Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе'

Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕБЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АУДИТОРНАЯ НАГРУЗКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / HEALTH SECURITY CONDITIONS OF EDUCATION / HEALTH FORMED EDUCATION / EDUCATIONAL STRAIN FOR STUDENTS / MEDICAL SERVICE / CREATING OF HEALTH FORMED ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нежкина Наталья Николаевна, Иванова Елена Васильевна, Киселёва Нина Витальевна

Проблема здоровья в образовательных нормативных актах. Анализ проекта Базисного учебного плана в контексте формирования здоровья школьника. Нормативно-правовая база деятельности медицинской службы образовательного учреждения. Основные направления здоровьеформирующей деятельности работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нежкина Наталья Николаевна, Иванова Елена Васильевна, Киселёва Нина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе

Наталья Николаевна Нежкина,

профессор Ивановской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук

Елена Васильевна Иванова,

заведующая кафедрой экономики и управления образованием Института развития образования Ивановской области

Нина Витальевна Киселёва,

заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании Института развития образования Ивановской области, кандидат медицинских наук

Одно из направлений в программе развития любой общеобразовательной школы — решение всего спектра вопросов здоровья учащихся. В связи с этим деятельность (особенно управленческая) по формированию здоровья детей приобретает сегодня особую актуальность. Каким образом она регламентируется в законодательстве?

• здоровьебезопасные условия обучения • здоровьеформирующее образование

• аудиторная нагрузка обучающихся • медицинское обслуживание

• создание здоровьеформирующей образовательной среды

От здоровьесбережения к здоровью как результату образования

В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...» (статья 2) и «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» (статья 51). Эти условия регламентированы в Санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН

2.4.2.1078-02 и СанПиН 2.4.5.2409-

08. В этих документах подробно отражены здоровьебезопасные условия обучения: требования к размещению общеобразовательного учреждения, зданию, участку и оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещённых в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию

общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.

На основании статьи 7 Закона РФ «Об образовании» (в редакции 2004 г.) впервые определено деление базисного учебного плана на три компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) особо выделим направления по укреплению и сохранению здоровья обучающихся: «нормализация учебной нагрузки учащихся; соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования; формирование ключевых компетенций; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой». Этот документ позволил уже в 2006 году ввести в региональный компонент Базисного учебного плана Ивановской области дополнительный урок физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности. Аналогичные управленческие решения могут быть реализованы в школе через компонент образовательного учреждения учебного плана школы.

С 2008 года в нормативно-правовые документы федерального уровня наряду с формулировками «сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» вводится понятие «здоровьеформирующее образование».

Согласно Приложению к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от

8.05.2008 г. № 03-946 «Современная

модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» основой стандартов второго по-

коления становится компетентностный подход. Он направлен на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самообразования и самоорганизации. При этом последняя подразумевает умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы. Вопрос охраны и укрепления здоровья детей впервые нормативно (пока на уровне проекта) переносится непосредственно в педагогическую плоскость. Здоровьебезопасное образование переходит на качественно новый уровень здоровьеформирующего образования.

Кроме того, впервые в требования к результатам образования включён такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как «способность к контролю и самоконтролю» состояния здоровья.

Таким образом, сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию — «результат процесса образования», что, несомненно, позитивно.

Важен и тот факт, что проекты стандартов второго поколения предполагают не только предметные, но и метапредметные результаты образовательной деятельности. Последние достигаются за счёт интеграции нескольких учебных предметов. Возможно, это будет способствовать уменьшению как аудиторной нагрузки обучающихся, так и времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Анализ проекта Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (проекты стандартов второго поколения) показывает следующие позитивные моменты:

1. Предельно допустимые нагрузки как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделе соответствуют требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02).

2. В инвариантной части сохранены два урока физической культуры;

3. Вариативная часть представлена в том же объёме, что и в стандартах первого поколения. При этом безусловная новизна — право формировать содержание вариативной части полностью передаётся участникам образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Поэтому возможность введения дополнительных уроков физической культуры (или других уроков здоровьеформирующей направленности) значительно повышается.

4. Впервые в Базисном учебном плане введён раздел: «Внеучебная деятельность». При этом наибольшее количество часов этого раздела отводится на спортивно-оздоровительную деятельность.

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» значительно расширяет возможности школы в сфере «образования и здоровья». В разработанных на её основе рекомендациях Министерства образования и науки РФ представлены новые направления деятельности руководителя образовательного учреждения. «При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учёбе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий — всё это также позитивно сказывается на здоровье школьников».

