10. ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
10.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ
Агафонов Вячеслав Борисович, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой экологического и природоресурсного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Основными угрозами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера в сфере недропользования являются прорывы магистральных трубопроводов, аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, а также проблема обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин. Учитывая данный факт, с целью выработки основных направлений совершенствования нормативного правового регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами, в статье проведен анализ нормативного правового регулирования отношений в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в области охраны окружающей среды при создании, функционировании и развитии магистрального и внутрипромысло-вого трубопроводного транспорта, а также охраны и обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин. По результатам исследования выявлены основные правовые проблемы в данной сфере, предложены пути решения данных проблем, в том числе с учетом положительного зарубежного и международного опыта. Ключевые слова: охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, пользование недрами, чрезвычайная ситуация, аварийный разлив нефти, трубопроводный транспорт, законсервированные и ликвидированные скважины
LEGAL REGULATION OF THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY FLOODS OF OIL AND OIL PRODUCTS, AND ALSO
OTHER EMERGENCY SITUATIONS OF TECHNOGENIC CHARACTER AT USING BOWELS
Agafonov Vyacheslav Borisovich, the candidate of jurisprudence, the assistant behind chair of ecological and prirodoresurs th right of the Moscow state legal academy of
O.E.Kutafina
Annotation: The main threats of occurrence of extreme situations of technogenic character in the sphere of subsoil use are breakthroughs of main pipelines, oil spills and oil products, as well as the problem of ensuring of the environmental safety of liquidated and the conserved oil wells. Given this fact, with the purpose of development of the basic directions of perfection of normative legal regulation in the field of protection of population and territories against emergency situations of technogenic character for subsoil use, in the article the analysis of legal regulation of relations in the field of prevention of and response to emergency spills of oil and oil products, in the field of environment protection in the establishment, functioning and development of the main pipeline transport, and the protection and ecological safety of the liquidated and the conserved oil wells. The results of the research revealed the main legal problems in this sphere and the ways of solving these problems, including in the light of the positive foreign and international experience. Keywords: the protection of the environment,
provision of ecological safety, use of the earth entrails, emergency, the emergency oil spill, pipeline transport, the preserved and liquidated wells
Согласно Государственному докладу «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году»1 на территории Российской Федерации произошло 429 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 204, муниципальных
- 186, межмуниципальных - 22, региональных - 16, федеральных - 1, в результате которых погибло 734, пострадало 3020 человек, при этом наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Сибирском федеральном округе в результате хозяйственной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса.
Основными угрозами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера в сфере недропользования являются прорывы магистральных трубопроводов и последующие аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, а также проблема обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин.
По мнению Н.Г. Жаворонковой, среди различных видов загрязнений нефтяные загрязнения выделяются как своим объемом, так и спецификой. Понятие "нефтяные загрязнения" охватывает весь спектр загрязнений, связных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Если добавить сюда выбросы нефтеперерабатывающих предприятий, разливы нефти, за-
1 См: http://www.mchs.gov.ru/
Сафонов В-Б- ПРАВО И ТЕХНОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ
грязнение почв и природной среды при бурении, транспортировке, захоронении отходов, отчуждение земель, прямое и косвенное влияние на растительный и животный мир, сопутствующие отходы и загрязнение, связанное с разведкой, необходимостью создания инфраструктуры, то термин «нефтяное загрязнение» приобретает поистине колоссальный масштаб2.
Наибольшую опасность для окружающей среды при эксплуатации нефтепроводов представляют именно аварийные разливы транспортируемой продукции, однако в Российской Федерации используются еще советские военные трубопроводы, по которым до сих пор идет перекачка нефти, поэтому проблема обеспечения экологической безопасности при прорывах магистральных трубопроводов является весьма актуальной3.
Не решена также проблема обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин. На территории России в настоящее время находятся большое количество неучтенных законсервированных и ликвидированных скважины, требующих ремонтно-изоляционных работ, причем многие из них находятся в аварийном состоянии и могут представлять опасность для окружающей среды и здоровья населения, проживающего на соответствующей территории4.
Учитывая данный факт, с целью выработки основных направлений совершенствования нормативного правового регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами, необходим анализ нормативного правового регулирования отношений в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в области охраны окружающей среды при создании, функционировании и развитии магистрального и внутрипромысло-вого трубопроводного транспорта, а также охраны и обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, является постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»5, в которых определяются принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами
2 Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности при нефтяных загрязнениях// НефтьГазПра-во. 2011, № 1, с. 5.
3 Перчик А.И. Трубопроводное право. - М.: Нефть и газ, 2002. С.319.
4 Орлов В.П. Проблемы недропользования (2000-2006). С. 124.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,
№ 35, ст. 3582, 2002, № 16, ст. 1569.
Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Порядку организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 2406, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Помимо необходимости разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, анализируемым Порядком предусматриваются ряд дополнительных обязанностей для предприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, к основным из которых следует отнести немедленное оповещение в установленном порядке соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организация работы по их локализации и ликвидации, наличие резервов финансовых средств и материально
- технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно - технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий и т.д.
