Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ФИКТИВНЫЙ БРАК / ФАКТИЧЕСКОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО / FAMILY CODE / FAMILY / FAMILY LEGISLATION / SURROGATE MOTHERHOOD / FICTITIOUS MARRIAGE / ACTUAL COHABITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабоева Сабина Камальевна

В данной статье автором приводятся некоторые ключевые проблемы современного семейного законодательства РФ, а также предлагаются законодательные пути их разрешения. В частности, среди таких проблем автор выделяет: отсутствие законодательного закрепления отношений фактического сожительства, рост числа фиктивных браков, отсутствие детальной регламентации института суррогатного материнства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

In this article, the author presents some of the key problems of modern family law in the Russian Federation, as well as offers legislative ways to resolve them. In particular, among such problems, the author highlights: the lack of legislative consolidation of relations of actual cohabitation, the growth in the number of fictitious marriages, the lack of detailed regulation of the Institute of surrogate motherhood, etc.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Семейное законодательство РФ: проблемы и перспективы развития Family legislation of the Russian Federation: problems and prospects of development

Жабоева Сабина Камальевна

Кабардино- Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Россия, Нальчик s.zhaboeva@yandex.ru

Sabina Zhaboeva

Kabardino-Balkar state University named after H. M. berbekov

Russia, Nalchik s.zhaboeva@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье автором приводятся некоторые ключевые проблемы современного семейного законодательства РФ, а также предлагаются законодательные пути их разрешения. В частности, среди таких проблем автор выделяет: отсутствие законодательного закрепления отношений фактического сожительства, рост числа фиктивных браков, отсутствие детальной регламентации института суррогатного материнства и др.

Annotation.

In this article, the author presents some of the key problems of modern family law in the Russian Federation, as well as offers legislative ways to resolve them. In particular, among such problems, the author highlights: the lack of legislative consolidation of relations of actual cohabitation, the growth in the number of fictitious marriages, the lack of detailed regulation of the Institute of surrogate motherhood, etc.

Ключевые слова: Семейный кодекс, семья, семейное законодательство, суррогатное материнство, фиктивный брак, фактическое сожительство.

Key words: Family code, family, family legislation, surrogate motherhood, fictitious marriage, actual cohabitation.

Семейное право - одна из важнейших отраслей права Российской Федерации, регулирующая частноправовые отношения в рамках семьи. В правовом пространстве Российской Федерации целая серия нормативно-правовых актов закрепляет особое положение семьи ввиду ее исключительного значения как для социума в целом, так и для индивида. Основной функцией данных актов, изданных и вне пределов семейно-правовой отрасли, является защита института семьи и брака.

Современное российское право положительно закрепляет некоторые из норм семейного права на уровне Конституции страны. Само же семейное право - автономно существует в правовой системе РФ, что, однако, в последние годы активно оспаривается некоторыми учеными, выступающими за его поглощение отраслью гражданского права. В таком случае, вероятно, в Российской Федерации семейные и гражданские отношения, как и во многих западных странах, будут регулироваться нормами одного кодекса.Однако это вызывает определенные вопросы, касаемо того, насколько такое гибридное законодательство сможет в полной мере защищать интересы обеих отраслей.

На данный момент семейное право в целом справляется со своей задачей, т.к. концентрируется именно на регламентации брачно-семейных отношений и создании позитивной атмосферы, способствующей исполнению субъектами своих обязанностей и реализации своих прав в полном объеме.

Однако, как и в любой отрасли, существуют пробелы, обусловленные как объективными (высокая динамичность отношений, зависящая от экономического, культурного и других факторов), так и субъективными (недостаточная компетенция законодателя) причинами. Так, неэффективным семейное право делает отсутствие норм, регламентирующих актуальные общественные процессы и явления. В качестве одного из таких явлений выступает фактическое сожительство.

