Научная статья на тему 'О "небесных тихоходах", ночных бомбардировщиках и КОЕ о чем еще'

О "небесных тихоходах", ночных бомбардировщиках и КОЕ о чем еще Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ / ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ ПИЛОТОВ / AIRCRAFT MODIFICATION / PILOT TRAINING AIRCRAFT / НОЧНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ / NIGHT BOMBERS / WOMEN FLIERS / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMBAT OPERATIONS / ЛЕТЧИЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Москатов Генрих Карлович

Статья посвящена Юбилею Победы. Рассматриваются модификации трех самолетов, осуществленных в 1941-1943 годах в авиационном ремонтном поезде Западного фронта, По-2, УТ-1, УТ-2. Эти машины были задуманы для первоначального обучения и тренировок пилотов, но обстоятельства первых месяцев войны привели к необходимости их самого энергичного боевого использования. Приводятся некоторые подробности героической работы летчиц Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On "celestial slow walkers", night bombers and on something else

The paper is dedicated to V-Day Jubilee. Wartime modifications of three well-known pilot training aircraft are dealt with in some detail. The modifield aircraft were successfully used as night bombers by the Red Army famous Air Force women regiment. Some features of their heroic combat operations are outlined.

Текст научной работы на тему «О "небесных тихоходах", ночных бомбардировщиках и КОЕ о чем еще»

УДК 358.43 УДК 338.242

К 70 - летию Великой Победы

О "НЕБЕСНЫХ ТИХОХОДАХ", НОЧНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКАХ И КОЕ О ЧЕМ ЕЩЕ

Москатов Генрих Карлович

профессор МИРЭА, научный консультант ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор технических наук, академик Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Статья посвящена Юбилею Победы. Рассматриваются модификации трех самолетов, осуществленных в 19411943 годах в авиационном ремонтном поезде Западного фронта, - По-2, УТ-1, УТ-2. Эти машины были задуманы для первоначального обучения и тренировок пилотов, но обстоятельства первых месяцев войны привели к необходимости их самого энергичного боевого использования. Приводятся некоторые подробности героической работы летчиц Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка.

Ключевые слова

• модификации самолетов,

• обучение и тренировки пилотов,

• ночные бомбардировщики,

• боевые действия,

• летчицы.

Moskatov Genrikh, scientific consultant, Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

On "celestial slow walkers", night bombers and on something else

The paper is dedicated to V-Day Jubilee. Wartime modifications of three well-known pilot training aircraft are dealt with in some detail. The modifield aircraft were successfully used as night bombers by the Red Army famous Air Force women regiment. Some features of their heroic combat operations are outlined.

Keywords:

aircraft modification, pilot training aircraft, night bombers, women fliers, combat operations.

В нашей заметке речь пойдет о модификациях трех самолетов, осуществленных в 1941-1943 годах в авиационном ремонтном поезде ПАМ-31 Западного фронта, а именно: У-2 (По-2), УТ-1 и УТ-2. Их характеристики сведены в Таблицу, а внешний облик в трех проекциях представлен на Рисунках 1-3. Эти машины были задуманы Николаем Николаевичем Поликарповым и Александром Сергеевичем Яковлевым для обучения и тренировок пилотов, но обстоятельства первых месяцев войны привели к необходимости их самого энергичного боевого использования (смотри Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР И. Сталина от 8 октября 1941 года).

Начнем с У-2. Этот всемирно известный классический самолет первоначального обучения, по свидетельству В.Б. Шаврова1,2 имеет богатую историю.

"У-2 (учебный второй), переименованный в 1944 году после гибели Н.Н. Поликарпова в По-2,совершил свой первый полет 7 января 1928 года и просущество-

Самолет У-2 УТ-1 УТ-2

Первый полет, год 1928 1936 1935

Начало серийного производства, год 1928 1937 1938

Марка двигателя М-11 М-11Е М-11

Мощность двигателя, квт 80,9 118 80,9

Длина самолета, м 8,17 5,78 7

Высота самолета, м - 1,98 3

Размах крыла, м 11,4 7,3 10,2

Площадь крыла, м2 33,15 8,3 17,2

Взлетная масса, т 0,91,1 0,5 0,856

Масса пустого самолета, т 0,640,66 0,43 0,616

Максимальная дальность, км 400 670 500

Максимальная скорость, км/ч 152,5 257 230

Экипаж, чел. 2 1 2

Рисунок 1. По - 2 Поликарпова Н.Н.

