средой, реализации идей государственно-частного партнерства. Среди основных задач, поставленных коллективом школы, это - определение ресурсов здоровья и физической работоспособности обучающихся в динамике; формирование индивидуальных маршрутов здоровьесбережения на основе «паспортов здоровья» обучающихся и др.

Для обучающихся 1-11 классов МАОУ «СОШ №25» ежегодно, на регулярной основе и по единым показателям, проводится мониторинг здоровья детей. Результаты мониторинга позволяют осуществлять анализ и корректировку учебно-тренировочного процесса как в отдельных классах, так и в центрах образования в целом.

В сотрудничестве с АНО «ДРОЗД-Балаково» в школе осуществляется диагностическая, спортивно-оздоровительная деятельность, проводятся мероприятия по профилактике заболеваний у обучающихся, воспитанию негативного отношения к вредным привычкам; мероприятия, направленные на пропаганду

ЗОЖ; мероприятия с обучающимися и их родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни.

В качестве позитивных тенденций и положительных результатов по достижению поставленной цели можно отметить: укрепление соматического здоровья и функциональных резервов систем организма обучающихся; создание здоровьесберегающей среды в рамках школы; обеспечение системного комплексного воздействия на целевые группы за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья поведения; расширение взаимодействия школы с семьей, увеличение количества социальных партнеров, принимающих участие в реализации комплексной системы мероприятий по формированию ЗОЖ.

В ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» сформирована система научно-методического сопровождения педагогических и управленческих работников образовательных организаций, включающая повышение квалификации, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, семинары, вебинары, трансляцию педагогического опыта и др. по вопросам воспитания культуры ЗОЖ детей и молодежи в системе образования, профилактики употребления ПАВ. Формирование системы ценностных установок на ЗОЖ у обучающихся и родителей осуществляется при реализации региональных проектов, в том числе такого, как «Основы семейной жизни».

На постоянной основе осуществляется повышение квалификации педагогических и управленческих кадров по проблемам профилактики употребления ПАВ и развитию профессиональных компетенций в области здоровьесберегающих технологий. Хочется отметить, что все дополнительные профессиональные программы повышения квалификации включают в себя тему «Межпредметные связи через организацию здоровьесбережения на занятиях» модуля «Проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке в условиях ФГОС».

В ГОУ Тульской области «Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н. Толстого» создана система профилактической деятельности, цель которой - пропаганда ЗОЖ и предупреждение формирования различного рода девиаций (употребление никотинсодержащей, алкогольсодержащей продукции, психоактивных веществ). Среди основных задач, решаемых коллективом, - формирование ценностных установок на ЗОЖ и устойчивой жизненной позиции; повышение уровня осведомленности всех участников образовательного процесса по вопросам ЗОЖ; своевременная диагностика предрасположенности обучающихся к употреблению психоактивных веществ.

В школе создан Центр охраны и укрепления здоровья, куда входят учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьюторы. Главной задачей Центра является обеспечение функционирования целостной системы образовательной, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни. Среди основных мероприятий Центра - акции, викторины, конкурсы, флешмобы в рамках тематических дней (Дня трезвости, Дня психического здоровья, Дня отказа от курения, Дня правовой помощи детям, Дня здоровья и др.), а также мобильные и информационные дайджесты (например, «Умей сказать «НЕТ» предложению закурить!» (в рамках Всемирного Дня без табака); онлайн-мероприятия в рамках антинаркотического месячника «Вместе против наркотиков» и др. Надо отметить, что большинство профилактических мероприятий проводится силами обучающихся-волонтеров.

В качестве позитивных тенденций (по результатам школьного мониторинга обучающихся) можно отметить, что у большинства подростков сформировано негативное отношение к курению, употреблению спиртных напитков и наркотических веществ; 92,4% респондентов негативно относятся к курящим девушкам; 93,2% не считают пиво «безобидным» для здоровья спиртным напитком; 87% старшеклассников отметило, что в их окружении нет людей, употребляющих наркотические вещества; 96,5% подростков твердо уверены, что способны отказаться от приема наркотика в случае его предложения; 100% подростков заявили, что не употребляли наркотики ни разу.

ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» (Республика Коми) представлен социально-педагогический проект «Игротека», цель которого - обеспечение внеурочной занятости обучающихся, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; развитие навыков социального взаимодействия, идей волонтерства, добровольческой, благотворительной поддержки детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для достижения цели среди основных задач коллектив выделяет следующие: 1) привлечение внимания к актуальным проблемам подростков, улучшение межличностных отношений в студенческих группах; 2) вовлечение студентов в волонтерскую деятельность посредством участия в подготовке, организации и проведении мероприятий для обучающихся техникума; 3) профилактику негативных проявлений в подростковой и молодежной среде, в том числе относительно употребления ПАВ; 4) участие волонтеров и добровольцев в подготовке и проведении мероприятий, направленных на социальное взаимодействие с детьми и подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации (Детский дом №3 г. Сыктывкара).