Нормативно-правовая база деятельности медицинской службы школы

Для эффективной управленческой деятельности руководителю необходимо знать нормативно-правовую базу деятельности медицинской службы образовательного учреждения:

• положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утверждённое совместным приказом МЗ РФ и МО РФ № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.92 г.;

• приказ № 60 МЗ и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного

и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от

14.03.95 г.;

• приказ № 154 МЗ РФ «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от

5.05.99 г.;

• приказ № 81 МЗ РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребёнка для образовательных учреждений» от

3.07.00 г.;

• Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, утверждённые Минз-дравсоцразвития России 15.01.08 г.

№ 206-ВС;

• Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях, утверждённые Минздравсоцразвития России 15.01.08 г. № 207-ВС.

Требования, предъявляемые к проведению лицензирования медицинских кабинетов школы, определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30.

В этих документах пересмотрены функциональные обязанности медицинских работников образовательных учреждений и требования к их квалификации, дополнено положение о профилактических осмотрах детей, утверждены критерии оценки состояния здоровья детей.

Пунктом 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательных муниципальных учреждениях обеспечивается как сотрудниками муниципальных учреждений здравоохранения, так и штатным медицинским персоналом учебных заведений. В случае медицинского обслуживания учащихся органами здравоохранения должны быть заключены договоры на оказание медицинских услуг учащимся (соглашения о совместной деятельности) между муниципальными общеобразовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения.

В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность в медицинских пунктах общеобразовательных учреждений должна быть приведена в соответствии с требованиями о её лицензировании.

Согласно п. 5 примечаний к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 г. № 627, «здравпункты (врачеб-

ные, фельдшерские) — структурные подразделения учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи... учащимся», и организованная в них медицинская деятельность лицензируется учреждениями здравоохранения на этих объектах.

Развитие здоровьеформирующей школы — на пути к успеху

Обширное нормативно-правовое обеспечение позволяет руководителю школы грамотно вести работу по созданию здоровьеформирующей образовательной среды. Несмотря на это, большинство учителей (72%) до сих пор оценивают уровень собственной компетентности в вопросах охраны здоровья как недостаточный. Подавляющее большинство педагогов не знают, что такое «школа, содействующая здоровью», и не могут сформулировать основные направления её деятельности. Они считают, что основные признаки такой школы — организация оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала (массаж, физиолечение, услуги стоматолога и прочее), проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.

Основываясь на опыте общеобразовательных учреждений Ивановской области, предлагаем следующую систематизацию основных направлений здоровьеформирующей деятельности школы:

1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.

3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.

4. Совершенствование системы физического воспитания.

5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья

и улучшение социальной адаптации ребёнка.

10. Организация работы по укреплению здоровья учителей.

11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

12. Проведение мониторинга здоровья.

Остановимся более подробно на анализе реализации этих направлений в деятельности образовательных учреждений Ивановской области, победителей приоритетного национального проекта «Образование». Наиболее широко реализуется направление по физическому воспитанию учащихся. Практически все школы ежемесячно проводят физкультурно-оздоровительные или спортивные праздники, олимпиады, соревнования, туристические походы. При этом они располагают физкультурными залами, стадионами и спортивными площадками. Более 60% детей занимаются в спортивных секциях и танцевальных кружках при школах. Важно, что и дети с нарушениями здоровья вовлечены в процесс физического воспитания. Так, охват учащихся специальной медицинской группы занятиями составляет в среднем от 60% до 80%. Безусловно, необходимо стремиться к 100%-ному значению этого показателя. В связи с этим отметим, что в настоящее время назрела необходимость разработки федеральных нормативных документов по более чёткой регламентации работы образовательных учреждений в сфере физического воспитания детей, имеющих нарушения здоровья. В этих документах должна быть чётко определена минимальная наполняемость групп для занятий, даны более точные рекомендации по распределению детей на медицинские группы, учитывающие не только диагноз, но и функциональное состояние организма. Это поможет руководителю создать условия для максимальной индивидуализации процесса физического воспитания.

Большая роль уделяется школами формированию здорового образа жизни. Практически все образовательные учреждения включают вопросы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в предметы области ОБЖ, физичес-

кого воспитания и естествознания.

