Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 8-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1943 ГОДА'

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 8-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1943 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / 8-Я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ / МИУССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ДОНБАССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДОНБАСС / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОСВОБОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Максим Валерьевич

В статье показана роль 8-й воздушной армии в боевых операциях по освобождению Ростовской области в июле-августе 1943 г. Определены этапы ее сражений в боях на Миусе, выявлены тактика и методы штурмовиков и действующих для их прикрытия групп истребителей. В исследовании архивных материалов применены традиционные методы исторического анализа с опорой на проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, статистический и антропологический методы. Изучение источников базировалось на принципах историзма и объективности. Установлено, что силы авиации противоборствующих сторон не всегда действовали в равном соотношении. При этом потери люфтваффе были больше. Полученный в данный период боевой опыт позволил 8-й воздушной армии добиться господства в небе над Донбассом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT OPERATIONS OF THE 8TH AIR ARMY TO LIBERATE THE ROSTOV REGION IN JULY-AUGUST 1943

In July-August 1943, in accordance with the plans of the Mius and Donbass off ensive operations, the 8th Air Army received tasks to assist the ground troops of the Southern Front in breaking through the German defenses on the Mius River. The aviation of the 8th Air Army made 770 sorties only on the fi rst day of the off ensive in July 1943 by the forces of 374 aircraft. The fi ghting during the Mius operation, which lasted from July 17 to August 2, 1943, was diffi cult. During July, the soldiers of the 8th Air Army shot down 243 enemy aircraft during 275 battles. 135 aircraft were lost in Soviet aviation regiments, 134 pilots were killed. As a result of the actions of the troops of the Southern Front at the fi rst stage of the Donbass off ensive operation in August 1943, the enemy was forced to retreat across the Krynka River. Trying to distract the Soviet troops, the enemy was defeated. During August 1943 Soviet aircraft dropped several hundred tons of fragmentation and high-explosive bombs on enemy targets. The analysis of the interaction of the assault, fi ghter and bomber aviation of the 8th Air Army with the combined arms armies of the Southern Front in the off ensive operations of July-August 1943 allows us to make a positive assessment. It is necessary to highlight a high level of management methods, organization and interaction of assault and bomber aviation with cover groups at the entire stage of off ensive operations.

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 8-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1943 ГОДА»

Научная статья

УДК 94(470.620-25) «1943»

DOI10.18522/2072-0181-2022-112-19-25

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 8-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1943 ГОДА

М.В. Медведев

COMBAT OPERATIONS OF THE 8TH AIR ARMY TO LIBERATE THE ROSTOV REGION IN JULY-AUGUST 1943

M.V. Medvedev

В годы Великой Отечественной войны на советско-германском фронте произошел ряд решающих сражений, которые не только изменили ход боевых действий, но и предрешили ее итоги. В 1943 г. на Дону, Волге и Кавказе решалась судьба всей страны. Среди многих событий, происходивших на юге СССР, особого внимания заслуживает освобождение Ростовской области летом 1943 г. частями Южного фронта, в том числе и 8-й воздушной армией. Наиболее кровопролитным участком сражений в ходе освобождения Ростовской области от немецкой оккупации считается рубеж вдоль р. Миус. Прорыв советскими войсками глубокоэшелонированной немецкой обороны на Миус-фронте длительное время был недооценен на общегосударственном уровне. Изменения в оценках данных событий произошли в последние несколько десятилетий, когда вышли в свет новейшие работы историков и краеведов [1]. Однако боевые действия советской авиации в освобождении Ростовской области по-прежнему остаются малоизученными. Первые попытки раскрыть роль 8-й воздушной армии в боях на юге страны были предприняты в работе Б.А. Губина и В.А. Киселева [2], а также в сборнике очерков и воспоминаний, изданном под контролем президиума совета ветеранов 8-й воздушной армии [3]. Полудокументальный жанр данных работ не позволил полностью оценить роль 8-й воздушной армии в боях на юге

Медведев Максим Валерьевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории истории и этнографии Южного научного центра Российской академии наук, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41, e-mail: m1max@mail.ru, т.: 8(863)2509817.