Неоспоримый факт, что основной функцией права как регулятора общественных отношений является своевременная реакция на изменяющиеся или вновь возникающие потребности населения, наиболее популярной из которых выступает вышеназванное сожительство. Количество пар, предпочитающих его официальному бракосочетанию, растет в геометрической прогрессии. Для статистического учета всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен социологический опрос, данные которого это подтвердили. На сегодняшний день 38 % респондентов высказались за то, чтобы фактические брачные отношения стали тождественны по правовым последствиям к зарегистрированному браку, тогда как 46 % опрошенных не возражают против сожительства или относятся к нему нейтрально.

По этим данным можно судить насколько возможность закрепления за фактическим сожительством конкретных правовых последствий, аналогичных последствиям официально зарегистрированного брака, актуальна для помещения ее в текущую правовую повестку.

На наш взгляд, пора закрепить правовой статус фактических сожителей и обеспечить их надлежащей защитой (например, на имущество, нажитое в таком партнерстве на протяжении более трех лет, распространить те же правила, что и на совместно-нажитое).

Концепция государственной семейной политики до 2025 года (Концепция) содержит в качестве основного вектора государственной семейной политики признание традиционных семейных ценностей. Толкование этого фундаментального понятия - «традиционные семейные ценности», - впервые на государственном уровне приводится в Концепции и напрямую связана с институтом брака: к числу традиционных семейных ценностей согласно данной Концепции относятся ценности брака, понимаемого исключительно как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России, заключаемого супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей, основанного на уважении к родителям и авторитете родительской власти, характеризующегося добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Как видно из данного определения, государство нацелено на поддержку не только зарегистрированного брака, но и брака, заключенного по религиозным обрядам, однако на сегодняшний день законодательство не готово к регулированию отношений, существующих без регистрации брака.

Нельзя оставить без внимания и отсутствие нормативно-правовых актов, конкретизирующих и дополняющих действующее семейное законодательство. Наиболее ярко данное упущение можно продемонстрировать на примере суррогатного материнства, институт которого до сих пор не сформирован. Пункт 4 ст. 51 СК РФ предусматривает порядок официального закрепления родительских прав в отношении детей, появившихся с использованием данной вспомогательной репродуктивной технологии ,в книге записей рождения. Однако специального закона о суррогатном материнстве нет, несмотря не видную актуальность данного метода. Из-за чего многие проблемы остаются юридически не урегулирогванными, например, правовой статус соглашения о суррогатном материнстве, права и обязанности сторон, ответственность суррогатной матери в случае отказа передать ребенка потенциальным родителям, ответственность потенциальных родителей, отказывающихся забрать ребенка, порядок оплаты услуг суррогатной матери и другое.

Все эти пробелы приводят к нарушению прав и законных интересов всех сторон таких отношений.

Представляется сомнительным и положение абз. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ о праве суррогатной матери принять окончательное решение в отношении ребенка только после его рождения. На практике это приводит к нарушению

прав потенциальных родителей из-за невыполнения обязанности, обусловленной договоренностью. Еще более способствует этому и отсутствие механизма ответственности суррогатной матери. Сложность же заключается в том, что формат гражданско-правового договора не подходит для данного вида соглашения, а человеческая жизнь не может быть приравнена к предмету договора.

Кроме того представляется необоснованным правило абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, который закрепляет право субъектов РФ разрешать при наличии особых обстоятельств заключать брак лицам, не достигшим 16 лет, без установления минимального возраста, по достижении которого это возможно. Это, как представляется, может повлечь снижение такого возраста и ниже предусмотренных на данный момент 14 лет. Так, распространение подобных браков можно расценить как попытку уклонения совершеннолетнего человека (или же просто вторую сторону )от уголовной ответственности за совращение. Кроме того, неоспоримо, что технически недееспособные дети ни в психическом, ни в психологическом, ни физическом, ни физиологическом аспектах не готовы к обязанностям, который предусматривает брачный союз так же, как и принять статус эмансипированного, т.е., деликтоспособного субъекта права.

