Научная статья на тему 'НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИЦ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИЦ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / 588Й НБАП / АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК / «ДУНЬКИН ПОЛК» / «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ» / «НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД» / ЗВУК МЕТЛЫ / ЛЕТЧИЦЫ / БОЕВОЙ САМОЛЕТ / ВЫЛЕТ / БИПЛАН У 2 / БОЕПРИПАСЫ / БОМБЫ / СНАРЯДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Екатерина Петровна

Советские женщины совершили невероятный подвиг на той войне. А на долю женщин летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «Небесном тихоходе» - деревянном биплане У-2. Уникальны подвиги бомбардировщиц - тысячи вылетов на их счету и десятки тонн сброшенных бомб на позиции врага. Так, 1004 ночных боевых вылета совершила Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант И.Ф. Себрова. Каждую ночь летчицы успевали делать по 10-12 вылетов. В течение часа длился полет, затем самолет, возвращался на базу для заправки и подвешивания бомб. На подготовку самолета между полетами время занимало около пяти минут. До полного физического изнеможения летали и порою не могли выйти из кабины от усталости. Сами самолеты, так как были фанерными, от попадания снарядом легко загорались. Нередко девушки просто сгорали в машинах. Они были разными, защитники Отечества, но их объединяло священное чувство любви к Родине, долга перед будущими поколениями и ими это чувство завещано. Необходимо чтить память погибших героев, хранить бережно и передавать последующим поколениям. Это и есть дань памяти, благодарности и огромного уважения их верности Родине, мужеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIGHT WITCHES. THE FEAT OF SOVIET PILOTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Soviet women performed an incredible feat in that war. And one of the most difficult tasks fell to the share of female pilots: night bombing on the "Heavenly slow moving" wooden biplane U-2. Their exploits are unique - the bombers have thousands of sorties and dozens of tons of bombs dropped on enemy positions. So, Hero of the Soviet Union Guard Senior Lieutenant I.F. Sebrova made 1004 combat night sorties. Every night the pilots managed to make 10-12 sorties. The flight lasted an hour, then the plane returned to the base to refuel and hang bombs. The time to prepare the aircraft between flights took about five minutes. They flew to complete physical exhaustion. From fatigue, sometimes they could not get out of the cabin. The planes themselves were plywood and lit up from being hit by a shell. Girls often just burned in cars. They were different, defenders of the Fatherland, but they were united by a sense of love for their native land, duty to future generations, and this feeling was bequeathed by them. It is necessary to honor the memory of fallen heroes, carefully store and pass on to the next generations. This is a grateful tribute to their courage and loyalty to the Motherland.

Текст научной работы на тему «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИЦ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 947.084.8:316.346.2

НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИЦ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Карпова Е.П.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

А Аннотация. Советские женщины совершили невероятный подвиг на войне. А на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «Небесном тихоходе» - деревянном биплане У-2. Уникальны подвиги бомбардировщиц -тысячи вылетов на их счету и десятки тонн сброшенных бомб на позиции врага. Так, 1004 ночных боевых вылета совершила Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант И.Ф. Себрова. Каждую ночь летчицы успевали делать по 10-12 вылетов. В течение часа длился полет, затем самолет, возвращался на базу для заправки и подвешивания бомб. На подготовку самолета между полетами время занимало около пяти минут. До полного физического изнеможения летали и порою не могли выйти из кабины от усталости. Сами самолеты, так как были фанерными, от попадания снарядом легко загорались. Нередко девушки просто сгорали в машинах. Они были разными, защитники Отечества, но их объединяло священное чувство любви к Родине, долга перед будущими поколениями и ими это чувство завещано.

Ц" Ключевые слова: война, 588-й НБАП, авиационный полк, «Дунькин полк», «Ночные ведьмы», «Небесный тихоход», звук метлы, летчицы, боевой самолет, вылет, биплан У-2, боеприпасы, бомбы, снаряды.

Введение

Героических женщин и девушек называли «Ночными ведьмами» и «Легендами». Они отчаянно боролись за Победу в годы Великой Отечественной войны

(http://gorodskoyportal.ru/petrozavodsk/news/ news/34707042/).

Приказом НКО СССР № 64 от 08.02.1943 года 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк (НБАП) был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова III степени полк.