страны. Среди новейших исследований данной темы можно выделить работы С.Б. Скоробогато-ва [4], И.Р. Мухамеджанова [5], Г.Г. Матишова, В.И. Афанасенко и Е.Ф. Кринко [6], однако они охватывают географию действий 8-й воздушной армии на сопредельных фронтах с 1942 по 1944 г., а не в период освобождения Ростовской области летом 1943 г.

В связи с этим становится целесообразным провести анализ участия 8-й воздушной армии в боях по освобождению Ростовской области с июля по август 1943 г. В этот период 8-я воздушная армия приняла участие в двух операциях Южного фронта - в Миусской наступательной и Донбасской стратегической наступательной операциях. Для решения поставленных задач был использован комплекс документов 8-й воздушной армии, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), а также опубликованных в исторических и историографических источниках.

17 июля 1943 г. началась Миусская наступательная операция Южного фронта. Главный удар наносили 5-я ударная, 2-я гвардейская и 28-я армии, вспомогательную роль выполняли части 51-й и 44-й армий. Действия общевойсковых формирований поддерживала 8-я воздушная армия под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Т.Т. Хрю-кина. С аналогичными целями на Юго-Западном фронте в это же время проводилась Изюм-

Maxim Medvedev - Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 41 Chekhov Avenue, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: m1max@mail.ru, tel.: 8(863)2509817.

Барвенковская наступательная операция. Действия Южного и Юго-Западного фронтов координировал представитель Ставки Верховного главнокомандования (далее - Ставка ВГК) Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

На 1 июля 1943 г. в составе 8-й воздушной армии находились: 289-я штурмовая авиадивизия 10-го смешанного авиакорпуса, 1я гвардейская штурмовая авиадивизия, 2-я гвардейская ночная бомбардировочная авиадивизия, 6-я гвардейская истребительная авиадивизия, 270-я бомбардировочная авиадивизия; отдельные формирования: 406-й легкобомбардировочный авиаполк, 8-й отдельный разведывательный авиаполк, 87-й гвардейский авиационный полк гражданского воздушного флота, 5-й санитарный авиаполк, 678-й транспортный авиаполк [7]. Со стороны противника в боевых действиях на Миусе участвовал 4-й воздушный флот, которым командовал генерал-фельдмаршал В. фон Рихтгофен.

Нанося авиаудары, советские летчики помогали прорывать немецкую оборону на Миусе. В первый день операции силы люфтваффе совершали бомбовые контрудары по позициям частей и соединений Южного фронта в полосе наступления Куйбышево - Дьяково. Авиация 8-й воздушной армии на протяжении всего дня 17 июля силами 374 самолетов совершила 770 боевых вылетов [8, л. 70-71]. Уже в самом начале операции появилась потребность в вводе в действие резервных механизированных и стрелковых соединений.

Отличные показатели были в работе 74-го гвардейского штурмового авиаполка. 18 июля вышедшая на задание восьмерка Ил-2 под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана М.И. Смильского атаковала вражескую колонну в районе Калиновки, поразив при этом 15 танков, до 25 автомашин и свыше 60 человек противника. После отражения встречных атак со стороны пары Ме-109 группа гвардейцев-штурмовиков вернулась на свой аэродром.

На этом бои в небе над Миусом во второй день наступления не завершились. После успешного разгрома танковой колонны в районе Калиновки штурмовики 74-го гвардейского авиаполка вышли на второй боевой вылет пятеркой Ил-2 в район хут. Саур-Могильского. Прикрывая с воздуха позиции 5-й ударной армии в полосе Степановка - Мариновка - Са-ур-Могильский - высота 277,9 (Саур-Могила), боевое звено во главе с капитаном М.И. Смиль-ским вновь нанесло удар по колонне автомашин,

разгромило бензохранилище противника и отразило опасность удара с воздуха над двумя батареями полевой артиллерии фронта. За помощь наступающим частям военный совет 5-й ударной армии объявил благодарность летчикам 74-го гвардейского штурмового авиаполка [9, л. 220]. В течение всего дня 18 июля авиация 8-й воздушной армии провела 19 боев в воздухе, сбив при этом 17 немецких самолетов [8, л. 7374].