Непосредственно порядок разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций установлен Приказом МЧС рФ от 28 декабря 2004 г. № 6217, согласно которому в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной чрезвычайной ситуации: локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных чрезвычайных ситуаций вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непо-
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 16, ст. 1569.
7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, № 17, Российская газета, 2011, № 39
средственно в организациях при реагировании на чрезвычайные ситуации.
Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613, а также приказом МПР России от 3 марта 2003 г. № 1568, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации.
Введение планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших планы. В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации предусматривается время на разработку, согласование и утверждение планов, а также с момента регистрации вновь создаваемых объектов и организаций.
Введение Планов в действие должно осуществляться в следующие сроки:
Планы организаций:
- объектового и местного уровней - четыре месяца;
- территориального уровня - шесть месяцев;
- регионального уровня - девять месяцев;
- федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев.
Анализируя практику применения данных нормативных правовых актов, тем не менее, следует констатировать, что, несмотря на детальную правовую регламентацию мероприятий по вопросам предотвращения, реагирования и компенсации ущерба окружающей среде в связи с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, существующая в настоящее время нормативно-правовая база не в состоянии обеспечить должную эффективность в этом приоритетном природоохранном направлении. Действующие постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» а также иные нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти существенно устарели, практика применения данных нормативных актов выявила определенные недостатки правового регулирования отношений, вследствие чего положения вышеназванных нормативных правовых актов требуют концептуального пересмотра.
Во-первых, следует обратить внимание на необходимость изменения концептуальной направленности правового регулирования в данной сфере. Анализ содержания действующих нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов показывает, что они ориентированы, в первую очередь, на детальную регламентацию мероприятий по ликвидации последствий, связанных с аварийным разливом нефти, в свою очередь, меры по предупреждению аварийных разли-
8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 29 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2003 г. № 4516)
вов нефти и нефтепродуктов прописаны достаточно фрагментарно.
Согласно пункту 4 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов рассматриваемые планы должны предусматривать прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов, положения, касающиеся сил и средств в количестве достаточном для ликвидации разлива, организации их взаимодействия, в том числе информационного и т.д. Мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов в содержании планов ликвидации аварийных разливов нефти также не конкретизированы.
Во-вторых, действующие нормативные правовые акты позволяют в достаточной степени эффективно реализовывать меры в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов только на стадии разработки месторождений полезных ископаемых, в свою очередь, к иным стадиям технологического процесса, включающим переработку, транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также доведения до конечных потребителей, положения вышеназванных нормативных правовых актов применить весьма затруднительно.
В-третьих, следует отметить сложность системы и процедуры разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно Приложению № 1 к Порядку разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. № 621, срок введения в действие планов осуществляется в зависимости от уровня в срок от четырех до двенадцати месяцев, при этом предприятие не может ввести план в действие без соответствующего согласования с уполномоченными органами, которые, в свою очередь, рассматривают планы и календарные планы, представленные на согласование, в течение тридцати календарных дней с момента поступления документов.
Для решения указанных проблем представляется целесообразным:
Во-первых, внести изменения в приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»:
- в части конкретизации мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, на всех стадиях технологического процесса добычи нефти, включая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов;
-в части установления возможности осуществления хозяйственной деятельности предприятием с момента разработки планов по предупреждению и ликвидации
Агафонов В-Б- ПРАВО И ТЕХНОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ
разливов нефти и нефтепродуктов и направления данного плана на согласование и утверждение в уполномоченные органы в уведомительном порядке. С учетом необходимости, целесообразно предусмотреть обязанность внесения необходимых корректировок по рекомендациям органов государственной власти, осуществляющих рассмотрение и согласование планов.
Во-вторых, конкретизировать документацию, подлежащую согласованию с уполномоченными органами государственной власти, а также четко установить сроки при проведении административной процедуры по согласованию планов и сроки предоставления документов на согласование. Для реализации соответствующего предложения потребуется разработка и принятие соответствующего административного регламента.
Анализируя возможные пути совершенствования федерального законодательства в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, следует также учитывать положительный зарубежный опыт регулирования данных отношений. Например, в США законами «Об ответственности за загрязнение нефтью» и «О загрязнении нефтью» четко регламентируются практически все вопросы предотвращения и ликвидации разливов нефти, как на суше, так и на море, при этом в качестве особенностей нормативного правового регулирования данных отношений следует назвать закрепление правовых мер в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не только на стадии разработки месторождений полезных ископаемых, как это реализовано в законодательстве Российской Федерации, но и на иных стадиях, включающих переработку, транспортировку и доведения до потребителей, помимо этого в законодательстве США эффективно используется процедура экологического страхования рисков, установлен четкий порядок информирования населения в случаях аварийного разлива нефти, а также порядок возмещения экологического вреда.
По данному вопросу необходимо отметить, что в настоящее время разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, «Об утверждении Правил планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне», в котором поставленные проблемы удалось решить, однако до настоящего времени он так и не был принят.
