Научная статья на тему 'Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами'

Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3705
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЙНЫЙ РАЗЛИВ НЕФТИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENT / STATE MONITORING OF ENVIRONMENT / STATE ECOLOGICAL MONITORING / ECOLOGICAL SAFETY / EMERGENCY FLOOD OF OIL / INDUSTRIAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов Вячеслав Борисович

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, учитывая постоянный рост антропогенного воздействия нефтегазодобывающего комплекса на окружающую среду. В процессе пользования недрами наносится вред практически всем компонентам окружающей природной среды, в связи с чем существует объективная необходимость создания эффективных механизмов правового регулирования, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рационального использование полезных ископаемых, предотвращения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами. Статья содержит анализ законодательства Российской Федерации, устанавливающего эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности предприятиями топливно-энергетического комплекса, по результатам которого выявляются основные правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агафонов Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT AND MAINTENANCE OF ECOLOGICAL SAFETY AT USING SUBSOIL

The urgency of a theme of research doesn't cause doubts, considering constant growth of influence of oil and gas extraction complex on environment. In the course of using bowels harm to almost all components of surrounding environment in this connection there is an objective necessity of creation of effective mechanisms of the legal regulation directed on preservation and restoration of environment, rational use of minerals, prevention and liquidation of consequences of negative influ-ence on environment at using bowels is done. Article contains the analysis of the legislation of the Russian Federation establishing ecological legal requirements to realization of economic activities by the enterprises of a fuel and energy complex by which results the basic legal problems in the field of preservation of the environment and maintenance of ecological safety at using bowels come to light.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами»

4. АГРАРНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

4.1. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

Агафонов Вячеслав Борисович, к.ю.н. Должность: заместитель заведующего кафедрой экологического и природоресурсного права. Место работы: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. E-mail: Vagafonoff@mail.ru

Аннотация: Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, учитывая постоянный рост антропогенного воздействия нефтегазодобывающего комплекса на окружающую среду.

В процессе пользования недрами наносится вред практически всем компонентам окружающей природной среды, в связи с чем существует объективная необходимость создания эффективных механизмов правового регулирования, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рационального использование полезных ископаемых, предотвращения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами.

Статья содержит анализ законодательства Российской Федерации, устанавливающего экологоправовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности предприятиями топливноэнергетического комплекса, по результатам которого выявляются основные правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

Ключевые слова: окружающая среда, государственный мониторинг окружающей среды, государственный экологический мониторинг, экологическая безопасность, аварийный разлив нефти, промышленная безопасность.

LEGAL PROBLEMS OF PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT AND MAINTENANCE OF ECOLOGICAL SAFETY AT USING SUBSOIL

Agafonov Vyacheslav Borisovich, PhD at Law. Position: deputy of chair head at Agrarian and Environmental Law chair. Place of employment: Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. E-mail: Vagafonoff@mail.ru

Annotation: The urgency of a theme of research doesn't cause doubts, considering constant growth of influence of oil and gas extraction complex on environment.

In the course of using bowels harm to almost all components of surrounding environment in this connection there is an objective necessity of creation of effective mechanisms of the legal regulation directed on preservation and restoration of environment, rational use of minerals, prevention and liquidation of consequences of negative influence on environment at using bowels is done.

Article contains the analysis of the legislation of the Russian Federation establishing ecological legal requirements to realization of economic activities by the enterprises of a fuel and energy complex by which results the basic legal

problems in the field of preservation of the environment and maintenance of ecological safety at using bowels come to light.

Keywords: environment, State monitoring of environment, state ecological monitoring, ecological safety, emergency flood of oil, industrial safety.

Обеспечение охраны окружающей среды при пользовании недрами является одной из наиболее актуальных задач в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации. Нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газовая промышленность выступают основными источниками загрязнения окружающей среды и оказывают негативное воздействие практически на все природные компоненты: земли, недра, леса, атмосферный воздух, водные объекты, животный мир, ландшафты и экологические системы в целом. Проблема загрязнения окружающей среды объектами нефтегазового комплекса ежегодно отмечается в числе приоритетных в государственных докладах о состоянии окружающей среды Российской Федерации.

