УДК 338.49:334.716
Иванченко Евгений Сергеевич - аспирант ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Халимендик Виктория Борисовна - канд. экон. наук, консультант отдела инновационных программ и проектов Главного управления модернизации и стратегических инициатив губернатора и правительства Хабаровского края (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Е.С. Иванченко В.Б. Халимендик
E.S. Ivanchenko
V.B. Halimendik
Нормативно-правовая база и материальная инфраструктура как инструменты поддержки инновационности промышленных предприятий
В статье представлен обзор нормативно-правовой базы, создающей основы и определяющей элементы инфраструктуры поддержки инновационных промышленных предприятий в России и Хабаровском крае. Рассмотрены элементы институциональной инновационной среды, сопровождающие их материальные инструменты поддержки инновационности промышленных предприятий и экономики в целом.
The regulatory framework and physical infrastructure as the instruments to
support the innovation industries
The article provides an overview of the regulatory framework that creates the basis and defines the elements of infrastructure to support the innovative industrial enterprises in Russia and in the Khabarovsk territory. The elements of the institutional environment for innovation, their accompanying material support instruments innovation of industrial enterprises and the economy as a whole are showed.
Ключевые слова: инновационность предприятия, инновационное развитие промышленности, нормативно-правовая база поддержки инновационных промышленных предприятий.
Keywords: innovative enterprise, innovative development of the industry, legal and regulatory framework to support innovative industries.
Отсутствие нормативной базы, неэффективность промышленной политики и ее инструментов как формы государственного регулирования в
период переходной экономики и до настоящих дней обусловили неравные условия развития разных отраслей промышленности и экономики в целом, и, как следствие, привели (в совокупности) к сокращению промышленности, к существенным диспропорциям между сырьевыми и обрабатывающими отраслями промышленности: к стагнации и разрушению обрабатывающих отраслей, отраслей, ориентированных на внутренний спрос. Наряду с этим, когда инновационная продукция уже в 90-е гг. прошлого столетия являлась основой конкурентного преимущества многих государств1, инновационная составляющая сегодняшней российской экономики очень мала и слаба: лишь 5% изобретений, зарегистрированных в России за последние годы, стали объектами коммерческих сделок; ежегодно на принципиально новую продукцию у нас приходится всего 0,6% промышленного производства [1, с. 535].
В этой связи, на первое место выдвигается необходимость инновационного развития промышленности и экономики страны в целом на основе соответствующих инструментов и механизмов его регулирования, мотивации и стимулирования [1, с. 583 - 584; 2; 3, с. 27 - 28]. При этом, особое место отводится нормативно-правовой базе, создающей основы и определяющей инструменты поддержки инновационных промышленных предприятий.
Законотворческий процесс в Российской Федерации по вопросам инновационной деятельности является относительно новым - активизировался с конца 2008 г., начиная с Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 05.11.2008 г. Сформулированная в Послании Президента РФ Концепция четырех «И» и Указ Президента РФ от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4] такие задачи, как "завершение подготовки федерального закона о государственном стратегическом планировании" и "формирование системы технологического прогнозирования, ориентированного на перспективные потребности обрабатывающего сектора", уже не могут быть эффективно решены вне четкого определения, прежде всего, системы долговременных взаимоувязанных промышленных и научно-технических (инновационных) приоритетов в виде стратегически значимых направлений техники, технологий и НИОКР, гарантирующих развитие потенциально конкурентоспособных перерабатывающих производств. И эти приоритеты должны найти место как в промышленной политике на всех уровнях, так и в Федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Ситуация стала меняться только в конце этого периода, когда появился ряд значимых законодательных актов. Концепция же научно-технической политики появилась в России только в 2002 г., после принятия Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до
1 Согласно сравнениям ВНП СССР и США за 1990 г., в котором СССР официально принимал участие, по общему объему ВНП СССР находился на уровне порядка 40% от ВНП США, а душевой ВНП СССР составил 34% от уровня США [1, с. 76]
2010 г. и на дальнейшую перспективу. Однако этот документ не имел силы закона, что затрудняло его реализацию. Развернутая программа решения этой стратегической задачи представлена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее -Концепция), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [5], базирующейся на инновационном сценарии, согласно которому предполагается превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста, наряду с использованием конкурентных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт и аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний (профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, наука и опытно-конструкторские разработки, связь и телекоммуникации, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения).
