СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Латыпов Т. Р.
(Москва)
УДК 94(47).084.8
АВИАЦИЯ 5-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В БРАТИСЛАВСКО-БРНОВСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ 2-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА
(МАРТ - АПРЕЛЬ 1945 г.)
Актуальное значение в социально-политическом контексте современности имеет научное документированное и аргументированное освещение вклада Советского Союза в освобождение Европы от нацизма в ходе Великой Отечественной войны. Составной частью этого процесса явилось освобождение Чехословакии, немаловажную роль в котором сыграла Братиславско-Брновская наступательная операция, проведенная войсками 2-го Украинского фронта в конце марта - начале мая 1945 г. Весомый вклад в успех наступления был внесен авиацией 5-й воздушной армии, эффективно поддерживавшей наземные войска, уничтожая живую силу и боевую технику противника. На основе впервые вводимых в научный оборот материалов из Центрального архива Министерства обороны РФ и использования проблемно-хронологического, сравнительного и статистического методов в статье доказывается тезис, что в последние месяцы войны советская боевая авиация имела как количественное, так и качественное превосходство над люфтваффе. В марте 1945 г. перед 2-м Украинским фронтом было зафиксировано 1272 самолетопро-лета противника, тогда как части 5-й воздушной армии за тот же период произвели 10 131 боевой самолетовылет; в апреле 1945 г. соответствующие цифры равнялись 1927 и 16 568. За два месяца летчики 5-й воздушной армии провели 261 воздушный бой и сбили 213 немецких самолетов (еще 36 были уничтожены на аэродромах), свои боевые потери при этом составили 119 самолетов, и только 33 из них были сбиты вражескими истребителями. О выросшем мастерстве советских летчиков говорит и тот факт, что с сентября 1944 г. по март 1945 г. количество боевых потерь по отношению к количеству самолетовылетов снизилось в 2,5 раза: в сентябре 1944 г. одна потеря приходилась на 87 самолетовылетов, а в марте 1945 г. - на 221. Также в статье приведены конкретные примеры мужества и боевого мастерства, продемонстрированные летчиками 5-й воздушной армии в ходе Братиславско-Брновской наступательной операции.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Братиславско-Брновская наступательная операция, 2-й Украинский фронт, 5-я воздушная армия.
In the socio-political context of current time, scientific documented and reasoned coverage of the contribution of the Soviet Union to the liberation of Europe from Nazism during the Great Patriotic War is of current importance. Part of this process was the liberation of Czechoslovakia, an important role for which was played by the Bratislava-Brno offensive operation carried out by the troops of the 2nd Ukrainian Front in late March - early May 1945. A significant contribution to the success of the offensive was made by the aviation of the 5th Air Army, which effectively supported the ground forces, destroying the enemy's living force and combat equipment. On the basis of materials from the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation for the first time introduced into scientific circulation and the use of problem-chronological, comparative and statistical methods, the article proves the thesis that in the last
months of the war Soviet military aircraft had both quantitative and qualitative superiority over the Luftwaffe. In March 1945 before the 2nd Ukrainian Front, 1,272 enemy sorties were recorded, while units of the 5th Air Army produced 10,131 combat sorties during the same period; in April 1945 the corresponding figures were 1927 and 16,568. In two months the pilots of the 5th Air Army conducted 261 air battles and shot down 213 German aircraft (36 more were destroyed at the aerodromes), while their combat losses totaled 119 aircraft, and only 33 of them were shot down by enemy fighters. The fact that from September 1944 to March 1945 the number of combat losses relative to the number of combat sorties decreased by 2.5 times speaks of the increased skill of Soviet pilots: in September 1944 one loss was for 87 sorties, and in March 1945 - at 221. The article also gives concrete examples of courage and combat skill demonstrated by the pilots of the 5th Air Army during the Bratislava-Brno offensive operation.
Keywords: Great Patriotic War, Bratislava-Brno offensive operation, 2th Ukrainian Front, 5th Air Army.
DOI: 10.24888/2410-4205-2019-20-3-105-115
В освобождении Чехословакии от гитлеровской оккупации важное место занимает Братиславско-Брновская наступательная операция. Проведенная войсками 2-го Украинского фронта под командованием маршала Р. Я. Малиновского в конце марта - начале мая 1945 г., она завершила собой освобождение собственно Словакии, начавшееся еще в сентябре 1944 г. (Карпатско-Дуклинская операция войск 1-го и 4-го Украинских фронтов). Весомый вклад в успех наступления был внесен авиацией 5-й воздушной армии, которой командовал генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов.
