Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1051
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / FAMILY / FAMILY CODE / STATE FAMILY POLICY / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабоева Сабина Камальевна

В данной работе автором установлены особенности и тенденции, характеризующие трансформацию института семьи применительно к современным российским реалиям; приводится ряд факторов, оказавших решающие воздействие на кризис института семьи, а также характеризуются ключевые направления государственной семейной политики в современной Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF FAMILY POLICY IN MODERN RUSSIA

In this paper, the author identifies the features and trends that characterize the transformation of the family institution in relation to modern Russian realities; provides a number of factors that had a decisive impact on the crisis of the family institution, and also describes the key directions of state family policy in the modern Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Правовое обеспечение семейной политики в современной России Legal support of family policy in modern Russia

Жабоева Сабина Камальевна

Кабардино- Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Россия, Нальчик s.zhaboeva@yandex.ru

Sabina Zhaboeva

Kabardino-Balkar state University named after H. M. berbekov

Russia, Nalchik s.zhaboeva@yandex.ru

Аннотация.

В данной работе автором установлены особенности и тенденции, характеризующие трансформацию института семьи применительно к современным российским реалиям; приводится ряд факторов, оказавших решающие воздействие на кризис института семьи, а также характеризуются ключевые направления государственной семейной политики в современной Российской Федерации.

Annotation.

In this paper, the author identifies the features and trends that characterize the transformation of the family institution in relation to modern Russian realities; provides a number of factors that had a decisive impact on the crisis of the family institution, and also describes the key directions of state family policy in the modern Russian Federation.

Ключевые слова: семья, Семейный кодекс, государственная семейная политика, российское общество.

Key words: family, Family code, state family policy, Russian society.

Семью можно представить как совокупность людей, связанных брачными или родственными узами. Ее огромное непреходящее значение в жизни общества обусловлено выполняемыми функциями, внушительный перечень которых возглавляет первичная социализация человека, создающая предпосылки формирования его личности. Законопослушная семья с благоприятным внутренним климатом - это то, на что ориентируется государство при осуществлении социальной и правовой политики - то, какой стабильности хочет достичь.

После того как социальная модель, существовавшая в советском союзе, частью которой был и семейный статус, перестала быть актуальной для России 90-х, началось реформирование, отрицательно сказавшееся на институте брака. Многие семьи, лишившись ранее оказываемой государственной поддержки, не смогли адаптироваться к новым условиям и успеть определить необходимые стратегии и механизмы для собственной защиты.

Появились новые установки, коснувшиеся традиционных ролей мужчин и женщин в семье. Увеличилось количество бракоразводных процессов, неполных семей, рождений детей вне брака или в сожительстве. Таким образом, семья с неопределенным правовым статусом, ввиду подавленного психологического состояния на фоне экономической и моральной уязвимости перестает играть ведущую роль в воспитании и социализации детей, рожденных в постсоветском пространстве.

В процессе привыкания к новым реалиям в условиях рыночной экономики и демократии, а также анализируя опыт зарубежных стран, стало очевидно, что максимально быстро и продуктивно решить «семейный вопрос» позволят планомерные действия государства в этой сфере. Именно семейная политика позволяет выявить и понять особенности взаимодействия общества и семьи как социального института. Как неотъемлемая часть социальной политики, семейная политика направлена на обеспечение координации социальных институтов в интересах семьи во всех слоях ее функционирования.

Сам термин «семейная политика» был в первые использован в 1989 г., когда разрабатывалась программа «Семейная политика СССР в 90-е годы». Данных документ, изданный от имени государства стал первым, полностью посвященным семейной политике. До него подобных масштабных программ не существовало.

Деятельность, направленная на популяризацию семейного образа жизни, охрану функций семьи координируется со всеми институтами общества, имеющими отношение к проблемам семьи и ее элементам. В качестве основного ее устремления выступает позитивная корреляция взаимоотношений между государством и семьей, одновременно оставляя последней суверенитет, подобный тому, каким обладает само государство. Т.е. не вмешиваясь в ее внутренние дела, оно защищает законные интересы и статус семьи и ее членов с помощью правового инструментария. Определить направления работы помогает и духовные организации, например, РПЦ (русская православная церковь), и другие религии, национальные и исторические народы, населяющие Россию.

Государственная семейная политика формируется и реализуется подобно иной деятельности с многосубъектным составом, в которой участвуют федеральные органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, лица, имеющие право выступать в качестве работодателей, некоммерческие организации, в том числе общественные объединения ,политические партии, профсоюзы, СМИ, а также граждане. Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью.

