Научная статья на тему 'Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960-1970-е годы)'

Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960-1970-е годы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1452
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 Г / THE HISTORY OF STATE AND LAW / MATRIMONIAL AND FAMILY POLICY / USSR CONSTITUTION OF 1977

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростова Ольга Сергеевна

В статье анализируются приоритетные направления политики Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений в 1960-1970-е гг. Рассматривается механизм защиты семьи через укрепление последней как одно из направлений государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet State Policy in the Sphere of Matrimonial and Family Relations (1960-1970)

The article analyses the main trends of the Soviet State Policy in the Sphere of Matrimonial and Family Relations in the period of 1960-1970. The author examines the mechanism of family protection by the means of its improvement as one of the State policy trends.

Текст научной работы на тему «Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960-1970-е годы)»

4 См.: Тарановский Ф.В. Обзор памятников магдебургского права западно-русских городов литовской эпохи. Варшава, 1897.С. 6, 29, 39.

5 См.: Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 330.

6 См.: Хвостов В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. 6-е изд., испр. и доп. СПб., 1914. С. 106.

7 См.: Тарановский Ф.В. Историческое и методологическое взаимоотношение истории, догмы и политики права // Журнал Министерства юстиции. 1907. № 3. С. 160-161.

8 См.: Шершеневич Г.Ф. С.А. Муромцев как ученый: сборник статей с приложением 7 портретов. М., 1911. С. 82.

9 См.: Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. С. 328.

10 См.: Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. С. 326. Здесь ученый продолжил традицию догматического понимания права, поскольку под предметом науки права понимал положительное право, т.е. то право, которое определяет реальные жизненные отношения людей в их общежитии. См.: Тарановский Ф.В. Интерес и нравственный долг в праве. Варшава, 1899. С. 1.

11 См.: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2006. С. 15.

12 Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. С. 324.

13 См.: Егоров С.А. Ярославская юридическая школа. Анализ научно-педагогического опыта Демидовского лицея: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 15.

14 См.: Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. Варшава, 1902. С. 6.

15 Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб., 2001. С. 338.

16 См.: Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. С. 325-326.

17 См.: Емельянова И.А. Методы юридического историзма // Теоретические проблемы истории права:

шпШса II. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 847. Тарту, 1989. С. 43.

18 См.: Там же. С. 42.

19 См.: Тарановский Ф.В. Норманская теория в истории русского права. Варшава, 1909. С. 1.

20 См.: Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. С. 337.

21 См.: Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. С. 23.

22 Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. С. 331-332.

23 См.: Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. С. 6.

24 См.: Саидов А.Х. Буржуазное сравнительное правоведение: история и современность: дис. ... д-ра юрид. наук. Ташкент, 1990. С. 78.

25 См.: Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. С. 24.

26 См.: Ковалевский М. Международная школа Парижской выставки (лекция, читанная 13-го октября н.с. в Париже). М., 1900. С. 6-7.

27 См.: Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. С. 25.

О.С. Ростова

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1960-1970-е годы)

В статье анализируются приоритетные направления политики Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений в 1960-1970-е гг. Рассматривается механизм защиты семьи через укрепление последней как одно из направлений государственной политики.

Ключевые слова: история отечественного государства и права, политика в сфере брачно-семейных отношений, Конституция СССР 1977 г.

O.S. Rostova

SOVIET STATE POLICY IN THE SPHERE OF MATRIMONIAL AND FAMILY RELATIONS (1960-1970)

The article analyses the main trends of the Soviet State Policy in the Sphere of Matrimonial and Family Relations in the period of 1960-1970. The author examines the mechanism of family protection by the means of its improvement as one of the State policy trends.

Key words: the history of state and law, matrimonial and family policy, USSR Constitution of 1977.

© Ростова Ольга Сергеевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Одной из важнейших составляющих политики Советского государства явилось его стремление регулировать весь спектр общественных отношений, облекая их в установленные правовые нормы.

В 1960-1970-е гг. нормы брачно-семейного права представляли собой совокупность нормативно-правовых актов, принятых в различное время советской государственности, регулирующие отношения в данной сфере. В данный период, как и в первое послевоенное десятилетие, одним из направлений государственной политики было воспроизводство населения путем обеспечения благоприятных условий для рождения и воспитания детей, создание льготных условий труда женщины-матери. Политика государства была направлена на сохранение и укрепление советской семьи путем совершенствования законодательства. Усиление роли семейного воспитания диктовало необходимость принятия новых государственных мер регулирования брачно-семейных отношений. Советский законодатель охранял интересы семьи не только нормами семейного права, специально направленными на регулирование отношений брака и семьи, но и нормами других отраслей права: уголовного, гражданского, административного, трудового и права социального обеспечения. Таким образом, защита интересов семьи носила комплексный характер.

Вместе с тем ни один нормативно-правовой акт, действовавший на территории Советского государства, не содержал определения «семья». Данное понятие отсутствовало и на уровне Основного Закона, и в нормах кодифицированных актов, регулировавших брачно-семейные правоотношения.

