УДК 339.543
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАМОЖЕН
Кириллова Дарья Аркадьевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, e-mail: kiridaria@yandex.ru
Сальников Константин Алексеевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, e-mail: konsal@yandex.ru
В статье рассматриваются вопросы организации работы с информационными потоками при совершении таможенных операций в условиях функционирования электронных таможен. Авторами предлагается перечень мероприятий, направленных на повышение качества совершения таможенных операций
Ключевые слова: электронная таможня; центр электронного декларирования; таможенные операции; информационный поток; информационная среда
ELECTRONIC CUSTOMS AS A NEW WAY OF PERFORMING CUSTOMS OPERATIONS
Kirillova Daria A.
Russian Customs Academy St. Petersburg Branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Operations and Customs Control, e-mail: kiridaria@yandex.ru
Salnikov Konstantin A.
Russian Customs Academy St. Petersburg Branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Operations and Customs Control, e-mail: konsal@yandex.ru
The article considers the issues of possible changes while working with information flows and performing customs operations in the conditions of functioning of electronic customs. The authors offer a list of measures aimed at improving the quality of customs operations
Keywords: electronic customs; electronic declaration center; customs operations; information flow; information environment
Для цитирования: Кириллова Д. А., Сальников К. А. Современный подход к организации совершения таможенных операций в условиях функционирования электронных таможен // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.2021. № 2 (78). С. 30-35.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, успешно реализованная Федеральной таможенной службой (ФТС России) в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, принципиально изменила таможенную инфраструктуру и реализовала принцип специализации таможенных органов по функциональному признаку [1, 2].
Создание сети электронных таможен и таможенных постов - центров электронного декларирования (далее - таможенные посты - ЦЭД), переход на повсеместное внедрение современных информационных таможенных технологий, в основе которых лежит электронный обмен сведениями, система централизованного распределения таможенных деклараций между таможенными постами в зависимости от места прибытия товаров на таможенную территорию, категорий товаров и места нахождения декларанта способствуют созданию новых, уникальных условий функционирования таможенной службы, формированию новой таможенной логистики и нового подхода к вопросам
совершения таможенных операций. Тем не менее понятие «электронная таможня» в настоящее время не имеет своего определения, за исключением определения, приведенного в Общем положении о таможне, в соответствии с которым электронная таможня обеспечивает реализацию задач и функций таможенной службы России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий, определенных Общим положением о таможне [3].
Несколько ранее А.Ю. Кожанков, К.И. Бабенко, О.Г. Боброва отметили: «В науке и практике дискуссионный характер носит понимание содержание понятий „безбумажный", „электронный", „цифровой"... на сегодняшний день в международных актах не закреплен унифицированный подход к формулировке содержания указанных понятий». Авторы обратили внимание, что слово «paperless» (безбумажный) применяется Всемирной таможенной организацией в основном вместе со словом «environment» (среда).
«Таким образом, имеется в виду не переход от таможенной очистки с использованием бумажных документов к применению электронных формализованных документов, а создание электронной среды, которая станет в будущем основой для „единого окна"» [4].
Аналогичный вывод содержится в работах С.В. Мозера [5, 6]. Как указывает С.В. Мозер, в составе понятия «электронная таможня» присутствуют правовая, организационно-техническая и технологическая составляющие, а также такие содержательные аспекты этого понятия, как таможенные операции (бизнес-процессы), механизм «единого окна», правоохранительная деятельность [5].
В данной статье термин «электронная таможня» будет рассмотрен, учитывая, что именно таможенные органы с таким названием с 2020 г. в полном объеме функционируют в системе таможенных органов Российской Федерации, полагая, однако, при этом, что понятие «электронная таможня» не сводится только к структурной единице таможенных органов. Обоснованным представляется вывод о возможности использования термина «электронная таможня» для обозначения информационной электронной среды, в которой для целей совершения таможенных операций будут формироваться потоки информации о товарах, перемещаемых через таможенную границу.
