Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ПОДРУГИ - ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕТЧИЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

БОЕВЫЕ ПОДРУГИ - ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕТЧИЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / АВИАЦИЯ / ЛЕТЧИЦА / АЭРОКЛУБ / ИСТРЕБИТЕЛЬ / БОМБАРДИРОВЩИК / ШТУРМОВИК / ПОЛК / ВЫЛЕТ / БОЙ / САМОЛЕТ / ЯК 1 / «СВОБОДНЫЙ ОХОТНИК»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Екатерина Петровна

Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли немало женщин, вставших на защиту своей Родины, в том числе и летчиц, героизм которых заключался не только в количестве сбитых вражеских самолетов, все они уже становились героями, оказываясь за штурвалом боевого самолета и отправляясь в бой с очень опасным противником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT GIRLFRIENDS - FAMOUS PILOTS IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

An invaluable contribution to the victory over fascism was made by many women who stood up for the defense of their Homeland, including pilots whose heroism consisted not only in the number of enemy planes shot down, they all already became heroes, finding themselves at the helm of a combat aircraft and going into battle with a very dangerous enemy.

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ПОДРУГИ - ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕТЧИЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

УДК 947.084.8:316.346.2

БОЕВЫЕ ПОДРУГИ - ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕТЧИЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Карпова Е.П.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Mi Аннотация. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли немало женщин, вставших на защиту своей Родины, в том числе и летчиц, героизм которых заключался не только в количестве сбитых вражеских самолетов, все они уже становились героями, оказываясь за штурвалом боевого самолета и отправляясь в бой с очень опасным противником.

?:lji£ Ключевые слова: Великая Отечественная война, Герой Советского Союза, авиация, летчица, аэроклуб, истребитель, бомбардировщик, штурмовик, полк, вылет, бой, самолет, Як-1, «свободный охотник».

Введение

Великая Отечественная война стала огромным испытанием для всего советского народа. На борьбу с врагом поднялась вся страна. И женщины не остались в стороне. Они также ковали общую Победу на фронте и в тылу. Особенно выделялись на этом фоне советские женщины-летчицы, которые наравне с мужчинами освоили во всех смыслах одну из самых трудных профессий - военного летчика (http s ://topwar. ru/1898 57-ekaterina-budanova-letchica-istrebitel-velikoj-otechestvennoj .html).

Актуальность. События Великой Отечественной Войны по сей день поражают невероятным героизмом и храбростью советских солдат. Советские женщины, как равноправные члены социалистического государства, были в годы Великой Отечественной войны и равноправными его защитниками [Мартынова].

Проблема, цель, задачи. Память о годах Великой Отечественной войны имеет особое значение в воспитании молодежи. Они были разными, защитники Отечества, но их объединяло священное чувство любви к Родине, долга перед будущими поколениями и ими это чувство завещано. Необходимо чтить память погибших героев, хранить бережно и передавать после-

дующим поколениям. Это и есть дань памяти, благодарности и огромного уважения их верности Родине, мужеству.

Материалы и методы исследования. Информационную базу, способствующую, детальному рассмотрению данной темы составили материалы научных исследований, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий, сведения из сети Интернет [1]. В процессе исследования были применены общенаучные методы как анализ, обобщение полученных результатов.

Результаты и их обсуждение. Особое место в ряду известных советских летчиц периода Великой Отечественной войны занимает Л.В. Литвяк

(http s ://topwar. ru/1898 57-ekaterina-budanova-letchica-istrebitel-velikoj-otechestvennoj.html). Она самая результативная летчица и истребитель по количеству сбитых самолетов противника, лучшая женщина-ас в истории всей мировой авиации.

Л.В. Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве. Она любила свой день рождения, ведь 18 августа - День авиации! (рис. 1).

Рис. 1. Гвардии младший лейтенант Л.В.

Литвяк

С детства Л.В. Литвяк грезила о самолетах и авиации. Тогда в стране шла широкая пропаганда освоения неба и авиаспорта. В небо впервые она поднялась уже в 14 лет. За период учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина девушка успешно освоила технику пилотирования. Более этого, она смогла стать авиационным инструктором и подготовила свыше сорока пилотов, будущих воздушных воинов.

Когда началась Великая Отечественная война, Л.В. Литвяк разными путями пыталась попасть на фронт: писала письма, обивала пороги военкоматов. Но постоянно получала отказ. Не получалось у военного комиссара поверить, что хрупкая маленькая девушка сумеет выдержать суровые условия фронта (https://histrf.ru/read/articles/bielaia-liliia-staHnghrada-Hdiia-Htviak).