Капитан Е.Д. Бершанская была назначена командиром полка (рис. 1) [1]. До окончания войны полк сражался под её командованием (рис. 2).

Рис. 1. Командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова III степени полка, капитан Е.Д. Бершанская

Рис.2. Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

Намекая на полностью женский состав полка, оправдываясь именем командира порой НБАП называли шутливо: «Дунькин полк». Но уже спустя полгода полк стали называть «Ласточки», «Небесные создания», «Сестренки» (рис. 3) (https://www.yuga.ru/articles/society/8597.ht т1).

Рис. 3. Летный состав полка. 1942 год. «Дунькин полк». Женская военная авиация в годы ВОВ

Актуальность. События Великой Отечественной Войны по сей день поражают невероятным героизмом и храбростью солдат. Советские женщины, как равноправные члены социалистического государства, в годы войны были и равноправными его защитниками [2].

Проблема, цель, задачи. Память о годах Великой Отечественной войны имеет особое значение в воспитании молодежи. Они были разными, защитники Отечества, но их объединяло священное чувство люб-

ви к Родине, долга перед будущими поколениями и ими это чувство завещано. Необходимо чтить память погибших героев, хранить бережно и передавать последующим поколениям. Это и есть дань памяти, благодарности и огромного уважения их верности Родине, мужеству.

Материалы и методы исследования. Информационную базу, способствующую, детальному рассмотрению данной темы составили материалы научных исследований, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий, сведения из сети Интернет. В процессе исследования были применены общенаучные методы как анализ, обобщение полученных результатов.

Результаты и их обсуждение. До расформирования 588-й НБАП состоял только из женщин. В полку они занимали все должности, начиная от механиков и техников вплоть до штурманов и пилотов (рис.4).

Рис.4. Лётчицы 46-го гвардейского полка

Вероятно, это объяснялось тем, что авиаполк на вооружении имел простые в управлении самолёты У-2, и на них могли свободно летать даже неопытные лётчики (рис. 5)

(https://ria.ru/20161008/1478730289.html?inj =1).

Рис.5. Боевой самолет У-2

Самолет У-2 или ПО-2 «извинял» пилоту много ошибок. На другом самолёте они непременно привели бы к аварийной ситуации. У-2 был с двойным управлением -как для штурмана, так и для лётчика. Исходя из этого в том числе, именно У-2 являлся главным самолётом для учебных целей советских ВВС. Например, его практически невозможно было ввести в штопор; если были отпущены рули управления, в таком случае, самолёт планировал, со скоростью снижения 1 м/сек и, если на земле находилась ровная поверхность, самостоятельно мог сесть на неё. У-2 совершал посадку и поднимался в воздух с небольшого места для разбега, что для связи с партизанами делало его незаменимым. Он обладал также малой скоростью (в пределах 120 км/час) и поэтому летал не высоко, в то время как у более скоростных самолётов возникал риск при этом врезаться в складки местности, холмы, деревья. Такой плюс давал летчицам уходить от преследования противника резкими маневрами, спрятаться среди просек леса, позади деревьев или деревень. У врага получалось сбить такие самолёты, только если врасплох они застигали пилота, зайдя с хвоста и резко снижая скорость и высоту.

Тут еще стоит заметить, что летая на уровне верхушек деревьев, У-2 трудно различались и были почти недоступны для атак со стороны истребителей противника.

И в самых плохих погодных условиях был способен действовать легендарный У-2.

Немаловажным является и тот факт, что он легко ремонтировался, поэтому обучить девушек-техников обслуживать У-2, было быстрее, чем Як-1 или Пе-2.

Отважные девушки летали на маленьком деревянном (фанерном) биплане с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, без оружия (7,62-мм авиационным скорострельным пулеметом ШКАС бипланы оснастили только к 1944 году), радиосвязи (для навигации применялись секундомер, карты, для прокладки курса пилоты хорошо использовали наземные ориентиры). Не было бронеспинок, которые могли защитить экипаж от пуль [3]. Единственным вооружением на

борту для защиты от истребителей врага были пистолеты ТТ штурманов и лётчиков. Сами самолеты из-за того что были фанерными от попадания снарядом легко загорались. Нередко летчицы просто сгорали в машинах.