В течение 19 июля восьмерка штурмовиков Ил-2 из состава 74-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии четырьмя заходами снова нанесла удар по местам большого скопления танков и мотопехоты противника, уже в районе Артемовки. Было подбито 2 танка, уничтожено 8 автомашин, а также до 45 солдат и офицеров противника. Однако в этот момент советских летчиков атаковала группа до 10 истребителей Ме-109, противник вел огонь еще двумя батареями зенитной артиллерии. Командир звена сумел выстроить свою группу в замкнутый круг, после чего удалось не только атаковать цель, но и вести оборону против атакующих немецких истребителей. В воздушном бою штурмовики 74-го гвардейского авиаполка уничтожили один Ме-109 [9, л. 220].

Командир звена 686-го штурмового авиационного полка А.П. Чубаров отмечал положение своей части в воздухе: «Отчетливо припоминаю боевой полет 20 июля 1943 года. В тот день наша группа в составе пяти Ил-2 вылетела в район ст. Камышеваха. Подойдя к цели, мы обнаружили скопление немецких танков, автомашин и заправочных средств. Ведущий лейтенант Е.А. Сухарев быстро перестроил группу "ильюшиных", которые стремительно атаковали противника. Немецкие захватчики с опозданием открыли огонь. Противотанковыми авиабомбами накрыли цель, затем снизились до бреющего полета и в упор расстреливали разбегавшихся в панике гитлеровцев. Нанеся врагу большой урон, наша группа в полном составе вернулась на свой аэродром» [10, с. 48-49].

После того как Южный фронт своим правым крылом вклинился в глубину обороны противника на несколько десятков километров, немецким войскам потребовалось сорвать его наступление путем концентрированного контрудара во фланг наступающей группы. Советское командование уже было осведомлено о вражеской перегруппировке. В конце

июля противник перебросил с харьковского направления к долине Миуса моторизованные дивизии СС «Дас Райх» и «Мертвая голова» из состава 2-го танкового корпуса СС под командованием П. Хауссера, а также 3-ю танковую дивизию. Постоянная авиаразведка частей 8-й воздушной армии помогала своевременно предупредить командование фронта о начале контрудара врага, а также препятствовать его продвижению.

Противник продолжал стягивать технику к линии соприкосновения с войсками Южного фронта. 30 июля в районе балки Бражникова сконцентрировалось около 70 танков, переброшенных с Курского выступа. Обнаружив место скопления вражеской техники, группа штурмовиков 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии под ожесточенным обстрелом десяти батарей зенитной артиллерии противника пятью заходами с прицельным сбрасыванием противотанковых авиабомб сожгла 25 танков и до 15 грузовиков. Возникло до 40 очагов пожаров.

Танки противника усиливали натиск на занятые позиции Южного фронта. Штурмовики 74-го гвардейского авиаполка группой из семи Ил-2 повторно атаковали до 40 танков и грузовиков в районе Первомайска. С трех заходов противотанковыми бомбами было уничтожено до 10 танков, 3 автомашины из состава моторизованной дивизии СС «Мертвая голова». 30 июля в результате 23 боев в воздухе за день было потеряно 18 советских самолетов 8-й воздушной армии, но и части 4-го воздушного флота люфтваффе недосчитались 27 воздушных машин [8, л. 121-123].

Исход Миусской наступательной операции был предрешен. Общевойсковые соединения Южного фронта отошли на левый берег Миуса. Необходимо было не допустить прорыва противника через данный водный рубеж. 31 июля группа советских штурмовиков из семи экипажей под командованием гвардии капитана М.И. Смильского атаковала до 15 танков в балке Ольховчик. После ударов по немецким танкам советские штурмовики столкнулись с группой Ю-87 численностью до 50 самолетов под прикрытием 20 истребителей Ме-109. Решительной атакой штурмовики отразили атаки «мессеров» и во взаимодействии с истребителями прикрытия разогнали «юн-керсы», заставив их хаотично сбросить бомбы, часть которых попала на немецкие позиции. В процессе воздушного боя было уничтожено

4 вражеских самолета. В районе Покрово-Киреево группой было выведено из строя до 12 танков и 7 грузовиков противника [9, л. 229 об.]. Имея ряд заслуг по отражению вражеского натиска на миусских рубежах с воздуха, Герой Советского Союза М.И. Смильский был признан лучшим штурмовиком Южного фронта.