После того, как 13 февраля войска 2-го УФ овладели Будапештом и спустя три дня при поддержке соединений 3-го УФ уничтожили и пленили пытавшиеся прорваться остатки гарнизона, после чего противник нанес ответный удар и в течение 17-24 февраля ликвидировал плацдарм, созданный 7-й гв. армией на западном берегу р. Грон, на территории Словакии установилось сравнительное затишье. Общая задача войск Малиновского оставалась прежней - овладение Братиславой и Брно, обороняемых немецкой 8-й полевой армией генерала горно-стрелковых войск Г. Крейзинга из состава группы армий «Юг» (командующий - генерал пехоты О. Вёллер); частью сил фронт также должен был содействовать войскам 3-го УФ в овладении Веной. На этом направлении располагался ряд довольно значительных промышленных центров, чья продукция прямо или косвенно шла на снабжение германских вооруженных сил. Так, в городах Трнава и Нитра находились металлообрабатывающий, машиностроительный, серно-кислотный, газовый и винокуренный заводы; в Тренчине - орудийно-ремонтные мастерские, крупные склады боеприпасов (более 20 подземных хранилищ), завод взрывчатых веществ, автотранспортный завод, в Нове Место - крупные склады инженерного и телеграфного имущества. Крупным промышленным центром Словакии был г. Братислава, где работали многочисленные машиностроительные, химические, электротехнические и пищевые предприятия, в том числе электротехнический завод, завод боеприпасов, прокатный завод, завод взрывчатых веществ, нефтеперегонный завод; в окрестностях города также были расположены металлургические и аиационные заводы. Еще более масштабным индустриальным (черная металлургия, металлообрабатывающая, машиностроительная, текстильная промышленность) и в первую очередь военно-промышленным центром являлся город Брно - столица Моравии. В городе и его окрестностях были расположены: ружейно-пулеметный завод «Зброевка», выпускавший 50 000 винтовок и 30 000 пулеметов в месяц (завод имел также автомобильный цех, где выпускались бронеавтомобили); завод «Шкода», производивший снаряды, мины, взрыватели и авиабомбы; авиационный завод фирмы «Фалло», изготовлявший моторы БМВ-134; завод «Ерсте-Брюннер» - производил снаряды, части для военных кораблей, турбины и дизели для подводных лодок; завод резиновой промышленности «Викторин» -
выпускал маски для противогазов и защитную одежду. Кроме того, в районе Брно располагались автомобильный, литейный, машиностроительный, телефонной и телеграфной аппаратуры, электротехнический заводы, а также свыше 100 шерстопрядильных и ткацких предприятий и до 200 больших и малых суконных фабрик. Таким образом, планировавшееся наступление 2-го УФ имело не только оперативное (после освобождения Братиславы и Брно войска фронта должны были продвигаться в направлении на Пльзень, обходя с юга Прагу, освобождение которой возлагалось на войска 4-го УФ после того, как они овладеют Моравско-Остравским промышленным районом), но и военно-экономическое значение в плане лишения гитлеровской Германии нескольких важных военно-промышленных центров [3, с. 303-304; 5, с. 252; 9, д. 1845, л. 208, 210-212].
Согласно представленному 27.2.1945 г. маршалом Малиновским в Генштаб плану боевых действий на первую половину марта, задачей 7-й гв. армии являлась оборона по восточному берегу р. Грон, 53-я армия (с оперативно подчиненной ей 1-й румынской армией) должна была наступать правым флангом с целью овладения районом Бан. Штявни-ца и выхода на Грон, а 40-я армия (с оперативно подчиненной ей 4-й румынской армией) -продолжать наступление левым флангом с целью овладения Зволеном, чтобы так же выйти в долину Грона [14, д. 1970, л. 19-20]. К середине месяца эти задачи были решены: 7 марта был освобожден город Банска Штявница, а 13 марта - Зволен. После этого 17 марта в наступление перешла левофланговая 46-я армия. Поддерживая войска 3-го Украинского фронта в рамках Венской стратегической наступательной операции, она продвигалась по венгерской территории южнее Дуная, овладела Эстергомом, Дьером и Комаромом, а в ночь на 30 марта двумя дивизиями 23-го ск неожиданно для противника форсировала Дунай и ударом с запада овладела важным железнодорожным узлом и речным портом словацким городом Комарно, вынудив противника, потерявшего только пленными 1500 солдат и офицеров, к отступлению в северо-западном направлении [10, д. 1849, л. 3-4; 12, д. 1983, л. 28, 38, 111].
Тем не менее, основные силы 2-го УФ до 25 марта оставались в обороне, готовясь к наступлению на Братиславу. Соответственно, фронтовая авиация вела боевую работу большей частью на территории Венгрии, сначала оказывая поддержку войскам 3-го УФ в отражении немецкого контрнаступления в районе озера Балатон, а затем содействуя войскам 46-й армии, тогда как правофланговые армии получали поддержку с воздуха преимущественно от союзных румынских ВВС, совершавших по 30-40 самолетовылетов в день [13, д. 1943, л. 114, 120, 126]. 5-я воздушная армия под командованием генерал-лейтенанта (с 25 марта - генерал-полковника) авиации С. К. Горюнова включала в свой состав 5-й и 3-й гв. штурмовые авиакорпуса, 3-й гв. истребительный авиакорпус, 218-ю бомбардировочную авиадивизию, 312-ю авиационную дивизию ночных легких бомбардировщиков, 511-й отдельный разведывательный авиаполк и 207-й отдельный корректировочный авиаполк. На 1 марта 1945 г. 5-я ВА располагала 791 самолетом, из них 632 исправными и 121 неисправным, распределявшимися по типам следующим образом (числитель - исправные, знаменатель - неисправные): А-20Ж - 64/4, ИЛ-2 - 203/35, ЯК-1,3,7,9 и ЛА-5, 7 - 275/74, ПО-2 - 51/5, ПЕ-2 - 21/3, ИЛ-2 (корректировщики) - 18/0. На 19 марта боевой состав армии выглядел так: 5-й шак - 104 ИЛ-2, 68 ЯК-1, 9; 3-й гв. шак - 86 ИЛ-2, 5 ЛА-5; 3-й гв. иак - 123 ЯК, 45 ЛА-5; 218-я бад - 56 А-20Ж; 312-я нлбад - 71 ПО-2; 511-й орап - 18 ПЕ-2; 207-й окрап - 18 ИЛ-2, 5 ЯК. Противником 5-й воздушной армии являлся 4-й воздушный флот люфтваффе, имевший на 1 марта 1945 г. 395 самолетов, а на 31 марта
- 640 самолетов, в том числе (числитель - на 1 марта, знаменатель - на 31 марта) бомбардировщиков - 90/180, штурмовиков - 90/120, истребителей - 175/240, разведчиков и связи
- 40/100 [13, д. 1943, л. 91; 16, д. 1984, л. 6, 18].