Кроме того, лётчицы не брали с собой парашюты до августа 1943 года, отдавая предпочтение взять вместо них ещё двадцать килограмм бомб. Не было бомбового отсека на самолёте, прямо под плоскости самолёта в бомбодержатели привешивались бомбы. Отсутствовали прицелы, девушки-пилоты их создали сами. Назывались они ППР (проще пареной репы). Бомбовый груз, его количество менялось от ста до трехсот килограммов, но в среднем брали сто пятьдесят - двести килограммов (https://yablor.ru/blogs/jenschini-geroi-voyni-cvetnie-foto/5466479). Когда в 1942 году в заводских условиях бомбардировщик был доработан, масса переносимых бомб возросла до двухсот пятидесяти - пятисот килограммов (https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/ aviaciya/polikarpov-u-2/).

С У-2 сбрасывали фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50. Подвешивалось на бомбардировщик или две ФАБ-100, или четыре ФАБ-50 (рис. 6).

Рис.6 - Подвеска 100-кг бомбы ФАБ-100 на бомбодержатель самолета У-2

Для сброса также использовались ампулы с зажигательной жидкостью. Загружали их в кассеты фанерные с взрывателем. При достижении бипланом необходимой высоты, взрыватель срабатывал после сброса, затем открывалась кассета, под летательным аппаратом разлетались ампулы, при падении на землю выжигая всё на значительной площади. Еще сбрасывали с само-

летов с термитными шарами зажигательные авиабомбы и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим). Применялись и осколочные авиационные бомбы: сначала АО-2,5 и А0-10, а примерно с середины Великой Отечественной войны АО-25-35. Существовали снаряды, не предназначавшиеся для смертельного поражения врага. Для освещения территории использовалась бомба САБ-100 и вмещавшая бумажный агитационный материал бомба АГБ-100.

Широко применялся биплан для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения вражеских войск.

На удалении до ста пятидесяти километров от линии фронта лежали места базирования У-2, и с них интенсивные полёты совершать часто было неудобно. Все боевые задания, поэтому, выполнялись с аэродромов подскока, которые были расположены от передовой в двадцати -тридцати пяти километрах. Самолёты перелетали на них к вечеру, а в дневное время площадки были пусты.

Стрекоча моторами каждую ночь в тыл врага, выдвигались лёгкие тихоходные У-2 на очень малой высоте, при этом до самого последнего момента оставаясь незамеченными для средств ПВО противника. Самолёт планировал, когда подлетев ближе к цели, летчицы глушили моторы. Слышим был лишь негромкий шелест воздуха под крыльями биплана. Потом аккуратно по-женски пилоты, сбросив бомбы, вновь включив моторы, набрав максимальную скорость, старались как можно быстрее вернуться назад. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Отсюда немцы называли их «Nachthexen» («Ночные ведьмы»)

(http://www.oboznik.ru/science_joumal/2021/ drugogo-takogo-polka-ne-bylo.php). У-2 солдаты вермахта еще называли «Kaffeemühle» («Кофемолка»),

«Nähmaschine» («Швейная машинка», из-за характерного звука мотора).

Не глядя даже на ночное время и простейшие средства прицеливания, бомбометание совершалось с небольшой высоты с очень высокой точностью. После бомбар-

дировок нужно было возвращаться, чтобы взять бомбы и вылететь вновь [3; 4]. В итоговой сумме количество сброшенных бомб приравнивалось с нагрузкой обычного бомбардировщика (https://ria.ru/20161008/147873 0289.html?inj =1).

Между вылетами перерывы составляли от пяти до восьми минут, временами за ночь экипаж совершал по 6-8, а то по 10-12 и более вылетов.

Летали до полного физического изнеможения, так что от усталости временами из кабины не могли выйти. Бывали случаи, что после ночных полетов в зимнее время сильно замерзшие девушки кое-как добирались до казармы, так как не слушались скованные холодом конечности. Прямо из кабины уносили их успевшие отогреться подруги

(http s://pomnisvoih.ru/category/ geroi-i-ih-podvigi/geroi-sovetskogo-souza-sssr).