В одной из газет прочла короткую заметку о том, что М.М. Раскова, её кумир, формирует женский авиаполк. Она приписала себе недостающие сто часов налета и смогла попасть в Красную Армию (https://smolbattle.ra/threads/Женш;ины-авиаторы-в-Великой-Отечественной-войне.60127/). С января 1942 года Л.В. Литвяк летчик 586-го истребительного авиаполка (ИАП).

И ее короткий, но славный боевой путь начался именно так

(https://histrf.ru/read/articles/bielaia-liliia-stalinghrada-lidiia-litviak). Она быстро освоила истребитель Як-1. В августе 1942

года Л.В. Литвяк на первом боевом вылете в небе над Саратовом в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88 («Юн-керс»).

Во 2-м боевом вылете 13 сентября над Сталинградом ею был сбит бомбардировщик «Юнкерс» и истребитель «Мес-сершмитт». За штурвалом истребителя сидел немецкий летчик-ас Люфтваффе, барон и кавалер Рыцарского железного креста Ганс Фусс, на счету которого было не менее 30 подбитых самолетов.

Её боевой счет только рос. На борту своего самолета она попросила нарисовать белую лилию. В то время и закрепился за девушкой радиопозывной «Лилия-44». «44» - бортовой номер самолета [3].

Новый 1943 год Л.В. Литвяк встречала в составе 296 истребительного авиационного полка (в дальнейшем 73-й гвардейский ИАП). В начале нового военного года к ней нежданно пришло счастье - обычное женское счастье, о котором мечтает большинство девушек (http://worldrusnews.ru/?p=23022). Она вышла замуж (рис. 2).

Рис. 2. Супруги Герои Советского Союза - А. Ф. Соломатин и Л. В. Литвяк

Но, к сожалению, недолго оно длилось, 21 мая в неравном бою погиб муж Герой Советского Союза, командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка, гвардии капитан А.Ф. Соломатин. Он был тяжело ранен, хотел осуществить посадку своего самолета на родном аэродроме, но на глазах у жены, боевых товарищей разбился. Для Л.В. Литвяк это стало страшным ударом. Затем чуть меньше чем через два месяца, 19 июля в бою была сбита и погибла ее лучшая подруга Е.В. Буданова.

В середине лета 1943 года проходили страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, перекрывавшем путь на Донбасс. На земле бои сопровождались продолжительной борьбой за победу в воздухе.

Последний боевой вылет Л.В. Литвяк был совершен 1 августа 1943 года. Через восемнадцать дней девушке должно было исполниться двадцать два года. Всего два десятилетия жизни - а как много сделано. На тот момент на боевом счету Л.В. Литвяк за 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 в группе

(https://histrf.ru/read/articles/bielaia-liliia-stalinghrada-lidiia-litviak).

Как одержавшая в воздушных боях наибольшее количество побед женщина-летчик Л.В. Литвяк занесена в Книгу рекордов Гиннесса [4].

В тот день она совершила 4 боевых вылета. Из четвёртого она не вернулась. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу летчицы

(https://histrf.ru/read/articles/bielaia-liliia-stalinghrada-lidiia-litviak).

Летом 1979 года поиски увенчались успехом. Стало известно о том, что в одной из братских могил была похоронена неизвестная летчица. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была Л.В. Литвяк

(https:// sovsoj uz.mirtesen.ru/blog/43 3371715 45/Propavshaya-v-oblakah.-Istoriya-Lidii-Litvyak---legendarnoy-«Bel?nr= 1).

В июле 1988 года в ее личном деле запись «пропала без вести» была, наконец, заменена на «погибла, выполняя боевое задание» и Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) (https:// airpages.ru/ dc/ginnes.shtml). Была награждена орденом Красного Знамени (22.07.43 г.), орденом Отечественной войны I степени (10.09.43 г., посмертно), орденом Красной Звезды (17.02.43 г.).

Первой женщиной-пилотом, назначенной в группу «свободных охотников», второй после гвардии младшего лейтенанта Л.В. Литвяк, по результативности женщиной-истребителем Великой Отечественной

войны стала летчица-ас гвардии лейтенант Е.В. Буданова (рис. 3).