Рисунок 2. УТ -1 Яковлева А.С.

Таблица основных данных1

Рисунок 3. УТ-2 Яковлева А.С.

вал около 35 лет, не имея в этом отношении себе равных не только в нашей стране, но и за рубежом. За столь долгий срок службы в самолет вносились изменения и было много его вариантов, сохранявших однако его характерные черты. Долговечность самолета У-2 свидетельствует и об удачном соответствии вновь возникавшим требованиям.

Отличительной особенностью его внеш

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0099 8 октября 1941 года г. Москва

Содержание: О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии

В целях использования женских летно-технических кадров

ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:

1. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/174, дислокация — г. Энгельс.

2. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ2 при ЗАПе (Каменка).

3. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация — г. Энгельс.

4. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА ГВФ и Осоавиахима.

5. Переподготовку летного состава на новой матчасти организовать и проводить:

— летного состава — в пунктах формирования полков;

— технического состава — при пункте сбора ЛТС г. Москва;

— штурманского и командиров штабов — при 2-й Ивановской высшей штурманской школе ВВС КА.

6. Главному Интенданту Красной Армии и Начальникам Центральных Управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.

Народный Комиссар Обороны Союза ССР — И. СТАЛИН

него вида был очень большой руль направления, как ни в каком другом самолете.

Первые испытания, начиная с 7 января 1928 года, производились на лыжах. Испытывал М.М. Громов, потом - другие летчики. Самолет привел в восторг его испытателей и руководителей. Для всех оказалась приятной новостью его продольная устойчивость, хотя этого термина тогда еще не знали. При большом угле атаки и потере скорости самолет опускал нос и вновь набирал скорость, при полном ходе шел вверх, при небольших оборотах двигателя опускал нос и шел со снижением. Самолет не входил в штопор, и, будучи введен намеренно (и при том с большим усилием), быстро выходил из него. При нейтральном положении ручки управления позволял даже на короткое время бросить ручку. Все это было настолько непривычно и противо-

речило установившейся практике полетов на других самолетах, строгих в пилотировании и часто опасных в смысле штопора, что новому самолету сразу же было обеспечено общее признание.

В 1928 году самолет был послан на Берлинскую выставку, после чего началось его внедрение в серию на заводе "Красный летчик" в городе Ленинграде, закончившееся в 1930 году. До 1941 года было выпущено в различных модификациях (кроме учебного) несколько тысяч серийных экземпляров. Если учесть выпуск У-2 в военные годы вплоть до прекращения его серийной постройки в 1953 году в связи с изменением учебных требований, то общее количество построенных самолетов составляет несколько десятков тысяч*. Простота обслуживания, возможность эксплуатации У-2 во внеаэродром-ных условиях обеспечили ему широкое применение в различных вариантах"1.

С начала 1942 года самолеты У-2ВС (ВС- военный самолет) поставлялись с серийных заводов готовыми. У-2ВС имели 4 бомбодержателя Дер-5 для подвески бомб весом до 32 кг. Этого было недостаточно и привело к установке в строевых частях еще двух таких бомбодержателей, позволявших подвешивать 50-и и 100-килограммовые бомбы.