Целью настоящей статьи является исследование особенностей организации совершения таможенных операций в условиях функционирования электронных таможен. С точки зрения структурных изменений в таможенных органах, произошедших за последние несколько лет, безусловно, необходимо отметить, что деление функционала таможен и таможенных постов на электронную и неэлектронную составляющие стал возможен благодаря переводу процесса совершения таможенных операций в безбумажную среду. Такие таможенные технологии, как предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование сформировали основу, которая по мере разработки и внедрения новых программных средств будет наполняться новым содержанием в виде таможенных операций, выполнение которых со временем также станет возможным в электронной форме. Например, на основе упомянутых технологий в настоящее время развиваются технологии автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. Соответственно, обоснованным представляется предположение, что функционал таможенных постов - ЦЭД будет увеличиваться, а на таможенных постах фактического контроля (ТПФК) сосредоточатся, прежде всего, функции, исполнение которых невозможно без участия человека.
Стоит отметить, что обобщенное название вышеуказанных таможенных технологий в настоящее время отсутствует. На практике работу по реализации единой научно-технической политики ФТС России по внедрению в регионе
деятельности регионального таможенного управления указанных таможенных технологий осуществляют подразделения по внедрению перспективных таможенных технологий, созданные в 2010 г. приказом ФТС России [7]. В данной работе в дальнейшем для обозначения перечисленных таможенных технологий авторы будут употреблять термин «перспективные таможенные технологии».
Исходя из того, что электронная таможня взаимодействует с внешней средой - участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иными таможенными органами, государственными контролирующими органами и др. - исключительно в электронном виде, полагаем правомерным вывод о взаимодействии электронной таможни с информационным потоком, формирующимся в связи с перемещением через таможенную границу конкретной товарной партии, а также с информационной средой, сформировавшейся и существующей в информационных хранилищах таможенных органов и содержащей сведения о ранее перемещенных товарных партиях, о решениях, принятых таможенным органом по каждой товарной партии, результатах таможенного контроля товаров и т.д. Именно в отношении этого информационного потока и совершаются таможенные операции, каждая из которых последовательно меняет статус конкретного перемещаемого через таможенную границу товара: прибывший на таможенную территорию, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита, находящийся на временном хранении, задекларированный, выпущенный или условно выпущенный таможенным органом, фактически вывезенный.
Для целей совершения таможенных операций предлагаем рассматривать понятие «электронная таможня» как совокупность:
1. Информационной среды, содержащей сведения о ранее перемещенных через таможенную границу товарах и информацию о результатах осуществленного в их отношении государственного контроля.
2. Информационного потока, содержащего сведения о товарной партии, перемещаемой через таможенную границу.
Информационная среда электронной таможни (далее - ИСЭТ) - это совокупность сведений о товарах, товарных партиях, о совершенных в отношении товаров таможенных операциях и принятых таможенным органом решениях.
Информационный поток о товарной партии (далее - ИПТП) - это информация в отношении конкретной товарной партии в объеме сведений, предусмотренных правом ЕАЭС, которая поступает в информационную среду электронной таможни. Формирование ИПТП начинается с представления предварительной информации о товарной партии и до безусловного выпуска таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или до фактического
вывоза товаров с таможенной территории. После наступления указанных событий информационный поток переходит в статус информационной среды.
Третий раздел Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) содержит 6 глав, пять из которых посвящены отдельным таможенным операциям. Под таможенными операциями в ТК ЕАЭС понимаются действия, совершаемые таможенными органами и лицами (декларантами, перевозчиками и т.д.) в соответствии с правом ЕАЭС и национальным законодательством государств ЕАЭС [8]. К таможенным операциям правом ЕАЭС отнесены прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС, помещение их на временное хранение, декларирование товаров таможенному органу и выпуск, а также убытие (фактический вывоз) товаров с таможенной территории ЕАЭС.
ИПТП, содержащий сведения о товарной партии, необходимые для совершения таможенных операций, поступает в электронную таможню при предоставлении предварительной информации, при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, при помещении на временное хранение, при декларировании товарной партии и используется для совершения таможенных операций в объеме сведений, установленном правом ЕАЭС для каждой таможенной операции.
На рис. 1 представлена схема формирования ИПТП в таможенных органах до внедрения перспективных таможенных технологий - в период преимущественного применения бумажного документооборота.
