УДК 614.8:656.1:665.6.6/7
Нормативно-правовые требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте
© Технологии гражданской безопасности, 2009
В.П. Сломянский И.В. Пляскина Е.В. Свиридок
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, проведен анализ нормативно-правовой базы по этой проблеме, приведена классификация чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, дано обоснование необходимости выполнения требований безопасности при перевозке нефти и нефтепродуктов.
Ключевые слова: разливы нефти и нефтепродуктов, железнодорожный транспорт, нормативно-правовая база, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Regulatory Requirements to Oil Spill Accident Prevention and Response in Railway Transport
© Civil Security Technology, 2009
V. Slomyansky I. Plyaskina E. Sviridok
Abstract
The article discusses issues of oil spill prevention and response in railway transport, provides a review of the relevant regulatory basis, presents a classification of oil spill caused emernegcies, based on the Russian Federation law, and substantiates the necessity of complying with the safety requirements when transporting oil and oil products.
Key words: oil spills, railway transport, regulatory and legal basis, emergency prevention and response.
В связи с увеличивающимися объемами экспорта энергоресурсов массовый характер приобретают перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Сегодня только номенклатура перевозимых по железной дороге опасных грузов превышает 4 тысячи наименований. В основном это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком или твердом состоянии, окислители, ядовитые, радиоактивные и коррозионно-активные вещества, нефть и нефтепродукты и их составляющие, а также особая категория опасных грузов — взрывчатые вещества; большую часть из них составляет перевозка нефти и нефтепродуктов (около 60%).
Как показывает статистика, ущерб от ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, катастрофами и террористическими актами, растет.
В современном мире в целях снижения рисков техногенных катастроф при перевозке опасных грузов на всех уровнях проводятся интенсивные исследования в части совершенствования условий безопасности таких перевозок.
Большое значение здесь имеют Рекомендации по перевозке опасных грузов — типовые правила, разрабатываемые профильным комитетом экспертов ООН. Рекомендации и другие международные нормативные документы, регламентирующие перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пересматриваются и переиздаются, как правило, раз в два года.
Такой механизм позволяет постоянно актуализировать эти документы по отношению к новым опасным грузам, техническим средствам для их перевозки, технологическим процессам, а также учитывать изменение структуры правового пространства.
Для разработки предложений с целью повышения эффективности предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте (ЧС(Н) на ж/д), необходимо исходить из анализа нормативно-правовой базы по этой проблеме.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
железнодорожный состав — 50 процентов от общего объема цистерн в железнодорожном составе; нефтеналивное судно — 2 танка; нефтеналивная баржа — 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы — 1500 тонн;
автоцистерна — 100 процентов ее объема;
трубопровод при прорыве — 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе — 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
С целью дальнейшей детализации требований постановления Правительства Российской Федерации издан приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», который устанавливает нижний предел разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения его к ЧС.
В соответствии с постановлением Правительства
Таблица 1
Значение нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к ЧС, тонн
Источник загрязнения Вид загрязнения Вид территории
Промышленные площадки Территории населенных пунктов Водоохранные зоны водных объектов Прочие территории
с твердым покрытием без покрытия с твердым покрытием без покрытия
Железнодорожные цистерны Нефть и тяжелые нефтепродукты 10 5 5 3 Любой факт разлива 3
Легкие нефтепродукты 5 3 3 1 1
Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, составляется план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется — план), согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
немедленно оповещать соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов (Федеральный закон об основах охраны труда в Российской Федерации от 17.07.1999 г. №181-ФЗ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов от 20.06.1997 г. №116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации указанных аварий. Положения закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (Положение о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 405; Рег. Минюста России 31.12.96 г. № 1224);
иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
С целью определения необходимых сил и специальных технических средств на проведение мероприя-
тий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Прогнозированием определяются: возможные масштабы разливов нефти и нефтепродуктов, степень их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, объекты производственной и социальной сферы, а также объекты окружающей природной среды;
границы районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
последовательность, сроки и наиболее эффективные способы выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится на основе приказа МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, являются:
обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения;
установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией; обоснование достаточного количества и состава
собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке формирований и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством аварийно-спасательных формирований других организаций с учетом их дислокации;
установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего проведение учений и тренировок, мероприятий по профессиональной подготовке персонала и повышению его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности специальных формирований;
составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ликвидации ЧС(Н);
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);
планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).
Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о готовности профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов на почве в течение 6 часов; при разливе в акватории с момента его обнаружения или с момента поступления информации о разливе, а также для организации последующих работ по их ликвидации — не более 4-х часов.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена работающих формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирова-
ния ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, МЧС России вправе принять решение о созыве межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по ликвидации последствий ЧС считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, при котором исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы.
Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных
объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости территориальных органов МЧС России, Минтранса России, МПР России, Минсельхоза России, Ростехнадзора, Минпромэнерго и Росгидромета. Отчет и предложения представляются в указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов.
Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними действиях осуществляются в соответствии с «Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334.
Постоянное совершенствование нормативно-правовой документации позволит контролировать выполнение требований безопасности при перевозке нефти и нефтепродуктов, а при невыполнении данных требований — привлекать виновных к ответственности. Тем самым можно снизить вероятность возникновения ЧС при перевозке нефти и нефтепродуктов.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федера-ции от 21 августа 2000 г № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
2. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
Сведения об авторах
Сломянский Виталий Павлович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, Центр «Нормативного регулирования», начальник центра, к.т.н.
Пляскина Ирина Владимировна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, НИЦ «Нормативного регулирования», начальник направления «Совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП» д.б.н.
Свиридок Екатерина Викторовна: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ) МЧС, НИЦ «Нормативного регулирования», м.н.с. направления «Совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП» .