Так, по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2008 год»1 степень вклада предприятий топливно-энергетического комплекса в загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов по Российской Федерации составляет более 30,3%, в суммарный объем образования отходов производства и потребления - более 70,1%.

Основными негативными факторами антропогенного воздействия нефтегазодобывающего комплекса на окружающую среду являются:

1) химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;

2) снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;

3) физическое нарушение почво-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов на буровых площадках и трассах дорог; в северных регионах - нарушение естественного режима многолетнемерзлых грунтов;

4) изъятие водных ресурсов;

5) нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;

6) изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, где сосредоточены предприятия нефтегазовой отрасли, экологическая обстановка характеризуется как неблагополучная, а уровень загрязнения окружающей среды оценивается как высокий.

Таким образом, в процессе пользования недрами наносится вред практически всем компонентам окружающей природной среды, в связи с чем существует объективная необходимость создания эффективных механизмов правового регулирования, направленных

1 http://www.mnr.gov.ru/

на сохранение и восстановление природной среды, рационального использование полезных ископаемых, предотвращения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами.

Современное законодательство в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в нефтегазовом комплексе представлено большим количеством нормативных правовых и инструктивно-методических актов, регулирующие отдельные вопросы охраны окружающей среды при пользовании недрами, в частности, специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-! «О недрах», Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», кроме того, отдельные аспекты охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами регулируются рядом иных нормативных правовых актах федерального законодательства, в частности, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным Кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и т.д., однако данные требования в большинстве случаев являются общими, декларативными и неконкретизированными с учетом специфики пользования недр, что на практике ведет к многочисленным судебным разбирательствам.

Система правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, не сформирована надлежащим образом и не является целостной и сбалансированной. Так, например, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические требования в области использования и охраны недр представлены в общем виде, при этом отдельные подзаконные акты, в которых содержатся специальные экологические требования к пользователям недр, не прошли государственную регистрацию, и соответственно, носят рекомендательный характер. Также следует отметить определенные несоответствия норм Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иных нормативных правовых актов с Законом Российской Федерации «О недрах» в части законодательной регламентации требований по охране окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами.

В целом проведенный анализ федерального законодательства позволил выявить следующие правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

1. Требует совершенствования система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) в сфере недропользования.

Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении госу-

дарственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»2, устанавливающее общие начала осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), не содержит условия взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сборе, хранении, аналитической обработки и формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов также не регламентируется.

Применительно к мониторингу состояния недр необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденное Приказом МПР РФ от 21 мая 2001 г. № 4333, информация о состоянии недр, получаемая при ведении государственного мониторинга состояния недр, ежегодно представляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) в обобщенном виде органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации для использования при принятии решений в области природопользования, однако порядок и сроки ежегодного предоставления информации о состоянии недр, получаемой при ведении государственного мониторинга и формы данного предоставления действующим законодательством не определены, что влечет негарантированность доступа органов государственной власти субъектов Российской Федерации к сведениям государственного мониторинга недр, содержащимся в федеральных государственных информационных системах.

2. Требует совершенствования механизм привлечения пользователей недр к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Как показывает анализ материалов дел, рассмотренных кассационными инстанциями арбитражных судов федеральных округов, ситуация в области исполнения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в 2009 году существенно ухудшилась, а нарушения законодательства об охране окружающей среды со стороны природопользователей приобрели фактически массовый характер, при этом подавляющую часть нарушений природоохранного законодательства составили несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, отсутствие положительных заключений экологической экспертизы и иных видов экспертиз, невыполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха, о рекультивации земель, незаконная деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, аварийные ситуации, связанные с разливами нефти и т.д.

Кроме того, отмечается неудовлетворительное выполнение уполномоченными федеральными органами

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1278.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, № 33.

исполнительной власти возложенных на них контрольных функций, так как уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в ряде случаев допускают нарушения норм процессуального права и принимают в связи с этим необоснованные процессуальные решения при привлечении природопользователей к юридической ответственности, в результате чего данные решения впоследствии успешно оспариваются и субъекты хозяйственной и иной деятельности фактически не несут никакой ответственности за причиненный вред окружающей среде.