Как видно из схемы, ИПТП был прерывистым, т.е. сведения в информационные системы таможенных органов представлялись отдельно для совершения каждой таможенной операции. Это противоречит одному из основных правил применения информационных технологий: каждая новая информация должна вводиться в систему только один раз и храниться в одном месте. Проблема многократного введения одной и той же информации была связана не только с дополнительными трудозатратами, но и с необходимостью корректировки информации в каждом программном продукте в условиях отсутствия интеграции программных продуктов.
На рис. 2 представлена схема формирования ИПТП после внедрения технологий предварительного информирования и электронного декларирования.
При этом характер формирования информационного потока - неоднократное представление отдельных информационных элементов - сохраняется. ИПТП формируется два раза - до прибытия товаров и при декларировании.
Как организационно-структурная единица таможенных органов электронная таможня работает только со второй частью ИПТП, поступающего в электронную таможню при декларировании товаров. ИПТП, формируемый при предварительном информировании, используется при совершении таможенных операций таможенными постами, подчиненными таможням фактического контроля (ТФК).
Отметим также, что вопрос представления сведений о товарной партии в электронную информационную среду неразрывно связан с внедрением
Рис. 1. Формирование информационного потока в таможенных органах до внедрения перспективных таможенных технологий,
где: И - информационный поток о товарной партии (ИПТП), ВХ - таможенная операция временного хранения, ТТ - таможенная процедура таможенного транзита, Д - таможенная операция декларирования, В - таможенная операция выпуска товаров
(рисунок авторский)
и функционированием механизма «единого окна». Согласно принципам функционирования «единого окна», сформулированными в Рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН, механизм «единого окна» должен сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз [9]. Полноценная реализация механизма «единого окна» возможна только при условии организации информационного обмена в электронной форме. Данный механизм также предполагает формирование информационной среды, в рамках которой взаимодействуют государственные органы в целях отработки (выполнения) поручения (заказа, обращения, заявления) лица (участника ВЭД), предоставившего информацию о своих товарах, перемещаемых через таможенную границу.
Можно предположить, что ИСЭТ в некоторой части совпадает с информационной средой «единого окна», либо является сегментом информационной среды «единого окна», который взаимодействует с сегментами иных государственных органов и с которым в свою очередь могут взаимодействовать иные государственные органы.
Заинтересованные лица должны иметь возможность однократно представлять документы и сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования всеми заинтересованными государственными органами, при этом ранее представленные элементы повторно
не представляются, за исключением случая, когда такие документы имеют ограниченный срок действия [10].
Таким образом, повторное представление сведений об отправителе, получателе, фактурной стоимости, условиях поставки, наименовании товаров и других сведений, уже представленных в рамках предварительного информирования, при совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, не соответствует основному принципу функционирования механизма «единого окна».
Взаимодействие электронной таможни с ИПТП в условиях изменения характера совершения таможенных операций представлен на рис. 3.
Отметим также, что предлагаемая схема во многом аналогична схеме обязательного предварительного декларирования, приведенной на рис. 4.
Таким образом, совершение таможенных операций после внедрения предлагаемого авторами механизма может заключаться в последовательности следующих действий:
1. Загрузка участником ВЭД информации о сделке, необходимой для целей таможенного, валютного и иных видов государственного контроля в информационную систему в объеме, необходимом для совершения любой таможенной операции. Информация загружается один раз с возможностью последующей корректировки.
2. Обработка и использование определенного массива информации электронной таможней при получении соответствующего уведомления от участника ВЭД об отсутствии необходимости корректировать сведения (уведомление о прибытии, уведомление о помещении товаров на ВХ, таможенное декларирование) или форму корректировки сведений.
Рис. 2. Формирование информационного потока о товарной партии при использовании перспективных таможенных технологий,
где: ПИ - предварительная информация, ЭД - электронное декларирование
(рисунок авторский)
3. Организация взаимодействия между таможенным органом и заинтересованным лицом в случае выявления нарушений.
4. Решение таможенного органа по каждой операции.
В результате осуществления данного алгоритма совершение таможенных операций для участника ВЭД будет сведено к следующим действиям:
1. Формирование и загрузка ИПТП.
2. Загрузка распоряжения об использовании ИПТП для придания товару определенного статуса.