Впрочем, увеличение самолетного парка у противника коррелировало с уменьшением запасов топлива, поэтому господство в небе, безусловно, принадлежало авиации 5-й воздушной армии, стабильно располагавшей тремя заправками ГСМ и тремя боекомплек-
тами на все типы самолетов. Так, за период с 18 по 22 марта 1945 г. части 5-й ВА произвели 3184 самолетовылетов, в то время как у противника было отмечено только 400 самоле-топролетов. В последнюю неделю марта активность немецкой авиации еще более снизилась и до конца месяца ее деятельность ограничивалась патрулированием пар и четверок над полем боя, в основном, над боевыми порядками своих войск и ведением разведки поля боя и ближайших тылов войск 2-го УФ. Всего за март 1945 г. перед фронтом было зафиксировано 1272 самолетопролета противника, тогда как части 5-й ВА за тот же период произвели 10 131 боевой самолетовылет, из них 1270 с/в - в интересах 3-го УФ (по типам: 604 А-20Ж, 141 ПЕ-2, 3502 ИЛ-2, 1138 ЛА-5,7, 3411 ЯК, 1335 ПО-2). Летчики генерала Горюнова провели 109 воздушных боев и сбили 75 самолетов противника, еще 11 уничтожив на аэродромах; свои боевые потери при этом равнялись 45 машинам (сбито истребителями - 14, сбито зенитной артиллерией - 24, не вернулись с задания - 7), небоевые потери - 18 самолетам [13, д. 1943, л. 92, 168; 15, д. 1983, л. 14, 17-18; 16, д. 1984, л. 7].
Кроме бомбардировки, штурмовки и сопровождения, большое значение авиаторами 5-й ВА придавалось разведке линий обороны и тылов противника. Ставившиеся при этом боевые задачи нередко бывали нестандартными и требовали от летчиков смелых и неординарных решений. В качестве примера можно привести следующий боевой эпизод. 18 марта 1945 г. самолет Пе-2 (летчик ст. лейтенант Савенков, штурман ст. лейтенант Шалимов, воздушный стрелок ст. лейтенант Лужанов) производил разведку дорог на участке: Новы Замки, Трнава, Братислава, с целью вскрыть передвижение войск противника и сфотографировать важный рубеж обороны по р. Ваг. При подходе к району экипаж встретил сплошную облачность высотой 1000 м, что делало аэрофотосъемку невозможной. Пилоты решили произвести разведку визуальным наблюдением, для чего требовалось пройти под нижней кромкой облаков. В сложной метеообстановке, искусным маневром и отличной техникой пилотирования, маневрируя в огне зенитной артиллерии, экипаж старшего лейтенанта Савенкова отлично справился с поставленной задачей, доставив командованию ценные данные [13, д. 1943, л. 83]. Немаловажными являлись и задачи по сбросу листовок с целью разложения войск противника. Сбрасывались они в весьма значительных количествах: так, 18 марта на вражеские позиции опустилось 461 тыс. листовок, на следующий день - 665 тыс., 20 марта - 262 тыс., 21 марта - 542 тыс., 23 марта - 202 тыс., и т.д.; всего за март было сброшено 2 431 000 листовок [13, д. 1943, л. 82, 89, 99, 108, 120; 15, д. 1983, л. 18].
Последняя неделя марта 1945 г. для пилотов 5-й воздушной армии ознаменовалась интенсивной боевой работой, направленной на поддержку наступления наземных войск. 20.3.1945 г. маршал Р. Я. Малиновский отдал приказ командующим 7-й гвардейской (генерал-полковник М. С. Шумилов), 53-й армий (генерал-лейтенант И. М. Манагаров) и 1-й гвардейской конно-механизированной группы (генерал-лейтенант И. А. Плиев) о наступлении на Братиславу. Общевойсковые армии должны были перейти в наступление с рубежа Теков (34 км юго-западнее Нитра), Жемляри (12 км юго-восточнее Теков) в общем направлении на Нитра и Новы Замки; после прорыва обороны противника с целью стремительного развития наступления в бой вводилась 1-я гв. КМГ. Прикрывать пехоту и кавалерию с воздуха должна была фронтовая авиация, чья задача в постановлении Военного Совета 2-го УФ № 131/оп от 20.3.1945 г. определялась так: «всеми силами Армии содействовать 53-й и 7-й гв. армиям в прорыве обороны противника. Истребителями прикрывать главную группировку армий и переправы через Грон, Нитра, Ваг. Для взаимодействия с 1-й гв. КМГ выделить одну штурмовую и одну истребительную дивизии» [13, д. 1943, л. 103-104; 17, д. 1995, л. 51].
