УДК 347.6 ББК 67.4
© 2018 г. С. К. Жиляева,
начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
А. А. Максимова,
научный сотрудник НИиРИО Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (70-е - 1991 ГОД)
В статье рассматриваются особенности реформирования советского законодательства, регламентирующего брачно-семейные отношения, анализируются базовые принципы семейно-правовой политики в СССР. Авторы приходят к выводу, что в целом семейно-правовую политику Советского государства в сфере социального обеспечения семьи можно оценить положительно, особенно в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей.
Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, история семейного права, реформирование семейного законодательства.
S. K. Zhilyaeva - Head of the Department of Civil-Legal and Economic Disciplines of Orel Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
A. A. Maksimova - Research employee of the Scientific-Research and Editorial, Publishing Department of Orel Law
Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, Candidate of Legal Sciences.
THE FEATURES OF REALIZATION OF FAMILYAND LEGAL POLICY DURING THE FINAL PERIOD
OF EXISTENCE OFTHE SOVIET STATEHOOD (THE 70th - 1991)
In article features of reforming of the Soviet legislation regulating the matrimonial relations are considered, the basic principles of family and legal policy in the USSR are analyzed. Authors come to a conclusion that in general the family and legal policy of the Soviet state in the sphere of social security offamily can be assessed positively, especially concerning the pregnant women and women having children.
Keywords: family, marriage, matrimonial relations, history of law of domestic relations, reforming of the family legislation.
Трансформация семейно-правовой полити- уже не отвечал реалиям того времени. Кроме ки, направленной на смягчение брачно-семей- того, помимо кодекса, действовало значительного законодательства в области расторжения ное количество нормативных актов, регулиро-брака, производства абортов, уравнение в пра- вавших брачно-семейные отношения, которые вах детей, рожденных в браке и вне брака, на- нуждались в кодификации. Именно поэтому в чалась с середины 1950-х годов. Советское го- конце 1960-х годов была начата работа по сударство вступало на путь активного рефор- подготовке проекта нового Семейного кодек-мирования семейного права, однако эта дея- са, итогом которой стал закон СССР «Об утвер-тельность была нацелена на уменьшение сте- ждении Основ законодательства Союза ССР и пени участия государственных органов в дан- союзных республик о браке и семье» от 27 июня ном процессе. Страна полностью оправилась 1968 года (далее - Основы) [5]. Основы союз-от последствий войны, статистические пока- ного семейного законодательства представля-затели продолжали держаться на стабильно ли собой фундамент для кодексов республик, позитивном уровне, что привело к трансфор- которые были последовательно приняты в мации общественных отношений в целом. течение нескольких лет и, как показал их ана-
К середине 1960-х годов стало очевидно, лиз, принципиальных отличий не имели. Во что Кодекс законов о браке и семье (далее - вступительных статьях отмечалось, что вне-КЗоБСО) 1926 года, действовавший более 40 лет, брачные дети уравнивались в своих правах с
детьми, рожденными в браке (ст. 2). Кроме того, закон имел обратную силу, и по согласию обоих родителей ребенок, родившийся до вступления Основ в силу, мог быть официально признан своим отцом (ст. 3, 5). Эта новелла положила конец «безотцовщине» и вернула в советское семейное право основополагающий принцип равенства детей вне зависимости от их происхождения.
В преамбуле Основ говорится о том, что забота о семье, охрана материнства и детства являются одной из важнейших задач для Советского государства. Кроме того, предполагалось, что с принятием закона социалистическая семья сможет окончательно избавиться от материальных расчетов и будет устранено неравенство женщины в быту. Безусловно, данные взгляды имели утопичный характер, ведь для достижения упомянутых целей необходимо было проводить более жесткую семейно-правовую политику.
Основы устанавливали базовые принципы семейно-правовой политики в СССР. К ним можно было отнести:
- равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях;
- равноправие граждан в семейных отношениях;
- охрану семьи государством;
- охрану и поощрение материнства.
После принятия Основ семейного законодательства в СССР республики также стали утверждать собственные кодексы, внося непринципиальные изменения, обусловленные национальными особенностями. Не стала исключением и РСФСР. Так, 30 июля 1969 года принят закон «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» (далее - КоБС) [4].
17 октября 1969 года подписан указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР», в котором указывалась процедура применения брачно-семейного законодательства РСФСР до того момента, пока его не приведут в соответствие с новым кодексом [1].