Успехи советских асов по нанесению ударов против моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» вскоре были упомянуты в ростовской газете «Молот» от 11 августа 1943 г. Особо были отмечены боевые заслуги Героев Советского Союза С. Д. Пруткова и М.И. Смильского [11].

«31 июля 1943 года мы вылетели на уничтожение немецких танков, автомашин и артиллерийских орудий, сосредоточившихся в районе села Семеновского, - вспоминал младший лейтенант А.П. Чубаров. - Нас встретили "мессершмитты". Сопровождавшие "ильюшиных" восемь истребителей завязали бой с "мессерами", отогнали их от штурмовиков. По команде ведущего группы старшего лейтенанта В.П. Фурсова мы перестроились в круг и сделали на цель пять заходов. Около села возникло 12 очагов пожаров. Группа "ильюшиных" потерь не имела» [10, с. 49].

Не обходилось и без чрезвычайных происшествий в авиационных подразделениях. За июль 1943 г. в частях 8-й воздушной армии произошло 8 катастроф, 18 аварий самолетов, а также 7 поломок [12, л. 429]. Например, заместитель командира одного из полков 7-го штурмового авиационного корпуса лейтенант Сафро-нов стал виновником аварии самолета. Будучи в полете на высоте 70 м, он увлекся чтением карты, начал снижение и на полной скорости врезался в землю. Старший лейтенант З.С. Хиталишвили после выполнения задания по бомбометанию подошел к аэродрому на бреющем полете и, не убедившись, что шасси выпущено, произвел жесткую посадку. Самолет был разбит, летчик получил ушибы [12, л. 409-405]. Тем не менее, имея боевые заслуги, уже после боев на Миусе и Донбассе летчик З.С. Хиталишвили получил звание Героя Советского Союза.

21 июля произошло еще одно чрезвычайное происшествие в частях 8-й воздушной армии. После взлета на боевое задание на высоте 80 м в момент начала разворота на самолете Пе-2 под управлением младшего лейтенанта Таюрского отказал левый мотор. Прекратив разворот, летчик совершил посадку на горящем самолете. Выпрыгнув из самолета, экипаж успел удалиться

на безопасное расстояние до момента взрыва бомб. Причину отказа двигателя установить не удалось вследствие взрыва самолета с боеприпасами [12, л. 410].

Большими усилиями войска Южного фронта сдерживали натиск противника. Непрерывные вражеские атаки продолжались. Сотни немецких танков вытесняли с последних занятых рубежей советские соединения, некоторые из них, сражаясь до конца, попадали в окружение. Командующий фронтом генерал-полковник Ф.И. Толбухин получил официальное разрешение из Ставки ВГК на отвод войск. 8-я воздушная армия выполняла прикрытие отхода общевойсковых соединений фронта.

В сложной боевой обстановке 6-я гвардейская авиадивизия героически отражала авианалеты люфтваффе. Так было 1 августа, когда группа 73-го гвардейского истребительного авиаполка, состоявшая из девяти Як-1, по тревоге вылетела на прикрытие своих войск в район населенных пунктов Мариновка и Степановка. Отважная летчица Л.В. Литвяк приняла воздушный бой с превосходящей по численности вражеской группой Ме-109. Одновременно с этим Литвяк вела атаки в группе на цепи бомбардировщиков Ю-88 численностью до 30 самолетов. В неравном бою советские истребители сбили два немецких самолета, один «мессер» и один «юнкерс». Младший лейтенант Л.В. Литвяк с задания не вернулась. Командир полка представил ее к званию Героя Советского Союза, но высшая награда была заменена на орден; и лишь в 1990 г. ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Она была похоронена неподалеку от места воздушного боя на границе Ростовской и Донецкой областей - в с. Дмитриевка [13].