25 марта 1945 г. центральные армии 2-го УФ перешли в наступление. В первый же день операции войска прорвали оборону противника на 25 км по фронту, форсировали р. Грон и овладели населенными пунктами Мал. Козмаловце (3 км севернее Теков), Лок (8 км юго-западнее Теков) и Теков Шарлуги (8 км юго-западнее Жемляри), захватив плац-
дарм на западном берегу Грона глубиной до 15 км. На следующий день с этого плацдарма была введена в прорыв 1-я гв. конно-механизированная группа, которая начала успешно продвигаться вглубь обороны противника. К 28.3.1945 г. прорыв был расширен до 135 км по фронту и достиг 40 км в глубину; активизировалась и правофланговая 40-я армия, которая 25 марта овладела городом Банска Бистрица и вместе с 4-й румынской армией развивала наступление на Тренчин. 28 марта части 1-й гв. КМГ и 7-й гв. армии форсировали р. Нитру, а на следующий день овладели городом Новы Замки. 30 марта наступающие соединения форсировали р. Ваг, 31 марта овладели г. Нитра, форсировали р. Малый Дунай и подошли на расстояние 25 км к восточной окраине Братиславы, а к исходу следующего дня достигли пригородов; части 25-го ск и 23-го гв. ск 7-й гв. армии вместе с Дунайской военной флотилией начали подготовку к штурму [1, с. 372; 4, с. 209-210; 10, д. 1849, л. 4].
Важную роль в стремительном прорыве войск 2-го УФ к Братиславе сыграли боевые действия 5-й воздушной армии. В 20.00 24.3.1945 г. командующий 5-й ВА отдал частям боевой приказ № 00145/оп, в котором говорилось: «Противник на направлениях Нитра, Новы Замки силой до трех пд обороняет рубеж по западному берегу р. Грон. Резервы и штабы противника в пунктах - Комьятице, Шураны. Штурмовая и истребительная авиация противника в количестве до 150 самолетов ФВ-190 и МЕ-109 базируется в районе Нитра, Дьер, Папа. 5-я воздушная армия 25.3.45 бомбардировочными и штурмовыми ударами по артминбатареям, живой силе и резервам противника содействует войскам 53-й и 7-й гв. армий в прорыве обороны противника на р. Грон на участке Теков, Жельяри и развитию успеха. Истребительными соединениями прикрывает главную группировку войск 53-й армии, 7-й гв. армии, 1-й гв. КМГ и переправы наших войск через р. Грон» [13, д. 1943, л. 129].
Активные боевые действия авиации начались уже в ночь на 25 марта: 312-я нлбад вела разведку с попутным бомбардированием войск противника по дорогам Мужла, Кар-ва, Комарно, Бан, Кишбер, Кебелкут, Солдина, Фарнад, Теков Шарлуги, Калница, Врабле, а 213-я бад в ночь осуществляла разведку с попутным бомбардированием живой силы и техники в пунктах Чорна, Дьер, Трнава. Днем 25.3.1945 г. пять групп А-20Ж 213-й бад нанесли бомбардировочный удар по скоплению живой силы и штабам противника в Комья-тице и еще пятью группами бомбардировщиков - по скоплению войск и техники противника в Врабле. 3-й гв. шак, содействуя войскам 7-й гв. и левому флангу 53-й армии, днем 25 марта непрерывными эшелонированными бомбардировочно-штурмовыми ударами групп 6-8-9 ИЛ-2 под прикрытием истребителей уничтожал войска и технику противника в опорных пунктах и узлах сопротивления в районах: Теков Шарлуги, Дол. Пял, Бозокани, Ач, Фарнад, Беша, Чака. В районе Лок, Ондрейевце, Теков Шарлуги противник артиллерийским и минометным огнем оказывал упорное сопротивление, задерживая продвижение войск 7-й гв. армии. Тогда три группы штурмовиков 7-й гв. шад в 15.00 нанесли удар по огневым средствам и скоплениям войск противника. Батареи и огневые точки были подавлены, в результате наземные войска возобновили наступление и к 17.30 выбили противника из указанных населенных пунктов. 5-й шак бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожал войска противника в районе: Немчиняны, выс. 349, Моховце, Телдин-це, Врабле, Млынянские Тесари. 3-й гв. иак непрерывным патрулированием 18 групп по 4-8 истребителей прикрывал главную группировку и боевые порядки войск 53-й, 7-й гв. армий и 1-й гв. КМГ в районе: Левице, Теков, Жемляри, Гонт, Дармотки; группами по 4-7 истребителей непосредственным сопровождением до цели и обратно прикрывал боевые действия штурмовиков (15 групп) 3-го гв. шак и четырех групп бомбардировщиков 218-й бад; парами истребителей вел свободную охоту с задачей уничтожения техники и живой силы в районах: Калница, Топольчаны, Нитра, Комарно, Дьер.
Всего за первый день наступления частями 5-й ВА было осуществлено 744 самолетовылета (летало 476 самолетов), в результате чего было уничтожено 16 танков, 4 паровоза, 6 ж.д. вагонов, 191 автомашина, 1 тягач, 2 самолета, 9 повозок, 2 орудия ПА, разруше-
но 288 зданий, подавлен огонь 3 батарей ПА, одной батареи ЗА, 4 минбатарей, вызвано 92 очага пожара, 5 взрывов, а также уничтожено 515 солдат и офицеров противника. Воздушных боев не было, авиация противника одиночными самолетами вела разведку с попутным бомбометанием (60 самолетопролетов); ни одного самолета 25 марта 1945 г. воздушная армия генерала Горюнова не потеряла [13, д. 1943, л. 131, 138; 17, д. 1995, л. 81].