3. Требует неотложного решения проблема обеспечения безопасного использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин. Действующее законодательство о недрах фактически не регламентирует вопросы использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, поскольку в Законе Российской Федерации «О недрах» не содержится норм, закрепляющих субъектов, которые должны нести ответственность за сохранность буровых скважин и горных выработок нераспределенного фонда недр после завершения процедуры консервации при прекращении права пользования участком недр, отсутствует комплексная, актуальная, официальная информация об общем количестве и состоянии ликвидированных и законсервированных скважин, пробуренных на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Помимо этого, актуальна проблема обеспечения сокращения бездействующего фонда скважин путем вовлечения бездействующих скважин в промышленную эксплуатацию. В настоящее время согласно нормативно установленным требованиям, бездействующий фонд скважин может составлять не более 10 % от эксплуатационного фонда, однако по состоянию на 2008 год объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет около 15 % от общего числа скважин.

4. Не решена проблема утилизации нефтяного попутного газа. Несмотря на принятие постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установ-ках»4, установившего целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа, почти половина крупнейших предприятий не перешагнули даже 70-процентную планку. Аналогичная ситуация отмечается также и с учетом попутного нефтяного газа.

5. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологического страхования при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами.

В настоящее время обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта предусматривается только в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»5, согласно статье 15 ко-

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 3, ст. 407.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004,

торого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте на страховую сумму в размере

1) 7 000 000 рублей, если на опасном производственном объекте получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в Приложении 2 к Федеральному закону;

2) 1 000 000 рублей, если на опасном производственном объекте получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в Приложении 2 к Федеральному закону;

3) 100 000 рублей - для иных опасных производственных объектов.

При этом действующее экологическое и горное законодательство не устанавливают четких требований к порядку проведения обязательного экологического страхования, а требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» явно недостаточно для комплексного регулирования данных правоотношений, так же как и размера страховой суммы возмещения в случае причинения вреда окружающей среды или здоровью людей в случае аварии на опасном производственном объекте, связанном с пользованием недрами.

6. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Эколого-правовые проблемы транспортировки углеводородного сырья представляются чрезвычайно важными ввиду того, что системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются важнейшими составляющими федеральных

энергетических систем, ключевым звеном топливноэнергетического комплекса и фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные поступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья, вместе с тем в настоящее время должного внимания эколого-правовому регулирования вопросов, связанных с магистральным трубопроводным транспортом не уделяется.

На наш взгляд, наличие правовых проблем в данной сфере определяется отсутствием комплексного федерального закона, в котором бы определялся понятийный аппарат (в частности, такие понятия, как «магистральный трубопроводный транспорт», «транзит», «магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы» и т.д.), требования к экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, порядок организации ликвидации последствий аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах, порядок возмещения потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, затрат на их ликвидацию, а также правовой статус и режим деятельности

№ 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17; № 1, ст. 21, № 52 (ч. I), ст. 6450.

хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта.

7. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения предотвращения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти. Существующая в стране нормативно-правовая база по вопросам предотвращения, реагирования и компенсации ущерба окружающей среде в связи с аварийными разливами нефти не в состоянии обеспечить должную эффективность в этом приоритетном природоохранном направлении. Действующие постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» существенно устарели, практика применения данных нормативных актов выявила определенные недостатки правового регулирования отношений, вследствие чего положения вышеназванных нормативных правовых актов требуют концептуального пересмотра. Кроме того, целесообразна разработка Федерального закона «О предотвращении аварийных разливов нефти».

8. Требует совершенствования законодательство в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) в части устранения внутренней конкуренции объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, содержащихся в Перечне объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 2858, а также утверждения списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, как и списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих «региональному» государственному экологическому контролю, утверждение которого отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, что позволило бы четко определить сферу полномочий в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Требует совершенствования законодательство в области охраны объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, связанных с пользованием недрами. Требования в области охраны объектов животного мира, установленные Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»9, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуата-

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 35, ст. 3582; 2002, № 16, ст. 1569.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 16, ст. 1569.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 14, ст. 1668.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,

№ 17, ст. 1462; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4444; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1 (ч. II), ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 17; ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616; № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 30, ст. 3735.

