экология
В.к. загвоздкин, начальник отдела охраны окружающей среды
система ликвидации аварийных разливов нефти
в оао «лукойл»
Эксплуатация объектов нефтегазодобычи, нефтегазоперера-ботки и нефтепродуктообеспечения сопровождается непреднамеренным негативным воздействием на компоненты окружающей природной среды.
В соответствии с принятой мировой практикой нефтяные компании должны планировать и осуществлять мероприятия по снижению риска возникновения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и обеспечивать готовность к локализации и ликвидации возможных аварийных разливов, включая реабилитацию загрязненных территорий. В Российской Федерации действует большое количество нормативно-правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охраны окружающей среды, регулирующих в том числе вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов*. Анализ этих документов показывает, что в России пока не создана целостная нормативно-правовая базы, регулирующая планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Особенно остро эта проблема стоит применительно предупреждения и ликвидации разливов регионального или федерального уровней и разработке соответствующих планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛРН) в полной мере нормативно и методически не обеспечена. Действующая в России нормативная база единственная, где нормативно установлены объемы разлившейся нефти и нефтепродуктов для различ-
ных объектов добычи, переработки, хранения и транспорта, не учитывают следующие особенности объектов:
• уровень физического износа конструкций и оборудования;
• наличие систем, обеспечивающих прекращение прокачки нефти или нефтепродуктов в случае аварии;
• наличие систем, гарантированно обеспечивающих локализацию аварийного разлива в пределах установки или промышленной площадки;
• применение современных материалов с повышенными прочностными характеристиками;
• наличие двойного корпуса у танкеров;
• подготовленность к действиям в случае утечки дежурного персонала и сил и средств, предназначенных для ликвидации разливов.
Дополнительно следует подчеркнуть, что юридически не закреплены процедуры:
• по осуществлению взаимодействия нефтегазодобывающих компаний с координационными органами исполнительной власти: МЧС России, МПР России, Минтранс России, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• по порядку руководства ликвидацией крупных разливов регионального и межрегионального уровней и порядку привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации разливов трансграничного характера;
• по расчету требуемых сил и средств, предназначенных для ликвидации
аварийных разливов нефти при разработке планов ЛРН. В этих условиях создание системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов потребовалось решать посредством разработки соответствующих корпоративных документов при их обязательном согласовании с органами государственной власти.
Исходя из этого, в ОАО «ЛУКОЙЛ» была разработана, согласована с МЧС России и утверждена на правлении компании «Концепция совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, в ОАО «ЛУКОЙЛ» и организациях Группы «ЛУКОЙЛ», осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации». В Концепции сформулированы требования, устанавливающие:
• порядок взаимодействия организаций Группы «ЛУКОЙЛ» при локализации и ликвидации аварийных разливов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, МПР России, с Федеральным агентством морского и речного транспорта;
• порядок осуществления управления ликвидацией разливов нефти территориального, регионального и трансграничного уровней;
• порядок привлечения сил и специ-
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
№ 10 \\ октябрь \ 2007
альных технических средств при возникновении крупных разливов, в том числе и трансграничного характера. Концепцией установлены следующие основные принципы по решению задач предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»:
• чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти на объектах, имеющих инженерно-технические и строительно-планировочные решения, гарантированно обеспечивающие локализацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в пределах промышленной площадки (технологической установки), классифицируются как локальные чрезвычайные ситуации независимо от величины разлива. При этом их ликвидация осуществляется силами и средствами организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и не требует привлечения дополнительных сил и средств;
• для объектов, имеющих инженерно-технические и строительно-планиро-
вочные решения, гарантированно обеспечивающие локализацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в пределах промышленной площадки (технологической установки), организации Группы «ЛУКОЙЛ» разрабатывают типовые планы ЛРН;
• при возникновении ЧС, обусловленной разливом нефти, территориального, регионального и федерального уровней организации Группы «ЛУКОЙЛ», на объекте которой произошла ЧС (Н), для оказания помощи могут выделяться силы и средства других организаций Группы «ЛУКОЙЛ», в том числе осуществляющих свою деятельность в соседних субъектах Российской Федерации.
Для эффективной работы по предупреждению возникновения аварийных разливов в компании приняты к руководству следующие корпоративные документы:
• Положение о системе предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в
ОАО «ЛУКОЙЛ» (приказ ОАО «ЛУКОЙЛ» от 17.07.2001 № 149);
• Стандарт ОАО «ЛУКОЙЛ» Планы предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию (приказ ОАО «ЛУКОЙЛ» от 29.12.2000 № 668).
Работа по совершенствованию нормативного регулирования в области предупреждения ЧС (Н) в ОАО «ЛУКОЙЛ» проводится на основе СОГЛАШЕНИЯ между МЧС России и ОАО «ЛУКОЙЛ» от 15 ноября 2005г. № 14/0511155 «О взаимодействии в области обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов». В настоящее время в стадии разработки находятся следующие стандарты ОАО «ЛУКОЙЛ»:
• СТО «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»;
ООО Научно-производственная фирма
'Синтез'
CcHGsafia- ifrimam
Специалистам производственных предприятий
ООО НПФ «Синтез» предлагает вам нефтегазовое оборудование в области строительства, ремонта скважин, разведки и добычи нефти и газа.