Командующий 5-й ВА отдал распоряжение 312-й нлбад в ночь на 26.3.1945 г. бомбардировать скопления войск противника в пунктах Злате Моравце, Врабле, Федимеш (150 с/в). Днем 26 марта 3-й гв. шак должен был продолжать содействовать наступлению войск 7-й гв. армии в направлении Новы Замки, Шураны, не допуская подхода резервов противника к линии фронта по дорогам: Новы Замки, Теков Шарлуги, Шураны, Беша, Кална (150 с/в). От 5-го шак требовалось содействовать наступлению войск 53-й армии в направлении Врабле, нанося штурмовые удары по опорным пунктам и узлам сопротивления противника, а при вводе в прорыв 1-й гв. КМГ одной шад обеспечить ее действия и развитие успеха в направлении Комьятице (150 с/в). 218-я бад с 8.00 должна была иметь в готовности пять девяток бомбардировщиков для нанесения удара по резервам и штабам противника в пунктах Нитра, Иванка (80 с/в). 3-й иак должен был осуществлять прикрытие войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков (200 с/в); также было приказано «при отсутствии авиации противника над полем боя истребителям бомбардировоч-но-штурмовыми действиями терроризировать войска противника на главных дорогах» [13, д. 1943, л. 136].
Поставленные задачи были не только выполнены, но и перевыполнены: вместо запланированных 730 самолетовылетов летчики 5-й ВА совершили 1048 самолетовылетов (летало 430 самолетов), в том числе 183 ИЛ-2 - 320 с/в, 119 ЯК - 340 с/в. 48 А-20Ж - 106 с/в, 39 ПО-2 - 193 с/в, 35 ЛА-5,7 - 83 с/в, 6 ПЕ-2 - 6 с/в; по задачам: штурмовка - 310 с/в, бомбардирование - 290, сопровождение - 267, прикрытие войск - 73, разведка - 55 и свободная охота - 53 с/в. Было уничтожено 320 солдат и офицеров противника, 37 танков, 3 бронетранспортера, 3 автобензоцистерны, 254 автомашины, 3 паровоза, 30 ж.д. вагонов, 2 баржи, 56 повозок, 27 лошадей, 1 кухня, 1 переправа, 2 склада боеприпасов, 1 склад ГСМ, потоплено 2 баржи, 1 плот, разрушено 328 зданий, подавлен огонь 4 батарей ПА, 3 батарей ЗА, отмечено 5 попаданий по переправе, 68 попаданий в здания, вызвано 72 очага пожара, 37 взрывов. Воздушных боев не было (авиация противника одиночными самолетами и парами вела разведку), однако потери, к сожалению, имелись: один ЯК-9 не вернулся с боевого задания, один ИЛ-2 и один ЛА-5 были сбиты зенитной артиллерией над целью.
27 марта 423 самолета 5-й ВА совершили 830 самолетовылетов, в результате чего было уничтожено и повреждено 25 танков, 237 автомашин, 1 мотоцикл, 76 повозок, 16 лошадей, 10 вагонов, взорвано 2 склада ГСМ, 1 склад боеприпасов, разрушено 29 зданий, подавлен огонь 3 батарей ПА, 2 батарей ЗА, 1 минбатареи, вызван 81 очаг пожара, 5 взрывов, отмечено 14 попаданий в ж.д. полотно, 2 попадания в ж.д. эшелоны, 41 попадание в здания, уничтожено до 500 солдат и офицеров противника. В отличие от предыдущих дней, летчиками было проведено 7 воздушных боев с участием 19 ЯК, 3 ЛА-5, 17 ИЛ-2 против 16 ФВ-190, 20 МЕ-109, 2 ФИ-156, при этом было сбито 5 самолетов противника (1 ФВ-190, 2 МЕ-109 и 2 ФИ-156). Свои потери от вражеских истребителей составили один ИЛ-2 и один ЯК-1; кроме того, один штурмовик был сбит зенитной авиацией и еще один не вернулся с боевого задания [13, д. 1943, л. 136, 139].
В первые дни Братиславско-Брновской наступательной операции летчики 5-й воздушной армии неоднократно демонстрировали мужество и боевое мастерство. (Следует отметить, что с сентября 1944 г. по март 1945 г. количество боевых самолетовылетов на одну боевую потерю возросло, а количество боевых потерь - снизилось в 2,5 раза: в сентябре 1944 г. одна потеря приходилась на 87 самолетовылетов, в октябре - на 112, в ноябре - на 122, в декабре - на 165, в январе 1945 г. - на 202, в феврале - на 205, в марте - на 221 [16, д. 1984, л. 176]). Свидетельством этому служат многие боевые эпизоды. Так, 26
марта группа из восьми ИЛ-2, ведущий - командир 130-го гв. шап 3-го гв. шак гв. подполковник Гребень, под прикрытием четырех ЯК-9 от 73-го гв. иап 6-й гв. иад, в 15.05 вылетела на выполнение боевого задания по уничтожению танков, автомашин и войск противника, сосредоточенных для контратаки в районе Адов, Мировски. При подходе к населенному пункту Адов ведущий обнаружил до 12 танков, 35 грузовых и 15 легковых автомашин. Двумя заходами в условиях сильного зенитного огня, снижаясь до высоты 150 м и выполняя противозенитный маневр, группа атаковала цель, после чего вернулась на свой аэродром. В результате атаки было уничтожено 3 танка и 12 автомашин; эффективность работы штурмовиков была подтверждена истребителями сопровождения.