На отдельных экземплярах после усиления фюзеляжа появилась возможность использовать 250-килограммовую бомбу. Известен уникальный случай, когда после усиления планера, проведенного К.А. Москатовым, моим отцом, главным инженером в/ч ПАМ-31, У-2ВС смог поднять одну 500 кг бомбу ФАБ -5002. Он не был удовлетворен этим результатом и установил на нижнем крыле два пулемета ШКАС** и реактивные

* По данным8 всего было произведено 33 тысячи самолетов У-2

** ШКАС - Шпитальный, Комарницкий, авиационный скорострельный -первый советский пулемет,

снаряды РС-Ф83 - авиационные боеприпасы, оснащенные реактивным двигателем на бездымном порохе. Сброс авиабомб и пуск РС осуществлялся путем нажатия на кнопку простейшего электробомбосбрасывателя2-4.

К.А. Москатов (смотри Рисунок 4) вооружил УТ-1 двумя крыльевыми пулеметами и двумя реактивными снарядами. Он переделал на фронте в 1942 году УТ-2, поставив на кабине фонарь с противока-потажным выступом среднего шпангоута, предохранявшим летчика, и триммеры на рули и элероны6-9. На таком аппарате летал начальник штаба и командующий ВВС Западного фронта генерал Сергей Александрович Худяков, с 1944 года -маршал авиации. По словам отца, Сергей

А /— ***

Александрович обожал эту машину.***

Рисунок 4. К.А. Москатов возле У-2.

Пора однако рассказать о работе девушек-летчиц 46 Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка. Он начал формироваться в октябре 1941 года Героем Советского Союза майором Мариной Михайловной Расковой (1912-1943 гг.).

специально созданный в 1932 году. Калибр 7.62 мм, скорострельность 1800 выстр/мин, масса 10 кг.

*** Участию в боевых действиях самолетов А.С. Яковлева УТ-1 и УТ-2 посвящается отдельная статья в следующем выпуске сборника "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России".

Максимальная численность По-2 в полку составляла 45 машин. Применялась особая тактика: самолеты выходили на цель ночью на сверхмалой высоте с мотором, установленным на малый газ. Сброс бомб производился с высокой точностью8. За ночь летчицы делали несколько вылетов (от 6-8 летом, до 10-12 зимой). В общей сложности "ночные ведьмы" совершили 23672 боевых вылетов, провели в воздухе 1191 полные сутки, сбросили почти три миллиона килограммов бомб. Во время войны погибли 32 летчицы8.

Как все это делалось? Вот конкретика наградного листа гвардии капитана Смирновой Марии Васильевны, командира эскадрильи, представленной к званию Герой Советского Союза: "В ночь на 24 февраля 1943 года товарищ Смирнова производила бомбометание по скоплению войск противника по зенитным точкам и переправе в пунктах Петровск и Красный Октябрь. Несмотря на сильный обстрел зенитной артиллерии противника, товарищ Смирнова, маневрируя в зоне огня, достигла цели и отлично выполнила боевое задание, уничтожив зенитную точку противника. При повторных боевых заданиях товарищ Смирнова была встречена огнем крупнокалиберного пулемета. В результате обстрела был поврежден мотор. Несмотря на трудности управления самолетом, она боевое задание выполнила, сбросив бомбы точно по цели, вызвав сильный взрыв в скоплении войск и переправы. Товарищ Смирнова умело довела поврежденную машину до своего аэродрома и мастерски произвела посадку, сохранив матчасть и жизнь экипажа". "...За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками как самой лично, так и всего личного состава эскадрильи, которая под ее руководством произвела

3260 боевых вылетов, нанеся при этом тяжелый урон противнику с минимальными потерями для себя, за лично произведенные ею 805 боевых вылетов ночью на самолете У-2 на уничтожение живой силы и техники противника, проявив при этом мужество, отвагу и геройство товарищ Смирнова достойна высшей правительственной награды - присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 46 Гвардейской НБАТП Гвардии майор Бершанская 20.10.44 г."11

Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта: Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман.

Евдокия Давыдовна Бершанская (1913 - 1982) - командир полка. Награждена орденом Александра Невского.

Мария Васильевна Смирнова (19202002) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К августу 1944 года

совершила 805 ночных боевых вылетов. 26.10.1944 года удостоена звания Героя Советского Союза. Награждена орденом Александра Невского.