ции транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» носят во многом декларативный характер и не содержат специальных требований к пользователям недр исходя их специфики недропользования.

10. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения информационного взаимодействия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комплексный анализ законодательства Российской Федерации в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды позволил выявить основные проблемы осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них государственных полномочий, в том числе и в сфере недропользования, предполагающих необходимость взаимодействия с федеральными органами государственной власти или требующих доступа к государственным информационным ресурсам, основными из которых следует назвать несовершенство нормативного правового регулирования в сфере государственного управления использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, отсутствие четкой правовой регламентации исполнения ряда государственных полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; отсутствие нормативно установленных требований, предусматривающих необходимость взаимодействия указанных органов между собой, либо отсутствие четкой регламентации и форм такого взаимодействия; несовершенство процедуры доступа органов государственной власти субъектов Российской Федерации к федеральным государственным информационным ресурсам, не учитывающей специфики целей и задач использования испрашиваемой информации - реализация государственных полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Применительно к сфере недропользования необходимо отметить, что реализация большинства исполнительно-распорядительных, а также контрольных полномочий, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, предполагает необходимость использования достоверной и полной информации о недрах.

В связи с этим первой основной проблемой, выявленной в ходе анализа, является проблема обеспечения эффективного доступа к геологической и иной информации о недрах. Несмотря на отмену платы за пользование геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 340 «Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью»10, не предусматривает упро-

10 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, № 10.

щенный порядок получения информации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует также отметить, что помимо геологической и иной информации о недрах, содержащейся в системе федерального и территориальных фондов геологической информации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и государственное управления отношениями недропользования, имеют в своем распоряжении и иные сведения о состоянии ресурсов недр на территории Российской Федерации, в том числе регистрационные и учетные сведения об участках недр, предоставленных в пользование, о выданных лицензиях на пользование недрами, о проводимых работах, связанных с пользованием недрами, о результатах таких работ, выполнении недропользователями требований лицензий (лицензионных соглашений), технических проектных документов на разработку месторождений полезных ископаемых, и пр.

Доступ к указанным выше сведениям не только затруднен, но вообще не прописан, и даже не декларируется.

11. Требует совершенствования механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде при пользовании недрами.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395- «О недрах»11 вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона Российской Федерации «О недрах», размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр, однако порядок определения размера вреда данным законом не устанавливается, кроме того, единая методика возмещения такого вреда в законодательстве о недрах также отсутствует.

Из нормативных правовых актов, частично регулирующих данные отношения, необходимо выделить лишь приказ Государственного комитета по экологии Российской Федерации от 11 февраля 1998 г. № 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод»12 (которое официально не было опубликовано, вследствие чего требования, установленные в данной Методике, носят во многом рекомендательный характер), а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования

11 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213; № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 29 (ч. 1), ст. 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601.

12 Документ опубликован не был. Текст документа используется

по данным справочной правовой системы Консультант-Плюс, Эксперт-приложение.

недрами»13 (которое также носит декларативный характер, поскольку в распоряжении указывается лишь, что при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, при этом при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых).

Отзыв

научного консультанта д.ю.н., доц., зав. кафедрой экологического и природоресурсного права МГЮА Жаворонковой Н.Г. на статью к.ю.н., ст. преп. кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА имени О.Е Кутафина Агафонова В.Б. на тему: Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами

Актуальность проведенного автором исследования не вызывает сомнений, учитывая наличие объективной необходимости создания эффективных механизмов правового регулирования, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование полезных ископаемых, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами.

Статья содержит анализ законодательства Российской Федерации, устанавливающего эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности предприятиями топливно-энергетического комплекса, по результатам которого выявляются основные правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. Проведенное автором исследование обладает новизной, представляет определенный научный интерес, вследствие чего рекомендуется к публикации.

Д.ю.н. доц. зав. каф. Экологического и природоресурсного права МГЮА имени О.Е. Кутафина Жаворонкова Н.Г.

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 36, ст. 4535, 2001, № 50, ст. 4745.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.