В тот же день противник в полосе 24-го и 27-го ск 7-й гв. армии пытался остановить наступление войск фронта, для чего производил переброску своих резервов из районов Новы Замки, Шураны в направлении Теков Шарлуги, Фарнад. Авиаразведкой в районе Чехи было установлено скопление до 20 танков и 30 автомашин. Для нанесения бом-бардировочно-штурмового удара была выслана группа из девяти ИЛ-2 187-го гв. шап 3-го гв. шак, ведущий - гв. капитан Феоктистов. При подходе к цели по команде ведущего группа из строя правый пеленг звеньев перестроилась в левый круг и в 17.41 - 17.50 с планирования, с высоты от 800 до 100 м, четырьмя заходами с индивидуальным прицеливанием каждого летчика, атаковала войска и технику противника в роще 500 м юго-восточнее Чехи. Израсходовав всю бомбовую нагрузку, группа четвертым заходом с применением пушечно-пулеметного огня и РС атаковала пехоту противника. В результате внезапного появления штурмовиков над целью противнику был нанесен значительный урон в технике и живой силе; было уничтожено 2 танка и 10 автомашин. Экипажи наблюдали много трупов солдат и офицеров. По выполнению задания восемь штурмовиков вернулись на аэродром, а экипаж мл. лейтенанта Гущина на подбитом зенитной артиллерией самолете произвел вынужденную посадку на своей территории в районе Лонтов.
27 марта в результате наступления наземных войск, перерезавших ряд рокадных дорог между Новы Замки и Нитра, противник, опасаясь окружения его группировки в районе Комарно, Новы Замки, поспешно начал отводить войска на север по магистрали Новы Замки - Нитра. Группа из восьми ИЛ-2 187-го гв. шап 3-го гв. шак, ведущий - гв. капитан Палагин, имела задачу под прикрытием четырех ЯК-9 от 149-го гв. иап 3-го гв. иак бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожать войска и технику противника, двигающиеся колонной по магистрали. Обнаружив колонну повозок, орудий ПА и до 400 автомашин с грузами и войсками по дороге от Шураны на Нитру, группа зашла с головной части колонны и с планирования с высоты от 700 до 200 м в период 19.10 - 19.20 начала бомбардировку поэкипажно с круга. В результате внезапной атаки и меткого бомбометания было подожжено и разбито много автомашин, так что колонна остановилась. После бомбометания группа со второго захода прицельным огнем пушек, пулеметов и РС обстреляла пришедшего в замешательство противника. Экипажи наблюдали до 20 разбитых и горевших автомашин, 5 повозок и 2 орудия ПА. При выходе из атаки на высоте 200300 м группа была атакована четырьмя МЕ-109 и двумя ФВ-190, но благодаря отличной слетанности и высокой огневой подготовке летчиков и воздушных стрелков атаки истребителей противника были отбиты и группа в полном составе благополучно возвратилась на свой аэродром.
29 марта противник под ударами войск 2-го УФ продолжал отходить в западном и северо-западном направлениях. Особенно интенсивно немецкое командование начало отводить свои войска с 15.00 и до конца дня по дорогам: Гута, Комарно, Вел Медер и далее, поэтому все усилия штурмовой авиации были направлены на уничтожение отходящих войск и техники по указанным дорогам. С 15.30 до 18.40 вылетело 19 групп штурмовиков по 6-8 самолетов в группе, которые в условиях сильного противодействия ЗА противника с круга по одному тремя-четырьмя заходами на цель уничтожали отходящие войска и технику. Первые группы штурмовиков нанесли удар с головы колонны в районе Комарно, в
результате чего создались пробки из разбитых повозок и автомашин и частично прекратилось движение. Последующие группы штурмовиков эшелонированными бомбардировоч-но-штурмовыми действиями продолжали уничтожение колонны, в результате чего противнику были нанесены значительные потери в личном составе и материальной части [13, д. 1943, л. 139, 147-148; 16, д. 1984, л. 55].
Штурм Братиславы соединениями 7-й гв. армии занял три дня: к исходу 4 апреля 1945 г. город был очищен от врага [6, с. 173; 8, с. 743]. На следующий день войска армии овладели районным центром Малацки и вышли в долину р. Морава, частично форсировав ее и завязав бой за плацдармы; 53-я армия заняла Бановце, а 40-я армия с 3 по 5 апреля овладела городами Кремница, Гандлова, Превидза. Со взятием Братиславы были исчерпаны задачи, поставленные командующим фронтом в приказе № 00131/оп от 20.3.1945 г., и маршал Малиновский принял решение левым флангом (7-я гв. и 46-я армии) продолжать наступление в общем направлении на Зноймо, тогда как войска центра и правого фланга (53-я армия, 1-я гв. КМГ, 1-я румынская армия, 40-я армия, 4-я румынская армия) должны были наступать в северо-западном направлении на Брно - овладение этим крупным узлом шоссейных и железных дорог предоставляло возможность пересечения коммуникаций всей группировки противника, действующей в горах Словакии [11, д. 1859, л. 26-28, 36-40; 12, д. 1931, л. 34-37; 14, д. 1970, л. 27-28].