Полина Владимировна Гельман (1919 -2005) - начальник связи эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К маю 1945 года как штурман самолета По-2, совершила 860 боевых вылетов. 15.05.1946 удостоена звания Героя Советского Союза.

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

Гвардии ст. лейтенант Аросова Раиса Ермолаев-на - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 г.

Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьянов-на - 813 боевых вылетов. Награждена посмертно 23 февраля 1945 г.

Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна -848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 г.

Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 г.

Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна- 968 боевых вылетов.

Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.

Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Федоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 г

Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов.

Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-летчик, удостоенная звания Героя в ходе Великой Отечественной войны.

Гвардии ст. лейтенант Парфенова Зоя Ивановна- 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 г. Участница Парада Победы.

Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов.

Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета.

Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов.

Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета.

Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.

Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов.

Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.

Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Федоровна- 1004 боевых вылета.

Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов.

Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусей-новна - 780 боевых вылета. Награждена 15 мая 1946 г.

Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Федоровна - 926 боевых вылетов.

Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна -810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 г.

В 1995 году звание Героя России получили еще два штурмана полка:

Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Федоровна - 680 боевых вылетов.

Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна- 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна летчица: гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз.

Более 250 девушек были награждены орденами и медалями.

Эпилог

Юбилей Победы - источник, из которого мы еще долгие годы будем черпать силу, терпение, мудрость и честь.

Что нужно сейчас? Нужны:

• мобилизационная экономика;

• концентрация усилий на ключевых, критических направлениях;

• сильные результаты.

Россия может выйти из кризиса, только реализуя стратегию великой державы, ориентированную на высокие смыслы.

Здесь велика роль образования, образованности и, как следствие, - повышения общего уровня мышления12.

Современной России нужен переход к шестому технологическому укладу - нано-, био-, информационным и когнитивным технологиям. В этот процесс вовлечены все передовые страны. Он начал развиваться и у нас13.

Как заметил французский писатель, наш друг Морис Дрюон (1918-2009),

"...Огромная Россия создает равновесие Европы с Индией, Китаем, Северной и Южной Америкой. Поэтому нам нужна сильная Россия и нам надо сотрудничать. Россия должна быть великой или ее вообще не должно быть"14.

Я отдаю себе отчет в том, что будущее может состояться только в результате наших хорошо продуманных коллективных усилий.

Мы преодолеем.

Литература

1.Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. (Материалы к истории самолетостроения) -М: Машиностроение, 3 изд. 1985.- С. 372-374.

2. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950гг ( Материалы к истории самолетостроения)-М: Машиностроение^ изд1988.

3.\0enmyaacademic.ru > 524 Поликарпов_У-2ВС.

4. Москатов Г.К., Клим Д.Ф. К истории летного дела в СССР// Гражданская авиация, 1970, №1.

5.Коршунов А.В., Матюк Н.З., Савельев А.М. Самолеты Поликарпова. Авиация. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.П.Свищев. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия" , ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского, М, 1994.-С.431-436.

6. Засыпкин Ю.В. Самолеты Яковлева. Авиация. Энциклопедия. / Гл. редактор Г.П.Свищев. Научное издательство"Большая Российская Энциклопедия", ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского, М., 1994.- С. 678-684.

7. Виртуальный авиационный справочник. Самолеты А.С. Яковлева. www.airwar.ru/enc/other1

8. Шесть фактов о "небесном тихоходе" У-2// Российская газета, 2014, 7 января.

9. planers 32 .т/тс_1061.Ыт1-«Утята» в бою/ Мир Авиации, 1998, 01 Авиация.Ейск. История,жизни,судьбы.

10. www.airpages.ru/u2vs shtml.

11. Электронный банк документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. " - http//podvignaroda.mi1.ru

12 Амосов А.И. У России есть шанс до 2017 года. Что дальше-начало развития или конец цивилизации? - М.: URSS, 2014.

13. Малинецкий Г.Г. Высокие технологии -путь России в будущее.- М: URSS, 2014.

14. Ларионова Ольга. Душа населения/Итоги, 17.04.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.