Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ БИОРЕМЕДИАЦИИ ПОЧВ ПОСЛЕ РАЗЛИВА НЕФТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ БИОРЕМЕДИАЦИИ ПОЧВ ПОСЛЕ РАЗЛИВА НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / БИОРЕМЕДИАЦИЯ ПОЧВ / ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА / НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денежкина А.А.

В статье исследуются нормы правотворчества, касающиеся экологической безопасности при биоремедиации после осуществления разлива нефти. Подробно изложена основная нормативно-правовая регламентация, а также исследованы зарубежные регламенты, касающиеся экологической безопасности. Совершенствование нормативно-правовой документации РФ должно проводиться целенаправленно и основано на особенностях современного государственного регулирования с учетом зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY REGULATION ON ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY DURING SOIL BIOREMEDIATION AFTER OIL SPILL

The article examines the norms of lawmaking concerning environmental safety during bioremediation after an oil spill. The main legal regulation is set out in detail, as well as foreign regulations related to environmental safety are studied. The improvement of the regulatory legal documents of the Russian Federation should be carried out purposefully and based on the peculiarities of modern state regulation, taking into account foreign experience.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ БИОРЕМЕДИАЦИИ ПОЧВ ПОСЛЕ РАЗЛИВА НЕФТИ»

УДК - 504.054

Денежкина А.А. студент

Башкирский государственный университет

Бирский филиал Россия, г.Бирск

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ БИОРЕМЕДИАЦИИ ПОЧВ ПОСЛЕ РАЗЛИВА НЕФТИ

Аннотация. В статье исследуются нормы правотворчества, касающиеся экологической безопасности при биоремедиации после осуществления разлива нефти. Подробно изложена основная нормативно-правовая регламентация, а также исследованы зарубежные регламенты, касающиеся экологической безопасности. Совершенствование нормативно-правовой документации РФ должно проводиться целенаправленно и основано на особенностях современного государственного регулирования с учетом зарубежного опыта.

Ключевые слова: нормативно-правовая регламентация, биоремедиация почв, техногенная катастрофа, нефтегазовое дело.

Denezhkina A.A.

student

Bashkir State University Birsky Branch Russia, Birsk

REGULATORY REGULATION ON ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY DURING SOIL BIOREMEDIATION AFTER OIL SPILL

Annotation. The article examines the norms of lawmaking concerning environmental safety during bioremediation after an oil spill. The main legal regulation is set out in detail, as well as foreign regulations related to environmental safety are studied. The improvement of the regulatory legal documents of the Russian Federation should be carried out purposefully and based on the peculiarities of modern state regulation, taking into account foreign experience.

Key words: legal regulation, soil bioremediation, man-made disaster, oil and gas business.

Основополагающе акты государственного регулирования Российской Федерации в области экологической безопасности при освоении месторождений нефти являются Конституция Российской Федерации, законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет официально, что земля и другие природные ресурсы находятся в использовании и охраняются государственно на территории Российской Федерации как основа хозяйственной деятельности народов, которые должны проживать на соответствующей территории.

Эксплуатация природных ресурсов закреплена в Федеральном законе от 20 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Влияние промышленности освещается в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 65-ФЗ «Об экологической экспертизе» [2].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, является постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации отражен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 2406.

Непосредственно порядок разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций установлен Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2 004 г. № 6217 [1].

Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613, а также приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 1568.

Действующие постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» а также иные нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти существенно устарели.

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" исследует основные задачи по совершенствованию экологического правотворчества.

Международное право охраны окружающей среды является сравнительно молодой отраслью в истории зарубежного права, однако в последнее время активно развивается на территории РФ [2].

В зарубежном законодательстве на международном уровне применяется Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (англ. International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and Cooperation (OPRC)) [2].

Например, в США законами «Об ответственности за загрязнение нефтью» и «О загрязнении нефтью» явственно закреплены практически все вопросы предотвращения и ликвидации разливов нефти, как на суше, так и на море. Это закон, в котором основное внимание уделяется целостному подходу к исследованию и пониманию опасного воздействия разливов нефти, а также воздействия на окружающую среду.

Таким образом, существуют достоинства и недостатки современной нормативно-правовой регламентации касательно биоремедиации земель после разливов нефти. Несмотря на достоинства данной отрасли права, которая тщательно следит за использованием нефтяных месторождений и тщательно контролирует их использование, имеются определенные проблемы.

Во-первых, в настоящее время существует сложность предоставления официальной статистики общего количества и состояния ликвидированных и законсервированных скважин в РФ.

Во-вторых, действующее законодательство о недрах фактически не регламентирует вопросы использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, поскольку в Законе Российской Федерации «О недрах» не содержится норм, закрепляющих субъектов, которые должны нести ответственность за сохранность буровых скважин [4].

В-третьих, сложность урегулирования правотворчества приводит к тому, что на территории Российской Федерации в настоящее время находится большое количество скважин, техническое состояние которых не поддерживается надлежащим образом, что влечет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека.

В-четвертых, актуальна также проблема обеспечения сокращения бездействующего фонда скважин путем вовлечения бездействующих скважин в промышленную эксплуатацию, что необходимо задействовать из американских законов, где четко регламентируется количество действующих скважин [3].

Использованные источники:

1. Агафонов В. Б. Правовое регулирование предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-preduprezhdeniya-i-Hkvidatsii-avariynyh-razHvov-nefti-i-nefteproduktov-a-takzhe-myh-chrezvychaynyh-situatsiy (дата обращения: 03.01.2022).

2. Валуйский В. Е. Прогнозирование и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций с разливом нефтепродуктов // Современные проблемы гражданской защиты. 2015. №2 (15). с. 58-62.

3. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. М.: Ин-октаво, 2005. 368 с.

4. Янкевич М.И., Хадеева В.В., Мурыгина В.П. Биоремедиация почв: вчера, сегодня, завтра // Биосфера. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioremediatsiya-pochv-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 03.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.