Как следствие, источником доходов, наряду с традиционной рентой от использования природных ресурсов, должно стать производство новых идей, технологий и социальных инноваций. При этом, вклад в валовой внутренний продукт производства знаний и высоких технологий должен стать сопоставимым к 2020 г. с нефтегазовым и сырьевым секторами. Именно это должно позволить конкурировать как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной промышленной продукцией развитых стран. Поставлены цели увеличения: доли сектора производства знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте до 17% - 20% (2007 г. - 10% - 11% ВВП); внутренних затрат на исследования и разработки - до 2,5% - 3% (1,1%); расходов на образование за счет государственных и частных источников - до 6,5% - 7% (4,8%); на здравоохранение - до 6,7% - 7% (4,2% ВВП). Данные показатели уточнены и дополнены Указом Президента РФ от 07.05.2012 №596 "О долгосрочной государственной экономической политике" [4]: а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27% к 2018 г.; в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. (в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.); г) увеличение производительности труда к 2018 г. (в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.); д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й - в 2011 г. до 50-й - в 2015 г.и до 20-й - в 2018 г.
Вместе с Концепцией долгосрочного развития были разработаны формы, институты, материальные инструменты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, определяемые как «... совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих
инновационную деятельность» [6], закрепленные следующими федеральными законодательными актами:
- Федеральный закон от 07.06.2011 №132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (132 - ФЗ);
- Федеральный закон от 20.07.2011 №249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» (249-ФЗ);
- Федеральный Закон №127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 21.07.2011 №254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»»;
- Федеральный закон от 07.05.2013 №93-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»».
- Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 №59 «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 №220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»».
В соответствии с поставленными задачами более активного стимулирования спроса на инновации и активизацию инновационной деятельности, существенные новации претерпело налоговое законодательство, касающееся инновационной деятельности [7], создающее инструментарий налоговых льгот и преференций для физических и юридических лиц, осуществляющих инвестиции в исследования и разработку, а также внедрение новых технологий в России. Данные нормативные положения определяют объекты инновационной деятельности, относительно которых устанавливаются налоговые льготы (прежде всего, в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость). В целях стимулирования инновационной деятельности Федеральным законом от 19 июля 2007 г. №195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования условий для финансирования инновационной деятельности" [8] внесены изменения и дополнения в гл.гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", 25 "Налог на прибыль организаций" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, на федеральном уровне приняты нормативно-правовые документы, декларирующие инновационную деятельность как приоритет развития экономики Российской Федерации. Важной задачей при этом определено
формирование национальной инновационной системы, эффективно преобразующей новые знания в инновационную продукцию - технологии, товары, услуги, составляющие объекты инновационной деятельности -посредством институтов и инфраструктуры осуществления инновационной деятельности - субъектов инновационной деятельности.
Региональные инновационные системы должны быть приведены в соответствие с федеральными. При этом, важным условием является применение единой терминологии, принципов построения инновационной системы. В связи с этим, определимся с рядом понятий, используемых в данном исследовании. Под субъектом инновационной деятельности нами понимается экономический субъект, создающий и реализующий инновационный проект на рынке. Понятие инновационного проекта трактуется в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» как «... комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов». В свою очередь, инновационная инфраструктура трактуется данным законом как «. совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг».
Инфраструктурными субъектами инновационной системы могут быть технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий организации материальной инновационной инфраструктуры, инновационно-технологические центры, экономические зоны технико-внедренческого типа, научно-образовательные центры и центры трансфера технологий, а также кластеры. При этом, инфраструктура инноваций, привязанная к определенной территории, получила значительное развитие, но в последнее время утрачивает свою актуальность в современном мире, особенно с учетом процессов интеграции и глобализации [9]. В этих условиях все большее место занимают инфраструктурные проекты, охватывающие несколько территорий. Соответственно, возрастает актуальность включения таких проектов в стратегические и программные документы инновационного развития промышленности не только отдельных регионов, но и территориальных округов.
Современная законодательная база стала основой разработки Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. №2227-р; а также стратегий и программ развития на уровне отдельных федеральных округов. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р., Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона Забайкалья на период до 2025 г. ориентированы на
создание институтов и инфраструктуры инновационной экономики в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.
Вслед за изменением Федеральной нормативной базы существенное развитие претерпело и региональное законодательство: принимаются нормативные акты, разрабатываются программы, внедряются объекты инновационной инфраструктуры и материальные инструменты [10; 11]2.