КоБС имел ряд отличительных черт в сравнении с КЗоБСО 1926 года, что, в частности, было выражено в закреплении фундаментальных принципов, описанных ранее. Так, к примеру, подтверждалось, что «все граждане, независимо от их национальности, расы и отношения к религии, имеют равные права в семейных отношениях» (ст. 4).
Еще одной новеллой в семейном праве стало закрепление того обстоятельства, что на требования, вытекающие из брачных и семейных правоотношений, исковая давность не распространяется, кроме случаев, установленных законом (ст. 9). Наличие норм, касавшихся гражданских правоотношений, показывало связь семейного права с гражданским. В Советском государстве исторически сложилось положение, при котором семейное право являлось обособленной отраслью права.
Изменения произошли и в процедуре заключения брака. Они выразились в установлении месячного срока с момента подачи в ЗАГС заявления о заключении брака (ст. 14). Этот срок по уважительной причине мог быть как сокращен, так и увеличен, но не более чем до трех месяцев.
Церемония заключения брака должна была проводиться в торжественной обстановке с согласия лиц, вступающих в брак, что обеспечивалось и контролировалось органами ЗАГС.
Условия заключения брака, несмотря на многочисленные просьбы увеличить брачный возраст при обсуждении проекта закона, не претерпели значительных изменений по сравнению с Кодексом 1926 года. Брачный возраст мог быть снижен при наличии особых обстоятельств, но не более чем на два года (ст. 15).
Кроме того, следует отметить, что, хотя новый закон не устанавливал обязательного участия свидетелей в церемонии заключения брака, их присутствие все равно было возведено населением в ранг традиции [16, с. 356]. Таким образом, в Советском государстве сформировался комплекс обрядов, сопровождавших свадебные торжества. Данное обстоятельство являлось последовательным продолжением старинных традиций, так как еще издавна на Руси было заведено отмечать свадьбы и венчания весьма масштабно. Эта традиция просто вернулась в общество спустя почти пятьдесят лет, как и наличие свидетелей.
Серьезные изменения претерпела процедура расторжения брака, которая заключалась в возможности подачи заявления о разводе в органы ЗАГС (ст. 32). Условия расторжения брака заключались в следующем (ст. 38):
- взаимное согласие супругов;
- отсутствие несовершеннолетних детей;
- отсутствие между супругами каких-либо споров;
- уплата государственной пошлины в размере 50 рублей;
- расторжение брака по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе.
Указанные изменения были обусловлены в том числе практикой судов по рассмотрению дел о расторжении брака. При этом С. Н. Бра-тусь отмечает, что споры, вытекавшие из брач-но-семейных отношений, составляют значительное количество общего числа рассматриваемых дел, а именно больше половины [7, с. 173]. К примеру, в обзоре обобщения судебной практики народных судов Орловской области установлено, что по сравнению с IV кварталом 1965 года в I квартале 1966 года количество дел о расторжении брака увеличилось на 429. При этом отмечалось, что причиной является упрощенный порядок рассмотрения дел, формальный подход судей к рассмотрению обстоятельств дела, нарушение процессуального законодательства [10]. Эта тенденция имела место и в последующие годы, о чем свидетельствуют справки о работе судов [14]. Районным народным судам в связи с этим были даны указания по устранению недостатков в работе, а также о необходимости уделять особое внимание рассмотрению обстоятельств каждого дела. Кроме того, в необходимых случаях надлежало привлекать представителей общественности к рассмотрению дела [12].
Как отмечает М. В. Антокольская, органы ЗАГС в ходе реализации соответствующей процедуры не всегда выясняли причины развода и не предпринимали попытки к примирению семьи [6, с. 77]. На наш взгляд, данное нововведение носило более либеральный характер, но в целом являлось шагом назад в вопросах сохранения семьи. Положительно можно оценить лишь установление трехмесячного срока для примерения сторон.
Кроме того, КоБС вводил запрет на возбуждение мужем дела о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 31). В отличие от современного Семейного кодекса РФ 1995 года, мнение жены не учитывалось.
Нормы, содержавшиеся в кодексе, как отмечает С. А. Инюкина, можно оценить «как вполне демократичные, учитывающие как интересы супруга или супругов, желающих
расторгнуть брак, так и интересы общества в целом, заинтересованного в сохранении брака» [8, с. 23-25].