Обусловленный социальной метаморфозой, упомянутой выше, институт семьи требовал особого внимания, получившего отражение в новой Конституции РФ. Так, на современном этапе конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства нашел свое воплощение в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и другие отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д.

Среди актов международно-правового регулирования семейной политики отметим ряд основополагающих документов:

* Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.. Данный акт провозглашает в качестве ключевых принципов закона и общества права и свободы человека;

* Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., представляет собой соглашение государств-участников о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими правами;

* Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 года;

* Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, представляет собой соглашение о признании приоритета защиты прав ребенка всеми государствами-участникам;

* Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене. Этот акт провозглашает программу действий в области укрепления и, соответственно, поощрения более полного соблюдения прав человека.

Проанализировав данные акты, мы приходим к выводу, что все субъекты семейных отношений с точки зрения международно-правового решулирования получают должную защиту. Так, перечисленные нормативные

акты закрепляют на самом высшем уровне приоритет благополучия семьи и всех её членов как во внутрисемейной сфере, так и во взаимоотноениях с государственными институтами и обществом. При этом, нельзя не отметить, что приведенные документы имеют больше рекомендательный характер,нежели обязательный, а присоединение России к ним не гарантирует выстраивание соответствующей семейной политики. Однако, важной характеристикой этих международно-правовых актов является их фундаментальный характер, именно они создают базис в регулировании семейной политики.

Изучение приведенных актов также дает основания выделить и ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться в вопросах социального обеспечения семьей с детьми. Справедливо отметить, что в целом, российское законодательство в сфере социального обеспечения им соответствует.

В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, направленный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. Во второй половине 1990-х гг. в него вносились необходимые поправки. И только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая, 1996 г. №2 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.

На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ "Об опеке и попечительстве", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности" и другими нормативными документами и др.

В числе комплексных актов, в которых вместе с иными нормами содержатся нормы, регулирующие вопросы социального обеспечения семьи, необходимо назвать Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

В названных нормативно-правовых актах приводится единая унифицированная система пособий, предназначенных семьям, имеющим детей. Здесь также устанавливаются правила и порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Необходимо отметить, что наиболее приоритетным направлением в процессе разработки правового фундамента государственной семейной политики в последнем десятилетии стала защита детства и нерушимых гарантий несовершеннолетних. Для защиты прав и законных интересов ребёнка введено немало норм.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157). Семейный кодекс РФ гарантирует право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54); право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения сними в семье (ст.69); немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77). Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

Отметим, что именно Федеральные программы и концепции являются механизмом реализации государственной семейной политики (целевая программа «Дети России», Концепция государственной семейной политики до 2025 года и др.).

Учитывая, что экономический сектор во многом определяет положение семьи, государство при проведении семейной политики акцентирует внимание на создании условий, способствующих поддержанию ее стабильного материального положения, борьбе с бедностью и оказании помощи малоимущим или неполным семьям. Совершенствуется система пособий, полагающихся молодым семьям, семьям с сложной ситуации, система социального найма жилых помещений и т.д. От имени государства осуществляются надзорные функции за полной и своевременной выплатой алиментов, иных пособий за несовершеннолетних.

Кроме того, семейная политика позволяет выявить и осмыслить тонкости существования семьи как части общества и общества, состоящего из семей. Также семьи как социального института. В качестве элемента социальной политики, семейная политика обеспечивает координацию деятельности социальных институтов и субинститутов в интересах семьи во всех сферах ее действия.

В заключение можно сказать, что эффективно реализуемая на всех уровнях государственной власти, позволяет поддерживать социальный и правовой статус семьи как совокупности гарантий, прав и интересов всех ее членов. Важно отметить, что учитываться должна не только материальная нужда, но предоставление квалифицированных юридических услуг, медицинских, в том числе по оказанию психологической помощи. Семейная политика чрезвычайно важна в современном мире, т.к. в данный момент институт семьи переживает кризис, который, возможно, не сможет преодолеть самостоятельно.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 24.05.2020).

2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 23.05.2020).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 25.05.2020).

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.05.2020).

5. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 24.05.2020).

6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 24.05.2020).

7. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=234725#037159063496139777 (дата обращения: 23.05.2020).

8. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 12.02.2011) "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_67340/ (дата обращения: 24.05.2020).

9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года" // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (дата обращения: 25.05.2020)

10. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. //Екатеринбург - 2000. - 937 с.

11. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политикиРоссийской Федерации поддержки семей с детьми / В.Е. Семенков[Электронный ресурс] // Официальный сайт журнала «Теоретическийжурнал CREDO NEW» [сайт]. - URL: http://credonew.ru/content/view/859/44/(дата обращения 25.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.