На завершающем этапе операции советские летчики не оставили противнику шансов на реванш, хотя Южный фронт и не смог тогда закрепить достигнутые результаты. 2 августа штурмовики 74-го гвардейского авиаполка группой 18 самолетов Ил-2 с нескольких заходов, отражая атаки истребителей, уничтожили 14 танков и 11 автомашин из состава танковых дивизий СС, одно из попаданий бомб пришлось на склад с боеприпасами, был также подавлен огонь двух батарей зенитной артиллерии.

Сражения на земле и в небе в период Миусской наступательной операции 1943 г. были крайне тяжелыми. В течение июля воины 8-й воздушной армии в ходе 275 воздушных сражений сбили 243 самолета противника.

В советских авиационных полках было потеряно в боях 135 самолетов, погибло 134 летчика [12, л. 427-428].

В начале августа 1943 г. шла подготовка к Донбасской стратегической наступательной операции. Южному фронту требовалось правым флангом нанести главный удар в направление г. Сталино (в настоящее время - Донецк), сломить оборону противника на р. Миус и развить успех на запад. С севера на территории Донбасса с Южным фронтом в операции тесно взаимодействовал Юго-Западный фронт.

Перед наступлением состав 8-й воздушной армии был таким: 7-й штурмовой авиакорпус, 1-я штурмовая, 6-я истребительная, 270-я ночная бомбардировочная гвардейские авиадивизии и другие части. Кроме того, 21 августа в подчинение 8-й воздушной армии Южного фронта была передана 9я гвардейская истребительная авиационная дивизия, части которой сыграли большую роль в прорыве Миус-фронта.

18 августа войска Южного фронта перешли в наступление. Наибольшего успеха достигли соединения 2-й гвардейской и 5-й ударной армий, они продвинулись к западу на 8-10 км. Советские летчики разрушали вражеские укрепления, массовые скопления военной техники. В воздушных боях первых дней наступления сражались лучшие пилоты 8-й воздушной армии, ценой своей жизни они прокладывали путь на запад. В момент напряженного боя первого дня наступления в небе над г. Снежное в последний раз отличился Герой Советского Союза майор Г.П. Кузьмин -заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии. В разгар воздушного боя майор Кузьмин одержал победу над вражеским самолетом. Через некоторое время его самолет был сбит немецким зенитным орудием. Летчик-герой погиб, падая на горящем парашюте [14, с. 120].

Посредством стягивания дополнительных резервов из танковых соединений противник пытался закрыть пробитую брешь в своей обороне, направив мощный контрудар против 4-го гвардейского механизированного корпуса. В этом сражении немецким войскам активно способствовал 4-й воздушный флот люфтваффе. Группы советских истребителей и штурмовиков неоднократно громили вражеские авиационные соединения, направленные на срыв наступательной операции советских войск. В таких

попытках силы авиации противника терпели поражения. В течение 18 и 19 августа советские авиаторы на Миусе совершили 2324 вылета на вражеские позиции, было поражено большое число единиц бронетехники, а также уничтожено около 20 артиллерийско-минометных огневых точек противника. Кроме того, на протяжении этих дней летчики 8-й воздушной армии сбили и поразили до 50 воздушных машин противника [15, л. 75, 86].

Для срыва наступления войск Южного фронта вражеская авиация наращивала свое присутствие в воздухе. Численность авиагрупп люфтваффе в небе над Миусом 20 августа составляла от 20 до 80 самолетов. Авиаударам со стороны противника подверглись села Колпаковка, Артемовка, Мариновка, Дмитриевка, Куйбышево, Калиновка и другие населенные пункты. В этот день в неравном бою погиб заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза старший лейтенант Е.П. Дранищев.

Прибывшая с Кубани 9-я гвардейская истребительная авиадивизия вскоре вступила в воздушные бои над территорией наступательных действий Южного фронта. В составе прославленной дивизии на Миусе сражался и известный советский летчик-ас 16-го гвардейского истребительного авиаполка, будущий трижды Герой Советского Союза А.И. Пок-рышкин. «Полк перелетел в район Донбасса, -вспоминал А.И. Покрышкин. - Августовская жара, грозы, высокое, пепельного цвета небо, пыльные дороги, духота южных ночей, хорошо знакомый маршрут, пролегавший через Тихорецкую, Ростов, Новочеркасск, -все это напоминало ветеранам нашего полка о прошлогоднем лете. Сегодня мы летели на другой участок фронта, чтобы громить, гнать врага на запад. Мы чувствовали в себе силу, уверенность, ждали решительных боев, победоносных наступлений нашей армии» [16]. К тому моменту Покрышкин совершил 441 боевой вылет, принял участие в 95 воздушных боях, лично уничтожил 34 вражеских самолета, а также в группе сбил 6 воздушных машин противника. Множество героических подвигов на Миусе совершили и другие советские летчики.