В период 6-12 апреля 40-я и 4-я румынская армии, успешно развивая наступление, правым флангом продвинулись до 45 км, овладев г. Св. Мартин, и левым флангом - до 60 км, овладев г. Тренчин и форсировав р. Ваг. 53-я армия и 1-я румынская армия правым флангом продвинулись на 25 км, овладев г. Нове Место, и левым флангом - на 35 км, подойдя к р. Морава в районе г. Годонин. 7-я гв. армия вела упорные бои на правом берегу Моравы, при этом резко активизировавшаяся немецкая авиация наносила сильные удары по переправам. Неоднократно отмечались действия групп до 10-12 ФВ-190 под прикрытием 4-6 МЕ-109, которые бомбардировали наши войска на переправах и в движении к линии фронта. Так, 7 апреля авиация противника группами 6-8 самолетов бомбила переправы 46-й и 7-й гв. армий на Мораве и Дунае (75 самолетопролетов), в результате чего было повреждено 16 танков и уничтожен мост на р. Морава в районе Девинска Нов. Вес. 8 апреля немецкая авиация группами до 18 самолетов бомбила войска 7-й гв. армии и переправы через р. Морава, за день было отмечено 204 самолетопролета. К 9 апреля истребителями 5-й ВА было проведено 28 воздушных боев и сбито 28 самолетов противника, который, несмотря на это, продолжал свои атаки - 10 апреля группы до 18 самолетов продолжали бомбардировки позиций 7-й гв. армии, было отмечено до 150 самолетопролетов [11, д. 1859, л. 48, 52, 66; 12, д. 1931, л. 51; 14, д. 1970, л. 31-32; 15, д. 1983, л. 24].
В последующие дни противник, сосредоточивший в районе Брно большое количество пехоты и танков, сумел временно приостановить наступление войск центра и правого фланга 2-го УФ; не увенчались успехом и наступательные действия войск 7-й гв. и 46-й армий, действовавших на направлении Зноймо - сил для одновременного удара в двух направлениях оказалось недостаточно. Маршал Р.Я. Малиновский решил сосредоточить основные усилия фронта на направлении Брно, для чего в ночь с 21 на 22 апреля в полосу 53-й армии была переброшена 6-я гв. танковая армия, а 53-я армия была усилена 6-й гв. вдд, 27-й мбр и 493-м мп. 22.4.1945 г. войска произвели перегруппировку и с 11.00 23 апреля возобновили наступление. К исходу 25 апреля войска 53-й армии, 6-й гв. ТА и 1-й гв. КМГ в ходе упорных боев сломили сопротивление противника, занимавшего внешний оборонительный обвод Брно, овладели восточными пригородами и завязали уличные бои в южной части города. Противник оказывал ожесточенное сопротивление, значительное участие в чем принимала авиация, которая группами до 18-20 ФВ-190 под прикрытием истребителей бомбардировала наступающие войска на поле боя и в местах их сосредоточения. Только за 25-26 апреля было отмечено 314 самолетопролетов; за эти два дня летчики 5-й воздушной армии провели 24 воздушных боя, в результате которых противник по-
терял 30 самолетов. Сопротивление воздушных и наземных сил противника в конечном итоге не имели эффекта: 26 апреля город Брно был полностью освобожден [2, с. 236; 3, с. 308; 7, с. 677; 10, д. 1849, л. 278; 20, с. 378].
Отчаянные попытки люфтваффе были обречены на поражение: в предпоследнем месяце войны господство в воздухе безраздельно принадлежало советской авиации [19, с. 293, 305]. Если в течение апреля 1945 г. перед 2-м Украинском фронтом было отмечено 1927 самолетопролетов противника (из них по типам: 66 Ю-88, 8 Ю-87, 72 ХЕ-111, 1274 ФВ-190, 217 МЕ-109, 95 МЕ-110, 6 ФВ-189, 143 ХШ-123, 40 ХШ-126, 1 МЕ-210), то 5-я воздушная армия за то же время произвела 16 568 боевых самолетовылетов. (По типам: 490 А-20Ж, 125 ПЕ-2, 5517 ИЛ-2, 2936 ЛА-5,7, 5677 ЯК, 1823 ПО-2; по задачам: бомбардирование - 2072, штурмовка - 5279, прикрытие войск со штурмовкой и бомбардированием - 3644, сопровождение со штурмовкой и бомбардированием - 4272, свободная охота -77, перехват - 33, прикрытие аэродромов - 28). На врага было обрушено настоящее море огня - за месяц 5-й воздушной армией было израсходовано боеприпасов: 96 ФАБ-250, 5210 ФАБ-100, 7651 ФАБ-50, 26 ЗАБ-100, 19 ЗАБ-50, 5071 АО-50-100, 2641 АО-50, 2590 АО-35, 12 692 АО-25, 123 АО-15, 9472 АО-10, 4365 АО-8, 33 287 АО-2,5, 1287 АС-20, 14 РОФС-132, 95 ФОТАБ-35, 30 САБ-15, 8947 АЖ-2, 419 САБ-3, 74 291 ПТАБ, 5008 РС-82, 12 гранат АГ-2, 83 582 ШВАК, 1355 БТ, 645 ОКБ-16, 16 642 УБС, 8375 К-бр, 474 163 ВЯ, 58 310 БС, 674 514 ШКАС. Р результате было уничтожено и повреждено: 156 танков, 30 бронетранспортеров, 2838 автомашин, 43 паровоза, 989 ж.д. вагонов, 3 тягача, 3 мотоцикла, 700 повозок, 10 бензоцистерн; потоплено 10 барж, 5 катеров, 1 пароход; взорвано 27 складов боеприпасов, 1 склад ГСМ, 2 ж.д. эшелона, 1 бронепоезд; разрушено 1092 здания, 10 переправ; подавлен огонь 39 полевых, 38 зенитных и 8 минометных батарей; отмечено 41 попадание в ж.д. полотно, 653 попадания в здания; рассеяно и частично уничтожено 7560 человек пехоты противника. Большой урон был нанесен и вражеской авиации: в результате 152 воздушных боев было сбито 138 самолетов (91 ФВ-190, 46 МЕ-109, 1 МЕ-110), еще 25 самолетов было уничтожено на аэродромах. Собственные боевые потери при этом составили 74 самолета (сбито зенитной артиллерией ЗА - 35, сбито истребителями -19, не вернулись с боевого задания - 20) [15, д. 1983, л. 25, 27-28]. Счет потерь 4-го воздушного флота люфтваффе, таким образом, почти в 2,5 раза превысил счет потерь 5-й воздушной армии. Данный факт свидетельствует о том, что в последний год Великой Отечественной войны советская авиация превзошла немецкую не только количественно, но и качественно, что стало одним из важнейших залогов нашей победы.