Следует отметить, что КоБС содержал достаточно большое количество новелл, отвечавших реалиям того времени, что делало его вполне прогрессивным и современным нормативным правовым актом. Одной из таких новелл можно считать введение понятия фиктивного брака, то есть брака, заключаемого без намерения создать семью (ст. 43). Данное обстоятельство являлось основанием для признания брака недействительным только в случае, если фиктивные супруги за время своего сожительства не создали фактическую семью.
Одним из последствий отмены «безотцовщины» стало увеличение количества дел об установлении отцовства в 1970-1971 годах в Орловской области в 1,8 раза. В обзоре судебной практики Орловской области упоминалось, что причиной подобного роста является легкомысленное отношение граждан к вступлению во внебрачное сожительство и непонимание ими всех его последствий [11].
Одной из самых значительных новелл нового семейного законодательства стало введение в КоБС раздела о применении советского законодательства о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства, а также норм о браке и семье иностранных государств, международных договоров и соглашений [13, с. 130]. Так, было установлено, что ребенок считается гражданином СССР в следующих случаях (ст. 160):
- если оба родителя ко времени его рождения являлись гражданами СССР;
- при различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял гражданином СССР, при условии, если хотя бы один из родителей в это время проживал на территории СССР;
- по соглашению, если же в это время оба родителя проживали вне пределов СССР.
Также было подтверждено положение о возможности советских граждан вступать в брак с иностранцами без необходимости смены гражданства и на общих основаниях (ст. 161).
Подробно были урегулированы брачно-се-мейные отношения, возникавшие при вступлении в брак или разводе с иностранным гражданином и при усыновлении иностранцами советских детей, и правоотношения, воз-
никавшие при заключении брака советскими гражданами вне пределов СССР.
При этом следует акцентировать внимание на том, что наследственное право по-прежнему не входило в предмет правового регулирования семейных отношений.
Стоит отметить, что новый кодекс носил весьма демократичный характер и учитывал общественное мнение, современные тенденции в развитии брачно-семейных отношений. Следует упомянуть и о том, что основные его положения можно встретить в современном Семейном кодексе РФ 1995 года. Однако, по нашему мнению, не все новеллы отвечали государственным интересам и оказывали положительное воздействие на брачно-семей-ную сферу.
С упрощением процедуры развода их количество, согласно данным правовой практики, стало неуклонно расти. Так, в 1950 году зарегистрировано 49 378 разводов, а к 1980 году их число возросло до 580 720, то есть за тридцать лет - более чем в 11 раз [15]. С подобным скачком бракоразводных процессов наша страна уже сталкивалась в 1920-х годах, что свидетельствует о том, что, как только государство проводит недостаточно жесткую семейно-правовую политику в данном направлении, количество разводов растет в опасной для социальной стабильности общества прогрессии.
Кроме того, один из основных показателей эффективности семейно-правовой политики -рождаемость - начал снижаться. Так, в период с 1926 по 1939 год естественный прирост населения в стране составил 15,7 млн человек, а за аналогичный период с 1970-го по 1983 год - всего 10,5 млн. И это наблюдается на фоне развития медицинского обеспечения и отсутствия проблем со снабжением [15], превращения СССР в страну с преимущественно городским населением. По нашему мнению, причиной указанной правовой практики стало разрешение абортов и другие шаги в сторону демократизации брачно-семейных отношений, проводившиеся государством, а также развитие процессов изменения типа воспроизводства (сельский - городской).
Несмотря на высокие показатели бракоразводных процессов и низкие - рождаемости, Советское государство продолжало осуществлять активную семейно-правовую политику в области демократизации семейной сферы с одной стороны и укрепления брачно-семейных ценностей с другой. При этом объем объекта государственного правового регулирования с каждым годом стано-
вился меньше, как и степень вмешательства государства в брачно-семейную сферу.
Тем не менее с положительной стороны можно оценить семейно-правовую политику Советского государства в области социального обеспечения семьи, в особенности помощи беременным женщинам и женщинам, имеющим детей.
Социальная политика Советского государства представляла собой комплекс эффективных мер по поддержанию лиц, имеющих детей. В совокупности с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, пропагандой ценностей социалистической семьи данная деятельность должна была реализовываться на высоком уровне, чего, однако, не происходило. Возможно, причиной этого являлась односторонняя семей-но-правовая политика государства, которая в основном была направлена на защиту интересов женщин и их детей, а не семьи в целом, на законодательном уровне [9, с. 11-17]. Противоположная ситуация складывалась в 1920-е годы, когда государство устанавливает повсеместную свободу отношений, однако при этом ухудшая положение женщин и детей. Результат не оправдал ожиданий ни в одном из приведенных случаев.