Рис. 3. Гвардии лейтенант Е.В. Буданова

Родилась Е.В. Буданова 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянка Смоленской области. Окончив школу, уехала в Москву. Там устроилась на работу слесарем на авиационный завод № 22 имени С.П. Горбунова в Филях (https://topwar.ru/189857-ekaterina-budanova-letchica-istrebitel-velikoj-otechestvennoj.html). Здесь же в Москве она надеется осуществить свою мечту о небе (https:// aif.ru/ society/history/smerti_ya_ne_bo yus_kak_katya_budanova_fashistam_nervy_v _nebe_trepala). Ее берут в местный аэроклуб, который заканчивает с отличием без отрыва от производства. Затем приглашают работать летчиком-инструктором аэроклуба Киевского района столицы.

В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-

инструкторов Осоавиахима. После этого с мая 1940 года работала летчиком-инструктором уже аэроклуба Фрунзенского района Москвы (https://topwar.ru/189857-ekaterina-budanova-letchica-istrebitel-velikoj-otechestvennoj .html).

С самого начала войны Е.В. Буданова хочет попасть на фронт. Ищет возможность, для того чтобы стать военным летчиком. После узнает, что Герой Советского Союза М.М. Раскова формирует женские авиаполки (https:// aif.ru/ society/history/smerti_ya_ne_bo

yus_kak_katya_budanova_fashistam_nervy_v _nebe_trepala).

В октябре добровольцем зачислена в ряды Красной Армии, и направлена в Саратов, где прошла при Энгельсской военной авиационной школе курс переобучения на Як-1, по завершению которого 22 февраля 1942 года ей было присвоено воинское звание «младший лейтенант» (рис.

4).

Рис. 4. Самолёт ЯК-1 в небе

С марта Е.В. Буданова командир звена 586-го истребительного авиаполка противовоздушной обороны. Задачей полка было обеспечение воздушного прикрытия района Саратова. На службе в этом полку она и познакомилась с Л.В. Литвяк. Девушки стали лучшими подругами и с того времени всегда вместе несли службу. Совершая многие боевые вылеты на патрулирование над городом, сопровождая транспортную авиацию с особо ценными и важными грузами для фронта, крепло ее летное мастерство, вырабатывался свой своеобразный почерк (https://topwar.ru/189857-ekaterina-budanova-letchica-istrebitel-veHkoj-otechestvennoj .html).

10 сентября 1942 была направлена в 437-й авиационный истребительный полк, воевавший под Сталинградом.

Это был один из самых напряженных периодов в воздушных боях на Сталинградском фронте (https://www.peoples.ru/military/hero/ekateri na_budanova/).

Осенью 1942 года увеличилась интенсивность воздушных боев. Как правило, приходилось драться с превосходящими вражескими силами. В день пилоты совершали по пять - шесть боевых вылетов. И почти каждый такой вылет завершался боем.

В паре против 12, одна против 13, одна против двух, в составе четверки против 19 - таковы были лишь некоторые бои, через которые прошла девушка (https://www.peoples.ru/military/hero/ekateri na_budanova/).

2 октября 1942 года в паре со старшим лейтенантом Р.В. Беляевой атаковали группу из 12 немецких бомбардировщиков Ю-88. Самолеты, летевшие бомбить железнодорожную станцию Эльтон, в результате атаки советских истребителей не смогли прицельно отбомбиться по объекту.

Так была сорвана операция по уничтожению станции, которая имела важное стратегическое значение для снабжения Красной Армии оружием и военной техникой, а также для эвакуации мирных граждан, раненых и военной промышленности.

6 октября Е.В. Будановой пришлось уже одной вступить в бой с 13 Ю-88. Врезавшись в их строй, она «рассыпала» их, а затем со второго захода расстреляла ближайший Ю-88. Это была ее первая воздушная победа.

Воевала лётчиком в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку с октября 1942 года (https://www.peoples.ru/military/hero/ekateri na_budanova/).

Младший лейтенант Е.В. Буданова в конце ноября, как одна из опытных и лучших летчиц была зачислена в группу «свободных охотников» этого полка.

Е.В. Буданова приняла бой с атаковавшей ее парой Ме-109 («Мессершмитт») возвращаясь с боевого задания 10 декабря. Топлива оставалось мало, не более чем на 30 минут, и лишь треть комплекта боеприпасов. Но летчица не растерялась и сумела принять вызов. В конце боя продолжавшегося двадцать пять минут, ей в лобовой атаке удалось поджечь машину ведущего вражеской пары.

В 296 ИАП младший лейтенант Буданова была переведена 8 января 1943 года и назначена ведомой командиру полка майору Н.И. Баранову.

Истребители обнаружили 19 бомбардировщиков Ю-88, в одном из вылетов, которые шли плотным строем и под прикрыти-

ем истребителей FW-190 («Фокке-Вульф»). Вместе с Е.В. Будановой Н.И. Баранов принялся атаковать истребители, при этом остальным приказав бить бомбардировщики. Бой затягивался. Нелегко было сражаться с 4-кой «Фоккеров». Командир в бою повредил 1 из истребителей врага, а летчица, подойдя вплотную, добила его.