В научной литературе существовали различные точки зрения о сущности советской семьи. Так, например, Г.К. Матвеев рассматривал семью в широком ш смысле, т.е. как образованное на браке или родстве объединение лиц, связан- н ных между собой взаимными личными или имущественными правами и обя- С

а

занностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, т

о

рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства1. В то же вре- к

о

мя В.А. Рясенцев выделял два понятия семьи: общее (социологическое) и специ- о' альное (юридическое). В первом понимании семья рассматривалась как «союз | лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, ха- в

рактеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы»2. В юриди- |

о

ческом смысле семья определялась ученым как «круг лиц, связанных правами Ю и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной фор- и мы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению с

к

и развитию семейных отношений»3. Таким образом, предметом регулирования а семейного права являлась не семья как таковая, а складывающиеся между её Л

Ф

членами отношения (семейные). |

При всей очевидности существования права на защиту семьи ни в Основах за- • конодательства о браке и семье СССР 1968 г.4 (далее — Основы), ни в Кодексе о 88 браке и семье (далее — КоБС) РСФСР 1969 г. не упоминалось о таком праве, не ^ содержалось конкретных нормативных положений о праве на защиту семьи со § стороны государства.

КоБС РСФСР 1969 г. определял «заботу о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан», как одну из «важнейших задач Советского государства», через государственную помощь семье в воспитании детей, путем развертывания сети детских садов, яслей, школ-интернатов и других детских учреждений5. Кодексом устанавливался порядок и 73

условия вступления в брак, регулировались личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи; отношения, возникавшие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание; порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Защита семьи со стороны общества и государства была общепризнанной нормой международного права. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержала норму о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16)6.

Декларация не была ратифицирована в СССР, однако отечественный законодатель закрепил положение о защите семьи со стороны общества и государства на конституционном уровне с принятием Конституции 1977 г. Данное направление государственной политики нашло свое отражение в Основном Законе СССР 1977 г., где впервые в истории Советского государства и права в качестве органической её части была включена специальная статья, посвященная защите семьи государством, вопросам семьи и брака, определявшая принципы их построения. Конституционное положение о защите семьи государством выражало бережное отношение к семье, принципиально иное, чем прежде, понимание её роли в жизни социалистического общества7. Прежде всего, данное положение предусматривало укрепление семейных отношений между супругами.

Статья 53 Конституции СССР 1977 г. начиналась словами о защите семьи государством, закономерно и последовательно закрепляла принципы построения 2 брака, заложенные Основами 1968 г. и КоБС РСФСР 1969 г. Принцип защиты се? мьи, закрепленный в Основном Законе 1977 г., воплотил реализацию общих за-« дач советского законодательства в области, касающейся семьи, и распространял» ся на целый ряд отраслей права, где использовались свои методы правового регу-Ï лирования, которые не всегда отвечали специфике брачно-семейных отношений. I Тем не менее, «каждая отрасль права вносила свой вклад в дело защиты семьи»8.

го

J Если говорить о международных стандартах защиты семьи, то, возвращаясь

§ к Декларации, следует отметить, что она содержала запрет на произвольное вме-

I шательство в личную и семейную жизнь (ст. 12)9. Данная норма не получила сво-

s

s его закрепления в отечественном законодательстве. Государство, как и в первые

° годы своего существования, по-прежнему оставляло за собой право вмешатель-

ï ства в личные семейные правоотношения, но теперь уже с целью их укрепления.

I Приоритетные задачи в сфере защиты семьи определялись Основами 1968 г., а

е именно: «укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистиче-

1 ской морали; воспитание у советских граждан чувства высокой ответственности

0

° перед семьей; всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастли-

(Го

§ вого детства каждому ребенку; окончательное устранение вредных пережитков

1 и обычаев прошлого в семейных отношениях; воспитание чувства ответственно-I сти перед семьей» (ст. 1 разд. 1). Таким образом, защита семьи была направлена

на сохранение и укрепление последней.

Сущность понятия «укрепление семьи» рассматривалась как специфическое состояние семейных отношений, характеризовавшееся рядом позитивных моментов, а именно, уменьшением числа разводов и конфликтных семей, улучшением качества семейного воспитания и содержания несовершеннолетних, увели-74 чением заботы о нетрудоспособных членах семьи, совершенствованием личных

и имущественных связей между всеми участниками семейных отношений10. Одновременно высказывались мнения о том, что нельзя воздействовать на волеизъявление людей при вступлении в брак или при его расторжении путем принятия жестких юридических норм, с помощью правовых средств невозможно создавать новые семьи, поощрять вступление в брак, влиять на формирование духовной основы брачного союза11.

Конституционный принцип защиты семьи получил свое развитие в решениях XXVII съезда КПСС, в новой редакции Программы КПСС, где в разд. III «Социальная политика партии» говорилось: «... Партия считает необходимым проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, воспитании детей, на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми и молодоженов»12.