В результате успешных действий Южного фронта в ходе первых дней наступления противник вынужден был отступить за р. Крынку и закрепиться в районе станции Успенская. Танкисты и кавалеристы стали

стремительно продвигаться по вражеским тылам. Над 29-м немецким армейским корпусом Э. Бранденбергера нависла угроза окружения. Пытаясь ослабить давление на таганрогскую группировку вермахта, противник решил отвлечь силы правого фланга Южного фронта к северу. 23 августа в район Саур-Могилы прибыли передовые части 13-й немецкой танковой дивизии, которые сходу вытеснили советские соединения из хуторов Криничка и Семеновский. Остановить дальнейший прорыв противника помогли советские летчики. При содействии штурмовых и бомбардировочных авиаполков 8-я воздушная армия, сопровождая 4-й гвардейский механизированный корпус, нанесла мощные удары в ответ на контратаки противника [17].

В течение 24 августа противник активизировал действия авиации для прикрытия перегруппировки своих сил на земле в зоне наступления Южного фронта. Было зафиксировано до 300 вылетов авиации 4-го воздушного флота люфтваффе. С наступлением темноты в районе станции Сухая Крынка бомбардировщики 8-й воздушной армии совершили мощный удар по расположению немецких частей. Появившийся вследствие успешного поражения целей советскими летчиками пожар позволил ночным бомбардировщикам 8-й воздушной армии поразить еще несколько позиций противника. Не утихали и сражения в воздухе. На протяжении всего дня советские авиаторы провели 23 сражения в небе, при которых поразили 14 воздушных машин противника. В частях 8-й воздушной армии не досчитались 17 самолетов [15, л. 105].

27 августа, приближаясь к Таганрогу, бомбардировщики 270-й авиадивизии поразили несколько целей в местах сосредоточения противника в районе переправ через Миусский лиман и городского порта, а также в морском пространстве. В течение дня летчики 8-й воздушной армии сбили 15 самолетов противника в ходе 16-ти сражений в воздухе [2, с. 132].

Показательным был воздушный бой 28 августа, в котором главную роль сыграли летчики 104-го гвардейского истребительного авиаполка. В момент сопровождения своих войск в районе Амвросиевки советские пилоты увидели группу Ю-87 под прикрытием шести Ме-109, выполнявших разворот. Благодаря решительным действиям офицеров-гвардейцев удалось уничтожить четыре Ме-109. Один из сбитых немецких самолетов упал на цементный

завод в Амвросиевке. Бомбардировщики Ю-87 беспорядочно сбросили бомбы и ушли со снижением на запад [18, с. 131].

Продолжались воздушные бои и 29 августа, когда летчики 8-й воздушной армии активно прикрывали с воздуха наступление казаков, танкистов и пехотинцев. Противник пытался сорвать рейд 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса и раз за разом совершал авианалеты на позиции наступающих кавалеристов. В тот день ударная группа из шести «аэрокобр» во главе с командиром 104-го гвардейского истребительного авиаполка 9-й гвардейской истребительной авиадивизии Героем Советского Союза подполковником В.Г. Семенишиным вылетела на боевую задачу. В составе данной группы находилась пара истребителей под командованием Героя Советского Союза капитана В.М. Дрыгина, цель которой заключалась в прикрытии атакующих самолетов в своем звене. В районе Марьевки и Амвросиевки советские летчики получили сигнал из пункта управления, что с запада подходит группа немецких «юнкерсов». Всего насчитывалось около 40 бомбардировщиков люфтваффе, идущих группами по девять единиц друг за другом.

