УДК 342.951:351.82
Вызулин Евгений Александрович Vyzulin Evgeny A.
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Васильев Вячеслав Вениаминович Vasiliev Vyacheslav V.
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, the professor department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Нормативная регламентация и практика применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной статьей 27.12 КоАП РФ: сравнительно-правовой анализ
Normative regulation and practice of medical examination for intoxication, as measures of maintenance of manufacture on affairs about administrative offences under article 27.12 of the Code of administrative offences of the Russian Federation:
comparative legal analysis
В данной статье проводится сравнительно-пра- This article provides a comparative legal analysis
вовой анализ действовавшего и действующего за- of the ruling and applicable law and established legal
конодательства и установленных законодательных grounds for the referral and the medical examination on
оснований направления и проведения медицинского the assumption that the person drives a vehicle while in-
освидетельствования при предположении, что лицо toxicated. Impact of positive and negative trends in law
управляет транспортным средством в состоянии enforcement practice of the new legal regulation. опьянения. Отражаются положительные и негативные тенденции в правоприменительной практике нового в правовой регламентации.
Ключевые слова: анализ, преюдиция, срав- Keywords: analysis, prejudice, comparison, base, нение, основание, медицинское освидетельство- medical examination, intoxication, a measure to ensure вание, состояние опьянения, мера обеспечения proceedings, administrative proceedings. производства, дело об административном правонарушении.
Проблема пьянства лиц, управляющих транспортными средствами, стара как мир и свойственна отнюдь не только Российской Федерации. Однако авторы с прискорбием должны отметить, что именно нашей стране принадлежит печальная пальма первенства по числу дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, включая летальный исход для пострадавших.
На протяжении истории государство, используя различные правовые рычаги, пыталось решать проблему управления транспортными средствами в состоянии опьянения, прежде всего алкогольного.
На существующем этапе государственного и социального строительства Российская Федерация в лице как законодательной, так и исполнительной ветвей власти предпринимает разновекторные попытки обуздания пьянства и минимизации потерь от него.
Так, в частности, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации с завидной регулярностью ужесточает нормы ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой
12 КоАП РФ. В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) введена статья 264.1, предусматривающая уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Особенностью данной новеллы является возвращение в УК РФ спустя более чем десять лет отсутствия административной преюдиции — виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, если оно ранее было наказанным в административном порядке за данное противоправное деяние.
Исполнительная власть в лице Министерства финансов Российской Федерации с
13 июня 2016 года в очередной раз подняло минимальную стоимость (не ниже 190 рублей) за 0,5 л водки — самого популярного в стране «горячительного» напитка.
Авторы считают данную, непопулярную в определенных кругах административную меру достаточно действенной. Как ведомственная (МВД РФ), так и общегосударственная статистика подтверждают снижение до 20% количества «пьяных за рулем» после предыдущего повышения минимальной отпускной цены на водку в розничной торговой сети.
Министерство здравоохранения РФ со своей стороны с 23 марта 2016 года приказом от 18 декабря 2015 года № 933н утвердило новый поря-
док проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), прямо связанный с мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной статьей 27.12 КоАП РФ.
Оставляя за рамками нормотворчество Государственной Думы и Минфина России, авторы целью настоящей статьи видят проведение краткого сравнительно-правового анализа нормативной регламентации и практики применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной статьей 27.12 КоАП РФ.
Предметом первого этапа сравнительно-правового анализа явились нормы:
1) постановления Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 [1].
2) приказа Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года № 308 [2].
3) приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 года № 933н [3].
В качестве непосредственного предмета анализа авторами были избраны основания, позволяющие уполномоченному правоприменителю полагать, что лицо, управляющее транспортным средством соответствующего вида, находится в состоянии опьянения. Избрание данного предмета сравнительного анализа отнюдь не случайно и многократно становилось базой не только для судебных разбирательств, но и жалоб граждан на предвзятость и непрофессионализм сотрудников Дорожно-патруль-ной службы ГИБДД МВД России.
Согласно пункту 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» [4].
Нормативно предусмотренные для уполномоченного сотрудника полиции основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, авторы сгруппировали в таблице 1.
На данный момент приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 года № 308 утратил юридическую силу и правоприменению подлежат нормы приказа Минздрава РФ от 18 декабря 2015 года № 933н, значительно сокращены (с 7 до 4) основания для применения сотрудником полиции соответствующих мер административно-право-
вого принуждения. Приказ № 933н Минздрава РФ не в полной мере соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы (постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475) и порождает коллизию нормативных правовых актов.
Непосредственным предметом второго этапа заявленного авторами сравнительно-правового анализа явилась резолютивная часть акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Результаты сравнения норм действующего и утратившего силу приказов Минздрава РФ приведены в таблице 2.
Результаты проведенного сравнительно-правового анализа нормативной регламентации и практики применения медицинского
освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной статьей 27.12 КоАП РФ, позволяют сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время основания, дающие право уполномоченному сотруднику полиции полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, регламентированы двумя подзаконными нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 и приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 года № 933н.
Таблица 1
Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н
1 2 3
1. Запах алкоголя изо рта 1. Запах алкоголя изо рта 1. Запах алкоголя изо рта
2. Неустойчивость позы 2. Неустойчивость позы 2. Неустойчивость позы и шаткость походки
3. Нарушение речи 3. Нарушение речи 3. Нарушение речи
4. Резкое изменение окраски кожных покровов лица 4. Резкое изменение окраски кожных покровов лица 4. Резкое изменение окраски кожных покровов лица
5. Поведение, не соответствующее обстановке 5. Поведение, не соответствующее обстановке
6. Выраженное дрожание пальцев рук
7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Таблица 2
Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 Приказ Министерства здрава РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н
В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок:
1) состояние опьянения не установлено 1) установлено состояние опьянения
2) установлено состояние опьянения 2) состояние опьянения не установлено
3) от медицинского освидетельствования освидетель-ствуемый (законный представитель освидетельствуе-мого) отказался
2. Приказ Минздрава РФ от 18 декабря 2015 года № 933н значительно сократил число указанных оснований и тем самым, с одной стороны, облегчил правоприменительную деятельность сотрудников ДПС ГИБДД России, а с другой стороны, породил правовую коллизию, не в полной мере соответствуя нормативному правовому акту Правительства РФ.
3. Приказ Минздрава РФ от 18 декабря 2015 года № 933н на треть расширил число выносимых медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого водителя транспортного средства, добавив к имевшимся ранее заключениям «от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался».
Примечания
1. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // Российская газета. 2008. 2 июля.
2. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г № 308. Документ опубликован не был. До-
ступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.04.2016).
3. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н // Российская газета. 2016. 23 марта.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ст. 1, 2.
Notes
1. About approval of rules of examination of a person who drives a vehicle in an alcohol intoxication and registration of its results, the directions of the said person for a medical examination for intoxication, medical examination of that person for intoxication and registration of its results, and Rules for determining the availability of narcotic drugs or psychotropic substances in the human body when conducting a medical examination for intoxication of the person: the resolution of the Government of the Russian Federation from June 26, 2008 № 475 // Rossiyskaya gazeta. 2008. July 2.
2. On medical examination for intoxication: order of Ministry of health of the Russian Federation from July, 14th, 2003 № 308. The document was not published. Access from ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 08.04.2016).
3. On the procedure for medical examination for intoxication (alcoholic, narcotic or other toxic): the order of Ministry of health of the Russian Federation of December 18, 2015 № 933н // Rossiyskaya gazeta. 2016. March 23.
4. The Russian Federation code of administrative offences of 30 December 2001, № 195-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 1, art. 1, 2.