Возвращаясь со «свободной охоты» в начале марта, Е.В. Будановой был обнаружен самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» FW 189. Его еще называли «Рамой». Хоть и не с 1-ой атаки, но практически над самой землей настигла и уничтожила противника. Этот самолёт среди лётчиков считался самой тяжелой добычей.

Приказом наркома обороны СССР за проявленные мужество и героизм, за образцовое выполнение боевых задач 18 марта 1943 года полк получил гвардейское звание и был переименован в 73-й гвардейский ИАП. В это же время Е.В. Буданова стала гвардии лейтенантом.

С врагом сражалась в составе полка до июля 1943 года.

Миусскую наступательную операцию в Донбассе советские войска начали 17 июля 1943 года

(https://www.peoples.ru/military/hero/ekateri na_budanova/). Разгорелись ожесточённые воздушные бои над полем битвы с первого же дня. 19 июля в прикрытие направлявшихся на штурмовку немецких позиций Миус-фронта группы Ил-2 была назначена Е.В. Буданова.

С успехом завершив штурмовку, «Ил-2» возвращались назад. Истребители шли сзади, прикрывая их отход. Е.В. Буданова в группе прикрытия была замыкающей и внезапно заметила совсем близко 3-ку Ме-109. Своих товарищей предупреждать об опасности было поздно. Девушка, отвлекая на себя силы противника, ринулась стремглав в бой.

В этой битве уничтожив 1 из истребителей, она одержала свою 11-ю победу, но, к огромному сожалению, эта победа стала для нее последней. Она сама была смертельно ранена. Не выпустив штурвал из рук, сумела приземлить самолет. Подбежавшие местные жители вытащили Е.В.

Буданову из кабины, но было уже поздно, она умерла от полученных ранений.

За время своей боевой деятельности Е.В. Будановой было совершено 266 боевых вылетов, уничтожено лично 6 вражеских самолетов и 5 - в боях в группе.

Звание Героя Российской Федерации (посмертно) присвоено отважной летчице Е.В. Будановой Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года.

Ее наградили орденом Отечественной войны I степени (22.07.43 г.), орденом Красной Звезды (23.02.43 г.) (https://www.peoples.ru/military/hero/ekateri na_budanova/).

Письмо Е.В. Будановой, которое она отправила маме и сестре в октябре 1942 года, было опубликовано уже после смерти летчицы: «Мама, милая мама, не обижайся на меня за то, что без твоего разрешения я улетаю на фронт. Мой долг и совесть моя обязывают быть там, где решается судьба Родины...

...Олечка, хочу тебе сказать вот что: смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если придется погибнуть, то просто свою жизнь не отдам. Мой милый, крылатый «Як» - хорошая машинка, а моя жизнь неразрывно связана с ним, и умирать с ним будем только героями. Будь здорова, дорогая, крепче люби Родину и лучше работай для нее, не забывай меня. Ваша Катюша» (https://aif.ru/ society/history/smerti_ya_ne_bo yus_kak_katya_budanova_fashistam_nervy_v _nebe_trepala).

Это единственное фронтовое письмо Е.В. Будановой чудом сохранилось как документ эпохи.

Привитие священного чувства любви к Родине подрастающему поколению одна из важнейших задач патриотического воспитания. Это письмо из прошлого, задает потомкам, высокую планку беззаветной любви к Родине.

При чтении этих строк слезы катятся по щекам. Наверно много тех, кто, пробегая глазами по этим простым, но в то же время таким глубоким строкам, не остается равнодушным. Хочется верить, что они находят отклик в душах, в сердцах и у подрастающего молодого поколения, что навева-

ют в них чувства, чувства гордости за свою Родину, за героев Великой Отечественной войны.

ли, понимали, уважали и ценили, то, как добывалась Великая Победа, чтобы потомки жили мирно, учились, трудились во благо, становились хорошими достойными людьми.

Заключение. Необходимо, чтобы люди, в том числе подрастающее поколение, зна-

Литература

1. Карпова, Е.П. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.П. Карпова // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии : Материалы 9 международной научно практической конференции, Иркутск, 28-29 апреля 2022 года. Молодежный, 2022. С. 64-72.

2. Мартынова, Д.П. Женщины в тылу: преподаватели и учителя / Д.П. Мартынова // Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства: Материалы межвузовской студенческой научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. Москва, 2021. С. 249-253.

