УДК 502:628.515
В.Л. Этин, профессор, д.т.н., ВГАВТ,
Е.Ю. Чебан, доцент, к.т.н., ВГАВТ 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
Ф.С. Сосенков, к.ю.н.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛРН НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрены особенности нормативно-правового обеспечения ЛРН на Внутренних водных путях РФ,
обоснована необходимость создания адаптированных под условия внутреннего судоходства отраслевых
документов по ЛРН, предложены варианты нормативного правового обеспечения создания системы ЛРН на
внутренних водных путях.
Следует отметить, что нормативно-правовая база России в области борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов является недостаточно развитой по сравнению со многими зарубежными странами. В частности в одних только Соединенных Штатах Америки насчитывается, по меньшей мере, пять общефедеральных законов по указанной тематике: "О чистой воде" (1972 год), "О сохранении и восстановлении природных ресурсов" 1976 год), "О предотвращении загрязнения с судов" (1980 с поправками от 2000 и 2007 года), "О планировании действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и праве общественности на информацию" (1986 год), "О нефтяном загрязнении" (1990 год), - кроме того, в отдельных штатах действуют местные законы о борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов. Значительным общим недостатком нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной области является то, что они носят в основном подзаконный характер, что не вполне может обеспечить эффективность борьбы с разливами нефти и их предотвращение.
Основными нормативными правовыми актами, направленными на регулирование организации ЛРН на внутреннем водном транспорте, являются.
Федеральные законы:
1) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ;
2) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ.
Постановления Правительства Российской Федерации:
1) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000 №613;
2) «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» от
05.12.2001 №848;
3) «О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных и потенциально опасных объектах» от 28.06.2001 №486;
4) «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.2002 №240;
5) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от
30.12.2003 №794;
6) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» от
23.07.2004 №371;
7) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» от 13.08.2006 №490;
8) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 №304;
9) «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» от 13.10.2008 №750;
10) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» от 12.08.2010 №623.
В настоящее время МЧС РФ разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне». В ближайшее время планируется его принятие. Данный проект был вызван рядом недостатков в нормативной правовой базе, регламентирующей вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и в практической регламентации соответствующих мероприятий. Проект предусматривает признание утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года №613 «О
неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 года №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации». Проект постановления предполагает регламентацию планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определяет требования к планам ЛРН, силам и средствам по локализации разливов нефти и нефтепродуктов. Проект корректирует в сторону увеличения время локализации и ликвидации разливов нефти.
Приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
1) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 28.12.2004 №621;
2) «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по осуществлению ведения в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта)» от 31.10.2008 №657.
Приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
1) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» от
14.10.2002 №129;
2) «Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» от 29.12.2003 №221.
Приказ Минприроды России «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» от 03.03.2003 №156.
Часть указанных постановлений противоречит федеральным законам и друг другу. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в части используемой терминологии и Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказ МЧС России от
28.12.2004 №613 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» - Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».
Обилие подзаконных нормативных правовых актов различного уровня в области ЛРН, иногда противоречащих друг другу, по разному формулирующих те или иные положения, создает трудности в практической работе. В этой связи представляется целесообразным консолидировать Постановления Правительства Российской Федерации в единый документ по проблеме ЛРН.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области ЛРН и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при разливах нефти на водном транспорте позволяет сделать следующие выводы.
Значительным недостатков нормативной правовой базы в области ЛРН является отсутствие документа, регламентирующего функциональную подсистему организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта. Положение о подобной подсистеме на море утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.04.2009 №53. Проблема даже не в том, что отсутствует документ о подобной системе, а в том, что сама система практически не функционирует. Частью подсистемы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта должна стать единая система аварийного реагирования при разливах нефти на внутренних водных путях и прилегающих морских акваториях. Необходимо создать такую систему (службу) реагирования и закрепить её статус соответствующим нормативным правовым актом.
Возможны два варианта создания и функционирования такой службы, которая стала бы центром функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.
Вариант первый - создание самостоятельной аварийно-спасательной службы на внутренних водных путях, обладающей функциями в области ЛРН (например, Г осречспасслужба), подчиненной Федеральному агентству морского и речного транспорта. Однако представляется, что создание подобной самостоятельной службы сопряжено с неудобствами в плане организации, значительными финансовыми затратами и не вполне согласуется с положениями программных документов Правительства Российской Федерации, в частности Постановления от 05.12.2001 №848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной
системы России (2010 - 2015 годы)".
Вариант второй - создание аварийно-спасательной службы на внутренних водных путях, обладающей функциями в области ЛРН, в рамках единой аварийно-спасательной службы на море и внутренних водных путях (например, Госморречспасслужба). Такая служба может быть создана путем включения в действующее в настоящее время ФГУ "Г осморспасслужба" соответствующих подразделений на внутренних водных путях. Представляется, что подобный вариант решения проблемы ЛРН на внутренних водных путях является наименее сложным в плане организации, учитывая уже имеющуюся структуру Госморспаслужбы и соответствующий опыт, и менее затратным в финансовом плане (особенно если увязать деятельность опорных пунктов службы с ГБУ). Кроме того, данный путь решения проблемы находится в русле Постановления Правительства РФ от 05.121.2001 №848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", устанавливающей в качестве цели повышение комплексной безопасности транспортной системы. Следовательно, решать проблему необходимо также в комплексе, не распыляя, а концентрируя защитные механизмы. Данное постановление заостряет внимание на проблеме ЛРН как на море, так и на внутренних водных путях.
Таким образом, представляется, что эффективное обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях невозможно без создания объединенной аварийно-спасательной службы. В плане нормативно-правового обеспечения это потребует принятия Постановления Правительства Российской Федерации "Об укреплении систем аварийного реагирования на водном транспорте", которым внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в плане объединения функциональных подсистем по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море и внутренних водных путях. Потребуются также дополнения в Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.04.2009 №53 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности", касающиеся объединения подсистем. В организационном плане в данном направлении понадобится издание Приказа Министерства транспорта Российской Федерации о внесении изменений в устав ФГУ «Г осморспасслужба» (в плане добавления функций в области ЛРН на внутренних водных путях).
Реализация указанных мероприятий позволит реально обеспечить работу системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях Российской Федерации.
ASSESSMENT OF THE CURRENT REGULATORY LEGAL STATE OF THE OBJECT FOR OIL SPILL RESPONSE IN INLAND WATERWAY TRANSPORT
Etin V.L., Cheban E.Y., Sosenkov F.S.
In this paper work the legal system regulating organizational concerning oil spills prevention and response in the inland waterways is examined. Necessity to develop detailed, location-specific branch documents for oil spills response in the inland waterways is proved.