Ударная четверка во главе с В.Г. Се-менишиным приблизилась к одной из девяток и в первой схватке сбила один Ю-88, а затем вышла на атаку следующей группы налетчиков. Пара капитана В.М. Дрыгина и старшего лейтенанта А. А. Румма получила указание с целью включения в работу для атаки вражеских бомбардировщиков. Через некоторое время Дры-гин сбил один Ю-88, но ситуация ухудшилась после приближения группы Ме-109. Некоторое время советским летчикам удавалось отражать атаки противника. Еще одна подошедшая группа «мессеров» усилила давление на гвардейцев, подбив при этом два советских самолета. Третий советский самолет под управлением В.М. Дрыгина также попал под огонь. Имея большие повреждения, летчик сумел посадить самолет [18, с. 131-132]. Благодаря своевременным действиям летчиков 9-й гвардейской истребительной авиадивизии удалось рассеять в воздухе группы бомбардировщиков противника, что позволило казачьему корпусу без промедления начать разгром отступающей таганрогской группировки немцев.

Итак, в течение всего августа в период подготовки и в ходе наступательного прорыва

советские летные части и соединения произвели почти 16 тыс. боевых вылетов, в ходе которых на вражеские объекты было сброшено несколько сот тонн осколочных и фугасных бомб, а также более 55 тыс. противотанковых бомб, около 12 тыс. реактивных снарядов нашли свои цели в местах скопления сил и средств противника [19].

Прорыв миусских рубежей противника в конце августа 1943 г. позволил полностью освободить Ростовскую область в годы Великой Отечественной войны. Общевойсковые части и соединения войск совместно с 8-й воздушной армией Южного фронта сломили ожесточенное сопротивление противника как на земле, так и в воздухе. Только за последние две декады августа 1943 г. эскадрильи люфтваффе совершили около 9 тыс. боевых вылетов над расположением войск Южного фронта. Эти данные говорят о большом числе воздушных атак противника на Миусе.

Благодаря слаженным действиям 8-й воздушной армии Южному фронту удалось сломить один из наиболее укрепленных вражеских рубежей в период Великой Отечественной войны - Миус-фронт. Здесь свои лучшие качества проявили летчики-асы - Герои Советского Союза, такие как А.И. Покрышкин, Амет-Хан Султан, А.В. Алелюхин, В.М. Голубев, В.В. Лавриненков, В.С. Ефремов, Д.Б. Глинка, В.Г. Семенишин, Д.М. Дрыгин, Л.В. Литвяк и многие другие. Были и те, кто не получил звезду Героя, но проявили себя достойно такому званию в воздушных сражениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. Миус-фронт в Великой Отечественной войне. 1941/1942 гг. 1943 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 228 с.

2. Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1986. 239 с.

3. Над огненным Доном: очерки и воспоминания об авиаторах 8-й воздушной армии. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. 160 с.

4. Скоробогатов С.Б. Действия авиации 8-й воздушной армии в период подготовки операции по освобождению Крыма (ноябрь 1943 -апрель 1944 г.) // Ялта 1945: уроки истории: сб. материалов науч. конф. (Ливадия, 14-15 февраля 2019 г.). Ливадия: Антиква, 2019. С. 179189.

5. Мухамеджанов И.Р. 9-й Гвардейский истребительный авиаполк в небе Сталинграда // Клио. 2015. № 9. С. 133-140.

6. Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. Влияние аномальных природных явлений на действия советской авиации в Северо-Кавказской наступательной операции // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90, № 5. С. 466-471.

7. Боевой состав Советской Армии. Ч. 3. Январь -декабрь 1943 г. М.: Воениздат, 1972. 336 с. С. 166.

8. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 64. Оп. 505. Д. 172.

9. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1799.

10. Чубаров А.П. Мастера штурмовых ударов // Над огненным Доном: очерки, воспоминания об авиаторах 8-й воздушной армии. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. С. 45-54.

11. Павловский И. Удар по «Мертвой голове» // Правда. 1943. 11 авг. С. 3.

12. ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5755. Д. 121.

13. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 420. Л. 279 об. - 280.

14. Белоус Б. П. Расчищая путь пехоте // Над огненным Доном: очерки, воспоминания об авиаторах 8-й воздушной армии. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. С. 119-126.

15. ЦАМО РФ. Ф. 228. Оп. 505. Д. 185.