Кроме этого предлагается большой выбор котлов, насосов общепромышленного, бытового назначения, аккумуляторов и другого оборудования.
Если вы не обнаружили необходимого оборудования на нашем сайте, то по вашему запросу мы найдем его производителей и организуем поставку в ваш адрес.
Внимание производителей оборудования и авторов новых, эффективных технологий в указанных выше направлениях производства.
Если вы желаете расширить рынок сбыта вашей продукции, мы поможем. Ждём ваших предложений.
Обращаться:
625013, г.Тюмень,
ул. 50 лет Октября, 118, к. 710
Почтовый адрес:
625000, г. Тюмень,
Главпочтамт, а/я 763.
Тел./факс:
(3452) 41-78-20, 32-36-86, моб. 73-16-83 E-mail: [email protected] Internet: www.neftegazprogress.ru
эколоГия
• СТО «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при их перевозке морским и речным транспортом»;
• СТО «Требования к организации и планированию действий по обеспечению готовности к локализации и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций».
Помимо разработки локальных нормативных актов компании по регламентации деятельности в области ЛРН, ведется работа по выпуску планирующих документов в этой области, а именно: Плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в ОАО «ЛУКОЙЛ» и Типового регламента организаций Группы «ЛУКОЙЛ» по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для разливов, не приводящих к возникновению ЧС (Н). В соответствии с системой по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ведется Сводный реестр опасных производственных объектов, на которых возможно возникновение аварийных разливов, которые могут привести к возникновению ЧС и значительных загрязнений территорий.
В настоящее время в этот реестр включено около 1000 объектов, для которых разрабатываются планы ЛРН. В соответствии с планами ЛРН на 70 объектах организаций Группы «ЛУКОЙЛ» возможно возникновение ЧС (Н) территориального, регионального и федерального уровней, т.е. разливов, превышающих 500 т. Особое внимание в системе по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов уделяется планированию мероприятий по предупреждению возникновения возможных разливов и готовности сил и средств компании к локализации и ликвидации ЧС (Н) на морских и речных терминалах.
Так как на терминалах ОАО «РПК Вы-соцк-П», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-
нефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Ниже-городнефтеоргсинтез» возможно возникновение ЧС (Н) федерального уровня, что обусловливает особое внимание к возможностям наращивания сил и средств для своевременной локализации ЧС (Н) на этих объектах. Следует отметить, что в каждой организации Группы «ЛУКОЙЛ» созданы нештатные формирования, предназначенные для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, или заключены договоры на обслуживание опасных объектов с профессиональными аварийно-спасательными формированиями. В организациях Группы «ЛУКОЙЛ» имеется:
• профессиональных АСФ - 5 ед. (184 чел.);
• аттестованных нештатных АСФ -13 ед. (517 чел.);
• неаттестованных нештатных АСФ -22 ед. (747 чел.) (материалы подготовлены для аттестации).
Помимо подготовки специалистов, осуществляется закупка и оснащение аварийно-спасательных формирований самым современным специализированным оборудованием для ЛРН. Таким образом, имеющиеся в рамках системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов силы и средства позволяют своевременно локализовать и ликвидировать ЧС (Н) локального (объектового) и муниципального уровней (разливы до 500 т). В рамках действующей системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляются контроль и надзор за выполнением нормативных требований по предупреждению и ликвидации аварийных разливов осуществляется посредством комплексных и специальных проверок, проводимых комиссиями ОАО «ЛУКОЙЛ».
Учитывая, что наибольший риск возникновения крупных ЧС (Н) характерен для речных и морских терминалов, на каждом терминале до начала навигации проводятся проверки и специ-
альные учения. По окончании навигации подводятся ее итоги и анализируются недостатки.
Ежегодно в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» проводятся до 60 тактико-специальных учений и тренировок по ЛРН.
Так, 20-21 июня 2007 года были проведены: международное комплексное учение по ликвидации последствий разлива нефти регионального значения при аварии танкера в районе нефтяного терминала ОАО «РПК-Высоцк «Лукойл-П» и командно-штабная тренировка по ликвидации последствий разлива нефти регионального значения в районе строящегося Варандей-ского отгрузочного терминала. На учениях, помимо собственной спасательной службы ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-П», были задействованы силы и средства Северо-Западного регионального центра МЧС России, ФГУ «Гос-морспасслужба», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», специальные суда из Финляндии, наблюдатели от региональных экологических организаций, СМИ и др. организаций. На 2008 год намечено проведение международного учения по ликвидации последствий разлива нефти в районе Ва-рандейского отгрузочного терминала.
Примечание
* Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изм. и доп. от 15.04.2002 № 240); Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
приказ МПР России от 03.03.2003 № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 № 4516); приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.04.2005 № 6514).