Научная статья на тему 'Нормативно-правовые требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте'

Нормативно-правовые требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1776
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разливы нефти и нефтепродуктов / железнодорожный транспорт / нормативно-правовая база / предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / oil spills / railway transport / regulatory and legal basis / emergency prevention and response

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сломянский Виталий Павлович, Пляскина Ирина Владимировна, Свиридок Екатерина Викторовна

В статье рассмотрены вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, проведен анализ нормативно-правовой базы по этой проблеме, приведена классификация чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, дано обоснование необходимости выполнения требований безопасности при перевозке нефти и нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сломянский Виталий Павлович, Пляскина Ирина Владимировна, Свиридок Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of oil spill prevention and response in railway transport, provides a review of the relevant regulatory basis, presents a classification of oil spill caused emernegcies, based on the Russian Federation law, and substantiates the necessity of complying with the safety requirements when transporting oil and oil products.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте»

УДК 614.8:656.1:665.6.6/7

Нормативно-правовые требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте

© Технологии гражданской безопасности, 2009

В.П. Сломянский И.В. Пляскина Е.В. Свиридок

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, проведен анализ нормативно-правовой базы по этой проблеме, приведена классификация чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, дано обоснование необходимости выполнения требований безопасности при перевозке нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова: разливы нефти и нефтепродуктов, железнодорожный транспорт, нормативно-правовая база, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Regulatory Requirements to Oil Spill Accident Prevention and Response in Railway Transport

© Civil Security Technology, 2009

V. Slomyansky I. Plyaskina E. Sviridok

Abstract

The article discusses issues of oil spill prevention and response in railway transport, provides a review of the relevant regulatory basis, presents a classification of oil spill caused emernegcies, based on the Russian Federation law, and substantiates the necessity of complying with the safety requirements when transporting oil and oil products.

Key words: oil spills, railway transport, regulatory and legal basis, emergency prevention and response.

В связи с увеличивающимися объемами экспорта энергоресурсов массовый характер приобретают перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Сегодня только номенклатура перевозимых по железной дороге опасных грузов превышает 4 тысячи наименований. В основном это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком или твердом состоянии, окислители, ядовитые, радиоактивные и коррозионно-активные вещества, нефть и нефтепродукты и их составляющие, а также особая категория опасных грузов — взрывчатые вещества; большую часть из них составляет перевозка нефти и нефтепродуктов (около 60%).

Как показывает статистика, ущерб от ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, катастрофами и террористическими актами, растет.

В современном мире в целях снижения рисков техногенных катастроф при перевозке опасных грузов на всех уровнях проводятся интенсивные исследования в части совершенствования условий безопасности таких перевозок.

Большое значение здесь имеют Рекомендации по перевозке опасных грузов — типовые правила, разрабатываемые профильным комитетом экспертов ООН. Рекомендации и другие международные нормативные документы, регламентирующие перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пересматриваются и переиздаются, как правило, раз в два года.

Такой механизм позволяет постоянно актуализировать эти документы по отношению к новым опасным грузам, техническим средствам для их перевозки, технологическим процессам, а также учитывать изменение структуры правового пространства.

Для разработки предложений с целью повышения эффективности предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте (ЧС(Н) на ж/д), необходимо исходить из анализа нормативно-правовой базы по этой проблеме.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

железнодорожный состав — 50 процентов от общего объема цистерн в железнодорожном составе; нефтеналивное судно — 2 танка; нефтеналивная баржа — 50 процентов ее общей грузоподъемности;

стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы — 1500 тонн;

автоцистерна — 100 процентов ее объема;

трубопровод при прорыве — 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

трубопровод при проколе — 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

С целью дальнейшей детализации требований постановления Правительства Российской Федерации издан приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», который устанавливает нижний предел разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения его к ЧС.

В соответствии с постановлением Правительства

Таблица 1

Значение нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к ЧС, тонн

Источник загрязнения Вид загрязнения Вид территории

Промышленные площадки Территории населенных пунктов Водоохранные зоны водных объектов Прочие территории

с твердым покрытием без покрытия с твердым покрытием без покрытия

Железнодорожные цистерны Нефть и тяжелые нефтепродукты 10 5 5 3 Любой факт разлива 3

Легкие нефтепродукты 5 3 3 1 1

Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, составляется план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется — план), согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов (Федеральный закон об основах охраны труда в Российской Федерации от 17.07.1999 г. №181-ФЗ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов от 20.06.1997 г. №116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации указанных аварий. Положения закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (Положение о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 405; Рег. Минюста России 31.12.96 г. № 1224);

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

С целью определения необходимых сил и специальных технических средств на проведение мероприя-

тий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Прогнозированием определяются: возможные масштабы разливов нефти и нефтепродуктов, степень их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, объекты производственной и социальной сферы, а также объекты окружающей природной среды;

границы районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

последовательность, сроки и наиболее эффективные способы выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится на основе приказа МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, являются:

обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения;

установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией; обоснование достаточного количества и состава

собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке формирований и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством аварийно-спасательных формирований других организаций с учетом их дислокации;

установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего проведение учений и тренировок, мероприятий по профессиональной подготовке персонала и повышению его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности специальных формирований;

составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ликвидации ЧС(Н);

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);

планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о готовности профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов на почве в течение 6 часов; при разливе в акватории с момента его обнаружения или с момента поступления информации о разливе, а также для организации последующих работ по их ликвидации — не более 4-х часов.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена работающих формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.

Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирова-

ния ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, МЧС России вправе принять решение о созыве межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по ликвидации последствий ЧС считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, при котором исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы.

Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных

объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости территориальных органов МЧС России, Минтранса России, МПР России, Минсельхоза России, Ростехнадзора, Минпромэнерго и Росгидромета. Отчет и предложения представляются в указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними действиях осуществляются в соответствии с «Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334.

Постоянное совершенствование нормативно-правовой документации позволит контролировать выполнение требований безопасности при перевозке нефти и нефтепродуктов, а при невыполнении данных требований — привлекать виновных к ответственности. Тем самым можно снизить вероятность возникновения ЧС при перевозке нефти и нефтепродуктов.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федера-ции от 21 августа 2000 г № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

2. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Сведения об авторах

Сломянский Виталий Павлович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, Центр «Нормативного регулирования», начальник центра, к.т.н.

Пляскина Ирина Владимировна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, НИЦ «Нормативного регулирования», начальник направления «Совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП» д.б.н.

Свиридок Екатерина Викторовна: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ) МЧС, НИЦ «Нормативного регулирования», м.н.с. направления «Совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.