16. Покрышкин А.И. Небо войны. М.: Воениздат, 1980. 448 с. С. 298.

17. ЦАМО РФ. Ф. 333. Оп. 4885. Д. 109. Л. 26.

18. Дрыгин В.М. И небу было жарко... Ростов н/Д: Ростиздат, 2010. 137 с.

19. ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5755. Д. 88. Л. 45.

REFERENCES

1. Matishov G.G., Afanasenko V.I., Krinko E.F. Mius-front v Velikoy Otechestvennoy voyne. 1941/ 1942 gg. 1943 g. [Mius Front in the Great Patriotic War. 1941/1942. 1943]. Rostov-on-Don, Southern Scientific Centre RAS, 2011, 228 p.

2. Gubin B.A., Kiselev V.D. Vosmaya vozdushnaya. Voenno-istoricheskiy ocherk boevogo puti 8-y voz-dushnoy armii v gody Velikoy Otechestvennoy voy-ny [Military-historical sketch of the combat path of the 8th Air Army during the Great Patriotic War]. Moscow, Voenizdat, 1986, 239 p.

3. Nad ognennym Donom: ocherki i vospominaniya ob aviatorakh 8-y vozdushnoy armii [Over the Fiery Don: essays and memoirs about the aviators of the 8th Air Army]. Rostov-on-Don, Book Publishing House, 1985, 160 p.

4. Skorobogatov S.B. Yalta 1945: uroki istorii: sb. materialov nauch. konf.i(Livadiya, 14-15 fevralya 2019 goda) [Yalta 1945: history lessons: a collection of materials of a scientific conference (Livadia, February 14-15, 2019)]. Livadiya, Antikva, 2019, pp. 179-189.

5. Muhamedzhanov I.R. Klio, 2015, no. 9, pp. 133-140.

6. Matishov G.G., Afanasenko V.I., Krinko E.F. Vest-nik Rossiyskoy akademii nauk, 2020, vol. 90, no. 5, pp. 466-471.

7. Boevoy sostav Sovetskoy Armii. Ch. 3. Janvar-dek-abr 1943 g.). [Combat composition of the Soviet Army. Part 3. January-December 1943.]. Moscow, Voenizdat, 1972, 336 p., р. 166.

8. TsAMO RF (Tsentralnyy arkhivMinisterstva oborony Rossiyskoy Federatsii) [CAMD RF (Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation)], f. 346, inv. 5755, case 121.

9. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33, inv. 682526, case 1799.

10. Chubarov A.P. Mastera shturmovykh udarov [Assault Strike Masters]. In: Nad ognennym Donom: ocherki i vospominaniya ob aviatorakh 8-y vozdushnoy armii [Over the Fiery Don: essays and memoirs about the aviators of the 8th Air Army]. Rostov-on-Don, Book Publishing House, 1985, pp. 45-54.

11. Pavlovsky I. Pravda, 1943, 11 Aug., р. 3.

12. TsAMO RF [CAMD RF], f. 346, inv. 5755, case 121.

13. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33, inv. 686044, case 420, sh. 279 rev. - 280.

14. Belous B.P. Raschishchaya put pekhote [Clearing the way for the infantry]. In: Nad ognennym Donom: ocherki i vospominaniya ob aviatorakh 8-y vozdushnoy armii [Over the Fiery Don: essays and memoirs about the aviators of the 8th Air Army]. Rostov-on-Don, Book Publishing House, 1985, pp. 119-126.

15. TsAMO RF [CAMD RF], f. 228, inv. 505, case 185.

16. Pokryshkin A.I. Nebo voyny [The sky of war]. Moscow, Voenizdat, 1980, 448 p., р. 298.

17. TsAMO RF [CAMD RF], f. 333, inv. 4885, case 109, sh. 26.

18. Drygin V.M. I nebu bylo zharko... [And the sky was hot...]. Rostov-on-Don, Rostizdat, 2010, 137 p.

19. TsAMO RF [CAMD RF], f. 346, inv. 5755, case 88, sh. 45.

Статья поступила в редакцию 6 ноября

2022 г.

The article was submitted to the editorial

office on November 6, 2022.

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта 122020100347-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.