Таким образом, защита интересов семьи стала носить приоритетный характер в политике государства в сфере брачно-семейных отношений, которая предполагала всемерную — материальную, идеологическую, правовую поддержку института семьи и брака, направленную на создание благоприятных условий для образования, развития и стабилизации семьи, охраны её от негативных явлений и процессов. Согласимся с мнением Ф.О. Дзгоевой, что традиционно в нашей стране все семейные заботы лежали на плечах женщин13, именно поэтому большинство мероприятий было направлено на создание условий для облегчения положения женщины в семье и в обществе.

На XXVII съезде КПСС отмечалась необходимость направленности практической работы государственных и общественных организаций на укрепление семьи,

и её устоев. Речь шла о создании условий для совместного проведения обществен- ш

i> i> 1/1 с

ных праздников, культурных, спортивных мероприятий, семейного отдыха»14. н

В стране стали создаваться службы защиты семьи. В 1977 г. Московский горком С

а

партии и исполком Моссовета постановили создать консультации по вопросам се- т

о

мьи и брака с возложением на них обязанностей по профилактике рождения детей к

о

и консультирования населения по медицинским и социально-психологическим о' вопросам брачно-семейных отношений, прогнозированию совместимости всту- | пающих в брак15. Подобные консультации по роду своей деятельности стали про- в

должением социально-правовых кабинетов, действовавших с 1925 г., оказывав- 1

о

ших женщине-матери необходимую правовую помощь, разъясняя её права и пра- Ю ва ребенка. |

Следует отметить, что в указанный период правовому воспитанию населения с

__к

уделялось большое внимание со стороны государства. Принятое в декабре 1971 г. а

совместное постановление коллегии Министерства юстиции СССР и Министер- д

ства просвещения СССР «Об улучшении изучения основ советского права в об- и

щеобразовательных школах, педагогических училищах и институтах» было на- •

правлено на повышение уровня правовой культуры населения с раннего детства. 88

Результаты политики государства в области правового воспитания и просвеще- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о О

ния школьников постоянно освещались в периодической печати16. 2

В Конституции СССР 1977 г. содержалось более 10 статей, регулировавших деятельность государственных институтов и общественных организаций в области воспитания детей, прав и обязанностей граждан. Так, в ст. 8, 25 и 66 закреплялись важнейшие установки, связанные с организацией воспитания детей, однако предпочтение отдавалось теперь семейному, а не общественному (как в первые годы существования Советского государства) воспитанию детей. 75

Таким образом, политика Советского государства в сфере брачно-семейных отношений была направлена на укрепления семьи, уменьшение числа разводов, семейное воспитание детей. Для достижения этого предусматривался комплекс правовых, нравственных мер, экономических и культурных мероприятий, которые должны были проводиться государством и обществом в направлении, определенном государственной политикой в сфере брачно-семейных отношений.

1 См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985. С. 46-48.

2 Советское семейное право / под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 42-43.

3 Там же.

4 Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 39, ст. 353.

5 См.: Преамбула Кодекса о браке и семье РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 43, ст. 1290.

6 См.: Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. // Сборник нормативно-правовых документов. М., 2005. С. 16.

7 См.: Нечаева А.М. Обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан советским семейным законодательством // Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан СССР. М., 1983. С. 167.

8 Азарова Е.Г., Королев Ю.А., Кулагина Е.В. Право и защита семьи государством. М., 1987. С. 19.

9 Декларации была ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Советским Союзом данный документ не был ратифицирован.

10 См., например: Жилинкова И.В. Правовые гарантии укрепления семьи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1986.

11 См.: Ершова Н.М. Семья и право // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 43.

12 Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. С. 154.

13 См.: Дзгоева Ф.О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями. М., 2003. С. 3.

14 Материалы XXVII съезда КПСС. С. 51-52.

15 См.: Данченко Н.И. Правовая охрана труда женщин в СССР. Киев, 1985. С. 137.

16 См., например: Иваненко А. Семья, школа, кино и воспитание несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1970. № 7. С. 55-56; Соколов Н. Правовое просвещение школьников // Социалистическая законность. 1974. № 2. С. 38-39; Правовое воспитание рабочих подростков // Социалистическая законность. 1974. № 6. С. 74; Правовое воспитание и предупреждение правонарушений молодежи // Социалистическая законность. 1975. № 10. С. 5-6; Правовое воспитание школьников // Социалистическая законность. 1975. № 11. С. 68.

Н.С. Судоргин, А.А. Гижов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕРОССИЙСКОГО

ЗЕМСКОГО СОЮЗА ЗА ГРАНИЦЕЙ (1920-1927 ГОДЫ)

Статья посвящена деятельности Всероссийского земского союза после окончания Гражданской войны в России

Ключевые слова: земский союз, беженцы, бюро труда, материальная помощь.

N.S. Sudorgin, A.A. Gizhov

THE ACTIVITY OF THE RUSSIAN ZEMSKY UNION ABROAD (1920-1927)

The article is dedicated to the activity of the Russian Zemskoi Union after the end of the Civil war in Russia.

Key words: Zemsky Union, refugees, Labor Bereau, financial aid.

© Судоргин Николай Сергеевич, 2012

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

© Гижов Александр Александрович, 2012 76 Учитель истории и обществознания школы № 878 (г. Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.