Еще одной проблемой семейного и связанного с ним в данном случае гражданского и международного права являются фиктивные браки, заключаемые в корыстных целях (приобретение гражданства, вида на жительство, права на работу, соответствующие льготы и т.п.) По данным территориальных управлений ФМС, около 80% всех обращений иностранных граждан за получением разрешений на временное проживание в РФ основывается именно на свидетельстве государственной регистрации брака с гражданином России. Во многих случаях такие браки являются фиктивными, о чем свидетельствуют значительная разница в возрасте супругов, незначительный срок с момента оформления брака до момента обращения иностранного гражданина с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, асоциальный образ жизни второго супруга -гражданина РФ, как правило, злоупотребляющего спиртными напитками, проживание супругов в разных регионах страны и после регистрации брака.

В целях устранения вышеназванных недостатков Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Концепция), а Распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Стратегия). Оба акта разработаны во исполнение положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 мая 2012 г. № 76117.

Данные нормативно-правовые акты подчеркивают принципы, цели и задачи внутренней политики государства в сфере брачно-семейных отношений и обновляют методы, используемые для их реализации, а также прогнозируют возможные результаты.

Так для борьбы с фиктивными браками предлагается:

1) выдача разрешения на получение работы(занятие определенной должности) только по прошествии времени после заключения брака между иностранным гражданином и гражданином (гражданкой) РФ. Как минимум , одного года, срок, кстати более щадящий нежели в зарубежных странах.

2) запускать процедуру аннулирования вида на жительство, выданного иностранному гражданину, если брак будет расторгнут также в течении года после даты, указанной в документе о регистрации.

В целях уменьшения количества разводов рекомендуется усложнить эту процедуру, в частности:

1) увеличить с 1 до 3 месяцев время для принятия супругами окончательного решения о расторжении брака в органах ЗАГС при их взаимном согласии на развод и отсутствии общих несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 19 СК РФ);

2) отменить заочное (одностороннее) расторжение брака без выяснения мнения другого супруга;

3) в случаях рассмотрения дела о разводе при отсутствии согласия одного из супругов на развод и наличии у них общих несовершеннолетних детей суд должен принимать меры к примирению супругов, отложить рассмотрение дела на 6 мес., дать возможность специалистам(в том числе и в семейной психотерапии) принять меры к примирению супругов.

Сейчас, в соответствии с п. 2 ст. 22 СК РФ суд вправе принять такие меры и отложить рассмотрение дела для этого в пределах 3-х мес.

Данные меры делают нецелесообразным предложения некоторых юристов относительно уравнивания фактического брака, длящегося в течении определенного промежутка времени(наиболее распространенный вариант-2 года) и имеющий доказательную базу(свидетельские показания, фотографии и др.) к официально зарегистрированному в органах ЗАГСа. Также выражалась инициатива приравнять и церковный брак, с последующим внесением соответствующих изменений в СК РФ. При этом в последнем случае наличие решения суда о расторжении законного брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения о выводе суда.

В заключение можно сказать, что укрепление института семьи и брака, проходящее под эгидой принципов соответствующего законодательства, рассчитано на максимальную эффективность реализации функций семьи в качестве одной из опор гражданского общества. В связи с чем представляется, что реализация положений Концепции и Стратегии, их финансовое и экономическое обеспечение, новеллы семейного законодательства и практика их применения должны этому способствовать.

Список используемой литературы:

1. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020) // СПС КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982/ (дата обращения: 28.05.2020).

2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 130516/ (дата обращения: 29.05.2020).

3. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 167897/ (дата обращения: 29.05.2020).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180402/ (дата обращения: 29.05.2020).

5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации напериод до2025 года // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 167897/ (дата обращения: 11.06.2020).

6. Брак и сожительство - ставим знак тождества. // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.phpTid=236&uid=8923 (дата обращения: 28.05.2020).

7. Козлова Н. Свадьба со сроком давности // Российская газета. 2011. 24 мая.

8. Макеева О.А. Семейное право РФ: основные проблемы, перспективы дальнейшего развития // Семейное и жилищное право. 2009. № 1.

9. Николаев Я. Мимо ЗАГСа // Российская газета. 2015. 29 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.