Привлечение к участию во внеурочной деятельности несовершеннолетних студентов техникума по вопросам ЗОЖ И ПАВ осуществляется на постоянной основе посредством разных форм: через непосредственную работу в группах классных руководителей, педагогов-организаторов, заместителей директоров, студенческих активистов; индивидуальные беседы со студентами и родителями со стороны мастеров производственного обучения, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, специалистов; проведение информационной работы о действующих общедоступных спортивных секциях, студенческих и волонтерских объединениях, предметных кружках и др.

В качестве позитивных тенденций и положительных результатов по итогам целевых установок и задач можно отметить следующее:

- создана и функционирует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая инфраструктура, которая включает наличие профилактических условий и соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований к содержанию зданий и оснащенности кабинетов, организации питания, охране труда, соблюдению техники безопасности, наличию и необходимому оснащению медицинского кабинета;

- разработаны и реализуются программы педагогического сопровождения образовательного процесса по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ среди обучающихся;

- организована профилактическая работа, направленная на формирование культуры безопасности и здорового образа жизни, профилактику употребления ПАВ среди обучающихся через организацию досуга подростков в техникуме.

Коллективом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Сыктывкара (Республика Коми) представлен опыт по реализации Программы детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) с дневным пребыванием «Сказочный муравейник» для обучающихся начальных классов. Цель реализации программы - организация отдыха и развитие творческого потенциала учащихся школы в летний период через включение в коллективную, творческую общественно-полезную деятельность; задачи - реализация системы физического и психического оздоровления детей в условиях временного коллектива; привитие обучающимся навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья. Среди основных мероприятий программы - различные тематические акции, интерактивные игры, Дни здоровья и др. (например, акция «Посади свой цветок», Школа здорового досуга, конкурсы «Самая веселая зарядка», «Мы дружим с физкультурой»; минутки здоровья «правильное питание» и др. ).

В качестве позитивных тенденций и достижений можно отметить: формирование единого профилактического пространства в школе путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на обучающихся; увеличение охвата обучающихся школы профилактическими мероприятиями (100%); отсутствие фактов употребления ПАВ среди обучающихся школы; осуществление системной работы по профилактике аддиктивного поведения через работу Совета профилактики; оздоровление детей; воспитание установок на правильное питание; соблюдение режима дня; популяризацию занятий физкультуры и спорта и др.

В целом по результатам мониторинга по оценке состояния реализации задач государственных программ по профилактике употребления ПАВ и формирования навыков ЗОЖ можно отметить, что:

- в образовательных организациях созданы условия для осуществления комплексной деятельности по вопросам профилактики употребления ПАВ, формирования навыков ЗОЖ, эффективной социальной адаптации посредством реализации комплексной системы мероприятий;

- решение программных задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ среди детей и обучающейся молодежи в рассмотренных субъектах Российской Федерации осуществляется за счет разных направлений деятельности (образовательной, информационно-просветительской, диагностической, психолого-педагогической, профилактической и др.), повышающей устойчивость данного контингента к негативным влияниям внешней среды;

- имеются положительные результаты по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательных отношений (формирование личностных свойств, качеств, навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению ПАВ; расширение социальных компетенций; формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье, и др.);

- в образовательных организациях созданы Советы профилактики, реализующие системную работу по профилактике всех видов девиантного поведения подростков и молодежи;

- сформирована система научно-методического сопровождения педагогических и управленческих работников, включающая повышение квалификации, профессиональные конкурсы, выездные консультации, обучающие мероприятия по вопросам профилактики употребления ПАВ и формированию ценностных установок и навыков ЗОЖ обучающихся;

- в организациях, в том числе образовательных, создана сеть Консультационных центров поддержки семей, имеющих детей, в которых осуществляется психолого-педагогическая и методическая поддержка семей обучающихся по вопросам сохранения здоровья, использования здоровьесберегающих технологий

в развитии ребенка, профилактики деструктивного поведения, суицидального поведения обучающихся, употребления ПАВ и др.

Список литературы

1. Примерная программа воспитания (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 2 июня 2020 года №2/20). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content/ (дата обращения: 24.05.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/docs/14598/ (дата обращения: 24.05.2022).

3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия Детства». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705290022.pdf/ (дата обращения: 24.05.2022).

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf/ (дата обращения: 26.05.2022).

5. Федеральный закон от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=358792&dst=100001#hvsfV6TXFC 95\иП/ (дата обращения: 26.05.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года №2945-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566284989/ (дата обращения: 26.05.2022).

7. Приказ Министерства просвещения от 11 декабря 2020 года №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006/ (дата обращения: 26.05.2022).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 26.05.2022).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года №122-р «Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 26.05.2022).

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.