Одновременно в обществе происходила активная пропаганда по укреплению и популяризации традиционных семейных ценностей. Я. А. Шаповалова отмечает, что для повышения престижа семьи повсеместно стали проводиться праздники, посвященные этому институту, а также парам, «которые прожили вместе не один десяток лет» [16, с. 357-358], что, безусловно, положительно сказывалось на семейно-правовой политике, однако этого явно было недостаточно, так как число расторгнутых браков, согласно правовой практике, продолжало расти. Так, в 1980 году на 1 464 579 браков в СССР приходилось 580 720 разводов, то есть на 2,5 заключенных брака оформлялся один развод [15]. Именно поэтому делается вывод о недостаточной эффективности семейно-правовой политики Советского государства по укреплению семьи.
Особое место в семейном законодательстве уделялось поддержке материнства и детства. Происходило постоянное увеличение продолжительности отпусков по беременности и родам, возраста детей, родителям которых выплачивалось пособие, суммы пособий и многое другое. К примеру, расходы государства на выплату пособий по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на предметы ухода и кормление ребенка и на детей ма-
лообеспеченным семьям с 1950 по 1979 год увеличились более чем в четыре раза [9, с. 15]. Благодаря этому государству удалось добиться стабильных показателей рождаемости, однако они все равно не соответствовали довоенному уровню.
Тем не менее семейное законодательство продолжало совершенствоваться в части демократизации брачно-семейных отношений. Последовательно государство снимало ограничения семейных прав граждан, наложенные в послевоенное время. Об этом свидетельствуют и мероприятия по отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, начало которым было положено еще в 1957 году путем введения льгот некоторым категориям граждан, вплоть до полного освобождения от уплаты налога [3]. Затем был принят закон СССР от 23 апреля 1990 года «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР» [2]. Полная отмена налога произошла в 1992 году.
К моменту распада СССР институт брака и семьи в некоторой степени отражал положение, сложившееся в нашей стране. Несмотря на исторические уроки восьмидесятилетней давности, Российское государство вновь вступило на путь резкой смены власти и кардинальных экономических реформ. 2000-е годы наглядно продемонстрировали все проблемы, которые возникли после распада СССР. К ним можно отнести уменьшение количества заключаемых браков и увеличение числа разводов. Так, в 2000 году образовались 897 327 семей, а прекратили существование 627 703; численность населения с 1990-го по 2001 год сократилась на 1,4 млн человек, и только к 2012 году благодаря стимулированию государственной семейно-право-вой политики в данной области удалось добиться естественного прироста населения [15].
Литература
1. О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР: указ Президиума Верховного Совета. РСФСР 17 октября 1969 года // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 43. Ст. 1290.
2. О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР: закон СССР от 23 апреля 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 19. Ст. 322.
Подводя итог анализа материалов по данной проблематике, необходимо отметить, что начиная с середины 1950 годов Советское государство стало проводить семейно-пра-вовую политику по демократизации общественных отношений, в том числе и брач-но-семейных. Данная деятельность осуществлялась на фоне активной пропаганды крепкой советской социалистической семьи и осуществлявшейся семейно-правовой политики в области поддержки и охраны материнства и детства. При этом, бесспорно, на исследуемую область оказывали воздействие политические процессы, происходившие в СССР с 1985 года и до момента распада сверхдержавы, и влияние это было негативным, о чем свидетельствует в первую очередь статистика. Кроме того, КоБС по своему содержанию был подобен современному Семейному кодексу РФ.
Положительные результаты, достигнутые благодаря формированию и проведению государственной семейно-правовой политики в период 1944-1955 годов, были нивелированы общей демократизацией общественных отношений. Государство вновь утратило свое значение не только в вопросах регулирования брачно-семейных отношений, но и как основной проводник традиционной семейной идеологии в обществе. При этом, анализируя основные направления семейно-правовой политики, отметим общую тенденцию к повышению активности в сфере социального обеспечения и демографии и ее снижение в области регулирования процесса заключения и расторжения браков. Из этого следует, что только комплексный подход к формированию семейно-правовой политики в совокупности с установлением курса на развитие традиционных семейных ценностей является эффективным.