До 20% школ рассматривают эти вопросы на всех предметах младшей ступени обучения. А школа №30 с углублённым изучением английского языка г. Иванова экспериментально подтверждает высокую эффективность включения вопросов формирования ЗОЖ во все предметы базисного учебного плана на старшей ступени обучения. Школа указывает, что это формирует у старшеклассников активную позицию в отношении выбора здоровья как стиля жизни.

Все образовательные учреждения имеют программы деятельности по пропаганде здорового образа жизни: «Здоровая школа» (МОУ лицей № 21 г. Иваново); «Формирование здорового жизненного стиля» (МОУ МСОШ № 2 г.о. Тейково); «Искусство быть здоровым» (МОУ Луговская СОШ Кинешемского района); «Здоровье» (МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района) и др.

Охват горячим питанием детей городских школ колеблется от 70% до 85%. В сельских школах этот показатель достигает 90% и выше. При этом лишь 61% образовательных учреждений регулярно включают свежие фрукты и овощи в рацион. В целом на это направление администрации школ необходимо обратить более пристальное внимание.

Требует совершенствования и деятельность, касающаяся медицинского обслуживания школьников. Медицинские кабинеты имеются у 63% сельских и 100% городских школ. Это достаточно высокая цифра. Однако медико-педагогическое взаимодействие в вопросах формирования здорового образа жизни требует совершенствования. В этом направлении особенно важен опыт регионального инновационного проекта «Межведомственная система медико-психоло-го-педагогического сопровождения детей с использованием автоматизированного мониторинга», который реализуется

с 2006 года. Его значимый результат — разработка автоматизированных компьютерных программ, которые облегчают анализ данных комплексных профилактических осмотров школьников и выдают индивидуальные рекомендации по дифференцированному подходу к обучению, воспитанию и оздоровлению детей. Рекомендации получают все участники образовательного процесса, что позволяет комплексно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Значимое место занимает деятельность по образованию педагогов в сфере здоровья и их оздоровлению. Более 60% педагогов школ Ивановской области прошли обучение по программе «Образование и здоровье» в процессе повышения квалификации. Позитивен и тот факт, что высока доля учителей, регулярно проходящих диспансерные осмотры. Их количество составляет более 90% педагогических коллективов всех школ Ивановской области.

Однако охват педагогов оздоровительными занятиями в среднем составляет лишь 50%. Это негативная тенденция, так как на сегодняшний день данные, связанные со здоровьем учителя, вызывают обоснованную тревогу. Кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании Института развития образования Ивановской области провела масштабные исследования и выяснила, что 93% педагогов отмечают, что профессия ухудшает их здоровье. Только 12% педагогов оценивают здоровье как хорошее.

А данные углублённых осмотров дают ещё более тревожную статистику, согласно которой лишь 4% педагогов имеют 1-ю группу здоровья. При этом 90% педагогов не владеют никакими технологиями самооздо-ровления, а категория «здоровье» занимает малозначимое место в структуре профессиональных ценностей современных педагогов. В такой ситуации очень сложно ожидать от педагогов качественной деятельности по развитию у детей компетенции здоровьеформирующего характера, предусмотренной стандартами второго поколения. Это ещё

раз подтверждает, что проблема здоровья учителя нуждается в активном поиске эффективных путей её решения через разработку новых нормативных документов. Одним из направлений государственной политики в сфере здоровья, демографии и экологии будет «создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни». Среди условий хочется отметить «внедрение системы финансовых и страховых стимулов: для граждан — к сохранению здоровья, для работодателей — к повышению ответственности за здоровье работников» (Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

№ 1663-р).

Для решения проблем в сфере формирова ния здоровья учителя Институт развития образования Ивановской области предлагает всем педагогам обучающий семинар «Здоровье педагога как основа профессионального успеха». На семинаре возможно обучение как управленческой команды, так и всего коллектива образовательного учреждения. На этом семинаре педагоги практически осваивают основные приёмы здорового образа жизни при наиболее распространённых заболеваниях. По окончании обучения они имеют возможность продолжить оздоровительные занятия на базе школ. Использование этой образовательной услуги Института развития образования позволяет руководителям более эффективно строить работу по созданию школы здорового образа жизни.

Таким образом, тенденция к созданию здоровьеформирующей среды проявляется не только в нормативных документах, но и в реальной деятельности образовательных учреждений, повышая качество образования в школе. Надеемся, что изучение нормативно-правовых документов и их грамотное использование позволят современным руководителям создать школу здоровья и успеха. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.