3. Корректировка или дополнение ИПТП (самостоятельно или по требованию таможенного органа).
Формирование таможенных документов будет производиться в автоматическом режиме
информационной системой на основании сведений в ИПТП и распоряжения декларанта о переводе товарной партии в новый статус.
Сформированные документы будут автоматически поступать на соответствующий таможенный пост для проведения таможенного контроля и принятия решения.
Для реализации сформулированных выше подходов к формированию и использованию ИСЭТ и ИПТП целесообразно провести следующие мероприятия:
1. Составить унифицированный перечень сведений, необходимых для проведения каждого этапа таможенных операций.
2. Определить на каком, по возможности более раннем этапе, эти сведения могут быть
ПИ
ЭД = ПН - ДОГ) ИНФОРМЦИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛИ ИГЕ ЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Фактический таможенный контроль
и
Информация о товарной партии
- и I .
Д оп ол н ите л ь идя информация о товарной партии
прибытие
вх
тт д
в
Рис. 3. Формирование информационного потока о товарной партии при внедрении предлагаемой авторами концепции
(рисунок авторский)
Рис. 4. Формирование ИПТП после внедрения обязательного предварительного декларирования
(рисунок авторский)
занесены в ИСЭТ.
3. Определить для каждого этапа какие из ранее введенных сведений целесообразно получить и использовать на каждом последующем этапе.
4. Разработать типовые логические процедуры, определяющие порядок работы с ИПТП: установить круг лиц и определить их полномочия по инициализации формирования ИПТП, загрузке сведений в информационную систему, хранению, использованию и корректировке информации, а также условия и временные рамки для совершения этих действий.
5. Разработать техническое задание на программные модули, реализующие указанные логические процедуры.
По мнению авторов, предлагаемые мероприятия будут способствовать упрощению и оптимизации электронного информационного обмена, упорядочению представления, хранения и обработки информации, а также сформируют логическую последовательность электронного представления сведений для целей государственного контроля.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 21.03.2021).
2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»). URL: https://customs.gov.ru/activity/ programmy-razvitiya/strategy (дата обращения: 21.03.2021).
3. ПриказФедеральнойтаможеннойслужбыот31.05.2018 № 833 (ред. от 24.07.2020) «Об утверждении Общего положения о таможне». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201809280005 (дата обращения: 21.03.2021).
4. Кожанков А.Ю. Цифровая таможня - современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты / А.Ю. Кожанков, К.И. Бабенко, О.Г. Боброва // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: Материалы 15-й международной конференции, 2018. М.: Издательство: «КД», «Университетская книга», 2018. С. 92-96.
URL: https://bookonlime.ru/lecture/15-cifrovaya-tamozhnya-sovremennyy-mezhdunarodnyy-trend-sushchnostnye-harakteristiki-i-0
5. Мозер С.В. Формирование института электронной таможни во Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки. № 2. 2019. URL: http://customs-academy.net/?p=12345
6. Мозер С.В. Формирование правового института электронной таможни: российский опыт // Пробелы в российском законодательстве. № 1. Том XIII. 2020. С. 186-199. URL: http://customs-academy.net/?p=13296
7. Приказ ФТС РФ от 20.01.2010 № 78 «Об утверждении типового положения о подразделении по внедрению перспективных таможенных технологий регионального таможенного управления». URL: https:// login.consultant.ru/link/?req=doc&base=EXP&n=4749 67&demo=1 (дата обращения: 18.04.2021).
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 03.11.2020).
9. Рекомендация № 33. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Европейская экономическая комиссия. Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). 2004 г. Номер документа ECE/TRADE/352. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/recommendation-33. htm (дата обращения: 21.03.2021).
10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05. 2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37712/ (дата обращения: 18.04.2021).
11. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.03.2021).
12. Распоряжение ФТС России от 29.10.2020 № 395-р «О проведении эксперимента». URL: https://www.alta. ru/tamdoc/20a00395/ (дата обращения: 21.03.2021).
13. Приказ ФТС России от 26.09.2012 № 1926 «Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?r eq=doc&base=EXP&n=540141#006903926210644529/ (дата обращения: 03.11.2020).