Другой важной проблемой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами являются многочисленные прорывы магистральных трубопроводов.
Анализируя законодательство в области охраны окружающей среды при создании, функционировании и развитии магистрального и внутрипромыслового трубопроводного транспорта необходимо отметить, что системы магистрального трубопроводного транспорта являются важнейшими составляющими федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливноэнергетического комплекса и важным фактором стабильности и экономического роста субъектов Российской Федерации. Протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции, составляет более 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопро-дуктопроводы - более 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали - более 48,5 тыс. км, нефтепродуктопро-
водные магистрали - более 15,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефА л9
тепродуктов - 4,3 .
Тем не менее, несмотря на исключительную важность систем магистрального трубопроводного транспорта для экономики субъектов Российской Федерации, следует констатировать, что федеральное законодательство, регламентирующее порядок эксплуатации систем магистрального трубопроводного транспорта, в том числе формирующее эколого-правовой режим земельных участков, предназначенных для данных целей, регулирует данные отношения достаточно фрагментарно.
Наличие правовых проблем в данной сфере определяется отсутствием комплексного федерального закона, в котором бы определялся понятийный аппарат(в частности, такие понятия, как «магистральный трубопроводный транспорт», «транзит», «магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы» и т.д.), требования к экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, порядок организации ликвидации последствий аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах, порядок возмещения потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, затрат на их ликвидацию, а также правовой статус и режим деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта, в связи с чем предлагается разработать комплексный федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте», в котором целесообразно установить четкий понятийный аппарат, требования к экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, порядок организации ликвидации последствий аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах, порядок возмещения потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, затрат на их ликвидацию, а также закрепить правовой статус и режим деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта.
Отметим также положительную зарубежную практику нормативного регулирования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта специальным законом. Например, в республике Беларусь действует Закон «О магистральном трубопроводном транспорте», в главе 4 которого содержатся правовые аспекты безопасности трубопроводов на различных стадиях существования, в том числе при строительстве магистральных трубопроводов, при эксплуатации магистральных трубопроводов, при прекращении эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, а также требования к производственному контролю при строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов.
Помимо необходимости решения правовых проблем в области охраны окружающей среды при создании,
9 По материалам совещания в Совете Федерации на тему: «Развитие системы магистральных нефтепроводов в связи с реализацией Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». http://www.couN2cil.gov.ru/
функционировании и развитии магистрального и внут-рипромыслового трубопроводного транспорта, а также в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, требует неотложного решения проблема обеспечения безопасного использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, что обусловлено рядом причин:
Во-первых, в настоящее время отсутствует комплексная, актуальная, официальная информация об общем количестве и состоянии ликвидированных и законсервированных скважин, пробуренных на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации;
Во-вторых, действующее законодательство о недрах фактически не регламентирует вопросы использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, поскольку в Законе Российской Федерации «О недрах» не содержится норм, закрепляющих субъектов, которые должны нести ответственность за сохранность буровых скважин и горных выработок нераспределенного фонда недр после завершения процедуры консервации при прекращении права пользования участком недр;
В-третьих, неурегулированность данных правоотношений приводит к тому, что на территории Российской Федерации в настоящее время находится большое количество скважин, техническое состояние которых не поддерживается надлежащим образом, что влечет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека;
В-четвертых, актуальна также проблема обеспечения сокращения бездействующего фонда скважин путем вовлечения бездействующих скважин в промышленную эксплуатацию. В настоящее время согласно нормативно установленным требованиям, бездействующий фонд скважин может составлять не более 10 % от эксплуатационного фонда, однако по состоянию на 2011 год объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет около 13 % от общего числа скважин.
Список литературы:
1. Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности при нефтяных загрязнениях// НефтьГазПраво. 2011, № 1, с. 5.
2. Перчик А.И. Трубопроводное право. - М.: Нефть и газ, 2002. С.319.
3. Орлов В.П. Проблемы недропользования (2000-2006). С. 124.
References:
1. Zhavoronkova N.G. Legal problems of ensuring of environmental safety at oil pollution// Oilgaslaw. 2011, № 1, p. 5.
2. Perchik A.I. Pipeline right. - M.: Oil and gas, 2002, p. 319.
3. Orlov V.P. Issues of subsoil use (2000-2006), p 124.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.ю.н., ст. преп. кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА имени О.Е Кутафина Агафонова В.Б. на тему: «Правовое регулирование предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами».
Актуальность проведенного автором исследования не вызывает сомнений, учитывая наличие объективной необходимости создания эффективных механизмов правового регулирования, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера при пользовании недрами.
Статья содержит анализ нормативного правового регулирования отношений в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в области охраны окружающей среды при создании, функционировании и развитии магистрального и внутрипромыслового трубопроводного транспорта, а также охраны и обеспечения экологической безопасности ликвидированных и законсервированных скважин, обладает новизной, представляет определенный научный интерес, вследствие чего рекомендуется к публикации.
Зав. кафедрой Экологического и природоресурсного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доцент, д.юн. Н.Г. Жаворонкова