Основной целью принятых в Хабаровском крае нормативных документов является создание условий для перевода к 2020 г. экономики Хабаровского края на инновационный путь развития, способствующих формированию эффективной инновационной системы, развитию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию традиционных секторов экономики края, повышение конкурентоспособности промышленности за счет внедрения новых технологий и инноваций. Выход нормативных документов стал отправной точкой создания в крае необходимой инфраструктуры и материальных инструментов, создающих потенциал для создания и роста инновационности предприятий. В настоящее время в крае сформированы элементы институциональной инновационной среды, сопровождавшиеся созданием соответствующих материальных инструментов поддержки повышения инновационности промышленных предприятий и экономики в целом:
1. В мае 2012 г. внесены изменения в Закон Хабаровского края "О краевом бюджете на 2012 г." в части выделения бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по поддержке инновационной деятельности в крае: это создание технопарка в сфере высоких технологий, предоставление субсидий некоммерческим организациям, созданным в целях содействия развитию инновационной деятельности в крае.
2. Распоряжением губернатора Хабаровского края от 27.04.2012 г. №193-р утвержден состав Координационного совета по модернизации и инновационному развитию при губернаторе Хабаровского края. Основными целями Совета являются: содействие устойчивому технологическому развитию экономики Хабаровского края; совершенствование государственного управления программами модернизации приоритетных сфер экономики края, прежде всего, промышленного сектора; координация деятельности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, а также научных и других субъектов инновационной деятельности.
3. Утверждена Государственная целевая программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» [12]. Основными мероприятиями программы являются: институциональное обеспечение мероприятий по инновационному развитию, создание инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения в крае; повышение инновационной активности организаций;
2
Постановлением правительства края от 26 июня 2012 г. № 212-пр принята Государственная целевая программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края».
содействие организациям в разработке и реализации инновационных проектов, программ технологического, инновационного развития; создание технопарка и его инфраструктуры, включая бизнес-инкубатор; развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций; содействие организациям в продвижении инновационной продукции на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки; содействие организациям по введению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Общий объем финансирования программы из краевого бюджета на период 2012 - 2020 гг. составляет 142973,36 тыс. руб., в том числе 2012 г. - 48675,7 тыс. руб.; 2013 г. - 11427,25 тыс. руб.; 2014 г. - 11838,63 тыс. руб.; 2015 г. -11838,63 тыс. руб.; 2016 - 2020 гг. - 59193,15 тыс. руб., что крайне недостаточно для формирования инновационного потенциала экономики края, для поддержки инновационности предприятий в крае и требует пересмотра параметров данной программы.
4. Организована работа межведомственной комиссии по комплексному оцениванию инновационных программ и проектов при правительстве Хабаровского края, целью которой является создание единой системы отбора и государственной поддержки наиболее перспективных
3
проектов в крае .
5. Утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Хабаровском крае4, к которым относятся: математика, информатика и телекоммуникации; медицина и здравоохранение; технические системы и технологии; новые материалы и химические технологии; природные ресурсы и рациональное природопользование; общественные и гуманитарные науки.
6. Осуществляется реализация кластерного развития промышленности. В настоящее время данное направление инновационного развития промышленности в крае представлено программами создания двух кластеров, по которым планируется осуществление мер государственной поддержки. При этом, эти меры охватят не только компании, составляющие ядро кластера, но и сопряженные предприятия, как то: кластерные образования (ассоциации компаний, технопарки, инкубаторы, индустриальные парки, свободные экономические зоны, территориально-производственные комплексы), инжиниринговые, проектно-строительные, консалтинговые, сервисные компании, научно-образовательные институты (университеты, учебные центры, научно-промышленные объединения, научно-исследовательские фирмы и институты), компании, оказывающие бизнес-услуги, консалтинговые, лизинговые, финансовые услуги, а также предприятия-поставщики оборудования.
3 Утверждена Постановлением правительства Хабаровского края от 30.01.2012 №15-пр. 4
Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Хабаровского края на период до 2020 г. (утв. Распоряжением правительства Хабаровского края от 04.02.2013 г. №36-рп).
Программа инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края вошла в перечень 25 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утвержденных Решением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым 28 августа 2012 г. [13]. В данный кластер вошли якорные предприятия - предприятия авиа- и судостроения края, а также сопряженные с ними организации - Тихоокеанский государственный университет, Комсомольский-на-Амуре технический университет, - в составе которых функционируют бизнес-инкубаторы, инновационнотехнологические центры, научно-образовательные центры, центры трансфера инноваций в новые технологии и др.