Bibliography
1. About an order of enforcement of the Code about marriage and family of RSFSR: decree of Presidium of the Supreme Council of RSFSR on October 17, 1969 // Bulletin ofVS RSFSR. 1969. № 43. Art. 1290.
2. About stage-by-stage cancellation of a tax on bachelors, lonely and small-family citizens of the USSR: Law of the USSR of April 23, 1990 // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the USSR and Supreme Council of the USSR. 1990. № 19. Art. 322.
3. Об отмене взимания налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с рабочих, служащих и других граждан, имеющих детей, а также с одиноких женщин, не имеющих детей: указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 года // Ведомости ВС СССР. 1957. № 28. Ст. 656.
4. Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР: закон РСФСР от 30 июля 1969 года // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086.
5. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье: закон СССР от 27 июня 1968 года // Ведомости ВС СССР. 1968. № 27. Ст. 241.
6. Антокольская М. В. Семейное право: учебник. М., 2002.
7. Братусь С. Н. Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975.
8. Инюкина С. А. К вопросу о прекращении и расторжении брака в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 года // Общество и право. 2009. № 2.
9. Косяк Н. А. Политика государства в области здравоохранения и развитие советского семейного права в 1955 - конце 1970-х годов // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3.
10. Обзор судебной практики по делам о расторжении брака // ГАОО. ФП. 1198. Оп. 9. Д. 10. Л. 148-156.
11. Обзор судебной практики по делам об установлении отцовства и об установлении факта признания отцовства, рассмотренной народными судами Орловской области // ГАОО. ФП. 1198. Оп. 9. Д. 85. Л. 1.
12. Председателям районных народных судов, народным судьям Орловской области // ГАОО. ФП. 1198. Оп. 9. Д. 10. Л. 157-163.
13. Рудык О. И. Эволюция института брака в советском семейном праве (1917-1996 года): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2015.
1 4. Справка о работе народных судов Орловской области по рассмотрению гражданских дел во II квартале 1966 года // ГАОО. ФП. 1198. Оп. 9. Д. 10. Л. 259.
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/# (дата обращения: 02.04.2018).
16. Шаповалова Я. А. Советская свадебная обрядность в 1950-1980-х годов: традиции и новации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.
3. About cancellation of collection of a tax on bachelors, lonely and small-family citizens of the USSR on the workers, employees and other citizens having children and also from the lonely women who do not have children. Decree of Presidium of the Supreme Council of the USSR of December 18, 1957 // Bulletin of VS USSR. 1957. № 28. Art. 656.
4. About the adoption of the Code about marriage and family of RSFSR: Law of RSFSR of July 30, 1969 // Bulletin of VS RSFSR. 1969. № 32. Art. 1086.
5. About the statement of Principles of the legislation of USSR and federal republics about marriage and family: Law of the USSR of June 27, 1968 // Bulletin of VS USSR. 1968. № 27. Art. 241.
6. Antokolskaya M. V. Law of domestic relations: textbook. Moscow, 2002.
7. Bratus' S. N. Court practice in the Soviet legal system. Moscow, 1975.
8. Inyukina S. A. To a question of the termination and annulment of marriage in the Code about marriage and family of RSFSR 1969 // Society and the right. 2009. № 2.
9. Kosyak N. A. Policy of the state in the field of health care and development of the Soviet family law in 1955 - the end of the 1970th // Society: policy, economy, right. 2012. № 3.
10. Review of court practice on cases of annulment of marriage // GAOO. FP. 1198. Op. 9. D. 10. L. 148-156.
11. The review of court practice on cases of paternity proof and about establishment of the fact of recognition of paternity, the Oryol region // GAOO. FP. 1198. Op. 9. D. 85. L. 1.
12. To chairmen of district national courts, national judges of the Oryol region // GAOO. FP. 1198. Op. 9. D. 10. L. 157-163.
13. Rudyk O. I. Evolution of institute of marriage in the Soviet law of domestic relations (19171996): dis. ... PhD of law. Nizhny Novgorod, 2015.
14. The certificate of work of national courts of the Oryol region on consideration of civil cases in the II quarter 1966 // GAOO. FP. 1198. Op. 9. D. 10. L. 259.
15. Federal state statistics service. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/# (date of the address: 02.04.2018).
16. Shapovalova Ya. A. The Soviet wedding ceremonialism in the 1950-1980th: traditions and innovations// Theory and practice of social development. 2013. № 11.