3. Перевалова, С.В. Нам от нее «Остались жизнь и лилия на фюзеляже»: русская литература о подвиге сталинградской летчицы / С.В. Перевалова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 1(124). С. 169-174.

4. Челышева, Е.И. «Снова женщины в летном строю прославляют Россию мою...» (о поступлении в библиотеку музея книг о женских авиационных полках и участии 586 иап и 587 ббап в Сталинградской битве) / Е. И. Челышева // Военно-исторические аспекты жизни Юга России 17-21 вв.: вопросы изучения и музеефикации : Материалы 3 международной научно практической конференции, Волгоград, 01-02 октября 2021 года. Волгоград, 2021. С. 348-

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карпова, ЕП. Боевые подруги - знаменитые летчицы в Великой Отечественной войне / Е.П. Карпова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6(2). С. 49-56.

Сведения об авторе Карпова Екатерина Петровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель

ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ, Россия ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6(2), pp. 49-56.

COMBAT GIRLFRIENDS - FAMOUS PILOTS IN THE GREAT PATRIOTIC WAR Karpova E.P.

Buryat State Academy of Agriculture Russia, Ulan-Ude

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-^: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

353.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. An invaluable contribution to the victory over fascism was made by many women who stood up for the defense of their Homeland, including pilots whose heroism consisted not only in the number of enemy planes shot down, they all already became heroes, finding themselves at the helm of a combat aircraft and going into battle with a very dangerous enemy. Relevance. Time is powerless to weaken the memory of humanity about the courage and indomitable fortitude of the Soviet people during the Second World War.

Problem, goal, tasks. Knowledge of history, respect for the past, elders, empathy and compassion for what they have experienced - all this contributes to the development of a sense of patriotism, introduces them to their deeds and transmits important life experience to descendants. Materials and methods of research. The information base contributing to the detailed consideration of this topic was made up of research materials, educational and methodological literature, materials of periodicals, information from the Internet. In the course of the research, general scientific methods were applied, such as analysis, generalization of the results obtained. Results and their discussion. Among the famous Soviet pilots of the period of the Great Patriotic War, a special place is occupied by L.V. Litvyak. She is the most productive pilot and fighter by the number of enemy aircraft shot down, the best female ace in the history of the entire world aviation. The first female pilot assigned to the group of "free hunters", the second after the guard of junior Lieutenant L.V. Litvyak, according to the effectiveness of the female fighter of the Great Patriotic War was the pilot-ace of the Guard, Lieutenant E.V. Budanova.

Conclusion. The feat of Soviet pilots is difficult to overestimate. Their names are forever inscribed in history. It is necessary that people, including the younger generation, know, understand, respect and appreciate how the Great Victory was achieved, so that descendants live peacefully, study, work for the good, become good worthy people.

Keywords: Great Patriotic War, Hero of the Soviet Union, aviation, pilot, aero club, exterminate spruce, bomber, attack aircraft, regiment, flight, battle, airplane, Yak-1, «free hunter».

f References

1. Karpova, E. P. Healthy lifestyle and its components / E. P. Karpova // Climate, ecology, agriculture of Eurasia : Materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, April 28-29, 2022. - Youth: Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Yezhevsky, 2022. - pp. 64-72. - EDN UYSNTG.

2. Martynova, D. P. Women in the rear: teachers and teachers / D. P. Martynova // The Second World War in persons and documents: problems of the development of law and the State : Materials of the interuniversity Student Scientific Conference, Moscow, April 27-28, 2021 / Editor-in-chief S.V. Shiryaeva. - Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2021. - pp. 249-253. - EDN ANNNQH.

3. Perevalova, S. V. We have "life and a lily on the fuselage" from her: Russian literature about the feat of the Stalingrad pilot / S. V. Perevalova // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2018. - № 1(124). - Pp. 169-174. - EDN YMNJGM.

4. Chelysheva, E. I. "women in the flight formation glorify my Russia again..." (about the admission to the museum library of books about women's aviation regiments and the participation of 586 iap and 587 bbap in the Battle of Stalingrad) / E. I. Chelysheva // Military-historical aspects of the life of the South of Russia of the XVII-XXI centuries: issues of study and museification: Materials of the III International Scientific and Practical Conference, Volgograd, October 01-02, 2021. - Volgograd: Limited Liability Company "Sphere", 2021. - pp. 348-353. - EDN NFNPVY.

Information about the author Karpova Ekaterina Petrovna

Candidate of Agricultural Sciences, teacher

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov

Ulan-Ude, Russia

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-^: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.