Вторая программа формируется согласно Плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г. и связана с формированием дальневосточного нефте-газохимического кластера, якорными предприятиями которого определены следующие:
- ОАО «СИБУР Холдинг» планирует строительство газохимического комплекса в Амурской области на базе этана, пропана, бутанов, извлекаемых из газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений;
- ОАО «Газпром» планирует создание газоперерабатывающего и гелиевого комплексов в Амурской области на основе месторождений Якутского и Иркутского центров газодобычи с развитием на полную мощность, в том числе освоением Лено-Тунгусского и Лено-Вилюйского месторождений;
- ЗАО «Национальная химическая группа» приступила к реализации проекта строительства завода минеральных удобрений, завершила технико-экономическое обоснование строительства газохимического комплекса по производству аммиака, карбамида и метанола в Приморском крае;
- ОАО «НК «Роснефть» в рамках реализации Инвестиционного проекта ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» проводит разработку проектной документации по объектам нефтехимического комплекса городского округа г. Находка Приморского края;
- Группа компаний «Трансбункер» планирует строительство нефтеперерабатывающего завода в Хабаровском крае.
В совокупности, основным эффектом от реализации Дальневосточного нефте-газохимического кластера ожидается создание более 17000 высококвалифицированных рабочих мест на нефтехимических предприятиях и более 30000 рабочих мест на сопряженных предприятиях Дальневосточного федерального округа.
В рамках данного кластера, учитывая прогнозные ожидания результативности его деятельности, сопряженными предприятиями, наряду с предприятиями по переработке нефтегазохимической продукции, в кластер в равной мере могут быть включены кластерные образования (ассоциации компаний, технопарки, инкубаторы, индустриальные парки, свободные экономические зоны, территориально-производственные комплексы), инжиниринговые, проектно-строительные, консалтинговые, сервисные компании, научно-образовательные институты (университеты, учебные центры, научно-промышленные объединения, научно-исследовательские фирмы и
институты), компании, оказывающие бизнес-услуги, консалтинговые, лизинговые, финансовые услуги, а также предприятия-поставщики оборудования.
Таким образом, принятые в последние годы нормативно-правовые акты в стране и Хабаровском крае составили основу формирования и поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий. Их реализация позволяет создать инновационную инфраструктуру, способную активизировать создание и продвижение инноваций на рынок приоритетных отраслей и предприятий Хабаровского края. Однако инновационность субъектов экономики региона остается низкой, результативность инновационных процессов ограничена финансово и неконсолидирована законодательно. На наш взгляд, принятие Закона Хабаровского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае» и необходимых для него подзаконных актов упорядочит систему нормативных правовых актов в инновационной сфере, что позволит осуществлять системную поддержку субъектов инновационной деятельности, сформировать основу инновационной среды, стимулировать реализацию кластерной политики в крае и способствовать повышению потенциала роста инновационности предприятий.
Литература и источники:
1. Кудров, В. Международные экономические сопоставления и проблемы инновационного развития / В. Кудров. - М. : Юстицинформ, 2011. - С. 76.
2. Иванченко, Е. С. Инновационное развитие предприятий в Хабаровском крае /Е. С. Иванченко //Власть и управление на Востоке России. - 2011. - № 2.
3. Хорошавин, А. В. Промышленная политика Сахалинской области: концепция и практика формирования / А. В. Хорошавин. - Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2009. - С. 27 - 28.
4. О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596.
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (в ред. от 8 августа 2009 г. : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. -2008. - № 47.
6. О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» : федер. закон от 07.05.2013 № 93-Ф3
7. О внесении изменений в статью 95 части первой часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 7 июня 2011 г. № 132-Ф3 //
Российская газета. - 2001. - 8 июня ; Свод Законов РФ. - 2011. - № 24. - Ст. 3357.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования условий для финансирования инновационной деятельности : федер. закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ // Свод Законов РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 3991.
9. Прохоров, М. Д. Инновационное развитие России: необходимые действия / М. Д. Прохоров // Новая экономика. Инновационный портрет России. - М. : Центр стратегического партнерства, 2008. - С. 83 - 84.
10. Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 г. (утв. Постановлением правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр).
11. Основные направления деятельности правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 гг. (утв. Распоряжением правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. № 127-рп).
12. Об утверждении Государственной целевой программы Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края: постановление правительства Хабаровского края от 26.06.2012 № 212-пр.
13. Минэкономразвития России. Перечень инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907
02