Список литературы
1. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 5. Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией. М.: Кучково поле, 2013. 864 с.
2. Давтян С. М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1990. 255 с.
3. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. (в 6 томах). Т. 4. М.: Воениздат, 1962. 739 с.
4. История второй мировой войны 1939-1945 гг. (в 12 томах). Т. 10. М.: Воениздат, 1979. 542 с.
5. Михайлик А. Г. Война, возвратившаяся в Будапешт: история боев Красной армии в Венгрии 1944-1945 гг. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. 348 с.
6. Мощанский И. Б. Гибель фронтов. М.: Вече, 2009. 192 с.
7. Самсонов А. М. Крах фашистской агрессии 1939-1945. М.: Наука, 1980. 724 с.
8. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. М.: АСТ, 1999. 780 с.
9. Центральный архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО). Ф. 240. Оп. 2779. Д.
1845.
10. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1849.
11. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1859.
12. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1931.
13. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1943.
14. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1970.
15. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1983.
16. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1984.
17. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1995.
18. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1998.
19. Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. Минск: Харвест, 2001. 528 с.
20. Шефов Н. А. Вторая мировая. 1939-1945. История великой войны. М.: Вече, 2010. 408 с.
References
1. Velikaja Otechestvennaja vojna 1941-1945 godov. V12 t. T. 5. Pobednyj final. Zaver-shajushhie operacii Velikoj Otechestvennoj vojny v Evrope. Vojna s Japoniej [The Great Patriotic War of 1941-1945: in 12 volumes. Vol. 5. The victorious finale. The final operations of the Great Patriotic War in Europe. War with Japan]. Moscow: Kuchkovo pole Publ., 2013, 864 p. (in Russian).
2. Davtyan, S. M. Pyataya vozdushnaya. Voenno-istoricheskiy ocherk boevogo puti 5-y vozdushnoy armii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Fifth air. Military history essay on the battle path of the 5th Air Army during the Great Patriotic War]. Moscow: Voenizdat Publ., 1990, 255 р. (in Russian).
3. Istorija Velikoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Sojuza. 1941-1945 g. (v 6 tomah). T. 4. [History of the Great Patriotic War of the Soviet Union. 1941-1945: in 6 volumes. Vol. 4]. Moscow: Voenizdat Publ., 1962, 739 p. (in Russian).
4. Istoriya vtoroi mirovoi voin 1939-1945 gg.: v 12 t. T. 10. [The history of the Second World War, 1939-1945: in 12 volumes. Vol. 10]. Moscow: Voenizdat Publ., 1979, 542 p. (in Russian).
5. Mikhaylik, A. G. Voyna, vozvrativshayasya v Budapesht: istoriya boev Krasnoy armii v Vengrii 1944-1945 gg. [The war that returned to Budapest: the history of the battles of the Red Army in Hungary in 1944-1945]. Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet Publ., 2016, 348 р. (in Russian).
6. Moshchanskiy, I. B. Gibel' frontov [The Death of Fronts]. Moscow: Veche Publ., 2009, 192 р. (in Russian).
7. Samsonov, A. M. Krakh fashistskoy agressii 1939-1945 [The collapse of fascist aggression 1939-1945]. Moscow: Nauka Publ., 1980, 724 р. (in Russian).
8. Tippel'skirkh, K. Istoriya Vtoroy mirovoy voyny [World War II History]. Moscow: AST Publ., 1999, 780 р. (in Russian).
9. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (CAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence]. F. 240, op. 2779, d. 1845. (in Russian).
10. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1849. (in Russian).
11. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1859. (in Russian).
12. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1931. (in Russian).
13. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1943. (in Russian).
14. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1970. (in Russian).
15. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1983. (in Russian).
16. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1984. (in Russian).
17. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1995. (in Russian).
18. CAMO. F. 240, op. 2779, d. 1998. (in Russian).
19. Shvabedissen, V. Stalinskie sokoly: Analiz deystviy sovetskoy aviatsii v 1941-1945 gg. [Stalin falcons: Analysis of the actions of Soviet aviation in 1941-1945.]. Minsk: Kharvest Publ., 2001, 528 p. (in Russian).
20. Shefov, N. A. Vtoraya mirovaya. 1939-1945. Istoriya velikoy voyny [World War II. 1939-1945. History of the great war]. Moscow: Veche Publ., 2010, 408 p. (in Russian).