К концу войны на счету летчиц и штурманов были сотни боевых вылетов полка, а командир звена Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант И.Ф. Себрова на бомбардировку вражеских войск совершила 1004 ночных боевых вылета (https://ria.ru/20161008/147873 0289.html).

Разворачивались ожесточенные бои в районе западного междуречья нижних течений Дона и Волги. Враг рвался к городам Воронеж и Сталинград. Любыми способами их нужно было остановить (https://ria.ru/20161008/147873 0289.html).

На фронт полк вылетел 23 мая 1942 года, куда прибыл 27 мая. В то время его численность составляла 115 человек -большинство из них в возрасте от семнадцати до двадцати двух лет. 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет (https://gubdaily.ru/lifestyle/obzor/nochnye-vedmy-i-tancovshhica-13-samyx-opasnyx-zhenshhin-v-istorii-chelovechestva-a-vy-o-nix-slyshali/).

В крупнейших боевых операциях Красной Армии приняли участие лётчицы 588-й НБАП. Это битва за Кавказ, затем освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши, также участвовали в боях на территории Германии. Девушки-пилоты авиаполка в ходе боевых

действий произвели 23 672 боевых вылета. Бомб было сброшено ими более 3000 тонн, 26000 зажигательных снарядов. Полк повредил и уничтожил 17 переправ, 9 железнодорожных поездов, 2 железнодорожные станции, 46 складов боеприпасов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Вызвано было 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Было сброшено также 155 мешков с продовольствием, окружённым советским войскам, с боеприпасами. За 3 года боёв ни разу полк не уходил на переформирование и стал одним из самых именитых в советской авиации по количеству Героев Советского Союза среди женщин (https://ria.ru/20161008/1478730289.html). Расформирован был полк лишь после окончания войны 15 октября 1945 года (рис.7) [5].

Литература

1.Бершанская Евдокия Давыдовиа // Благодариеиская Даль: исторические очерки. Ставрополь, 2021. С. 115-118.

2. Колесник, М.О. Вклад советских женщин в Победу в Великой Отечественной войне / М.О. Колесник // Великая Отечественная война: нравственные аспекты и историческое наследие: Материалы всероссийской научно теоретической конференции молодых исследователей: В 2 частях, Санкт-Петербург, 29 апреля 2015 года. Том 1. Санкт-Петербург, 2015. С. 143-146.

3. Попов, Н.С. История создания и жизнь женского авиационного полка «ночные ведьмы» / Н.С. Попов, А.В. Борисов // Воздушный щит Отечества (к 110-летию военно-воздушных сил России): Сборник материалов межвузовской научно практической конференции, Краснодар, 28 апреля 2022 года. Краснодар, 2022. С. 87-90.

4. Румянцева, О. Роль и значение тихоходной авиации в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время / О. Румянцева, Н.Л. Сельвесюк // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: Сборник докладов в рамках Московской молодёжной научно практической конференции, Москва, 21-23 апреля 2015 года. Москва, 2015. С. 126-135.

5. Слезкина, Ю.А. Женщины на войне: Ночные ведьмы / Ю.А. Слезкина, А. М. Ягодкина // Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства: Материалы межвузовской студенческой научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. Москва, 2021. С. 254-261.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карпова, Е.П. Ночные ведьмы. Подвиг советских летчиц в годы Великой Отечественной войны / Е.П. Карпова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6(2). С. 42-48.

Рис. 7. Лётчицы «Небесного тихохода»

Заключение. Погибли тридцать две девушки и двадцать три боевые машины за годы Великой Отечественной войны. Звание Героя Советского Союза было присвоено двадцати трем военнослужащим полка. Лётчицам «Небесного тихохода» вечная память!

Сведения об авторе Карпова Екатерина Петровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6(2), pp. 42-48.

NIGHT WITCHES. THE FEAT OF SOVIET PILOTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Karpova E.P.

Buryat State Academy of Agriculture Russia, Ulan-Ude

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-^: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

Abstract. Soviet women performed an incredible feat in that war. And one of the most difficult tasks fell to the share of female pilots: night bombing on the "Heavenly slow-moving" wooden biplane U-2.

Their exploits are unique - the bombers have thousands of sorties and dozens of tons of bombs dropped on enemy positions. So, Hero of the Soviet Union Guard Senior Lieutenant I.F. Sebrova made 1004 combat night sorties.

