УДК 347.6 A.A. ЖИЛЯЕВА
адъюнкт, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: [email protected]
UDС 347.6 A.A. ZHILYAEVA
Adjunct, Orel Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1926г.г.)
LEGAL REGULATION OF THE MATRIMONIAL RELATIONS IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET
POWER (1917-1926)
В статье анализируются основные нормативные правовые акты, принятые советским государством в период с 1917-1926 гг., а также проводится сравнительно-правовое исследование церковного законодательства Российской Империи с целью установления стабильности сущности семьи в российском семейном праве.
Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, семейное законодательство, регулирование семейных отношений, семейное право.
In the article the main regulations adopted by the Soviet state during the period with 1917-1926 are analyzed, and also comparative and legal research of the church legislation of the Russian Empire for the purpose of establishment of stability of essence of a family in the Russian family law is conducted.
Keywords: family, marriage, matrimonial relations, family legislation, regulation of the family relations, family law.
Построение общественных отношений в первые годы Советской власти основывалось на коллективистских и социалистических принципах, которые распространялись на все сферы жизнедеятельности людей. Активное реформирование законодательства затронуло все области общественных отношений, изменив тем самым жизненный уклад большей части населения, складывавшийся на протяжении столетий.
В этот период особое значение приобретает регулирование брачно-семейных отношений. Причинами этого служат, во-первых, положение института семьи и брака в социуме, имевшего особое значение для всех сфер жизнедеятельности человека и прочно закрепившегося как правовой институт в имперском законодательстве. Во-вторых, семейное право регулировалось преимущественно церковными органами, в чью юрисдикцию и была отнесена данная сфера общественных отношений, а Советская власть рассматривала церковь как одну из конкурирующих с ней сторон. Именно поэтому В.И. Ленин в своих работах упоминал о том, что уничтожение религии и процветание атеизма является одной из основных задач революции, объясняя привязанность народа к церкви «невежеством» [3].
С 1917 по 1926 гг. советским правительством было издано три основных нормативных документа, касающихся построения основ новой советской семьи. К таковым документам относились: Декрет ВЦИК и СНК №163 «О расторжении брака» (далее декрет о расторжении брака), Декрет ВЦИК и СНК №171 от 18.12.1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг ак-
тов гражданского состояния» (далее декрет о гражданском браке) и Кодекса законов об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве от 22.10.1918 года (далее ГЗоАГС) [4].
При этом стоит отметить ряд особенностей, сопровождавших издание всех вышеуказанных документов. Во множестве источников, упоминавших декреты о расторжении брака и о гражданском браке, указывалось, что первым был декрет о гражданском браке от 18.12.1917 г., а не о разводе. Это представляется весьма логичным, учитывая, что прежде чем брак расторгнуть, необходимо его заключить. Однако, очевидно, что советское правительство придерживалось иной точки зрения, ведь согласно первоисточникам, в первую очередь был принят именно декрет о расторжении брака. Причины «умалчивания» данного факта представляются автору очевидными, ведь впоследствии, с 30-х годов XX века в советском обществе установился четкий курс укрепления и охраны института семьи и брака, а данное обстоятельство смело можно было признать «пятном» на репутации законодателя. Именно поэтому, благодаря политике советов в области установления и распространения влияния на советское общество и возникла подобная ошибка.
Стоит упомянуть, что ГЗоАГС, в отличие от декретов, регулировал брачно-семейные отношения более подробно. Однако нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, которые полагают, что ГЗоАГС стал первой полноценной кодификацией советского семейного права [5]. Кроме того, М.В. Антокольская, полагает, что
© А.А. Жиляева © A.A. Zhilyaeva
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015
предпосылок обособления семейного права в отдельную отрасль на указанном этапе развития права было явно недостаточно [2].
Советское правительство реформировало брачно-семейные отношения весьма радикально. К новеллам советского семейного права можно отнести:
- признание легальным только гражданского брака, зарегистрированного в Отделе записи браков и рождений гражданского брака;
- значительное упрощение процедуры развода (в Отделе записи браков и рождений гражданского брака или в процессе судебного разбирательства);
- передача полномочий по регулированию брачно-семейных отношений в юрисдикцию государственных органов;
- уменьшение объёма запретов для заключения брака;
- уравнение в правах женщин и мужчин;
- уравнение в правах детей брачного и внебрачного происхождения;
- упразднение института усыновления;
- введение обязанности супруга, детей и родственников по содержанию нуждающегося (супруга, родителя или родственника).
Особого внимания заслуживает тот факт, что политика в области регулирования института брака и семьи практически исключала социальную поддержку от государства. Об этом свидетельствует не только отсутствие таковых норм в основном законе, которым к 1918 году являлся ГЗоАГС, но и появление института содержания нуждающегося члена семьи.
Нуждающимся признавалось лицо, которое не имело прожиточного минимума либо было нетрудоспособно (не достигло возраста 18 лет либо по достижении у женщин и мужчин 50 и 55 лет соответственно). Подобный статус присваивался особым Отделом Социального Обеспечения при Губернском Совете Депутатов (далее ОСО) после исследования объективности заявления лица, его материального положения и условий жизни. Супруг или родственник мог в добровольном порядке согласиться на обеспечение нуждающегося, однако при отсутствии такового желания ОСО могли вынести постановление о его принуждении к указанному действию. Безусловно, оказывать поддержку могло лицо, которое само обладало стабильным финансовым положением. В случае, если супруг, к примеру, не был в состоянии обеспечить нуждающегося, то ОСО обязывало к этому его детей и иных родственников. Если супруг и родственники к моменту подачи заявления умерли, то таковое содержание выделялось из их имущества приоритетно перед кредиторами и государством.
