БИТ 2022 Том 6 № 1 (21) УДК 340.1
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ
Бех А.П., Афонин П.Н.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»»
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования, Российская таможенная академия
REGULATORY SUPPORT OF ELECTRONIC CUSTOMS
TECHNOLOGY
Bekh A.P., Afonin P.N.
St. Petersburg Electrotechnical University «LETI» Russian Customs Academy
Аннотация
В статье рассматриваются международные договоры и акты, а также акты наднационального и национального законодательства, регламентирующие функционирование электронной таможни и применение информационных технологий в таможенном администрировании.
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, электронная таможня, цифровизация, информационные технологии.
Abstract
The article discusses international treaties and acts, as well as acts of supranational and national legislation regulating the functioning of electronic customs and the use of information technologies in customs administration.
Keywords: regulatory legal base, e-customs, digitalization, information technology.
Стратегическими документами Всемирной таможенной организации (Переходные стандарты Генерального приложения Пересмотренной Киотской конвенции, Рамочные стандарты SAFE) цифровизация в таможенной деятельности определена флагманским направлением на ближайшее десятилетие и рассматривается как внедрение и использование информационных и коммуникационных технологий для осуществления таможенных операций. В России цифровизация экономики также является магистральным направлением развития всех без исключения отраслей народного хозяйства, что отражено в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», Паспорте национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7), Постановлением Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от
21.08.2020) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В целом, цифровизация - одно из глобальных мировых, а также национальных явлений. Активно развиваясь в последнее десятилетие, цифровые технологии становятся все более значимым, ключевым элементом, способствующим как установлению коммуникации между различными странами, так и росту их экономики.
Реализация положений международных и национальных нормативно-правовых актов о внедрении и использовании информационных технологий в значительной степени затрагивает один из важнейших государственных органов, обеспечивающих безопасность экономических интересов России - Федеральную таможенную службу России [1].
Одним из ключевых элементов, позволяющим обеспечить цифровизацию таможенной деятельности, является механизм «единого окна». Основные положения по созданию механизма «единого окна» содержат Рекомендация № 33 «Рекомендация и
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2022 Том 6 № 1 (21)
руководящие принципы по созданию механизма «единого окна»», сформированные Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям [2]. Также были сформированы Рекомендация № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли» [3] и Рекомендация № 35 «Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле [4].
Центральным ядром механизма «единого окна» является электронная таможня [5]. В материалах и публикациях Всемирной таможенной организации указано, что таможня является безбумажной, электронной и цифровой [6]. Данные понятия эквиваленты друг другу. Термин «безбумажная таможня» характеризует отсутствие документов на бумажных носителях, то есть изменение формата данных документов, предоставляемых в таможенные органы в результате цифровизации экономики. «Электронная таможня» - термин, означающий не только предоставление данных в электронном виде, но и автоматизацию некоторых процессов, происходящих в таможенных органах.
Понятие «электронная таможня» появилось в результате механизмов трансформации организационной структуры таможенных органов. Закрепленные в ТК ЕАЭС, а также Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 3.08.2018 № 289-ФЗ положения об осуществлении декларирования товаров в электронной форме поспособствовали возникновению объемного электронного документооборота, в связи с чем были созданы Центры электронного декларирования (далее - ЦЭД). ЦЭД - специализированный таможенный орган, находящийся в подчинении электронной таможни, в компетенцию которого входит исключительно совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей декларирования товаров в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», в соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием
международной ассоциации сетей «Интернет» [7].
К ключевым нормативно-правовым актам, положения которых регламентируют деятельность электронных таможен, относятся Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне», а также Письмо Федеральной таможенной службы России от 25.11.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях».
Положениями Приказа ФТС России от 31.05.2018 № 833 установлено функциональное назначение электронных таможен: обеспечение реализации задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий. Структура электронных таможен и ЦЭД, а также схема их взаимодействия между собой и таможенных постов фактического таможенного контроля (далее - ТПФК) регламентируется положениями Письма ФТС России от 25.11.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях».
В соответствии с Приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 при совершении таможенных операций при электронном таможенном декларировании товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, который отличается от места их декларирования, применяется технология «удаленного выпуска». Посредством применения ТУВ реализуется процесс взаимодействия ЦЭД и ТПФК.
Первостепенным элементом функционирования электронной таможни выступает федеральная государственная информационная система - «Единая автоматизированная информационная система таможенных органов». Применение ЕАИС ТО регламентировано Приказом ФТС России от 17.06.2010 № 1154 «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов», а также Приказ ФТС России от 18.09.2012 № 1883 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 17 июня 2010 г. № 1154». Использование ЕАИС ТО в целях совершения таможенных операций для разных видов транспорта регламентировано отдельными нормативно-правовыми актами - приказами. К таковым относятся: Приказ ФТС России от 01.04.2019 № 541, Приказ ФТС России от 05.08.2015 № 1572,
64 http://bitjournal.ru
Бюллетень инновационных технологий
БИТ 2022 Том 6 № 1 (21)
Приказ ФТС России от 17.09. 2013 № 1761, Приказ ФТС России от 21.11.2018 № 1896.
«Личный кабинет участника ВЭД», который является неотъемлемой частью ЕАИС ТО действует на основании Приказа ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических
Список литературы
1. Сальникова А. В., Чернова М. А. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации Российской экономики // Вестник университета. 2020. № 5, С. 7177.
2. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами (СЕФАКТ ООН) Нью-Йорк и Женева, 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/filead-min/DAM/cefact/recommenda-tions/rec33/rec33_trd352r.pdf
3. Рекомендация № 34 Упрощение и стандартизация данных для международной торговли (СЕФАКТ ООН) 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/DAM/cefact/documents/Rec35_in-tersessional_RUS.pdf
4. Рекомендация № 35 Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле (СЕФАКТ ООН) 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/DAM/cefact/docu-ments/Rec35_intersessional_RUS.pdf
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету».
Таким образом, не смотря на то, что создана объемная нормативно-правовая база, которая регламентирует применение информационных и цифровых технологий в таможенных органах, понятие «электронная таможня» законодательно не установлено. В нормативно-правовых актах отсутствует регламентация, а также разграничение понятий «безбумажной», «электронной» и «цифровой» таможни, в соответствии с чем повышается вероятность совершения ошибок в реализации и установлении института электронной таможни на территории государств-членов ЕАЭС.
5. Материалы международной конференции «Электронное декларирование - основа электронной таможни, взгляд из настоящего в будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eura-siancommission.org/ru/act/tam_sotr/edi-noe_okno/Pages/intconfecustoms.aspx
6. Dematerialization & Paperless Processing / WCO [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/pub-lic/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/single-window/compendium/swcompendi-umvol2partvi.pdf.
7. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н., Краснова А.И. Таможенные услуги центра электронного декларирования: проблема подготовки кадров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 20-23.
Поступила в редакцию 23.12.2021
Сведения об авторах:
Афонин Петр Николаевич - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»», проректор по стратегическому развитию; Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования, Российская таможенная академия, профессор кафедры таможенного дела, доктор технических наук, доцент, e-mail: pnafonin@etu.ru.
Бех Анастасия Павловна - Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: sw-anb@mail.ru.
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru