УДК: 358.4 «1944» (477.75) ГРНТИ: 78.09.19 DOI: 10.32415/jscientia.2019.07.04
ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СРЫВУ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПРОТИВНИКА ПРИ ОТСТУПЛЕНИИ НЕМЕЦКО-РУМЫНСКИХ ВОЙСК В ЮГО-ВОСТОЧНОМ КРЫМУ (АПРЕЛЬ 1944 г.)
С. Н.Ткаченко
Тульский государственный педагогический университет им. Льва Толстого Россия, 300026 г. Тула, пр. Ленина, 125
ЕЗ Ткаченко Сергей Николаевич - tkserg2018@yandex.com
На основе архивных источников и хроники боевых действий на Черном море приведены данные о действиях штурмовой и истребительной авиации ВВС Черноморского флота и 4-й воздушной армии по морским целям, портам Юго-Восточного Крыма и их инфраструктуре при попытках эвакуации отступающих немецко-румынских войск во второй декаде апреля 1944 г., в начале Крымской стратегической наступательной операции.
Ключевые слова: план действий, налет авиации, воздушная разведка, бомбоштурмовой удар, авиаполк, Юго-Восточный Крым, Судак.
THE ACTIONS OF THE SOVIET AVIATION TO DISRUPT THE MARITIME TRAFFIC OF THE ENEMY DURING THE RETREAT OF THE GERMAN-ROMANIAN TROOPS IN THE SOUTH-EASTERN CRIMEA (APRIL 1944)
S. N. Tkachenko
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University 125 Lenin Ave., 300026 Tula, Russia
E3 Tkachenko Sergey - tkserg2018@yandex.com
On the basis of archival sources and Chronicles of hostilities in the Black sea, data on the actions of assault and fighter aircraft of the black sea fleet air force and the 4th air army on sea targets, ports of the South-Eastern Crimea and their infrastructure when trying to evacuate the retreating German-Romanian troops in the second decade of April 1944, at the beginning of the Crimean strategic offensive.
Keywords: action plan, air force, aerial reconnaissance, punch, regiment, South-East Crimea, Sudak.
8 апреля 1944 г. с плацдарма на южном берегу Сиваша и на Перекопском перешейке начали наступление войска 4-го Украинского фронта. В ночь на 11 апреля на Керченском полуострове перешла в наступление Отдельная Приморская армия. Систематическим ударам с воздуха подвергались почти все базы и порты противника в пределах досягаемости советской авиации. Штурмовики действовали самостоятельно или во взаимодействии с минно-торпедной и бомбардировочной авиацией флота. Интенсивность действий зависела от конкретной боевой обстановки, а также значимости той или иной базы на определенных этапах операции. Еще в марте и первой половине апреля 1944 г штурмовики Черноморского флота, выполняя задачу по уничтожению торпедных катеров противника, провели несколько успешных массированных ударов по портам Киик-Атлама, Феодосия и Судак, что в значительной мере содействовало успеху действий флота. В период с 3 марта по 7 апреля 1944 г. по порту Киик-Атлама было произведено четыре бомбоштурмовых удара, на которые было совершено 247 самолетовылетов, из них 115 самолетовылетов Ил-2 и 132 самолетовылета истребителей прикрытия По порту Феодосия за период с 13 марта по 12 апреля было произведено восемь бомбоштурмовых ударов с затратой 548 самолетовылетов, из них 238 вылетов Ил-2 и 310 вылетов истребителей прикрытия [1, с. 143-144].
Утвержденный командующим Черноморским флотом план действий Черноморского флота и боевая директива за № оп-00374-ов от 10 апреля 1944 г. поставили военно-
воздушным силам Черноморского флота следующие задачи: уничтожать вражеские транспорты и плавучие средства на переходе морем и в базах; производить постановку мин в районах Констанцы, Сулины и на выходе из Севастополя; прикрывать истребительной авиацией наши корабли в базах, на переходах и в районах действий в светлое время суток; вести разведку неприятельских плавучих средств в портах и на переходе морем, наводить днем и ночью корабли эскадры, подводные лодки и торпедные катера на конвои противника [7, с. 232].
Для предстоящих действий было приказано произвести доразвертывание и частичное перебазирование частей таким образом, чтобы авиация флота к началу действий имела в своем составе 406 боевых самолетов. В целом, по состоянию на январь 1944 г. военно-воздушные силы Черноморского флота состояли из 467 самолетов (81 бомбардировщик и торпедоносец, 72 штурмовика, 270 истребителей и 44 разведчика). Авиация Черноморского флота действовала с аэродромов Скадовск, Витязевская, Бугаз, Агой, Анапа, Анапская, Геленджик, Мысхако, Лазаревское, Туапсе, Адлер, Гудауты, Поти (озеро Палеостом) Миха Цха-кая, Мерия, Алахадзе, Абаша, Бабушеры. Базирование на указанные аэродромы было сопряжено с большими трудностями, вызванными недостаточным количеством хорошо оборудованных ремонтных средств, а авиационная группа, базировавшаяся на Скадовск, испытывала затруднения в доставке горючего и боезапаса и подвергалась ударам авиации противника [6, с. 240].
Histoгy and Aгcheology | Juvenis scientia 2019 № 7
19
И все же морская авиация приняла самое активное участие в освобождении Крыма. 10 апреля с 5 ч. 24 мин. до 22 ч. 16 мин. четыре самолета (30-го разведывательного авиационного полка ВВС ЧФ) поодиночке вели разведку плавучих средств в портах и на коммуникациях южного побережья Крыма и в западной и северо-западной частях Черного моря. Воздушная разведка обнаружила в 10 ч. 05 мин. в Севастополе - 5 транспортов, 4 быстроходные десантные баржи, 9 барж, 5 сторожевых катеров, 2 вспомогательных судна, неопознанное судно, плавучий кран, 14 катеров; в 10 ч. 50 мин. в базе Киик-Атлама - 4 торпедных катера; в 10 ч. 51 мин. в Феодосии 6 торпедных катеров, 2 быстроходные десантные баржи, артиллерийскую баржу и 4 катера [7, с. 233].
11 апреля Ставка Верховного Главнокомандующего на ближайший период поставила главной задачей систематическое нарушение коммуникаций противника в Черном море. Для действий на коммуникациях было приказано использовать подводные лодки, бомбардировочную и минно-торпедную авиацию, а на ближних коммуникациях бомбардировочно-штурмовую авиацию и торпедные катера. Командующий флотом приказал на коммуникациях противника действовать главным образом авиации [3, с. 245].
И уже с 10 ч. 40 мин. до 17 ч. 20 мин. 98 самолетов Ил-2 (8-го гвардейского штурмового авиационного полка и 47-го штурмового авиационного полка ВВС ЧФ) в сопровождении 118 истребителей ЛАГГ-3 и Як-9 (25-го и 6-го гвардейского авиаполков ВВС ЧФ) наносили непрерывные последовательные удары по плавучим средствам в Феодосии. Ведущими групп были: первой - Герой Советского Союза Н. Челноков, командир 8-го гвардейского штурмового авиационного полка; второй - Герой Советского Союза Н.Степанян, командир 47-го штурмового авиационного полка; третьей -3.Лазарев, заместитель командира по летной подготовке 47-го штурмового авиационного полка. Всего за время налетов были потоплены четыре быстроходные десантные баржи, один торпедный и четыре других катера; повреждены две быстроходные десантные баржи и торпедный катер; взорваны два склада боевого запаса; уничтожено 12 автомашин, 10 вагонов; подавлен огонь четырех зенитных батарей. На аэродром не возвратился один Ил-2. Налетам противодействовал огонь зенитной артиллерии противника [4, с. 63].
Стоило оценить результаты объективно. Поэтому с 10 ч. 38 мин. до 18 ч. 35 мин. шесть Як-9 (6-го гвардейского авиационного полка ВВС ЧФ) парами вылетали для аэрофотосъемки результатов ударов штурмовиков по Феодосии; одна пара задание не выполнила. С 12 ч. 09 мин. до 13 ч. 55 мин. один самолет (из 13-го гвардейского авиационного полка) летал на доразведку плавучих средств противника на участке Феодосия - Ялта [7, с. 237].
12 апреля 1944 года Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский подтвердил свое приказание командующему военно-воздушными силами генералу В.В. Ермаченкову действовать всей авиацией только по боевым кораблям и плавучим средствам противника в море и базах, а также ставить мины по плану.
С 5 ч. 35 мин. до 15 ч. 40 мин. восемь Як-9 (6-го гвардейского авиационного полка ВВС ЧФ) парами вели разведку вражеских плавучих средств в портах и на коммуникациях на участке Феодосия, Ялта; два из них задания не выполнили. С 7 ч. 55 мин. до 18 ч. 18 мин. четыре самолета (30-го разведывательного авиаполка ВВС ЧФ) поодиночке вели
разведку плавучих средств в портах и на коммуникациях южного побережья Крыма, в портах и на коммуникациях западной и северо-западной частей Черного моря и на подходах к Севастополю. Авиационная разведка обнаружила в 8 ч. 30 мин. в 2 милях юго-восточнее мыса Киик-Атлама две быстроходные десантные баржи; в 9 ч. 45 мин. в 23 милях юго-западнее мыса Евпаторийский - два транспорта и два сторожевых катера; в 12 ч. 15 мин. - этот же конвой в 5 милях северо-западнее маяка Херсонесский; в 12 ч. 55 мин. в Севастополе - 4 транспорта, 19 барж, 16 быстроходных десантных барж, 10 торпедных катеров, 6 вспомогательных судов, плавучий док, 9 буксиров, 19 сторожевых катеров, 3 неопознанных судна, 2 плавучих крана, три гидросамолета Га-138, один До-24 и четыре Не-115 [7, с. 240-241].
Снова на морские цели в Феодосийском порту и наземную инфраструктуру налетела морская авиация. С 9 ч. 02 мин. до 9 ч. 40 мин. 35 самолетов Ил-2 (8-го гвардейского штурмового авиационного полка ВВС ЧФ и 47-го штурмового авиационного полка ВВС ЧФ) в сопровождении 17 Як-9 (6-го гвардейского авиаполка ВВС ЧФ) и 24 ЛАГГ-3 (25-го авиаполка ВВС ЧФ) шестью группами атаковали плавучие средства, скопление автомашин, живую силу и технику противника в порту Феодосии. Была потоплена быстроходная десантная баржа, уничтожено 12 автомашин, живая сила, 10 железнодорожных вагонов. Один Ил-2 был подбит зенитным огнем; экипаж невредим [7, с. 241].
В приказе Верховного Главнокомандующего от 13 апреля 1944 г. среди войск, отличившихся в боях за овладение городом и портом Феодосия, отмечены летчики военно-воздушных сил Черноморского флота [7, с. 243].
13 апреля с 5 ч. 25 мин. до 20 ч. 10 мин. четыре самолета (30-го разведывательного авиаполка ВВС ЧФ) летали на воздушную разведку коммуникаций у южного побережья Крыма на подходах к Севастополю и на аэродромах Крыма; четыре самолета (того же полка) вели разведку в западной и северо-западной частях Черного моря; четыре Як-9 (6-го гвардейского авиаполка ВВС ЧФ) на коммуникациях Киик-Атлама - Ялта; четыре самолета (из 30-го разведывательного авиаполка ВВС ЧФ) парами вели разведку в портах и на коммуникациях западного побережья и в районе Днестровский лиман - Сулина, из них первая пара на аэродроме Саки атаковала и уничтожила вражеский транспортный самолет. Воздушная разведка обнаружила в 6 ч. 00 мин. в районе Судака четыре быстроходные десантные баржи; в 6 ч. 15 мин. от мыса Айтодор на Судак - движение двух быстроходных десантных барж; в 9 ч. 18 мин. на выходе из Судака - пять быстроходных десантных барж; после удара советских штурмовиков - в 18 ч. 25 мин. в Судаке в 500 м от пристани - горящую быстроходную десантную баржу, баржу у камней и четыре такие же баржи вдоль берега у Судака; в 6 ч. 15 мин. дорога Феодосия - Ялта была забита отступавшими войсками; в 8 ч. 55 мин. в районе Аю-Даг - шесть быстроходных десантных барж; в 18 ч. 15 мин. в районе Аю-Даг - транспорт до 2000 т, сторожевой катер; в 13 ч. 15 мин. в 10 милях восточнее Алушты - три быстроходные десантные баржи; в 13ч. 15 мин. в Севастополе -три транспорта, 16 быстроходных десантных барж, 10 барж, 9 торпедных катеров, а на аэродроме Херсонесский маяк - 60 самолетов; в Севастополе - три больших пожара; в 15 ч. 20 мин. в районе Гурзуфа - три быстроходные десантные баржи [7, с. 244].
С 9 ч. 18 мин. до 17 ч. 55 мин. 54 самолета Ил-2 (8-го гвардейского штурмового авиационного полка ВВС ЧФ) и 26
Ил-2 (47-го штурмового авиационного полка ВВС ЧФ) в сопровождении 42 Як-9 (6-го гвардейского авиаполка ВВС ЧФ) шестью группами уничтожали быстроходные десантные баржи с войсками и техникой в момент погрузки у причалов и на выходе из порта Судак. Ведущими полков были: 8-го гвардейского штурмового авиационного полка - Герой Советского Союза Н.Челноков, 47-й штурмового авиационного полка - Герой Советского Союза Н.Степанян. Два Ил-2 столкнулись в воздухе и упали в море; экипажи погибли. Два Як-9 (6-го гвардейского авиационного полка ВВС ЧФ) фотографировали результаты удара. По наблюдению экипажей и по фотоснимкам были потоплены три быстроходные десантные баржи, уничтожены четыре автомашины и до 300 солдат противника, повреждено пять быстроходных барж [7, с. 244]. Пленный румынский лейтенант Пурешану из горнострелковой дивизии рассказывал: «Наша рота 13 апреля прибыла в Судак. Там скопилось много немцев и румын. Немцы грузились на баржи. Как только три баржи, переполненные солдатами, отчалили от берега, налетели русские штурмовики. На наших глазах все три баржи пошли ко дну. После этого румынские солдаты, находившиеся в порту и видевшие гибель немцев, категорически отказались садиться на суда. На причалах поднялась невообразимая суматоха. Приказы офицеров не выполнялись. Между немцами и румынами произошли кровавые стычки. Немцы также прекратили погрузку» [5, с. 168].
Однако, кроме морской авиации, по портам Юго-Восточного Крыма действовала штурмовая и бомбардировочная авиация 4-й воздушной армии. Армия была придана Отдельной Приморской армии, и на 01.04.1944 г. включала 214-ю и 230-ю штурмовые авиационные дивизии, 229-ю и 329-ю истребительные авиационные дивизии, 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, 366-й отдельный разведывательный авиационный полк, 55-я отдельную корректировочную авиационную эскадрилью и три зенитных артполка [2, с. 33]. В 4-й воздушной армии имелось 538 боевых машин: 146 бомбардировщиков, 236 истребителей, 21 разведчик и 136 штурмовиков. Кроме того, армии была оперативно подчинена группа ВВС Черноморского флота в составе 32 штурмовиков и 32 истребителей [8, л. 8].
Первым портом, к которому устремились отступающие войска противника для погрузки на плавучие средства явился Судак. Частям 4-й воздушной армии была поставлена задача - сорвать эвакуацию войск противника через порт Судак [9, л. 53].
В течение дня бомбардировщики и штурмовики произвели 63 самолетовылета по Судаку, потопив в бухте 6 барж с войсками и грузами противника, лишив возможности отходящие войска эвакуироваться морем через этот порт. Удары но порту наносились по данным авиаразведки, которая с утра 13.4.1944 г. и в течение дня фиксировала нахождение в порту от 4 до 6 барж. В течение дня по порту было произведено 5 ударов [8, л. 69-70].
Первый удар - в период 08.51 - 08.55 - три группы бомбардировщиков Бостон А-20 (всего 18 самолетов, 277-го бомбардировочного авиаполка, командиры групп: первой -майор Дмитриев, второй - майор Корнеев, третьей - ст.лей-тенант Бушнев) с интервалом 500 - 600 метров с высоты 1850 метров нанесли бомбардировочный удар по 6 баржам противника в порту Судак, в результате удара отмечены два прямых попадания в две баржи.
Через два часа был нанесен повторный удар. В пери-
од 10.58 - 11.18 двумя группами по шесть Бостон-20 в каждой из 244-го бомбардировочного авиаполка (командиры групп: первой - лейтенант Рогов, второй - капитан Феду-лов), с высоты 2500-3000 метров нанесли бомбардировочный удар по 5 баржам противника в порту. Разрывы бомб накрыли 3 баржи, из которых 2 затонули.
Третий удар был нанесен в 11.30 - 11.50, т.е. через 15 мин четыре группы Ил-2 (всего 16 самолетов, командиры групп: капитаны Палехин, Колбеев, Шанкин и лейтенант Косыгин из 214-й штурмовой авиадивизии) под прикрытием 8 ЛАГГ-З из 805-го истребительного авиаполка с высоты 800200 метров с планирования в боевом порядке - вытянутый правый пеленг групп, самолеты в кильватер - бомбардировали и штурмовали 4 баржи противника в порту. Боевой порядок на маршруте - колонна групп на дистанции 300 метров группа от группы, прикрытие было организовано всей колонны в целом, причем две пары составляли Группу непосредственного прикрытия, остальные две пары - ударную группу. Маршрут полета был избран: Вышестеблиевская, свх. Бугаз (аэродром встречи с истребителями прикрытия), озеро Узунларское, Феодосия, Салы, Судак. Профиль полета 300 - 100 метров. Заход на цель произведен с севера. Первая группа капитана Полехина производила два захода на цель, остальные три группы по одному заходу. В результате удара прямыми попаданиями бомб потоплена одна баржа противника, две баржи получили повреждения.
Четвертый удар был нанесен через час с небольшим. В 12.45 шесть бомбардировщиков Бостон А-20 из 277-го бомбардировочного авиационного полка (командир группы ст.лейтенант Бушнев) с высоты 1300 метров, нанесли бомбардировочный удар по 6 баржам противника, подходивших к порту. В результате удара экипажи наблюдали прямые попадания в две баржи, которые загорелись и затонули, результаты удара подтверждал командир группы прикрывающих истребителей Герой Советского Союза капитан Комозин.
Пятый удар был нанесен через 4 часа. В период 18.3018.35 три группы Ил-2, всего 11 самолетов, 190-го штурмового авиаполка (командиры групп капитаны Полехин, Колбеев и лейтенант Косыгин) под прикрытием 3 ЛАГГ-3 из 805-го истребительного авиаполка с высоты 800 - З00 метров с планирования в боевом порядке правого вытянутого пеленга нанесли бомбоштурмовой удар по трем баржам противника на выходе из Судакской бухты, следовавших в направлении на Алушту. Маршрут полета был построен: Ленинск (штурмовой полк уже перебазировался в Крым), Феодосия, 3 км. южнее Карасубазара, Туак и морем на Судак. Боевой порядок на маршруте - колонна четверок в строю правый пеленг на дистанции 300 метров. Атака цели с индивидуальным прицеливанием по каждой барже против их хода. В результате удара сильно повреждена одна баржа. Воздушного противника в районе цели не было. Зенитные средства также противодействия не оказывали. Группы отлично выполнили задание.
Эффективность действий советской авиации по порту Судак подтверждены также показаниями местных жителей бывшей немецкой колонии им Тельмана, с которыми беседовали члены комиссии штаба 4-й воздушной армии, обследовавшие на месте результаты налетов на Судак:
В течение дня 13 апреля бомбардировщики и штурмовики наносили удары также и по колоннам автомашин противника на дорогах западнее Судака [8, л. 71]. Так, в 10.40 6 бомбардировщиков Бостон А-20 244-го бомбар-
History and Archeology | Juvenis scientia 2019 № 7
21
дировочного авиаполка (командир группы майор Суханов) с высоты 2700 метров бомбардировали скопление автомашин до 200 единиц на стыке дорог юго-восточнее Ускут. Но докладу экипажей разрывы бомб наблюдались в центре расположения автомашин.
Когда разгромленные части противника, спасаясь бегством, устремились в горы и далее вдоль юго-восточного побережья Крыма, авиаразведкой было установлено большое скопление войск противника в районе севернее Судака. Для штурмовиков удар по этой цели являлся сложным, так как приходилось действовать на предельном радиусе в условиях горной местности в ущелье. Задача штурмовки этой цели была возложена на истребителей.
Так, в период 14.35-14.40 12 ЛАГГ-3 тремя группами (из 979-го истребительного авиаполка) под командованием командира полка майора Хвостова нанесли штурмовой удар по скоплению автомашин, подвод и пехоте по дороге Салы - Судак и Судак - Кутлак. На цель произведено каждой группой по три захода. При этом израсходовано 1100 снарядов калибра 20-мм, 1075 патронов калибра 12,7-мм. В результате штурмовых действий уничтожено и повреждено до 10 автомашин, до 6 подвод, убито и ранено до 150 солдат и офицеров.
Экипажи обстреляны слабым огнем из района западнее Судака. Повреждений нет. При выполнении этого задания из-за недостаточной осмотрительности погиб командир всей группы - командир 979-го Краснознаменного истребительного авиаполка майор Хвостов Андрей Олимпиевич. Это произошло при следующих обстоятельствах: с высоты 200 метров под углом 50-60 градусов пикировал на цель и в момент вывода из пикирования на высоте более 50 метров перевел самолет в левый разворот, но заметив впереди себя гору, резко сделал разворот вправо, перевернулся и в таком положении врезался в землю на окраине поселка [9, л. 53].
Вышедшие в окрестности Судака передовые отряды наших наступающих войск, подтвердили, что после налета истребителей солдаты и офицеры противника, бросив тех-
ЛИТЕРАТУРА
нику и вооружение, разбежались в горы, создав большую пробку для отступающих своих же арьергардных частей.
Части 4-й Воздушной Армии в течение 13 апреля произвели всего 344 самолетовылета, что обусловлено большим удалением целей от аэродромов базирования авиации, трудностью перебазирования наземного хозяйства авиачастей через Керченский пролив и недостатком горючего. Из 344 вылетов произведено днем 268, ночью - 76. Из них по задачам: по войскам противника - 145, по плавучим средствам - 63, на разведку - 74, на сопровождение - 62 [8, л. 73].
В результате боевых действий уничтожено и повреждено: автомашин - 70, повозок - 60, орудий полевой артиллерии - 7, цистерн с горючим - 2, в порту Судак потоплено 6 барж. На пристани отмечено два взрыва большой силы, убито и ранено до 200 солдат и офицеров, вызвано два очага пожара в населенном пункте Зуя. Свои потери: сбиты огнем зенитной артиллерии 2 Ил-2, 2 ЛАГГ-З; не вернулись с боевого задания один Ил-2, 2 истребителя Як-1 [8, л. 73].
Кроме того оперативно подчиненными ВВС ЧФ произведено днем 160 самолетовылетов, из них: по войскам и плавучим средствам в порту Судак - 122 вылета, по плавучим средствам на переходах в районе Ялты - 16 вылетов, на прикрытие переправочных средств в Керченском проливе - 10 вылетов и на разведку - 12 вылетов [8, л. 74]. Всего перед фронтом наступающих войск Отдельной Приморской армии произведено 504 вылета (вместе с ночными). Относительно потопленных судов противника, по-видимому, одни и те же цели подвергались ударам как морской, так и армейской авиации.
В целом в течение 12 - 13 апреля действиями авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота была сорвана попытка эвакуации отходящих войск противника морским путем через порты Феодосия и Судак, дезорганизован отход противника по приморской дороге, чем оказано содействие войскам Отдельной Приморской армии в преследовании отступающего противника.
1. Боевая деятельность авиации Военно-Морского Флота Советского Союза 1941-1945 гг. Ч. 3. ВВС Черноморского Флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. [Combat activities of the Navy Aviation of the Soviet Union 1941-1945. Part 3. The Black Sea Fleet Air Force in the Great Patriotic War. Moscow.: Voenizdat, 1963. (In Russ).]
2. Боевой состав Советской Армии. Часть 4 (январь-декабрь 1944 г.) М.: Воениздат, 1988. [The combat composition of the Soviet Army. Part 4 (January-December 1944) Moscow: Voenizdat, 1988. (In Russ).]
3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Т. 1. Роль Крыма в войне. Документы и материалы. М.: ПрофМедиа, 2014. [The Great Patriotic War. 1941-1945. Vol. 1. The role of the Crimea in the war. Documents and materials. Moscow: ProfMedia, 2014. (In Russ).]
4. Гиляревский В. Война: морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. Книга 1. Черное море. М.: НИИСУ, 1992. [Gilyarevsky V. War: sea pilots. On the combat path of the 47th Assault Aviation Regiment of the Naval Air Force. Book 1. Black Sea. Moscow: NIISU, 1992. (In Russ).]
5. Сообщения Советского информбюро. Т. 6, январь-июнь 1944 года. М.: Совинформбюро, 1944. [Messages of the Soviet Information Bureau. Vol. 6, January-June 1944. Moscow: Soviet Information Bureau, 1944. (In Russ).]
6. Ткаченко С.Н. (сост.) Крым, 1944: Весна освобождения. М.: Вече, 2014. [Tkachenko SN. (comp.) Crimea, 1944: Spring of Liberation. Moscow: Veche, 2014. (In Russ).]
7. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 6. М. -Л.: Воениздат, 1951. [Chronicle of the Great Patriotic War of the Soviet Union at the Black Sea Theater. Issue 6. Moscow-Leningrad: Voenizdat, 1951. (In Russ).]
8. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 143. [Central Archive of the Ministry of Defense (CAMD). coll. 319. aids 4798. fol. 143. (In Russ).]
9. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 264. [Central Archive of the Ministry of Defense (CAMD). coll. 319. aids 4798. fol. 264. (In Russ).]
Поступила в редакцию 02.05.2019 После доработки 07.06.2019