Из всего вышесказанного следует, что в процессе реформирования семейного законодательства органы Советской власти упускали социальную составляющую, которую в первую очередь должно формировать государство. По мнению автора, это было сделано намеренно, ввиду того, что в стране сложилось сложное экономическое положение и средств на осуществление
подобной политики не хватало. Впоследствии государственное законодательство восполнило указанный пробел.
Однако, как было отмечено ранее, принятое семейное законодательство носило революционный характер. Церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года, хотя и признавались действительными, обладали всеми возможностями новелл семейного права. Особое место в новых порядках занимало положение женщины, получившей равноправие. Согласно ГЗоАГС, супруга имела право жить отдельно от мужа, оставить собственную фамилию после вступления в брак, распоряжаться собственными доходами, претендовать на семейное имущество после развода в равной доли с супругом [6]. Получив подобную свободу, женщины зачастую либо не желали принимать ее, либо не понимали ее сущности, ведь церковные традиции все еще оказывали значительное влияние на общество, а новые нормы не были разъяснены законодателем.
Кроме этого наблюдались другие негативные тенденции. Автор отмечает, что время для столь радикального реформирования было выбрано крайне неудачно, ведь страна находилась в преддверии гражданской войны, экономика была подорвана, а молодым людям на фоне этого приходилось вступать во взрослую жизнь значительно раньше. Результатом государственной политики стало повсеместное обнищание нравов, одним из примеров которого стала теория «стакана воды», заключавшая в себе убеждение, что в советском государстве удовлетворение половой потребности должно быть сродни глотку воды. Ленин отмечал, что от этой теории «наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась...» [8]. Русское общество было явно не готово к подобным переменам, и государство было обязано стабилизировать сложившуюся ситуацию. Попытки внесения изменений в сферу брачно-семейных отношений привели к изданию Кодекса законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 года, который действовал 43 года и внес значительные изменения в институт советского семейного права [1].
Проанализировав законодательство 1917-1918 гг., автор отмечает, что, несмотря на его революционность и восприятие обществом новых правил поведения, оно не затронуло сущности семьи. Так, если провести сравнительный анализ церковного брака и гражданского, возможно выделить ряд основных общих черт:
- Основной формой семьи являлась моногамия или безусловное единобрачие. Это объяснялось устоявшимися традициями, имевшими место с 988 года. Несоблюдение данных обычаев для основной массы коренного русского населения было немыслимо и общественно порицаемо. Кроме этого, в отличие от дореволюционного законодательство, которое относилось к полигамным религиям с относительной терпимостью и разрешало для мусульман, ламоистов и язычников, заключение брака с несколькими женами советское семейное право данных норм не предусматривало, несмотря на всю прогрессивность революционных взглядов;
- брак был возможен только между мужчиной и женщиной, изъявивших желание его заключить. Как правило, желание создать семью основывалось на взаимных чувствах симпатии, любви и привязанности;
- целями создания семьи являлись совместное жительство, рождение и воспитание детей, что также выступало как стимул заключения брака;
- к физиологическим условиям создания семьи относились достижение брачного возраста и отсутствие запрещенных степеней родства, а также наличие здравого ума и рассудка;
- заключение брака, создание семьи должно было быть санкционировано и одобрено обществом и государством, то есть официально подтверждено (венчание, регистрация брака);
- заключение брака - важный и обязательный этап в жизни каждого человека, необходимость прохождения которого устанавливалась обществом.
Таким образом, несмотря на то, что революция
внесла значительные изменения в содержание брачно-семейных отношений, сущность семьи не претерпела значительных изменений. В.И. Ленин отмечал: «В области брака и половых отношении близится революция, созвучная пролетарской революции» [8]. Однако советское правительство не могло изменить институт семьи и брака так кардинально, как это утверждалось. Семья - одно из самых стабильных жизненных явлений, сущность которого складывалась на протяжении тысячелетий и прочно укрепилась в общественных отношениях. Безусловно, политика советского государства повлияла на состояние нравственности и целостности указанного института, что привело к негативным последствиям, указанным выше. В целом, курс реформирования семейного права в первые годы Советской власти был неудачным и не соответствовал запросам общества, что оказало влияние на изменение государственной политики в указанной области в дальнейшем.
Библиографический список
1. СУ РСФСР, 1926. N 82.
2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. Юристъ, 2002.
3. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.
4. Ленин В.И. Собрание сочинений Т.17.
5. Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: Исторические уроки и современные проблемы // История государства и права. 2012. №3.
6. Осипович Т.Е. Проблема пола, брака, семьи и положения женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
7. Трофимец И.А. Становление института брака в России, государствах - участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Семейное и жилищное право, 2011, № 6.
8. Цеткин Клара. Воспоминания о Ленине. М., 1955.
References
1. SOU OF RSFSR, 1926. N 82.
2. Antokolskaya M. V. Family Law: Textbook. The 2nd, ad. M. Yurist, 2002.
3. Decrees of the Soviet power. Volume I. On October 25, 1917 - on March 16, 1918 M.: State. izdat-in political literature, 1957.
4. Lenin V. I. T.17 collected works.
5. Makeeva O. A. Regulation of the family relations in Russia: Historical lessons and modern problems//History of state and law. 2012. No. 3.
6. Osipovich T.E. Problem of a sex, marriage, families and provisions of the woman in public discussions of the middle of the 1920th years//Social sciences and present. 1994. No. 1.
7. Trofimets I.A. Formation of institute of marriage in Russia, the State Parties of the Commonwealth of Independent States and Baltic//the Family and housing law, 2011, No. 6.
8. Tsetkin Klara. Memories of Lenin. M, 1955.