Every night the pilots managed to make 10-12 sorties. The flight lasted an hour, then the plane returned to the base to refuel and hang bombs. The time to prepare the aircraft between flights took about five minutes. They flew to complete physical exhaustion. From fatigue, sometimes they could not get out of the cabin. The planes themselves were plywood and lit up from being hit by a shell. Girls often just burned in cars.

They were different, defenders of the Fatherland, but they were united by a sense of love for their native land, duty to future generations, and this feeling was bequeathed by them. It is necessary to honor the memory of fallen heroes, carefully store and pass on to the next generations. This is a grateful tribute to their courage and loyalty to the Motherland. Relevance. The theme of the fair sex at the front has always been special. What happened in June 1941 was a terrible blow.

Problem, goal, tasks. The memory of the years of the Great Patriotic War is of particular importance in the education of young people. The purpose of the work is to foster respect for the previous generations, to treat their heroism with gratitude and honor.

Materials and methods of research. The information base contributing to the detailed consideration of this topic was made up of research materials, educational and methodological literature, materials of periodicals, information from the Internet. In the course of the research, general scientific methods were applied, such as analysis, generalization of the results obtained. Results and their discussion. The 588th Night Bomber Aviation Regiment (NBAP) was transformed into the 46th Guards Night Bomber Aviation Taman Red Banner Order of Suvorov III degree regiment (Order of the NCO of the USSR No. 64 of 08.02.1943). Captain E.D. Bershanskaya,

a pilot with ten years of experience, was appointed commander of the regiment. Under her command, the regiment fought until the end of the war.

Conclusion. The feat of Soviet pilots is difficult to overestimate. Their names are forever inscribed in history. 23 soldiers of the regiment were awarded the title of Hero of the Soviet Union. Eternal memory to the pilots of the "Heavenly Slow-moving"!

Keywords: war, 588th NBAP, aviation regiment, "Dunkin' Regiment", "Night Witches", "Heavenly slow-moving", the sound of a broom, pilots, combat aircraft, departure, U-2 biplane, ammunition, bombs, shells.

References

iffr 1. Bershanskaya Evdokia Davydovna // Blagodarnenskaya Dal: historical essays. - Stavropol: SEQUOIA Limited Liability Company, 2021. - pp. 115-118. - EDN JMFDPP.

2. Kolesnik, M. O. Contribution of Soviet women to Victory in the Great Patriotic War / M. O. Kolesnik // The Great Patriotic War: moral aspects and historical heritage: Materials of the All-Russian scientific and theoretical conference of young researchers: In 2 parts, St. Petersburg, April 29, 2015 / St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, edited by N. S. Nizhnik. Volume 1. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. - pp. 143-146. - EDN TRYQFX.

3. Popov, N. S. The history of the creation and life of the women's aviation regiment "night witches" / N. S. Popov, A.V. Borisov // Air Shield of the Fatherland (to the 110th anniversary of the Russian Air Force): Collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference, Krasnodar, April 28, 2022. - Krasnodar: Federal State State Military Educational Institution of Higher Education "Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 2022. - pp. 87-90. - EDN GTWUDC.

4. Rumyantseva, O. The role and significance of low-speed aviation during the Great Patriotic War and in the postwar period / O. Rumyantseva, N. L. Selvesyuk // Section "Actual problems of social and humanitarian knowledge": Collection of reports within the framework of the Moscow Youth Scientific and Practical Conference, Moscow, April 21-23, 2015 / Responsible editor: Kalliopin A. K. - Moscow: Publishing House "Pero", 2015. - pp. 126-135. - EDN UDGTFL.

5. Slezkina, Yu. A. Women at war: Night witches / Yu. A. Slezkina, A.M. Yagodkina // The Second World War in persons and documents: problems of the development of law and the state: Materials of the Interuniversity Student Scientific Conference, Moscow, April 27-28, 2021 / Editor-in-chief S.V. Shiryaeva. - Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2021. - pp. 254-261. - EDN YWCIHW.

Information about the author Karpova Ekaterina Petrovna

Candidate of Agricultural Sciences, teacher

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov

Ulan-Ude, Russia

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-^: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.